Зимующие птицы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Селезнева Ирина Алексеевна

Конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий в старшей логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_pro_ptits_st._gr.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «детский сад №57» комбинированного вида.

Конспект занятия

по развитию лексико - грамматических категорий в старшей логопедической группе.

                                                      Описание: C:\Users\Home\Pictures\Организатор клипов (Microsoft)\снигирь.jpg

Тема: «Зимующие птицы».

                                                            учитель-логопед

                                                                          МБДОУ детский сад №57

                                                                        комбинированного вида

                                                          Селезнева И.А.

Дзержинск 2013г.

Программное содержание.

Цель: Активизация словаря по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

1. Коррекционно – образовательные  задачи:

- Закреплять употребление предлогов  на, с.

- Упражнять в  составление предложений с предлогами  на, с.

- Закреплять употребление приставочных глаголов.

- Учить ставить вопросы.

2. Коррекционно – развивающие задачи:

- Развивать диалогическую речь.

- Развивать внимание и память.

3. Коррекционно – воспитательные задачи:

Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей до конца.

Методы и приёмы:

1.Наглядный – фланелеграф,  предметные  картинки: ворона, сорока, воробей,  снегирь, синица, сова,  дятел, крыша, крыльцо, забор, скамейка, ели, дерево, пень, ветка, сугроб;  схемы предлогов.

2.Практический - игра «Поймай звук», деление слов на части, задание на определение позиции звуков в слове;

3.Словесный - беседа, сюрпризный момент (презентация о зимующих птицах), загадки о птицах,  уточнения, пояснения,  поощрения.

Пропедевтическая работа: чтение рассказов о птицах, рассматривание иллюстраций, наблюдение за птицами на прогулке.

Материал:

  кассета с записью.

Дифференцированный подход:

      средний уровень

      низкий уровень

1.Оргмомент.  Психогимнастика.

- Ребята, какое сейчас время года?       - Зима.

-Какая погода зимой на улице?            - Морозная, холодная.

Давайте покажем, как мы с вами замерзли  на улице, съёжились. А теперь отогрелись, расслабились.

2. Сообщение темы занятия. Я сегодня предлагаю побывать вам в зимнем парке. А в парке  мы с вами будем кого-то искать. А кого вы ответите мне, посмотрев фильм и отгадав мои загадки.

Логопед включает презентацию о зимующих птицах и читает загадки. Дети отгадывают птиц.

Черная, как вар, кричит: «Кар!» (Ворона).            Всю ночь летает,

Вещунья белобока, а зовут её … сорока.               Мышей добывает,

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!                           А станет светло-

Клюй,  не робей!                                                       Спать ляжет в дупло.(Сова)

 Кто это? (Воробей)                                               Всё время стучит,

                                                                                   Деревья долбит.

Красногрудый, чернокрылый,                                 Но их не калечит,

Любит ягоды клевать.                                           А только лечит. (Дятел).

С первым снегом на рябине

 Он появится опять. (Снегирь).                          

                                                                                                                                                                                                                                       Жёлтое брюшко у маленькой птички.                                                                                          А зовут её….. (Синичка).

- Кто это?    - Это птицы.      

- Скажите, какие это птицы?    - Это зимующие птицы.

- Почему этих птиц называют зимующими?   - Они остаются зимовать.

3. Посмотрите, какой парк у меня на фланелеграфе.

- Назовите, что вы здесь видите. Дети перечисляют ( скамейку, ели, забор, дерево, ветка ели, снеговик, пень)

- Какое время года изображено?

- Дети: Изображена зима.

Логопед: Ребята, кого нет в парке? – В парке нет птиц.

Давайте поищем птиц и вернем их в парк. Зимой выпало много снега и все кругом в снегу. Птицы попрятались. Дети идут, высоко поднимая ноги через сугробы.

Логопед: -  Смотрите  вот птичьи следы. Давайте пойдем по птичьим следам.

4.Развитие ротового выдоха. Подходят  к ели (макет), украшенной дождиком. Дуют на дождик и под ним находят птиц. Логопед следит за правильным выдохом.

Дети: на ели прячутся сорока, дятел, воробей.

Молодцы. Идем дальше.

5.Подбор слов – действий. Игра «Скажи кто, как кричит».

Давайте присядем на ковер и отдохнем на поляне. Слушаем голоса птиц.

Выставляется символ слов - действий. Включается фонограмма с голосами птиц.

- Скажите,  как птица свой голос подает, что делает?

Дети:-  Это синички. Они тинькают.

- Это совы. Они ухают.

- Это вороны. Они каркают.

- Это сорока. Она стрекочет.

Что еще птицы делают? – Дети: прыгают, летают, вьют, клюют,спят,..

6. Давайте сядем на свои места и поиграем с вами в игру: « Какой, какая».

Заполним нашу волшебную  баночку словами-признаками.

Дети кладут фишку в баночку и называют слово- признак.

Логопед задает вопрос: - Синичка (какая?)- желтогрудая.

- Дятел (какой?) – длиннохвостый.

- воробей (какой?) – серенький, шустрый.

7.Составление предложений по карточкам с предлогом - на- .

Возьмите карточки и составьте по ним предложения.

- Воробей сидит на снегу.

- Ворона сидит на скамейке.

-Синичка сидит на ветке ели.

- Ребята, какое маленькое слово вы использовали в своих предложениях?

Дети: Слово - на- .

8. Подвижная игра «Снегири». Логопед предлагает детям пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение.

 «Вот на ветки, посмотри, в красных майках снегири. Распушили перышки, греются на солнышке, головой вертят, улететь хотят. Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью».

Включается фонограмма. Дует сильный ветер.

Логопед: Какой сильный ветер подул, он нам что-то принес. Да, это части картинки, а на ней кто-то изображен. Давайте соберем картину и узнаем, кто это.

Дети собирают из частей картинку снегиря.

9.Составление синквейна о снегире.

Ребята, давайте составим с вами маленький рассказ – синквейн о снегире.

Дети выкладывают алгоритм синквейна на партах и составляют маленький рассказ.

1.Кто это? – Снегирь.

2.Какой снегирь. – Красногрудый, красивый.

3.Что делает снегирь? – Прыгает, клюет, летает.

4.Скажите, что- то,  о снегире. - Снегирь клюет ягоды рябины.

5.Зимующая птица.

- Молодцы.  У вас получился красивый синквейн о снегире.

10. А теперь давайте вернем птиц в парк.

Дети берут силуэты птиц и сажают на фланеллеграфе  в парке,

проговаривая,  что делают.

- Синицу посажу на дерево.

- Снегиря посажу на снег.

- Воробья посажу на скамейку.

Вот и стало в нашем парке опять весело от голосов птиц. Вы их всех нашли.

11. Окончание занятия.

- Где мы сегодня побывали? – В зимнем парке.

-Кого искали в парке? – Искали птиц.

- Какие это птицы? – Это зимующие птицы.

 О ком мы составили синквейн? – О снегире.

Вы хорошо потрудились. Молодцы.  Вот вам в подарок  раскраска птицы в парке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...