Конспект НОД по развитию речи через художественную литературу «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» во второй младшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Корчак Нина Владимировна

      Закрепить знания и представления, а также умение классифицировать и обобщать понятия: посуда, дикие и домашние животные, насекомые. Продолжать работу над словообразованием (преобразовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Учить правильно произносить окончания существительных, правильно употреблять предлоги: «в», «на», «под», «за». Формировать умение вести диалог с педагогом, отвечать на поставленные вопросы. Развивать умение читать наизусть небольшие отрывки из авторских сказок. Развивать внимание, память, активизировать речь, общую и мелкую моторику. Воспитывать коммуникативные качества, самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи через художественную литературу «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Цель: Уточнить знания детей о сказках К.И.Чуковского, называть названия сказки по короткому отрывку из неё.

Задачи: Закрепить знания и представления, а также умение классифицировать и обобщать понятия: посуда, дикие и домашние животные, насекомые. Продолжать работу над словообразованием (преобразовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Учить правильно произносить окончания существительных, правильно употреблять предлоги: «в», «на», «под», «за». Формировать умение вести диалог с педагогом, отвечать на поставленные вопросы. Развивать умение читать наизусть небольшие отрывки из авторских сказок. Развивать внимание, память, активизировать речь, общую и мелкую моторику. Воспитывать коммуникативные качества, самостоятельность.

Материалы к занятию: Портрет К.И.Чуковского. Иллюстрации к сказкам Чуковского: «Доктор Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Краденое солнце». Картинки с изображением диких и домашних животных, насекомых, посуды,; модель домика и дерева. Картинки на предлоги. Чудо-дерево украшено книгами Чуковского.

Предварительная работа: Знакомство с писателем К.И.Чуковским. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание наизусть отрывков; знакомство с дикими и домашними животными, насекомыми, посудой.

Ход НОД

В: - Я рада всех вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. Дети, у нас сегодня гости. Давайте к ним повернёмся и поздороваемся. Сейчас мы встанем в круг возьмемся за руки, улыбнёмся, и таким образом подарим друг другу хорошее настроение.

В: - Дети, посмотрите, выросло у нас в группе чудо дерево.

«Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет!

Чудо-чудо-чудо-чудо расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем…»

В: - А что же растет на нашем дереве?

Д:  - Книжки.

В:  - Чьи сказки написаны в этих книжках?

Д:  - Корнея Ивановича Чуковского. (показать портрет писателя)

В:  - Правильно. Корней Иванович Чуковский, детский писатель, он написал для вас много сказок и сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского на поезде. Вставайте друг за другом «паровозиком».

На поезде нашем кататься мы рады

Нам, малышам это просто отрада!

Ведь паровозик наш мчится вперёд

К сказкам Чуковского  нас привезёт.

(дети встают паровозиком друг за другом, под весёлую музыку двигаются «паровозиком по группе за воспитателем)

В: - А у нас первая остановка. Мы попали на лужайку. Садитесь на стульчики. Внимательно посмотрите на картинку и скажите, в какую сказку мы приехали?

Д: - «Муха Цокотуха».

В: - Давайте все вместе вспомним и выразительно прочтём отрывок из этой сказки.

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите тараканы,

Я вас чаем угощу!»

(Выставляю на доске картинки с изображением насекомых).  

В: - Кто приходил к мухе на день рождение?  (показываю на картинку, дети называют насекомое).

В: - Скажите, как одним словом можно назвать гостей Мухи? (Насекомые)

В: - Скажите, а как выглядят все насекомые, чем они похожи друг на друга? (у них есть крылья, усики, шесть лапок).

В: - Молодцы, ребята, а теперь давайте отдохнём на лужайке.

Артикуляционная гимнастика «Насекомые над лугом»

1. Упражнение для щёчных мышц «Гусеница».

Гусеница хоть мала,

Листья – лучшая еда!

Она много листьев съела,

И, конечно, потолстела.

(Щечки «надули – сдули» – 5р.)

2. Упражнение для круговой мышцы рта и губ «Муха».

Муха, муха-цокотуха –

Позолоченное брюхо.

Муха села на цветок –

Будет чистить хоботок.

(Упражнение «Улыбочка – трубочка» - 8р.)

3. Упражнение «Жук»

Я — жук, я — жук, я здесь живу.

Я все жужжу, жужжу, жужжу:

Надо зубки плотно сжать

И немного пожужжать:

Ж-ж-ж-ж…

В: - А нам пора отправляться дальше. Становитесь друг за другом.

Колёсики, колёсики

Стучат, стучат, стучат.

И в следующую сказку

Везут они ребят.

