Рабочая программа по реализации художественно-эстетического направления
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом № 1 «30» августа 2012 г.
| Утверждена Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом «Ромашка»
Ванявкина Оксана Викторовна
Приказ от 30.08.2012 № 165 |
Рабочая программа
по реализации художественно-эстетического направления
Образовательная область: художественное творчество
Вид непосредственной образовательной деятельности: лепка
Возрастная группа: 5-6 лет
Сведения о разработчиках:
Косимовская Галина Ивановна, воспитатель
2012 - 2013 учебный год
Кирсанов
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. В старшей группе под влиянием наблюдений и сенсорного воспитания у детей возникают известные системы представлений о таких свойствах предметов, как цвет, форма. Эти представления помогают ребёнку лучше ориентироваться в окружающем, более точно выделять и оценивать особенности воспринимаемых предметов и явлений. У детей развивается способность анализировать и обобщать воспринимаемые предметы и явления, выделять и сопоставлять их признаки, устанавливать существующие между ними взаимоотношения. Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста.
Лепка - одно из самых увлекательных занятий для ребёнка. Оно способствует развитию мелкой моторики, развивает координацию рук. Также
развивает умственные и творческие способности, фантазию и воображение.
Рабочая программа художественно – эстетической направленности по лепке для детей старшей группы (с 5 до 6 лет) составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы Дошкольного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ромашка».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,2012
2. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Т.С.Комарова, 2010г.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю | Длительность непосредственно образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
18 | 0,5 | 25 минут | групповая
|
Программой предусмотрено проведение:
- диагностических занятий – 2;
- практических занятий –16.
Цель: формировать у детей умений и навыков в лепке, развитие творческих способностей, фантазии и воображения.
Задачи обучения:
1.Развивать интерес к данному виду деятельности;
2. Учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности путём обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков;
3. Подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм;
4.Научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдений окружающего, слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведений искусства;
5. Учить детей активно воспринимать указание воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.
Развитие продуктивной деятельности
Лепка
-Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из пластилина;
- Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуду и игрушки); передавать их характерные особенности. Совершенствовать умение лепить посуду из целого куска пластилина.
- Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
-Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях);
-Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений. Развивать творчество, инициативу;
-Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, пёрышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.;
-Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы;
-Закреплять навыки аккуратной лепки.
-Закреплять привычку тщательно мыть руки по окончании лепки.
Декоративная лепка
-Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно – прикладного искусства.
-Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.);
-Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налётами и углубленным рельефом, использовать стеку.
-Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.
Развитие детского творчества
-Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
-Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей.
-Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
-Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков;
- Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно – творческие способности;
-Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
-Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством, расширять представления о народных игрушках.
-Знакомить детей с национальным декоративно – прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно – прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
-Формировать умение организовывать своё рабочее место, готовить всё необходимое для занятий; работать аккуратно, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
-Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Приобщение к изобразительному искусству
-Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства.
-Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства.
-Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.
-Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
-Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
-Формировать бережное отношение к произведениям искусства.
-Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, домам, где живут дети, участку детского сада и др.
-Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками.
-При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на характерные особенности внешнего вида героев.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей и межпредметных связей по разделам:
1. «Коммуникация» - развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
2. «Чтение художественной литературы» - формировать целостную картину мира, приобщать к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
3. «Формирование целостной картины мира» - расширение кругозора в процессе различных наблюдений..
4. «Формирование элементарных математических представлений» - развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов.
5. «Труд» - воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам; развивать желание помогать друг другу; воспитывать культуру трудовой деятельности.
6. «Музыка» - формировать музыкальную культуру, развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год:
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 15.09.2012 – 30.09.2012 г.,
Итоговая диагностика: 15.04.2013 – 30.04.2013 г
Основные требования к уровню подготовки детей 5-6лет по рисованию:
-уметь отмечать красоту и выразительность своих работ и работ других ребят;
-уметь лепить предметы по заданию воспитателя и по собственному замыслу;
-уметь задумывать разнообразное содержание своих работ;
-уметь лепить отдельные предметы и сюжеты;
-уметь лепить по представлению и с натуры, передавая форму, строение предметов и их характерные особенности;
-уметь лепить индивидуальные и коллективные композиции предметного, сюжетного и декоративного содержания;
-уметь создавать изображения по мотивам народного декоративно – прикладного искусства;
-уметь изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно (лепка из цельного куска);
-уметь использовать в работе стеку;
-знать все способы лепки (вытягивание, сплющивание, прищипывание и др.)
