Деловая игра для воспитателей
методическая разработка по развитию речи на тему

Кувшинова Светлана Николаевна

"Знакомство детей с художественной литературой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_po_ozn._s_khud.lit_.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель:

  • повысить профессиональный уровень  педагогов, активизировать  применение устного  народного творчества в  работе  с детьми;
  • развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе.

Раскрыть творческий   потенциал каждого педагога.

( Игроки делятся на 5 команд  согласно возраста детей, вопросы задаются поочередно каждой команде)

Разминка:

1. Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова:

  • « По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…»
  • « Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!»
  • « Спи,  глазок, спи,  другой!»
  • « Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»
  • «Как мне не печалиться,  серый волк, остался я без доброго коня…»
  • « Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!»

2. Закончите пословицу:

  • « Что написано пером…»        (не вырубишь топором)
  • « Не плюй в колодец…»         (пригодится – воды напиться)
  • « Без  труда…»                        (не выловишь рыбки из пруда)
  • « Не имей сто рублей…»        (а имей сто друзей)
  • « Смех  без  причины…»         (признак дурачины)
  • « Семь раз отмерь…»              (один раз отрежь)
  • «Что посеешь…»                      (то и пожнешь)
  • « Любишь кататься…»            ( люби и саночки возить)
  • « Хочешь, есть калачи…»       (Не сиди на печи)
  • « Не красна изба углами…»   (А красна – пирогами)

3. К какому виду творчества это относится?

  • « Как аукнется, так и откликнется»        (пословица)
  • «На дворе трава – на траве дрова»      (Скороговорка)
  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
  • «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» (Потешка)
  • «В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)
  • «Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву С»  (Считалка)
  • «Расскажу-ка я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)
  • «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
  • «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
  • «Жили-были дед да баба» «Сказка»

Задание     1.

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

  1. Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном  слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора.    (1-ая младшая группа)
  2. Слушать внимательно сказки , стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.   (2-ая младшая группа)
  3. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы , связанные с содержанием текста.(Средняя группа)
  4. Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи.  (Подготовительная к школе группа)
  5. Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения.   (Старшая группа)

Задание   2.

Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

  1. А. Барто.  «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока»,К.Чуковский. «Цыпленок»,С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»        (1-ая младшая группа)
  2. З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)
  3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе»,
  4. Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». ( средняя)
  5. Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», (старшая)
  6. Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная)

Задание 3

Назовите автора произведения:

  1. «Приключения Чипполино» (Д.Родари)
  2. «Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов)
  3. «Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)
  4. «Алиса в стране чудес»( Э.Кэрролл.)
  5. «Цветик-семицветик» (В.Катаев)

Задание 4

(Задание в конверте)

Назвать детские художественные произведения, написанные:

  1. К.Чуковским («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит» и др.
  2. С.Михалковым («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном Мышонке», «Дядя Степа» и др.

Задание 5.

Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

  1. …Ну так видите ль, миряне,

Православные христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько  не потужит

Он о братьях и отце

В государевом дворце…

                                        ( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

 

  1. … Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер…

(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

  1. … Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

  1. …Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята

Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут  она повернулась и поползла к

дивану.       (Н.Носов. «Живая шляпа»)

  1. …Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал- ну невозможно

есть ! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил,  что

у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда   попробовал, у

меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание,  потому что взял

тарелку, и быстро  выплеснул кашу на улицу  в окно… .

( В. Драгунский. «Тайное становится явным»)

Задание 6.

Стихотворения  о временах года.

Из конверта капитаны команд достают пейзажные картинки.

Н а них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна

вспомнить стихотворения о каждом времени года, кто больше.

Задание 7

Каким сказочным героям принадлежат слова:

 

  1. «…Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой».

( «Кот и лиса»,Котофей Иванович)

 

  1. «…О, если я утону, если пойду я ко дну, что станется с ними

больными,   моими зверями лесными.» (Айболит из одноименного

произведения К.Чуковского)

  1. «Ты волна,моя волна , ты гульлива и вольна

Не губи ты нашу душу, выплесни ты нашу на сушу» (Царица с сыном в сказке  « О царе  Салтане» А.С. Пушкина)

  1. «Дорогие гости, помогите, паука-злодея зарубите!

И кормила я вас и поила я вас , не покиньте меня в

Мой последний час…!»

( Муха-Цокотуха. Из одноименной сказки К. Чуковского)

 

  1. «Невелик, да прожорлив! Нам четверым не съесть, а ему одному мало. Пожалуй, он и до нас доберется!» («Кот и лиса»

Медведь).

Задание 8

Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.

Задание 9

Каждой команде  предлагаются иллюстрации художников-иллюстраторов.

Необходимо назвать художниками несколько произведений, которые он иллюстрировал.

Задание 10.

Назови одним словом:

  • образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
  • короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью(басня)
  • устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях ( былина)
  • основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
  • короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему(анекдот)
  • устное народное творчество, народная мудрость(фольклор)
  • небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения(песня)
  • вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
  • краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
  • короткая из2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом(частушка).

Задание 11

Кроссворды в конвертах раздаются  каждой команде.

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при работе с детьми в группах ДОУ. Деловая игра для воспитателей, младших воспитателей

Цель игры - уточнение знаний педагогических и иных сотрудников ДОУ Санитарно-эпидемиологических требований к помещениям, оборудованию и их содержанию, к оборудованию и его размещению,...

Деловая игра с воспитателями «Толерантность»; Подготовили и провели - Методист ГБОУ лицей 1571 дошкольное отделение «Ладушки» Куликова Д.А. и Воспитатель группы № 5 Дудорова Т.Е.

Подготовили и провели,Методист ГБОУ лицей 1571 дошкольное отделение «Ладушки»Куликова Д.А.Воспитатель группы № 5Дудорова Т.Е.      Москва 2013 Деловая игр...

Деловая игра для воспитателей "Подвижные игры"

Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности в ДОУ....

Деловая игра для воспитателей «Об общей культуре воспитателя в шутку и всерьёз»

В игровой форме  проводится анализ профессиональной компетентности педагогических работников и общей культуры воспитателей ДОУ....

Деловая игра для воспитателей по теме: "Использование воспитателями музыкально - ритмических движений с пением в совместной деятельности с детьми" 2020 г.

Целью деловой игры является повышение профессионального уровня компетенции воспитателей и обмен опытом музыкального руководителя и воспитателей....

деловая игра для воспитателей игра «Игра – это серьезно!»

Человек рождается и сразу начинает играть, игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игру реализуе...