Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. Так, дети с тяжелыми нарушениями речи (с ОНР) по решению родителей (законных представителей), которые отказались от перевода детей в специализированные дошкольные учреждения, посещают общеобразовательные группы. Для коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ОНР) и осваивающими основную программу совместно с другими детьми, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для детей с ТНР. | 57.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР
(в условиях дошкольного логопункта)
Разработчики
учитель-логопед И.А.Чижова
учитель-логопед М.Ю.Терехова
Москва- 2016
I. Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи и принципы реализации программы
1.3. Характеристика речевого развития детей
II. Содержательный раздел программы
2.1. Перспективное планирование работы с детьми, имеющими логопедическое заключение: ОНР
2.2. Планируемые результаты освоения программы
III. Организационный раздел программы
3.1 . Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия
3.2. Организация коррекционно-образовательного процесса в условиях дошкольного логопункта
3.3. Направления работы
I. Целевой раздел программы
1.1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. Так, дети с тяжелыми нарушениями речи (с ОНР) по решению родителей (законных представителей), которые отказались от перевода детей в специализированные дошкольные учреждения, посещают общеобразовательные группы. Для коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ОНР) и осваивающими основную программу совместно с другими детьми, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.)
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
- Приказом Департамента образования города Москвы от 11.08.2005 г. № 2-34-20 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования».
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
- Образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной образовательной организацией.
Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано на основе следующих программ и методических разработок:
- Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой.
- Программа коррекционно разивающей работы для детей с ОНР Н.В.Нищевой.
- Логопедия в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР Л.Н. Смирновой.
- Логопедия в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР Л.Н. Смирновой.
Однако, данные программы и методические разработки рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Рабочая программа позволяет определить возможные пути включения деятельности учителя-логопеда ДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данная рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Рабочая программа направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
1.2. Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:
- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников дошкольного отделения.
- Преодоление недостатков в речевом развитии.
- Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.
- Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
- Профилактика нарушений письменной речи.
- Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания.
- Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы.
- Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками и специалистами медицинских учреждений.
- Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
- Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
Программа предназначена для детей 5–7 лет с ОНР. Срок реализации программы – 30 недель.
Программа опирается на следующие принципы:
• системности;
• комплексности;
• деятельностный;
• онтогенетический;
• обходного пути;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
1.3.Характеристика детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Речевая недостаточность при общем недоразвитии у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с ярко выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития, однако есть дети 5-7 лет, обследование которых выявило второй уровень недоразвития речи.
На втором уровне речевого развития у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д. Характерным остаётся резко выраженный аграмматизм: смешение падежных форм; отсутствие согласования глаголов с существительными; ошибки в употреблении числа и рода существительных, глаголов; нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными; трудности при пользовании предложными конструкциями (часто предлоги вообще опускаются). Понимание обращённой речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений, На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
II. Содержательный раздел программы
Особенности образовательного процесса:
- интеграция образовательных областей,
- увеличение количества индивидуальной и подгрупповой занятий ввиду сложности речевых дефектов у детей,
- взаимодействие всех участников образовательного процесса,
- наличие логопедических уголков в групповых помещениях.
Условия для речевого развития детей:
- наличие оснащенного логопедического кабинета
- проведение индивидуальных логопедических занятий с детьми в присутствии родителей (по приглашению логопеда или по желанию) в течение учебного года.
Нарушения устной речи | Направления коррекционной работы |
Общее недоразвитие речи | - обогащение словаря; - развитие грамматического строя речи; - развитие связной речи; - развитие фонематического восприятия; - развитие слоговой структуры слов; - коррекция звукопроизношения. |
2.1. Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы
Занятия имеют комбинированный характер, который выражается не только в обогащении словаря, но и коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций.
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период— март, апрель, май.
Каждый период включает в себя 10 тематических циклов.