-
Тематический план
№ п/п | Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
1 | Грибы | 1 |
2 | Фрукты, овощи | 1 |
3 | Народная игрушка | 3 |
4 | Лепка фигуры человека | 4 |
5 | Коллективная композиция | 3 |
6 | Животные и птицы | 4 |
7 | По замыслу | 2 |
| Итого | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Плановые сроки прохож – дения
| Непосредственно образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | ||
Тема | Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1
| 11.09.12
| «Грибы»
| Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.34 | Свободное рисование, рассматривание иллюстраций, настольно – печатные игры. |
2
| 25.09.12
| «Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин»
(мониторинг)
| Уточнить и закрепить знания детей об изобразительном искусстве, его видах, способах лепки. .Закреплять умение передавать форму разных овощей и фруктов | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» Стр.37 | Сюжетно – ролевая игра «Магазин», дидактические игры «Угадай, что в мешочке», «Детки на ветке» |
3
| 9.10.12
| «Красивые птички» ( По мотивам народных дымковских игрушек)
| Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приёмы лепки: раскатывание, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество. | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» Стр.42 | Рассматривание, рисование народных игрушек. |
4
| 23.10.12
13.11.12
| «Козлик»
(По мотивам дымковской игрушки)
| Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать приём раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов (так лепятся ноги). Развивать эстетическое восприятие.
| Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.46
| Рассматривание альбомов по декоративно прикладному искусству. Рисование, аппликация «Козлик»
|
5
| «Олешек»
| Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска пластилина, передавая форму отдельных частей приёмом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.
| Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.56
| Знакомство с разными видами искусства; Рисование «Дымковская слобода»
| |
6
| 27.11.12
| «Вылепи свою любимую игрушку»
| Учить детей создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приёмы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их. | Т.С.Комарова «Занятия По изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», Стр.57 | Игры с игрушками в уголке. |
7
| 11.12.12
| «Котёнок»
| Учить детей создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приёмы: раскатывание пластилина между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путём прижимания и сглаживания мест соединения. Учить передавать в лепке позу котёнка. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.63 | Наблюдения на прогулках. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. |
8
| 25.12.12
| «Дед Мороз»
| Учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приёмы соединения частей, сглаживания скрепления. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.67 | Подготовка к новогоднему празднику, участие в утреннике, |
9
| 8.01.13
22.01.13
| «Наши гости на новогоднем празднике»
| Учить детей передавать в лепке впечатления от праздника. Закреплять умение лепить людей и разнообразных животных. Упражнять в использовании разных приёмов лепки. Развивать память, воображение, умение рассматривать созданные фигурки. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.75 | Чтение новогодних стихов, рассматривание фотографий. |
10
| «Зайчик»
| Закреплять умение детей лепить животных, передавая строение, форму величину частей. Упражнять в применении разнообразных приёмов лепки. Учить передавать простые движения фигуры. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность. | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», Стр.74 | Рассматривание альбома «Дикие животные», загадывание загадок о животных. | |
11
| 12.02.13
| «Собака со щенком»
| Учить детей изображать собак, щенят, передавая их характерные особенности ( тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост). Закреплять приёмы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание, соединение частей приёмом прижимания и сглаживания мест скрепления.
| Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.80
| Чтение книг о домашних животных, наблюдение на прогулке.
|
12
| 26..02.13
| «Лепка по замыслу»
| Развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приёмы лепки. Вызывать желание дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями, предметами. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.87 | Ознакомление с окружающим, игры, чтение художественной литературы. |
13
| 12.03.13
| «Кувшинчик»
| Учить детей создавать изображение посуды из целого куска пластилина ленточным способом. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами. Воспитывать заботливое, отношение к маме. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.88 | Подготовка к празднику 8 Марта, беседы о маме, чтение книг. |
14
| 26.03.13
| «Птицы на кормушке»
| Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина) ; сравнивать птиц. Учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы. Развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.92
| Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Птички на кормушках» |
15
| 9.04.13
| «Девочка грызёт орешки»
| Закреплять умение детей лепить зверька, передавая его характерные особенности, позу. Отрабатывать приёмы лепки пальцами (прищипывание, оттягивание). Развивать образное восприятие, образные представления, умение оценивать изображения.
| Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.101
| Чтение: «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, .рассматривание иллюстраций.