(дети встают паровозиком друг за другом, под весёлую музыку двигаются «паровозиком по группе за воспитателем на коврик)

В: - Мы с вами приехали на следующую сказочную полянку. Садитесь на коврике.

В: - Посмотрите, ребята, кто-то растерял всю посуду. На каждом шагу встречается: то чашка, то тарелка, то кастрюля!

«А посуда вперёд и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник сказал утюгу

- Я больше идти не могу»

В: - Из какой сказки эти строчки? («Федорино горе»)

В: - Правильно, из сказки про ленивую Федору, которая обижала свою посуду, давайте поможем Федоре помириться с посудой, назовем ее ласковыми словами.

     блюдце – блюдечко

     чашка – чашечка

     чайник – чайничек

     тарелка – тарелочка

     ложка – ложечка

     вилка – вилочка

     стакан – стаканчик

     сковорода – сковородочка

В: - Молодцы дети, помогли Федоре (показываю иллюстрацию из сказки с изображением улыбающейся Федоры).

В: - Нам пора отправляться дальше.

Вагончики, вагончики

Качаются, бегут,

К последней остановке

Ребят они везут.

(дети встают паровозиком друг за другом, под весёлую музыку двигаются «паровозиком по группе за воспитателем на стульчики)

В: - Садитесь на стульчики. Внимательно посмотрите на картинку и скажите, в какую сказку мы приехали? (Доктор Айболит)

В: - Кто расскажет отрывок из сказки про Доктора Айболита? (выходит ребёнок, читает отрывок).

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

В: - Кого лечит Айболит? (Животных).

В: - Какие бывают животные (Дикие и домашние).

В: - Где живут дикие животные? (В лесу).

В: - Где живут домашние животные? (Рядом с человеком).

В: - Ребята, животные попрятались, поможем Айболиту их найти. Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете называть кто где спрятался:

     Лиса спряталась в норе

     Кошка – на крыше

     Лошадь – за забором

     Собака – под столом

     Заяц – за пеньком

(У каждого ребёнка под стульчиком картинка с изображением дикого или домашнего животного).

В: - Все животные перепутались между собой, и, Доктор Айболит,  просит вас  помочь: диких животных поставить рядом с деревом, а домашних - рядом с домиком.

(Дети выполняют задание, объясняя своё действие: «Я поставил волка рядом с деревом, потому что он дикое животное и т. д.)

В: - : Молодцы, помогли животным разобраться  кто где живет, а сейчас поможем животным найти своих детенышей.

     Показывает картинки с изображением  детенышей домашних животных.

      У кошки ….котенок, у свиньи ….. поросенок, у коровы ….

      У собаки ….щенок, у лошади ….жеребенок, у козы ….

В: - Молодцы, ребята, Доктор Айболит благодарит вас за помощь. . А нам пора возвращаться в детский сад. Становитесь друг за другом.

Вагончики, вагончики

Бегут, бегут, бегут.

Из сказок дедушки Корнея

Ребят домой они везут.

Итог:  

- Понравилось вам путешествие?

- В каких сказках мы  побывали?

- Кто написал все эти сказки?  

- Как нужно обращаться с книгой (не рвать, не бросать, не рисовать на ней, не пачкать, аккуратно листать, брать чистыми руками) .

- Молодцы! Наше путешествие закончилось! А завтра мы вновь будем читать новые сказки! До встречи в стране сказок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект по развитию речи на тему:" Чтение русской народной сказки "Маша и медведь" во второй младшей группе

план-конспект  по развитию речи на тему:" Чтение русской народной сказки "Маша и медведь" во второй младшей группе...

Конспект НОД по развитию речи (чтение художественной литературы) «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (подготовительная группа)

Пр. Пр.     Пр. задачи:Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать...

Конспект НОД по развитию речи через художественную литературу «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» во 2 мл. гр.

Обучающие: Закрепить знания и представления о диких и домашних животных; о насекомых и их характерных признаках. Уточнить название и назначение обуви и одежды, ухода за ней. Формировать умения вести д...

Конспект НОД по развитию речи через художественную литературу во второй младшей группе по сказкам К. И. Чуковского «Сказка в гости к нам пришла»

Цель: создать условия для знакомства детей с творчеством детского писателя К.И. Чуковского, посредством художественных произведений. Задачи:формировать знания детей о творчестве писат...

Конспект НОД по развитию речи через художественную литературу «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» во 2 мл. гр.

Цель:Закрепить знания и представления о диких и домашних животных; о насекомых и их характерных признаках.Задачи:Уточнить название и назначение обуви и одежды, ухода  за ней. Формировать  ум...

Познавательно-творческий проект "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского" во второй младшей группе

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает пре...