Календарно-тематический план логопедической работы с детьми 5-6 лет
Месяц | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
Сентябрь | Осень | Уточнение артикуляции и произношения звука [а] | Усвоение употребления в речи глаголов в разных временных формах, в единственном и множественном числе. Формирование номинативного словаря (словарь существительных) по теме | Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении |
Овощи | Уточнение артикуляции и произношения звука [у] | Закрепление категории родительного падежа множественного числа. Усвоение употребления в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существ-ми мужского и женского рода. | Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам символам | |
Октябрь | Фрукты | Уточнение артикуляции и произношения звука [и] | Употребление в речи предложных конструкций и категорий творительного падежа, усвоение употребления в речи предлога возле. Усвоение существительных в родительном падеже, употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления. Закрепление относительных прилагательных по теме | Составление рассказа -описание «Апельсин» по вопросам логопеда |
Сад - огород | Уточнение артикуляции и произношения звука [м] | Составление сложных предложений со значением представления. Составление сложных предложений с союзом потому что. Усвоение категории родительного падежа с предлогом да | Рассказ – сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал | |
Лес | Уточнение артикуляции и произношения звука [о] | Согласование числительных с существительными. Развитие слухового восприятия и логического мышления. Формирование навыка словоизменения и словообразования | Рассматривание иллюстраций «Лес» и составление рассказа по ней | |
Грибы и ягоды | Уточнение артикуляции и произношения звука [ы] | Образование относительных прилагательных от существительных. Употребление распространённых предложений и предлогов в, за,из | Составление рассказа «Грибы и ягоды» | |
Ноябрь | Перелётные птицы | Уточнение артикуляции и произношения звука [п] | Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные». Усвоение знаний детей о частях тела птицы. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с изменениями внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых | Составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным предметным картинкам |
Зимующие птицы | Уточнение артикуляции и произношения звука [т] | Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Активизация глаголов по теме. Закрепление знаний детей о частях тела птицы | Составление рассказа – описания «Воробей» по опорным предметным картинкам | |
Части тела | Уточнение артикуляции и произношения звука [к] | Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для. Употребление грамматических категорий дательного падежа. Согласование существительных с числительными | Сказка «Великан и Гномик». Образование слов с увеличитель-ными и ласкательными оттенками | |
Посуда | Уточнение артикуляции и произношения звука [х] | Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Уточнить значение слов названий предметов посуды | «Сказка о чайнике». Выучить и придумать аналогичную о каком-либо предмете посуды | |
Декабрь | Продукты питания | Уточнение артикуляции и произношения звука [с] | Образование относительных прилагательных от существительных. Составление предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов будущего времени. Усвоение употребления предлога для. Составление предложений с однородными членами. Развитие слухового внимания. | Пересказ рассказа «Что вкуснее?» |
Одежда, обувь, головные уборы | Уточнение артикуляции и произношения звука [б] | Усвоение словаря по изучаемой теме, усвоение глагола надеть, подбор прилагательных к слову одежда. Знакомство с деталями одежды, обуви, головных уборов. Усвоение категории родительного падежа. Усвоение конструкций с предлогом с. | Составление описательных рассказов | |
Зима | Уточнение артикуляции и произношения звука [в] | Подбор однородных определений к слову зима, образование новых слов. Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления. . Привлечение внимания детей к предстоящим изменениям в природе: день стал короче чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоемы — льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев; насекомых нет, птиц мало, выпал снег. | Пересказ рассказа «Гостья - зима» с опорой на вопросы логопеда. Усвоение переносного значения слов. | |
Новогодний праздник | Уточнение артикуляции и произношения звука [г] | Согласование числительных с существительными. Употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без неё. | «Что будет после этого?» Составление предложений по сюжетным картинкам. Развитие воображения | |