|
16
| 23..04.13
| «Девочка пляшет» (мониторинг)
| Уточнить знания детей о способах лепки. Закреплять умение передавать соотношение частей по величине, воспитывать любовь к художественному творчеству. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.104 | Разучивание движений на музыкальном занятии, рассматривание скульптурных изображений. |
17
| 14.05.13
| «Сказочные животные»
| Продолжать формировать умение детей лепить разнообразных сказочных животных (Чебурашка, Винни – Пух, крокодил Гена и другие); передавать форму основных частей и деталей. Развивать воображение и творчество. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.106 | Чтение сказок , просмотр мультфильмов, игры – драматизации. |
18
| 28.05.13
| «Зоопарк для кукол»
| Развивать воображение, творчество. Отрабатывать обобщённые способы создания изображения животных в лепке. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки при создании образа животного. Воспитывать желание и вырабатывать умение создавать необходимые атрибуты для игр. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и её результата. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.109 | Чтение рассказов и сказок о животных, рассматривание иллюстраций, сюжетно – ролевые игры |
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
Изобразительная деятельность | |||
№ задания | критерии | Методика проведения | Оборудование |
Задание 1 | Умение лепить с натуры и по представлению | Беседа «Дары леса, огорода, сада» Задание: «Вылепить один гриб, фрукт и овощ» Вопросы: Где растут грибы, фрукты и овощи?; Какую форму имеют эти предметы? Какими приёмами лепки вы будете пользоваться?
| Картинки с изображением грибов, фруктов и овощей. Пластилин, доска для лепки (на каждого ребёнка.) |
Задание 2 | Умеет лепить фигуру человека в движении, передавая правильные пропорции. | Воспитатель анализирует работы детей, их умение лепить человека, передавая форму, строение и величину частей. Дети называют, какие формы лепки использовали. | Пластилин, доска, стека; картинки с изображением людей. |
Задание 3 | Умение лепить птиц и животных по типу народной игрушки. | Воспитатель даёт оценку детским работам. | Пластилин, доска, стека, народные игрушки. |
Задание 4 | Умение лепить животных в движении из целого куска и из отдельных частей, соблюдая пропорции. | Лепка на тему «Моё любимое животное» - воспитатель анализ работ детей. | Пластилин, доска, стека; настольно – печатные игры. |
Задание 5 | Умение использовать в работе все способы лепки. | Дать задание вылепить предметы разными приёмами. | Доска, пластилин, стека; рассматривание иллюстраций. |
Оценка результатов:
3 балла – ребенок умеет лепить с натуры и по представлению, правильно передаёт характерные особенности. В правильной пропорции лепит фигуру человека. Ребёнок правильно передаёт форму народных игрушек. Умеет лепить с целого куска и из отдельных частей, соблюдает пропорции. Без помощи воспитателя умеет лепить птиц , животных. В работе использует разные способы лепки (вытягивание, сплющивание, прищипывание и др.), умеет пользоваться стекой.
2 балла – ребёнок в основном умеет лепить с натуры и по представлению. При лепке человека прибегает к помощи воспитателя. В основном правильно передаёт форму птиц и животных, но затрудняется передавать их в движении. Ребёнок, верно передаёт форму народных игрушек, но не всегда называет характерные особенности народного промысла. Использует различные способы лепки, умеет пользоваться стекой.
1 балл – ребёнок часто допускает ошибки в лепке с натуры и по представлению. Не может лепить фигуру человека без помощи взрослого. В лепке народных игрушек не умеет лепить с целого куска, допускает значительные ошибки в передаче форм. Пользоваться стекой умеет, но способы лепки даются ему с трудом.
