Рабочая программа по реализации познавательно – речевого направления для детей 6-7 лет
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Федосенко Елена Вячеславовна

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский  сад  № 21 «Белочка».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия:

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в старшей группе, автор-составитель Н.В. Лободина- Волгоград: Учитель, 2012.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx77.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 21 «Белочка»

Рассмотрена и рекомендована

 к утверждению педагогическим советом №  

«30» августа 2013 г.

 

Утверждена                                                                               Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 21«Белочка»

________________________О.М Конькова

Приказ от

Рабочая программа

по реализации познавательно – речевого направления

 Образовательная область: коммуникация

 Вид непосредственной образовательной деятельности:   развитие речи

 Возрастная группа: 6-7  лет

 Сведения о разработчиках:

  Федосенко Е.В., воспитатель

   

2013 – 2014 учебный год

Моршанский район

Пояснительная записка

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский  сад  № 21 «Белочка».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия:

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в старшей группе, автор-составитель Н.В. Лободина- Волгоград: Учитель, 2012.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 .

На занятиях по развитию речи детей шестого  года жизни учат понимать объяснения педагога и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие сходные признаки.

Проводить сравнение, анализ, обобщение, уметь использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, иметь достаточно богатый активный словарь.

Режим реализации программы

Общее количество  образовательных ситуаций в год

Количество  непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность  непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

36

1

30 минут

групповая

 Программой предусмотрено проведение:

  • практических занятий -  36

Образовательная область «Коммуникация»

«Содержание образовательной области „Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи». *

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знании.

Совершенствовать речь как средства общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научитьс; играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.

Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим их обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Развитие всех компонентов устной речи,

практическое овладение нормами речи

Формирование словаря

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

Побуждать детей интересоваться смыслом слов.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, , гчтомучто, если, если бы и т.д.).

Связная речь

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте

Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

 «физическая культура»

Формирование  речевых навыков в процессе занятий физической культурой, развитие коммуникативных функций

«здоровье»

Формирование представлений о здоровье средствами коммуникации в различных видах деятельности

«познание»

Развитие речевых навыков детей, формирование различных сторон речевой деятельности в процессе познания

«труд»

Формирование трудовых умений посредством речевой коммуникации, углубление представлений о видах и способах трудовой деятельности

«социализация»

Расширение представлений о мире людей и месте ребенка в окружающем мире средствами коммуникации

«безопасность»

Формирование безопасных способов взаимодействия с окружающей средой посредством развития коммуникативных навыков ребенка

«чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для  формирования всех сторон речевого развития и способов коммуникативной деятельности

« художественное творчество»

Развитие коммуникативных функций ребенка в процессе освоения различных видов художественной деятельности

«музыка»

Использование средств музыки для  реализации задач  развития коммуникативной сферы ребенка

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 04.11.2013г.-15.11.2013г.

Итоговая диагностика: 14.04.2014г. – 26.04.2014г.

Тематический план

№ п/п

Программное содержание

Количество занятий

1.

Скоро в школу.

1

2.

Рассказ по картине «Дети идут в школу»

1

3.

«Рассказ К.Ушинского « Четыре желания».

1

4.

Рассказ по предметным картинкам «Явление природы».

1

5.

Рассказ по картине «Летом в парке».

1

6.

Коллективный рассказ « Наша поездка в зоопарк».

1

7.

Рассказывание по картине –пейзажу.

8.

Чтение рассказа В Бианки Купание медвежат».

1

9.

Моя семья.

1

10.

Мой первый день в детском саду.

1

11.

Сюжетный рассказ по картине « Лиса с лисятами».

1

12.

Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка».

1

13.

Речевая игра «Из чего это сделано?».

1

14.

Рассказ Е.Пермяка «Первая рыбка».

1

15.

Рассказывание по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

1

16.

Сравнительно- описательный рассказ «Зимний вечер»

1

17.

Зимушка- зима, зима снежная была.

1

18

Зимние забавы

19

Рассматривание картины Е.А. Ведерникова «Путаница».

1

20

Пересказ произведения Е.Чарушина «Медведь».

1

21

Пересказ  сказки «У страха глаза велики».

1

22

Моя любимая игрушка.

1

23

Рассказы Н.Сладкова из книги «Воробьишкина весна».

1

24

Беседа «Как мы заботимся о малышах».

1

25

Составление рассказа из личного опыта «Моя мама».

