Рабочая программа по реализации познавательно - речевого направления.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме
Программа разработана для детей от 4-5 лет. В программе пояснительная записка, цель и задачи, методическая литература. Тематический план (36 занятий).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sredney_gruppy.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка»
Рабочая программа
по реализации познавательно - речевого направления
Образовательная область: художественно - эстетическое
Вид непосредственной образовательной деятельности: конструктивная деятельность
Возрастная группа: 4 - 5 лет
Сведения о разработчиках:
Меркулова Т. И. воспитатель
2016 - 2017 учебный год
Инжавино
Пояснительная записка
Ребёнок на пятом году жизни достаточно самостоятельный инициативный. У него развиваются мелкая моторика, глазомер. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда и охотно упражняется в конструировании. У него быстро совершенствуются психические процессы.
Возрастает потребность малыша в деловом общении, развивается конструктивное творчество, воображение.
Занятия по конструктивной деятельности развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках.
Рабочая программа познавательно — речевой направленности по конструктивной деятельности в подготовительной к школе группе (с 4 до 5 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Берёзка»».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Куцакова Л.В Занятия по конструированию из строительного материла. Мозаика-Синтез М.2006.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду – М., Творческий центр «Сфера», 2007.
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., М.А.Васитьева. Перспективное планирование – В. Учитель 2012.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
5.Лыкова И.А. Конструирование в детском саду «Цветной Мир» М.2016.
Программой предусмотрено проведение:
- диагностических занятий - 2
- практических занятий -36
Цель программы: развитие конструктивных способностей дошкольников
Задачи обучения:
• развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
* конструирование из строительного материала:
- развивать способности различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок)
- учить использовать их с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
- развивать умения устанавливать ассоциативные связи (предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели).
- учить анализировать образец постройки: выделять основные части различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга
- учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине, ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции (« Построй такой же домик, но высокий»)
- учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
* конструирование из бумаги:
- учить сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у детей общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития детей.
- Конструирование из бытовых и природных материалов
-Знакомить детей с различными поделочными материалами-бытовыми(бумага, картон, фольга, ткань) и природными (камушки, шишки, желуди, каштаны, осенние листья, ягоды рябины).
-Создать условия для свободного экспериментирования, связанного с выявлениям конструктивных и художественных возможностей различных материалов и инструментов.
-Показать способы преобразования готовых предметов и различных материалов в арт-конструкции: складывание, сминание, скручивание, соединение нескольких форм в одно осмысленное целое.
Программа составлена с учетом меж предметных связей по разделам:
1. «Игра» - знания и умения полученные на занятиях применяют в игровой деятельности.
2. «Познание» - постигают свойства различных материалов, активно действуя с ними.
3. «Изобразительная деятельность» - рисуют здания, машины, мосты, используют свои рисунки как образец для конструирования.
4. «Развитие речи» - развивает умение рассуждать; дети обсуждают будущую постройку, составляют план ее возведения.
5. «Формирование элементарных математических представлений» - совершают разные пробующие действия (прикладывают, накладывают, приставляют), открывают для себя физические свойства предметов: форму, величину, цвет, фактуру и динамические качества.
6. «Художественная литература» - знакомятся со стихами, рассказами.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год.
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 03.10.20016-14.10.2016
Итоговая диагностика: 15.04.2017 – 28.04.2017 г.
Основные требования к уровню подготовки детей 4 – 5 лет по конструктивной деятельности:
- Использовать строительные детали с учётом их конструктивных свойств.
- Преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
- Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Тема занятий | Цели | Методическое обеспечение |
Модель детского сада | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий(впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению. | От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой |
Заборчики | Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырёх цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый и геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Закреплять представления об основных строительных деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 48 |
Домики | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий(впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 47 |
Загородки и заборы | Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырёх цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый и геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Закреплять представления об основных строительных деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения. | Куцакова Л.В., Занятия по конструированию из строительного материала стр. 5 |
Диагностическое обследование на начало года | Выявить умение сооружать различные конструкции и подбирать подходящие детали. Умение планировать процесс возведения постройки. | От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой |
Как шишки стали лесными жителями | Знакомим детей с художественным видом конструирования-из природного материала. Вызвать интерес к обследованию шишек, поиску ассоциативных образов и созданию лесных персонажей по замыслу. Развивать творческое воображение, чувство формы и композиции. | Лыкова И.А. Конструирование в детском саду стр.50 |
Как яблоко стало колючим ёжиком | Вызвать интерес к конструированию образов животных из природных и бытовых материалов в их свободном сочетании, создавать условие для художественного экспериментирования. Показать способ изготовления ёжика из половинки яблока и пластиковых трубочек. Воспитывать эстетические эмоции активность, аккуратность. | Лыкова И.А. Конструирование в детском саду стр.44 |
Сарайчики | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; учить анализировать постройку. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 49 |
Гаражи | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий(впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)в различении и назывании цветов. Учить соразмерять постройки с игрушками, проявлять творчество. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 49 |
Ворота (строительный материал) | Упражнять сооружать красивые ворота, украшенные флажками; упражнять в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (слева, справа, на верху) Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 48 |
Мосты (строительный материал) | Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов. Закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвета, комбинировать их. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 52 |
Грузовые автомобили | Дать детям обобщенное представление о грузов транспорте; упражнять его конструирование в анализе образцов; в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали цилиндре и его свойствах; побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию. | Куцакова Л.В., Занятия по конструированию из строительного материала Стр.29 |
Трамвай (строительный материал) | Формировать у детей обобщённые представления о пассажирском транспорте; о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском) упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 50 |
Записная книжка (Бумага) | Познакомить детей со свойствами бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист пополам, проглаживать линию сгиба украшать поделку аппликацией (составлять геометрический узор), аккуратно приклеивать. Учить анализировать работы. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду стр. 54 |
Как лист бумаги превратился в китайский фонарик. | Дать первое представление о китайских бумажных фонариках и связанных с ними традициях. Вызывать интерес к конструированию фонарика из цветной. Предложить для освоения традиционный способ «Цилиндр с ажурной юбочкой». Закрепить навыки резания ножницами до метки. Развивать эстетическое восприятие. | Лыкова И.А Конструирование в детском саду Стр.68 |
Как мы построили кроватки для трех медведей | Расширять опыт конструирования кроватки. Инициировать освоение способа создания построек по заданному условию. Продолжать знакомить с бруском. Развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение. | Лыкова И.А Конструирование в детском саду Стр.78 |
Дворец Снежной Королевы (строительный материал) | Учить конструировать по собственному замыслу, формировать навыки конструирования. Развивать фантазию и воображение. | Веракса Н.Е. Комплексные занятия (средняя группа) стр. 172 |
Лесной детский сад (строительный материал) | Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать пространственное мышление | Куцакова Л.В., Занятия по конструированию из строительного материала стр. 26 |
Как квадрат превратился в маску с ушами | Вызывать интерес к созданию персонажей театра путем преобразования бумажного квадрата. Продолжать учить складывать бумажный квадрат по диагонали и видоизменять форму. Показать варианты изменений: По парно отгибать уголки вниз или вверх, чтобы получились ушки животных. Развивать творческое воображение. | Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Стр.74 |
Будка для собаки | Продолжать учить складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем. Развивать пространственное мышление, творческое воображение | Куцакова Л.В., Занятия по конструированию из строительного материала стр. 55 |
Как мы вместе строили высокую горку. | Учить создавать постройку по представлению о ее строении и назначении. Расширить опыт конструирования асимметричных построек. Продолжать учить работать в парах и малых группах. Знакомить с пластиной в разных ее вариантах. Развивать восприятия наглядно-образное мышление. | Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Стр.90 |
Как мы конструировали машины | Обогащать технику конструирования из бумаги и тонкого. Уточнить представление о конструкции автомобиля. Продолжать учить складывать лист бумаги пополам. Разглаживая линию сгиба от середины в обе стороны, дополнять конструкцию. Развивать чувство формы, симметрии и пропорции. | Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Стр.92 |
Вагон | Учить делать вагон из бумаги складывать лист пополам вдоль, уголки возле линия сгиба, срезать. Учить аккуратно наклеивать готовые детали. Развивать образное мышление, творчество. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду Стр.56 |
Как мы построили тоннель, для своей машины | Уточнить представление о назначении и строении тоннеля. Вызывать интерес к совместному сооружению тоннелей по условию. Формировать опыт организации деятельности: ставить цель, распределять работу и материалы, договариваться, проверять качество постройки. Развивать наглядное образное мышление, воображение. | Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Стр.94 |