Диагностическая карта
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка | Лепка
|
Баллы |
Средний балл |
Уровень развития | |||||||||||||||||
Умение лепить с натуры и по представлению | Умение лепить фигуру человека | Умение лепить птиц, животных по типу народной игрушки | Умение лепить животных в движении из целого куска пластилина. | Умение использовать все способы лепки: вытягивание , сплющивание и т.д. | Умение лепить животных из отдельных частей. | Уметь лепить фигуру человека в движении. | ||||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к |
| ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Средний балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
% уровня программы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
1. Изобразительная деятельность в детском саду. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. 1973
2. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Н.Б. Халезова.1984
3.Лепка в детском саду. Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина.1986
4. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Т.С. Комарова. 2009
5.Комплексное перспективное планирование . Старшая группа. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.2011
6. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа.2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.lepka_.docx | 61.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом № 1 «30» августа 2012 г. | Утверждена Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом «Ромашка» Ванявкина Оксана Викторовна Приказ от 30.08.2012 № 165 |
Рабочая программа
по реализации художественно-эстетического направления
Образовательная область: художественное творчество
Вид непосредственной образовательной деятельности: лепка
Возрастная группа: 5-6 лет
Сведения о разработчиках:
Косимовская Галина Ивановна, воспитатель
2012 - 2013 учебный год
Кирсанов
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. В старшей группе под влиянием наблюдений и сенсорного воспитания у детей возникают известные системы представлений о таких свойствах предметов, как цвет, форма. Эти представления помогают ребёнку лучше ориентироваться в окружающем, более точно выделять и оценивать особенности воспринимаемых предметов и явлений. У детей развивается способность анализировать и обобщать воспринимаемые предметы и явления, выделять и сопоставлять их признаки, устанавливать существующие между ними взаимоотношения. Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста.
Лепка - одно из самых увлекательных занятий для ребёнка. Оно способствует развитию мелкой моторики, развивает координацию рук. Также
развивает умственные и творческие способности, фантазию и воображение.
Рабочая программа художественно – эстетической направленности по лепке для детей старшей группы (с 5 до 6 лет) составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы Дошкольного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ромашка».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,2012
2. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Т.С.Комарова, 2010г.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю | Длительность непосредственно образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
18 | 0,5 | 25 минут | групповая |
Программой предусмотрено проведение:
- диагностических занятий – 2;
- практических занятий –16.
Цель: формировать у детей умений и навыков в лепке, развитие творческих способностей, фантазии и воображения.
Задачи обучения:
1.Развивать интерес к данному виду деятельности;
2. Учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности путём обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков;
3. Подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм;
4.Научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдений окружающего, слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведений искусства;
5. Учить детей активно воспринимать указание воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.
Развитие продуктивной деятельности
Лепка
-Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из пластилина;
- Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуду и игрушки); передавать их характерные особенности. Совершенствовать умение лепить посуду из целого куска пластилина.
- Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
-Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях);
-Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений. Развивать творчество, инициативу;
-Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, пёрышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.;
-Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы;
-Закреплять навыки аккуратной лепки.
-Закреплять привычку тщательно мыть руки по окончании лепки.
Декоративная лепка
-Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно – прикладного искусства.
-Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.);
-Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налётами и углубленным рельефом, использовать стеку.
-Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.
Развитие детского творчества
-Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
-Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей.
-Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
-Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков;
- Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно – творческие способности;
-Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
-Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством, расширять представления о народных игрушках.
-Знакомить детей с национальным декоративно – прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно – прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
-Формировать умение организовывать своё рабочее место, готовить всё необходимое для занятий; работать аккуратно, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
-Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Приобщение к изобразительному искусству
-Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства.
-Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства.
-Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.
-Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
-Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
-Формировать бережное отношение к произведениям искусства.
-Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, домам, где живут дети, участку детского сада и др.
-Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками.
-При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на характерные особенности внешнего вида героев.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей и межпредметных связей по разделам:
1. «Коммуникация» - развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
2. «Чтение художественной литературы» - формировать целостную картину мира, приобщать к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
3. «Формирование целостной картины мира» - расширение кругозора в процессе различных наблюдений..
4. «Формирование элементарных математических представлений» - развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов.
5. «Труд» - воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам; развивать желание помогать друг другу; воспитывать культуру трудовой деятельности.
6. «Музыка» - формировать музыкальную культуру, развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год:
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 15.09.2012 – 30.09.2012 г.,
Итоговая диагностика: 15.04.2013 – 30.04.2013 г
Основные требования к уровню подготовки детей 5-6лет по рисованию:
-уметь отмечать красоту и выразительность своих работ и работ других ребят;
-уметь лепить предметы по заданию воспитателя и по собственному замыслу;
-уметь задумывать разнообразное содержание своих работ;
-уметь лепить отдельные предметы и сюжеты;
-уметь лепить по представлению и с натуры, передавая форму, строение предметов и их характерные особенности;
-уметь лепить индивидуальные и коллективные композиции предметного, сюжетного и декоративного содержания;
-уметь создавать изображения по мотивам народного декоративно – прикладного искусства;
-уметь изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно (лепка из цельного куска);
-уметь использовать в работе стеку;
-знать все способы лепки (вытягивание, сплющивание, прищипывание и др.)