1

26

Хорошие поступки

1

27

Рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

1

28

Рассказ М.Пришвина «Золотой луг».

1

29

Описательный рассказ по картине.

1

30

Сочинение сказок.

1

31

Составление рассказа.

1

32

Сочинение сказки.

1

33

Весна в пословицах и поговорках.

1

34

Сказки А.С. Пушкина.

1

35

Беседа по картинам на тему «Ранняя весна».

1

36

Игры со словами.

1

Всего

36

Календарно-тематическое планирование по речевому развитию

Дата

Непосредственно образовательная деятельность

Тема занятий

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

1

2

3

4

5

1

Скоро в школу.

Закреплять умение составлять рассказ по памяти на тему « Что я видел в школе»; оформлять декоративную композицию на квадрате, используя цветы, листья, дуги; учить подбирать обобщающие слова для группы предметов, развивать фонематический слух, эстетические чувства, воображение.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.38

2

Рассказ по картине «Дети идут в школу»

Обучать навыкам  составления сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу»; закреплять понятия «речь», « слово», « предложение»; учить составлять предложения, используя вводные слова и слова в переносном значении, членить слова на слоги; познакомить со слоговым составом слова.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.48

3

«Рассказ К.Ушинского « Четыре желания».

Продолжать учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно ( рассказ К. Ушинского « Четыре желания»); развивать связную речь детей; дать понятия « буква», « звук», « гласный», « согласный»; учить производить звуковой анализ слова, дифференцировать гласные и согласные звуки, придумывать предложения.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.57

4

Рассказ по предметным картинкам «Явление природы».

Формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным картинам; учить сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки  предмета; дать понятие об ударном слоге; закреплять умение определять место ударения в словах.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.66

5

Рассказ по картине «Летом в парке».

Учить составлять рассказ на осеннюю тематику, узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, понимать и использовать слова в переносном значении; различать и называть гласные звуки, придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, определять  род предмета; развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.76

6

Коллективный рассказ « Наша поездка в зоопарк».

Развивать речевые умения; активизировать словарь по теме « Зоопарк»; учить дифференцировать понятия «буква», «звук», « гласные и согласные звуки», составлять предложение из двух слов ;передавать картину вечернего города, его цветовой колорит: закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе бумаги.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.85

7

Рассказывание по картине –пейзажу.

Познакомить с репродукцией картины А. Саврасова «Поздняя осень»; учить описывать предметы, изображенные на картине, выделяя их характерные признаки, развивать умение дифференцировать гласные звуки на слух, называть и различать  гласные звуки в словах, придумывать слова с заданным звуком.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.97

8

Чтение рассказа В Бианки Купание медвежат».

Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст, учить объяснять непонятные слова, встречающиеся в тексте; подбирать слова , используя рифму, различать простейшие случаи многозначности слова; активизировать словарь детей.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.110

9

Моя семья.

Учить отвечать на вопросы; развивать навыки правильного грамматического строя речи.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.121

10

Мой первый день в детском саду.

Развивать умение составлять рассказ из личного опыта на определенную тему; учить формулировать высказывание с личной оценкой героев, воспринимать   смысл пословиц; упражнять в придумывании слов на заданный звук, называние слов с противоположным значением; познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками; совершенствовать умение делить слова на слоги.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.130

11

Сюжетный рассказ по картине « Лиса с лисятами».

Учить составлять сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами», отвечать на вопросы; выделять согласные звуки, различать их по звонкости; развивать умение самостоятельно придумывать событие, предшествующее изображенному, а также последующее; закреплять умение выполнять звуковой анализ слов.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.141

12

Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка».

Учить придумывать сказку на определенную тему, описывать внешний вид персонажей, их действия, переживания; развивать речевые умения по подбору однокоренных слов, синонимов и антонимов; упражнять в проведении звукового анализа, подборе слов с разной длительностью звучания; закреплять умение определять род существительных.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.154

13

Речевая игра «Из чего это сделано?».

Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать предметы, выделяя существенные признаки; подбирать существительные и прилагательные, синонимы, однокоренные слова; развивать творческую деятельность способом морфологического анализа; дать понятие о предлогах; упражнять в умении выделять предлоги в речи, придумывать предложения с заданными предлогами.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.165

14

Рассказ Е.Пермяка «Первая рыбка».