Как лоскутки стали узелковыми куклами | Приобщать детей к традициям и ценностям народной культуры. Вызывать интерес к конструированию тряпичных кукол узелковым способом. Раскрыть символику узла. Формировать трудовые действия: сворачивание, скручивание, завязывание, обматывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, пространственное мышление, творческое воображение. | Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Стр.84 |
Пригласительный билет | Учить складывать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. Учить детей терпению, умению доводить дело до конца. Учить украшать билет аппликацией. | Куцакова Л.В., Конструирование и художественны труд в детском саду. Стр. 54 |
Как ворота превратились в красивую арку. | Уточнить представление о воротах, как важные части любого ограждения познакомить с аркой. Вызвать интерес конструированию красивой стены с воротами и аркой. Показать варианты открывающихся ворот и варианты арок. Закрепить способы преобразования постройки в длину и высоту. Развивать восприятие, наглядное мышление. | Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Стр.110 |
Как мы построили мост через речку. | Расширить опыт конструирования мостиков по условию. Инициировать поиск способов создания мостика, удобного для пешеходов и корабликов. Уточнить и обобщить представление о мостике, как сооружении, созданном людьми для преодоления преград. Развивать ассоциативное восприятие, творческое воображение. | Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Стр.106 |
Мосты (строительный материал) | Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов. Закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвета, комбинировать их. Познакомить детей с трафаретной линейкой, упражнять в работе с ней в сравнении фигур, выделении их сходства и различия. | Куцакова Л.В., Конструирование из строительного материала стр. 37 |
Самолет (из деталей конструкторов) | Учить детей конструировать самолеты по схемам. Учить анализировать и выделять основные части (фюзеляж, кабина пилота, салон, отделение для грузов, крылья, пропеллеры), их пространственное расположение по отношению друг к другу, функциональное назначение. | Куцакова Л.В., Конструирование из строительного материала стр. 43 |
Вот какие у нас разные звездолеты. | Вызывать интерес к конструированию космического транспорта на основе представления о его строении и назначении. Расширять опыт создания вертикальных построек по типу «башня). Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление. | Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Стр.108 |
Корабли | Дать представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. | Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. Стр. 41 |
Диагностическое обследование на конец года. | ||
Как мы воздвигли обелиски Победы. | Вызывать интерес к конструированию обелисков воинской славы. Расширять детский кругозор и опыт создания построек-символов. Инициировать выбор подходящих строительных деталей. Развивать историческую и культурную память. Формировать опыт планирования и организации деятельности. | Лыкова. И.А Конструирование в детском саду. Стр.112 |
Как лист бумаги стал письмом с фронта | Вызывать интерес к созданию открытки «Фронтовой треугольник» в подарок ветеранам войны и на выставку «День Победы». Обогащать опыт конструирования с опорой на технологическую карту. Формировать умение складывать в разных направлениях. Начинать учить ставить цели и мотивы своей деятельности достигать высокого качества результата. Развивать восприятие, историческую и культурную память. | Лыкова. И.А Конструирование в детском саду. Стр.114 |
Как листок стал бумажным самолетиком | Вызывать интерес к конструированию бумажных самолетиков для подвижных игр на улице. Обогащать опыт конструирования с опорой на технологическую карту. Формировать умение складывать лист бумаги в разных направлениях. Знакомить с искусством оригами. Развивать внимание, усидчивость, ответственность. Воспитывать трудолюбие, стремление доводить дело до конца. | Лыкова. И.А Конструирование в детском саду. Стр.116 |
Как одноэтажный дом стал двухэтажным. | Вызывать интерес к конструированию красивых деревенских домиков. Расширять опыт создания замкнутых конструкций на основе представления о реальных архитектурных сооружениях. Продолжать знакомство с аркой для изображения окошек. Развивать восприятие, пространственное мышление. | Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Стр.118 |
Как мы построили красивый городок. | Вызывать интерес к созданию коллективной композиции «Наш городок» из строительного материала. Показать возможность объединения отдельных построек(домов) общей темой и размещением в пространстве. Уточнить понятие о городе и его архитектуре. Создать условия для экспериментирования со строительными материалами для конструирование вертикальных построек. Развивать восприятие, пространственное мышление. | Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Стр.120 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД воспитателя с детьми среднего возраста по реализации познавательно-речевого направления. Презентация "Такие разные насекомые"
Скоро лето, и нужно познакомить наших детей с различными насекомыми, которые могут встретиться им в природе: в лесу, в поле, на лугу. Детям необходимо знать о пользе насекомых, о том, что их нель...
НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по реализации познавательно-речевого направления на тему «Такие разные насекомые» (использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий)
В данную методическую разработку включена физкультминутка, дыхательная гимнастика, психогимнастика, презентация, а так же дидактическое упражнение, объединенные общей темой "Такие разные нас...
Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...
Семинар-практикум для воспитателей по реализации познавательно-речевого направления. Образовательная область "Коммуникация"
В данном материале содержится все необходимое для проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ: технологическая карта семинара-практикума и различные приложения необхожимые для его проведения....
Семинар-практикум для воспитателей по реализации познавательно-речевого направления. Образовательная область "Коммуникация"
В данном материале содержится все необходимое для проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ: технологическая карта семинара-практикума и различные приложения необхожимые для его проведения....
Рабочая программа по реализации познавательно – речевого направления для детей 6-7 лет
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требов...
Рабочая программа по реализации познавательно-речевого направления
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по приобщению к художественной литературе детей группы общеразвивающей направленности (от 3-4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО к структур...