-
Тематический план
№ п/п | Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
1 | Грибы | 1 |
2 | Фрукты, овощи | 1 |
3 | Народная игрушка | 3 |
4 | Лепка фигуры человека | 4 |
5 | Коллективная композиция | 3 |
6 | Животные и птицы | 4 |
7 | По замыслу | 2 |
Итого | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Плановые сроки прохож – дения | Непосредственно образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | ||
Тема | Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 11.09.12 | «Грибы» | Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.34 | Свободное рисование, рассматривание иллюстраций, настольно – печатные игры. |
2 | 25.09.12 | «Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин» (мониторинг) | Уточнить и закрепить знания детей об изобразительном искусстве, его видах, способах лепки. .Закреплять умение передавать форму разных овощей и фруктов | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» Стр.37 | Сюжетно – ролевая игра «Магазин», дидактические игры «Угадай, что в мешочке», «Детки на ветке» |
3 | 9.10.12 | «Красивые птички» ( По мотивам народных дымковских игрушек) | Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приёмы лепки: раскатывание, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество. | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» Стр.42 | Рассматривание, рисование народных игрушек. |
4 | 23.10.12 13.11.12 | «Козлик» (По мотивам дымковской игрушки) | Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать приём раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов (так лепятся ноги). Развивать эстетическое восприятие. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.46 | Рассматривание альбомов по декоративно прикладному искусству. Рисование, аппликация «Козлик» |
5 | «Олешек» | Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска пластилина, передавая форму отдельных частей приёмом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.56 | Знакомство с разными видами искусства; Рисование «Дымковская слобода» | |
6 | 27.11.12 | «Вылепи свою любимую игрушку» | Учить детей создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приёмы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их. | Т.С.Комарова «Занятия По изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», Стр.57 | Игры с игрушками в уголке. |
7 | 11.12.12 | «Котёнок» | Учить детей создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приёмы: раскатывание пластилина между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путём прижимания и сглаживания мест соединения. Учить передавать в лепке позу котёнка. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.63 | Наблюдения на прогулках. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. |
8 | 25.12.12 | «Дед Мороз» | Учить детей лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приёмы соединения частей, сглаживания скрепления. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.67 | Подготовка к новогоднему празднику, участие в утреннике, |
9 | 8.01.13 22.01.13 | «Наши гости на новогоднем празднике» | Учить детей передавать в лепке впечатления от праздника. Закреплять умение лепить людей и разнообразных животных. Упражнять в использовании разных приёмов лепки. Развивать память, воображение, умение рассматривать созданные фигурки. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.75 | Чтение новогодних стихов, рассматривание фотографий. |
10 | «Зайчик» | Закреплять умение детей лепить животных, передавая строение, форму величину частей. Упражнять в применении разнообразных приёмов лепки. Учить передавать простые движения фигуры. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность. | Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», Стр.74 | Рассматривание альбома «Дикие животные», загадывание загадок о животных. | |
11 | 12.02.13 | «Собака со щенком» | Учить детей изображать собак, щенят, передавая их характерные особенности ( тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост). Закреплять приёмы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание, соединение частей приёмом прижимания и сглаживания мест скрепления. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.80 | Чтение книг о домашних животных, наблюдение на прогулке. |
12 | 26..02.13 | «Лепка по замыслу» | Развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приёмы лепки. Вызывать желание дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями, предметами. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.87 | Ознакомление с окружающим, игры, чтение художественной литературы. |
13 | 12.03.13 | «Кувшинчик» | Учить детей создавать изображение посуды из целого куска пластилина ленточным способом. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами. Воспитывать заботливое, отношение к маме. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.88 | Подготовка к празднику 8 Марта, беседы о маме, чтение книг. |
14 | 26.03.13 | «Птицы на кормушке» | Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина) ; сравнивать птиц. Учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы. Развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.92 | Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Птички на кормушках» |
15 | 9.04.13 | «Девочка грызёт орешки» | Закреплять умение детей лепить зверька, передавая его характерные особенности, позу. Отрабатывать приёмы лепки пальцами (прищипывание, оттягивание). Развивать образное восприятие, образные представления, умение оценивать изображения. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.101 | Чтение: «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, .рассматривание иллюстраций.