Январь | Домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [д] | Усвоение категории творительного падежа. Усвоение названий детёнышей животных. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Употребление притяжательных прилагательных | Составление рассказа «Лошадь» по опорным картинкам |
Дикие животные наших лесов | Уточнение артикуляции и произношения звука [з] | Подбор прилагательных к слову животные. Усвоение категории творительного и родительного падежа. Усвоение притяжательных прилагательных, падежных окончаний. Употребление конструкций с предлогом с. | Составление рассказа – описания «Лиса» | |
Февраль | Дикие животные холодных и жарких стран | Уточнение артикуляции и произношения звука [ш] | Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам. Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что. Усвоение категории творительного падежа с предлогом за. Дифференциация животных севера и юга. | Составление рассказа – сравнения «Белый медведь и жираф» |
Рыбы | Уточнение артикуляции и произношения звука [н] | Подбор глаголов к слову рыба, формирование обобщающих понятий у детей. Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме. Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами –ище, -ища. | Составление по картинке рассказа – описания «Щука» | |
Наш город | Уточнение артикуляции и произношения звука [ж] | Составление распространённых предложений, работа с деформированными предложениями. Усвоение степеней сравнения прилагательных. | Составление рассказа – описания «Городок» по опорным предметным картинкам | |
Наша улица | Уточнение артикуляции и произношения звука [л] | Усвоение антонимов. Усвоение степеней сравнения прилагательных. Озеленение нашей улицы. Парк, сквер, клумбы, газон. Знать, что деревья и цветы специально сажают и ухаживают за ними. Воспитание бережного отношения к посадкам. | Рассказ «Дети на улице» | |
Март | Дом и его части | Уточнение артикуляции и произношения звука [ф] | Подбор однородных сказуемых к слову дом. Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со. Образование отыменных прилагательных. | Рассказ «Как дом родился?».Употребление существительных в родительном падеже множественного числа |
Мебель | Уточнение артикуляции и произношения звука [ц] | Подбор определений к слову мебель. Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Употребление предлогов: для, из, со, из-за, из-под, с. | Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда. | |
Моя семья | Уточнение артикуляции и произношения звука [ч’] | Составление предложений с предлогом с. Составление предложений со значением противопоставления. Усвоение прилагательных в сравнительной степени. Формирование понятия о старших и младших членах семьи. | «Расскажи о себе». Составление рассказа о своей семье, опираясь на картинки подсказки | |
Профессии | Уточнение артикуляции и произношения звука [щ’] | Образование существительных от глаголов. Подбор подходящих по смыслу определений. Формирование навыка словообразования. Закрепление названий профессий. | Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам логопеда | |
Апрель | Хлеб | Уточнение артикуляции и произношения звука [р] | Подбор прилагательных и образование родственных слов к слову хлеб. Составление предложений с предлогом за. Закрепление обоб-щающих понятий хлебоизделия, хлебопродукты. | Рассказ «Батон» |
Транспорт | Дифференциация звуков [л] и [р]. Уточнение артикуляции и произношения звука [й] | Словообразование существительных путём сложения основ. Составление предложений с предлогом над по двум опорным словам и картинкам. Усвоение глаголов с разными приставками. Подбор антонимов. | Составление рассказа – описания «Папа купил автомобиль» | |
Весна | Дифференциация звуков [с] и [ш] | Подбор прилагательных к слову весна. Употребление сложных предложений с союзом потому что. Установление причинно – следственных связей. | Составление рассказа «Пришла весна» с опорой на картинки - символы | |
Насекомые | Уточнение артикуляции и произношения звука [э] | Подбор глаголов к слову насекомые. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление слов с увеличительными оттенками. Согласование существительных с числительными. | Рассказ «Как бабочка летала». Формирование усвоения предлогов под, из-под | |
Май | Школа | Закрепление пройденных звуков | Согласование числительных с существительными. Образование существительных женского рода. Подбор родственных слов. Образование сравнительной степени прилагательных от наречий. | Чтение и пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок» |
Лето | Закрепление пройденных звуков | Подбор прилагательных к слову лето. Составление предложений с предлогами над, между, из-за, около. Усвоение категории родительного падежа множественного числа. | Составление предложений о дружбе по двум опорным предметным картинкам |
Календарно-тематический план логопедической работы с детьми 6-7 лет