Учить пересказывать текст, используя авторские выразительные средства; совершенствовать умение составлять  сложные предложения, производить звуковой анализ слов, определять  род предмета, развивать грамматическую правильность и звуковую культуру речи; упражнять в подборе  синонимов; расширять знания о предложениях.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.174

15

Рассказывание по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

Продолжить работу над составлением описательного рассказа по картине «Зимний вечер»; учить придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы; разделять предметы на одушевленные и неодушевленные.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.182

16

Сравнительно- описательный рассказ «Зимний вечер»

Активизировать словарь; учить сравнивать явления природы, подбирать синонимы и антонимы, отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов, правильно задавать вопрос, дифференцировать собственные и нарицательные существительные; упражнять в звуковом анализе слов

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.190

17

Зимушка- зима, зима снежная была.

Учить сравнивать содержание картин «Зима» И.И. Шишкина и «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э.Грабаря; вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации, связанные с собственным опытом восприятия зимней природы; формировать эстетический вкус. Совершенствовать умение производить звуковой анализ слова, называть слова с заданным ударным звуком.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.202

18

Зимние забавы

Учить составлять рассказ о зимних забавах по сюжетным картинам; подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов; использовать языковые выразительные средства при описании зимы; закреплять знания о словах, обозначающих одушевлённый и неодушевлённый предметы; упражнять в умении задавать вопросы; познакомить с предметами среднего рода.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.214

19

Рассматривание картины Е.А. Ведерникова «Путаница».

Учить анализировать юмористические рисунки, задавать вопросы, выделять в тексте слова-признаки предмета, совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксом.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.224

20

Пересказ произведения Е.Чарушина «Медведь».

Учить пересказывать последовательно, полно, передавая образные словосочетания и обороты, используя выразительные интонации.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.233

21

Пересказ  сказки «У страха глаза велики».

Закреплять умение выразительно  пересказывать сказку; развивать речевые умения в образовании однокоренных слов; учить составлять загадки о предметах, выделяя их существенные признаки; подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов; активизировать употребление прилагательных; упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу к заданному слову.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.243

22

Моя любимая игрушка.

Обучать навыкам составления рассказа на основе личного опыта на тему «Моя любимая игрушка»; учить рассказывать последовательно, выразительно; познакомить с многозначными словами, омонимами и словами, употребляемыми только во множественном числе; закреплять умение производить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.252

23

Рассказы Н.Сладкова из книги «Воробьишкина весна».

Учить воспринимать короткие литературные произведения ; объяснять непонятные слова; совершенствовать умение задавать вопросы по тексту, отвечать на них, подбирать слова, используя рифму, различать  простейшие случаи многозначности слов; продолжать учить составлять разные виды предложений и предложения с заданными словами; закреплять умение придумывать слова с заданным звуком и слогом.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.263

24

Беседа «Как мы заботимся о малышах».

Учить участвовать в коллективном составлении рассказа по опорным вопросам, формулировать личную оценку поступков героев; развивать речевые умения в подборе определений, синонимов и антонимов, фонематический слух; закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный звук, производить звуковой анализ слов, называть имена собственные.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.272

25

Составление рассказа из личного опыта «Моя мама».

Обучать составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама»; учить придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал; рассказывать последовательно, грамматически правильно, по плану; подбирать прилагательные к существительному, на слух определять количество слов в предложении, придумывать предложения с заданным словом или определённым количеством слов; воспитывать доброе, уважительное отношение к маме; развивать связную речь

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр. 281

26

Хорошие поступки

Учить составлять рассказ; задавать вопросы, передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами; упражнять в выполнении звукового анализа слова.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.291

27

Рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

Закреплять умение рассматривать картину( В. М. Васнецов «Богатыри»), слушать рассказ воспитателя; учить составлять рассказ по картине.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.302

28

Рассказ М.Пришвина «Золотой луг».

Учить пересказывать литературный текст подбирать определение и сравнение; закреплять понимание; специфики жанра рассказа ;умение ставить ударение в словах, определяя ударный и безударный слоги, делить слова на слоги; дать представление о понятии  «приставка»; упражнять в отгадывании загадок о цветах, в изменении слов с помощью приставки.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.313

29

Описательный рассказ по картине.

Ознакомить с содержанием картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; учить составлять описательный рассказ по картине; правильно употреблять местоимения и предлоги в речи.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.323

30

Сочинение сказок.

Учить сочинять сказки про игрушки; активизировать в речи употребление сложных предложений.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.333

31

Составление рассказа.

