Зимующие птицы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий в старшей логопедической группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pro_ptits_st._gr.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «детский сад №57» комбинированного вида.
Конспект занятия
по развитию лексико - грамматических категорий в старшей логопедической группе.
Тема: «Зимующие птицы».
учитель-логопед
МБДОУ детский сад №57
комбинированного вида
Селезнева И.А.
Дзержинск 2013г.
Программное содержание.
Цель: Активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные задачи:
- Закреплять употребление предлогов на, с.
- Упражнять в составление предложений с предлогами на, с.
- Закреплять употребление приставочных глаголов.
- Учить ставить вопросы.
2. Коррекционно – развивающие задачи:
- Развивать диалогическую речь.
- Развивать внимание и память.
3. Коррекционно – воспитательные задачи:
Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей до конца.
Методы и приёмы:
1.Наглядный – фланелеграф, предметные картинки: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, сова, дятел, крыша, крыльцо, забор, скамейка, ели, дерево, пень, ветка, сугроб; схемы предлогов.
2.Практический - игра «Поймай звук», деление слов на части, задание на определение позиции звуков в слове;
3.Словесный - беседа, сюрпризный момент (презентация о зимующих птицах), загадки о птицах, уточнения, пояснения, поощрения.
Пропедевтическая работа: чтение рассказов о птицах, рассматривание иллюстраций, наблюдение за птицами на прогулке.
Материал:
кассета с записью.
Дифференцированный подход:
средний уровень
низкий уровень
1.Оргмомент. Психогимнастика.
- Ребята, какое сейчас время года? - Зима.
-Какая погода зимой на улице? - Морозная, холодная.
Давайте покажем, как мы с вами замерзли на улице, съёжились. А теперь отогрелись, расслабились.
2. Сообщение темы занятия. Я сегодня предлагаю побывать вам в зимнем парке. А в парке мы с вами будем кого-то искать. А кого вы ответите мне, посмотрев фильм и отгадав мои загадки.
Логопед включает презентацию о зимующих птицах и читает загадки. Дети отгадывают птиц.
Черная, как вар, кричит: «Кар!» (Ворона). Всю ночь летает,
Вещунья белобока, а зовут её … сорока. Мышей добывает,
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! А станет светло-
Клюй, не робей! Спать ляжет в дупло.(Сова)
Кто это? (Воробей) Всё время стучит,
Деревья долбит.
Красногрудый, чернокрылый, Но их не калечит,
Любит ягоды клевать. А только лечит. (Дятел).
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь).
Жёлтое брюшко у маленькой птички. А зовут её….. (Синичка).
- Кто это? - Это птицы.
- Скажите, какие это птицы? - Это зимующие птицы.
- Почему этих птиц называют зимующими? - Они остаются зимовать.
3. Посмотрите, какой парк у меня на фланелеграфе.
- Назовите, что вы здесь видите. Дети перечисляют ( скамейку, ели, забор, дерево, ветка ели, снеговик, пень)
- Какое время года изображено?
- Дети: Изображена зима.
Логопед: Ребята, кого нет в парке? – В парке нет птиц.
Давайте поищем птиц и вернем их в парк. Зимой выпало много снега и все кругом в снегу. Птицы попрятались. Дети идут, высоко поднимая ноги через сугробы.
Логопед: - Смотрите вот птичьи следы. Давайте пойдем по птичьим следам.
4.Развитие ротового выдоха. Подходят к ели (макет), украшенной дождиком. Дуют на дождик и под ним находят птиц. Логопед следит за правильным выдохом.
Дети: на ели прячутся сорока, дятел, воробей.
Молодцы. Идем дальше.
5.Подбор слов – действий. Игра «Скажи кто, как кричит».
Давайте присядем на ковер и отдохнем на поляне. Слушаем голоса птиц.
Выставляется символ слов - действий. Включается фонограмма с голосами птиц.
- Скажите, как птица свой голос подает, что делает?
Дети:- Это синички. Они тинькают.
- Это совы. Они ухают.
- Это вороны. Они каркают.
- Это сорока. Она стрекочет.
Что еще птицы делают? – Дети: прыгают, летают, вьют, клюют,спят,..
6. Давайте сядем на свои места и поиграем с вами в игру: « Какой, какая».
Заполним нашу волшебную баночку словами-признаками.
Дети кладут фишку в баночку и называют слово- признак.
Логопед задает вопрос: - Синичка (какая?)- желтогрудая.
- Дятел (какой?) – длиннохвостый.
- воробей (какой?) – серенький, шустрый.
7.Составление предложений по карточкам с предлогом - на- .
Возьмите карточки и составьте по ним предложения.
- Воробей сидит на снегу.
- Ворона сидит на скамейке.
-Синичка сидит на ветке ели.
- Ребята, какое маленькое слово вы использовали в своих предложениях?
Дети: Слово - на- .
8. Подвижная игра «Снегири». Логопед предлагает детям пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение.
«Вот на ветки, посмотри, в красных майках снегири. Распушили перышки, греются на солнышке, головой вертят, улететь хотят. Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью».
Включается фонограмма. Дует сильный ветер.
Логопед: Какой сильный ветер подул, он нам что-то принес. Да, это части картинки, а на ней кто-то изображен. Давайте соберем картину и узнаем, кто это.
Дети собирают из частей картинку снегиря.
9.Составление синквейна о снегире.
Ребята, давайте составим с вами маленький рассказ – синквейн о снегире.
Дети выкладывают алгоритм синквейна на партах и составляют маленький рассказ.
1.Кто это? – Снегирь.
2.Какой снегирь. – Красногрудый, красивый.
3.Что делает снегирь? – Прыгает, клюет, летает.
4.Скажите, что- то, о снегире. - Снегирь клюет ягоды рябины.
5.Зимующая птица.
- Молодцы. У вас получился красивый синквейн о снегире.
10. А теперь давайте вернем птиц в парк.
Дети берут силуэты птиц и сажают на фланеллеграфе в парке,
проговаривая, что делают.
- Синицу посажу на дерево.
- Снегиря посажу на снег.
- Воробья посажу на скамейку.
Вот и стало в нашем парке опять весело от голосов птиц. Вы их всех нашли.
11. Окончание занятия.
- Где мы сегодня побывали? – В зимнем парке.
-Кого искали в парке? – Искали птиц.
- Какие это птицы? – Это зимующие птицы.
О ком мы составили синквейн? – О снегире.
Вы хорошо потрудились. Молодцы. Вот вам в подарок раскраска птицы в парке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...