Месяц | Лексичес-кая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | |
Сентябрь | Осень | Уточнение артикуляции и произношения звука [а] | Буква А | Усвоение употребления в речи глаголов в разных временных формах, в единственном и множественном числе. Формирование номинативного словаря (словарь существительных) по теме. | Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении |
Овощи | Уточнение артикуляции и произношения звука [у] | Буква У | Закрепление категории родительного падежа множественного числа. Усвоение употребления в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существ-ми мужского и женского рода. | Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам символам | |
Октябрь | Фрукты | Уточнение артикуляции и произношения звука [и] | Буква И | Употребление в речи предложных конструкций и категорий творительного падежа, усвоение употребления в речи предлога возле. Усвоение существительных в родительном падеже, употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления. Закрепление относительных прилагательных по теме | Составление рассказа -описание «Апельсин» по вопросам логопеда |
Сад - огород | Уточнение артикуляции и произношения звука [м] | Буква М | Составление сложных предложений со значением представления. Составление сложных предложений с союзом потому что. Усвоение категории родительного падежа с предлогом да. | Рассказ – сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал | |
Лес | Уточнение артикуляции и произношения звука [о] | Буква О | Согласование числительных с существительными. Развитие слухового восприятия и логического мышления. Формирование навыка словоизменения и словообразования . | Рассматривание иллюстраций «Лес» и составление рассказа по ней | |
Грибы и ягоды | Уточнение артикуляции и произношения звука [ы] | Буква Ы | Образование относительных прилагательных от существительных. Употребление распространённых предложений и предлогов в, за,из. | Составление рассказа «Грибы и ягоды» | |
Ноябрь | Перелётные птицы | Уточнение артикуляции и произношения звука [п] | Буква П | Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные». Усвоение знаний детей о частях тела птицы. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с изменениями внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых. | Составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным предметным картинкам |
Зимующие птицы | Уточнение артикуляции и произношения звука [т] | Буква Т | Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Активизация глаголов по теме. Закрепление знаний детей о частях тела птицы. | Составление рассказа – описания «Воробей» по опорным предметным картинкам | |
Части тела | Уточнение артикуляции и произношения звука [к] | Буква К | Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для. Употребление грамматических категорий дательного падежа. Согласование существительных с числительными. | Сказка «Великан и Гномик». Образование слов с увеличитель-ными и ласкательными оттенками | |
Посуда | Уточнение артикуляции и произношения звука [х] | Буква Х | Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Уточнить значение слов названий предметов посуды. | «Сказка о чайнике». Выучить и придумать аналогичную о каком-либо предмете посуды | |
Декабрь | Продукты питания | Уточнение артикуляции и произношения звука [с] | Буква С | Образование относительных прилагательных от существительных. Составление предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов будущего времени. Усвоение употребления предлога для. Составление предложений с однородными членами. Развитие слухового внимания. | Пересказ рассказа «Что вкуснее?» |
Одежда, обувь, головные уборы | Уточнение артикуляции и произношения звука [б] | Буква Б | Усвоение словаря по изучаемой теме, усвоение глагола надеть, подбор прилагательных к слову одежда. Знакомство с деталями одежды, обуви, головных уборов. Усвоение категории родительного падежа. Усвоение конструкций с предлогом с. | Составление описательных рассказов | |
Зима | Уточнение артикуляции и произношения звука [в] | Буква В | Подбор однородных определений к слову зима, образование новых слов. Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления. . Привлечение внимания детей к предстоящим изменениям в природе: день стал короче чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоемы — льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев; насекомых нет, птиц мало, выпал снег. | Пересказ рассказа «Гостья - зима» с опорой на вопросы логопеда. Усвоение переносного значения слов. | |
Новогодний праздник | Уточнение артикуляции и произношения звука [г] | Буква Г | Согласование числительных с существительными. Употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без неё. | «Что будет после этого?» Составление предложений по сюжетным картинкам. Развитие воображения | |