Закреплять умение составлять рассказ, придумывать концовку; формулировать личную оценку поступков героев; воспринимать смысл пословиц, выраженных образно; формировать представление о букве ъ; познакомить с ее особенностями и местом в словах; учить анализировать слова с буквой ъ.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.343

32

Сочинение сказки.

Закреплять навыки составления сказки на предложенную тему; совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, содержащих букву ь и мягкие согласные; активизировать употребление в речи существительных и прилагательных женского и среднего рода; развивать интонационную сторону речи.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.353

33

Весна в пословицах и поговорках.

Закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора; воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.365

34

Сказки А.С. Пушкина.

Закреплять умения рассказывать о своих любимых книгах, инсценировать любимые фрагменты произведений; воспитывать интерес к художественной литературе.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.375

35

Беседа по картинам на тему «Ранняя весна».

Научить  детей внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства.

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.390

36

Игры со словами.

Развивать фонематический слух( умение определить количество слогов в слове).

Комплексные занятия Н.В.Лободина, стр.404

Основные требования к уровню подготовки детей  подготовительной к школе  группы по речевому  развитию

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Коммуникация»:

№ задания

Ребенок показывает:

Методика проведения

Оборудование

 1. Грамматический строй речи

Задание 1:

Умение согласовывать существительные с прилагательными

Д/и «Какой, какая, какое».

Задание:

- Рассмотри картинки. Все предметы тебе знакомы?

- Я называю предмет, а ты отвечаешь какого он цвета.

Предметные картинки:   шар, машина, платье, небо (опорное слово – синий (синяя, синее).

Задание 2

Умение согласовывать существительные с числительными

Д/и «Сосчитай».

Задание:

- Рассмотри картинки и посчитай предметы.

Например, один стул

                два стула…

                пять стульев

Предметные картинки: ведро, пень, стул, ручка, карандаш.

Опорные слова воспитателя: один, два, пять.

Задание 3

Умение образовывать существительные с помощью суффиксов

 1. Ребенку предлагается поиграть в игру «Назови ласково».

2. Ребенку предлагается образовать слова с помощью суффиксов по образцу.

Предметные картинки: палец, изба, крыльцо, кресло, воробей; вишня - вишневый, камень- …, шерсть - …, пух - …, слива-…

Задание 4

Умение образовывать глаголы с приставками

Педагог рассматривает с ребенком иллюстрации, которые отражают смысл действия и предлагает ему обозначить его (данное действие) словом. Опорное слово: бежал - … (прибежал, убежал, вбежал, оббежал, сбежал)

Иллюстрации, которые отражают различные действия

Задание 5

Умение образовывать множественное число существительных

Ребенку предлагается образовать новые слова от услышанного (опорного). Например: стоит стол – стоят …(столы), значит много …(столов).

Предметные картинки: стул, ведро, глаз, окно, ухо.

Задание 6

Умение образовывать существительные в род. падеже множ. и ед. числа

Воспитатель показывает детям картинки и предлагает поиграть в игру «Чего не стало?».

Предметные картинки: шар – шары, ложка – ложки, рука – руки, носок – носки, яблоко – яблоки

Задание 7

Умение употреблять предлоги

Педагог предлагает ребенку рассмотреть иллюстрации и рассказать о том, что на них изображено:

- Мальчик идет по дороге.

- Книга лежит на столе.

- Девочка едет в автобусе.

- Машина стоит у подъезда.

- Мальчик подошел к машине.

- Девочка спряталась за кустом.

- Девочка играла с малышом.

- Самолет пролетел над полем.

- Коробку из-под обуви выкинули.

- Из-за поворота показалась машина.

- Мы стояли под зонтом.

Картинки  для опроса

2. Словарного запас ребенка

Задание 1

Словарь предметов

1.Д/и «Что это».

Задание:

- Объясни, что такое гроза, клумба, венок, седой, корни.

2. «Что бывает».

Задание:

-Что бывает воздушным, красным, легким.

- Что бывает колючим? Зеленым?

Картинки.

Задание 2

Словарь признаков

 Ребенок рассматривает картинки и отвечает на вопросы:

- Апельсин - какой? (Желтый, сочный, кислый, полезный, сладкий);

- Облако – Какое?

- Шарик – какой?

- Бабушка – какая?

- Лиса – какая?

Картинки: апельсин, облако, шарик, бабушка, лиса.

Задание 3

Словарь действий

Ребенок отвечает на вопросы: Кто или Что?