|
16 | 23..04.13 | «Девочка пляшет» (мониторинг) | Уточнить знания детей о способах лепки. Закреплять умение передавать соотношение частей по величине, воспитывать любовь к художественному творчеству. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.104 | Разучивание движений на музыкальном занятии, рассматривание скульптурных изображений. |
17 | 14.05.13 | «Сказочные животные» | Продолжать формировать умение детей лепить разнообразных сказочных животных (Чебурашка, Винни – Пух, крокодил Гена и другие); передавать форму основных частей и деталей. Развивать воображение и творчество. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.106 | Чтение сказок , просмотр мультфильмов, игры – драматизации. |
18 | 28.05.13 | «Зоопарк для кукол» | Развивать воображение, творчество. Отрабатывать обобщённые способы создания изображения животных в лепке. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки при создании образа животного. Воспитывать желание и вырабатывать умение создавать необходимые атрибуты для игр. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и её результата. | Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада», стр.109 | Чтение рассказов и сказок о животных, рассматривание иллюстраций, сюжетно – ролевые игры |
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
Изобразительная деятельность | |||
№ задания | критерии | Методика проведения | Оборудование |
Задание 1 | Умение лепить с натуры и по представлению | Беседа «Дары леса, огорода, сада» Задание: «Вылепить один гриб, фрукт и овощ» Вопросы: Где растут грибы, фрукты и овощи?; Какую форму имеют эти предметы? Какими приёмами лепки вы будете пользоваться? | Картинки с изображением грибов, фруктов и овощей. Пластилин, доска для лепки (на каждого ребёнка.) |
Задание 2 | Умеет лепить фигуру человека в движении, передавая правильные пропорции. | Воспитатель анализирует работы детей, их умение лепить человека, передавая форму, строение и величину частей. Дети называют, какие формы лепки использовали. | Пластилин, доска, стека; картинки с изображением людей. |
Задание 3 | Умение лепить птиц и животных по типу народной игрушки. | Воспитатель даёт оценку детским работам. | Пластилин, доска, стека, народные игрушки. |
Задание 4 | Умение лепить животных в движении из целого куска и из отдельных частей, соблюдая пропорции. | Лепка на тему «Моё любимое животное» - воспитатель анализ работ детей. | Пластилин, доска, стека; настольно – печатные игры. |
Задание 5 | Умение использовать в работе все способы лепки. | Дать задание вылепить предметы разными приёмами. | Доска, пластилин, стека; рассматривание иллюстраций. |
Оценка результатов:
3 балла – ребенок умеет лепить с натуры и по представлению, правильно передаёт характерные особенности. В правильной пропорции лепит фигуру человека. Ребёнок правильно передаёт форму народных игрушек. Умеет лепить с целого куска и из отдельных частей, соблюдает пропорции. Без помощи воспитателя умеет лепить птиц , животных. В работе использует разные способы лепки (вытягивание, сплющивание, прищипывание и др.), умеет пользоваться стекой.
2 балла – ребёнок в основном умеет лепить с натуры и по представлению. При лепке человека прибегает к помощи воспитателя. В основном правильно передаёт форму птиц и животных, но затрудняется передавать их в движении. Ребёнок, верно передаёт форму народных игрушек, но не всегда называет характерные особенности народного промысла. Использует различные способы лепки, умеет пользоваться стекой.
1 балл – ребёнок часто допускает ошибки в лепке с натуры и по представлению. Не может лепить фигуру человека без помощи взрослого. В лепке народных игрушек не умеет лепить с целого куска, допускает значительные ошибки в передаче форм. Пользоваться стекой умеет, но способы лепки даются ему с трудом.
Диагностическая карта
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Лепка | Баллы | Средний балл | Уровень развития | ||||||||||||||||
Умение лепить с натуры и по представлению | Умение лепить фигуру человека | Умение лепить птиц, животных по типу народной игрушки | Умение лепить животных в движении из целого куска пластилина. | Умение использовать все способы лепки: вытягивание , сплющивание и т.д. | Умение лепить животных из отдельных частей. | Уметь лепить фигуру человека в движении. | |||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||
Количество баллов | |||||||||||||||||||||
Средний балл | |||||||||||||||||||||
% уровня программы |
Список литературы
1. Изобразительная деятельность в детском саду. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. 1973
2. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Н.Б. Халезова.1984
3.Лепка в детском саду. Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина.1986
4. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Т.С. Комарова. 2009
5.Комплексное перспективное планирование . Старшая группа. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.2011
6. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа.2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации художественно-эстетического направления
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Ромашка» Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом № 1«30» августа 2012 г....
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Рабочая программадополнительного образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...
Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...