Январь | Домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [д] | Буква Д | Усвоение категории творительного падежа. Усвоение названий детёнышей животных. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Употребление притяжательных прилагательных. | Составление рассказа «Лошадь» по опорным картинкам |
Дикие животные наших лесов | Уточнение артикуляции и произношения звука [з] | Буква З | Подбор прилагательных к слову животные. Усвоение категории творительного и родительного падежа. Усвоение притяжательных прилагательных, падежных окончаний. Употребление конструкций с предлогом с. | Составление рассказа – описания «Лиса» | |
Февраль | Дикие животные холодных и жарких стран | Уточнение артикуляции и произношения звука [ш] | Буква Ш | Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам. Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что. Усвоение категории творительного падежа с предлогом за. Дифференциация животных севера и юга. | Составление рассказа – сравнения «Белый медведь и жираф» |
Рыбы | Уточнение артикуляции и произношения звука [н] | Буква Н | Подбор глаголов к слову рыба, формирование обобщающих понятий у детей. Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме. Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами –ище, -ища. | Составление по картинке рассказа – описания «Щука» | |
Наш город | Уточнение артикуляции и произношения звука [ж] | Буква Ж | Составление распространённых предложений, работа с деформированными предложениями. Усвоение степеней сравнения прилагательных. | Составление рассказа – описания «Городок» по опорным предметным картинкам | |
Наша улица | Уточнение артикуляции и произношения звука [л] | Буква Л | Усвоение антонимов. Усвоение степеней сравнения прилагательных. Озеленение нашей улицы. Парк, сквер, клумбы, газон. Знать, что деревья и цветы специально сажают и ухаживают за ними. Воспитание бережного отношения к посадкам. | Рассказ «Дети на улице» | |
Март | Дом и его части | Уточнение артикуляции и произношения звука [ф] | Буква Ф | Подбор однородных сказуемых к слову дом. Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со. Образование отыменных прилагательных. | Рассказ «Как дом родился?».Употребление существительных в родительном падеже множественного числа |
Мебель | Уточнение артикуляции и произношения звука [ц] | Буква Ц | Подбор определений к слову мебель. Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Употребление предлогов: для, из, со, из-за, из-под, с. | Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда. | |
Моя семья | Уточнение артикуляции и произношения звука [ч’] | Буква Ч | Составление предложений с предлогом с. Составление предложений со значением противопоставления. Усвоение прилагательных в сравнительной степени. Формирование понятия о старших и младших членах семьи. | «Расскажи о себе». Составление рассказа о своей семье, опираясь на картинки подсказки | |
Профессии | Уточнение артикуляции и произношения звука [щ’] | Буква Щ | Образование существительных от глаголов. Подбор подходящих по смыслу определений. Формирование навыка словообразования. Закрепление названий профессий. | Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам логопеда | |
Апрель | Хлеб | Уточнение артикуляции и произношения звука [р] | Буква Р | Подбор прилагательных и образование родственных слов к слову хлеб. Составление предложений с предлогом за. Закрепление обоб-щающих понятий хлебоизделия, хлебопродукты. | Рассказ «Батон» |
Транспорт | Дифференциация звуков [л] и [р]. Уточнение артикуляции и произношения звука [й] | Буква Й | Словообразование существительных путём сложения основ. Составление предложений с предлогом над по двум опорным словам и картинкам. Усвоение глаголов с разными приставками. Подбор антонимов. | Составление рассказа – описания «Папа купил автомобиль» | |
Весна | Дифференциация звуков [с] и [ш] | Буква Е | Подбор прилагательных к слову весна. Употребление сложных предложений с союзом потому что. Установление причинно – следственных связей. | Составление рассказа «Пришла весна» с опорой на картинки - символы | |
Насекомые | Уточнение артикуляции и произношения звука [э] | Буква Э | Подбор глаголов к слову насекомые. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление слов с увеличительными оттенками. Согласование существительных с числительными. | Рассказ «Как бабочка летала». Формирование усвоения предлогов под, из-под | |
Май | Школа | Закрепление пройденных звуков | Закрепление пройденных букв | Согласование числительных с существительными. Образование существительных женского рода. Подбор родственных слов. Образование сравнительной степени прилагательных от наречий. | Чтение и пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок» |