летит –               ржет -

кричит –             учит -

продает –            воет -

рисует –               красит -

 

Задание 4

Умение подбирать антонимы

 Д/и «Противоположности»:

                    друг -…

                    горе- …

                    ссориться - …

                    подниматься - …

                    говорить - …

Д/игра

«Противоположности»

Задание 4

Умение подбирать родственные слова

Педагог показывает ребенку иллюстрацию и просит подобрать родственные слова (учитель – учить, ученица, ученик, ученье, учебник, училище).

Иллюстрация с изображением учителя.

Оценка результатов:

5 баллов – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого, допущенные ошибки может исправлять самостоятельно или совместно со взрослым;

2 балла – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

1 балл – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.

3. Связная речь

Задание 1

 Умение составлять рассказ по серии картинок.

 Педагог предлагает рассмотреть картинки и расположить их последовательно так, чтобы можно было придумать историю. Затем воспитатель проводит короткую беседу, которая касается узловых моментов изображенного сюжета и предлагает самостоятельно составить по картинкам рассказ

Серия картинок «Кошка и мышка».

Задание 2

Умение составлять рассказ по сюжетной картине.

Дидактическое упражнение «Составь рассказ».

 Сюжетная картина  «Помощники».

Задание 3

Составление рассказа на темы из личного опыта.

 Ребенку предлагается рассказать

Задание 4

Умение пересказывать литературное произведение.

Ребенок прослушивает рассказ, а затем пересказывает его.

 Рассказ «Собака – санитар».

   Один солдат был ранен в руку и ногу. Он упал. Раненый лежал два дня. Вдруг он слышит: фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у нее была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Он был спасен.

Оценка результатов:

5 баллов – дети чувствуют структурную организацию текста; в рассказах прослеживается композиционная завершенность, связность частей высказывания; в описании используются разнообразные средства языка, высокая информативность высказывания; рассказы построены грамматически правильно, присутствует большое число предложений сложно подчиненной конструкции; речь плавная, количество пауз не больше двух.

4 балла - нарушена структура и последовательность описания;  наряду с местоименной связью используют формально-присоединительную /союзы а, и/; в высказывании практически отсутствуют образные средства языка, преобладают предложения простой конструкции, хотя используют и предложения сложноподчиненной конструкции; в речи есть паузы.  

3 балла – в речи преобладают существительные и прилагательные, отсутствуют образные средства языка, информативность высказывания низкая; присутствует большое количество пауз; рассказ составляют с помощью взрослого.

2 балла - дети пытаются составить рассказ, но ограничиваются отдельными предложениями без начала и конца; количество пауз больше 5.

1 балл – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.

Оценка результатов:

5 баллов – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого, допущенные ошибки может исправлять самостоятельно или совместно со взрослым;

2 балла – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

1 балл – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.

Диагностическая карта

Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Коммуникация»

п/п

Фамилия,

имя

ребенка

Грамматический строй речи

Формирование словаря

Связная речь

Обучение грамоте

Общее количество баллов

Средний балл

уровень  развития

Согласование сущ-ных с прилагат.

Согласование  сущ-ныхс числит

уменьш.-ласк. форма сущ.

образ.глаголов с приставками

Сущ-ные в форме мн. ч. И.п. и Род.п.

употребление

предлого

Словарь предметов

Словарь признаков

Словарь действий

               

Антонимы

Родственные слова

Словарь действий

Составление рассказа из личного опыта

Составление рассказа по серии картинок

Составление  рассказа по картине

Пересказ

Развитие фонематического слуха

Структура слова

Структура родной речи

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

121

13

14

15

Список литературы:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования  « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез,2010.
  2. Гербова В.В.   Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в старшей группе, автор-составитель Н.В. Лободина- Волгоград: Учитель, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Рабочая программа по реализации художественно-эстетического направления

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  «Ромашка»  Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом № 1«30» августа 2012 г....

Рабочая программа по реализации художественно-эстетического направления

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  «Ромашка»  Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом № 1«30» августа 2012 г....

Рабочая программа по реализации познавательно - речевого направления.

Программа разработана для детей от 4-5 лет. В программе пояснительная записка, цель и задачи, методическая литература. Тематический план (36 занятий)....

Рабочая программа по реализации познавательно-речевого направления

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по приобщению к художественной литературе детей группы общеразвивающей направленности (от 3-4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО к структур...

Рабочая программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...