Лето | Закрепление пройденных звуков | Закрепление пройденных букв | Подбор прилагательных к слову лето. Составление предложений с предлогами над, между, из-за, около. Усвоение категории родительного падежа множественного числа. | Составление предложений о дружбе по двум опорным предметным картинкам |
2.2. Планируемые результаты освоения программы
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов,
уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
III. Организационный раздел программы
3.1. Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения является работа по развитию:
1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2) произносительной стороны речи;
3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:
• способности к сосредоточению;
• умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;
• умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;
• умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;
• возможности использования помощи партнера по работе.
Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.
3.2. Организация коррекционно-образовательного процесса в условиях дошкольного логопункта
Для воспитанников с ОНР учителем-логопедом после проведения логопедической диагностики индивидуального развития и на основе данной программы коррекционно-развивающей работы разрабатывается индивидуальный план, формируются подвижные подгруппы, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям каждого ребенка.
Основной формой работы учителя-логопеда с детьми, имеющим тяжелое нарушение речи (ОНР) и посещающим дошкольное отделение, являются подгрупповые и индивидуальные занятия.
Обязательно планируется время и формы занятости ребенка с ОНР на каждый день недели. Занятия с учителем-логопедом могут проводиться параллельно с групповыми занятиями. Учитель-логопед осуществляет информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы и родителей, подключая к развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком. Предусматривается подключение родителей к участию в занятиях, присутствие родителей на индивидуальных занятиях с их ребенком, обязательное консультирование родителей.
Логопедические занятия с подгруппой детей из 4-6 человек по схожему речевому нарушению проводятся, в среднем, два раза в неделю.
Периодичность индивидуальных занятий в течение недели зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка с учетом динамики исправления речевых нарушений и составляет в среднем 2-3 раза в неделю.
В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Продолжительность логопедического занятия с подгруппой – 25-30 мин.; индивидуальных занятий с каждым ребёнком – 15-20 минут.
3.3. Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Используемая литература:
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: «Просвещение», 1990
- Йощенко В.О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – С-Пб., «Детство-пресс», 2006
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-Спб., «Детство-пресс», 2009
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи. -М.: Мозаика-Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7лет с общим недоразвитием речи. -М.: Мозаика-Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005
- Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет – М., «ГНОМ и Д», 2003
- Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. - Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 1999г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.- М: ООО «Гном-Пресс», 1999
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение – М., «Гном-Пресс», 1999
- Филичева Т.Б., Чиркина В.Г., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М., «Просвещение», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Лесное путешествие"
Конспект коррекционно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФН...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...
«Волшебный завиток» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда дошкольного логопункта на 2017-2018 учебный год в условиях введения ФГОС ДО
1. Пояснительная записка 2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников 2.1. Характеристика речевого развития детей с ФНР, ФФНР 2.2....
Модифицированная программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3-4 уровня в условиях логопункта
Представленная программа может заинтересовать учителей-логопедов, работающих на логопункте при массовом ДОУ, в котором нет речевой группы....
Программа дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Природа и безопасность»
Программа включает в себя работу по разделу "Природа и безопасность" программы Л. Л. Тимофеевой "Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет"...
Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта"
Данная программа подходит для учителей-логопедов ДОУ, реализующих коррекционно-развивающее обучение в условиях логопедического пункта....