Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Мы хотим поделиться опытом работы по развитию связной речи у детей подготовительного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»
Педагог-психолог: Зубаирова Анастасия Сергеевна
Учитель-логопед: Замахайлова Римма Ильсуровна
Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Мы хотим поделиться опытом работы по развитию связной речи у детей подготовительного возраста.
Наблюдая за поведением детей в нашей группе, нами выявлены следующие (особенности) отклонения от возрастной нормы: у детей с ОНР отмечалась быстрая эмоциональная истощаемость, повышенная возбудимость и активность, отсутствие желания участвовать в совместных занятиях, конфликтные отношения со сверстниками, агрессивное поведение. На логопедических занятиях дети не могли сосредоточиться, часто отвлекались, быстро уставали. Мотивация детей к развитию связной речи была слабая. Мы понимали, что детям нужна помощь, но как развивать речь, если дети отказывались от деятельности?
Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом,- естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия- естественная форма общения и передача опыта.
Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Таким образом, непосредственно-образовательная деятельность осуществлялась с помощью двух специалистов: педагога-психолога, который вначале занятия использовал методы арт-терапии и учителя-логопеда, который во второй части осуществлял развитие связной речи.
Цель - создать условия для развития связной речи детей через гармонизацию их эмоционального состояния, методами арт-терапии и сказкотерапии.
Задачи:
1. Развивать речь детей с помощью:
- пересказывание сказок;
- группового рассказывания сказок;
- рассказывание сказок по кругу;
- сочинения сказок.
2. Активизировать и обогащать словарный запас.
3. Выявить и поддержать творческие способности.
3. Снизить уровень тревожности и страхов.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Развивать навыки конструктивного выражения эмоций.
6. Повысить уровень самооценки.
7. Укрепить союз «Ребенок – Педагог - Родитель».
Этапы работы:
1. В начале учебного года была проведена диагностика эмоционального состояния детей. Исходя из полученных результатов, был разработан перспективный план работы с детьми и родителями.
2. Работа с родителями. Были разработаны и проведены заседания семейного клуба «Сотрудничество» по темам: «Большие проблемы маленьких детей», «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, через обучение составлению рассказов по картинке и серии картинок», «Готовы ли Вы и Ваш ребёнок к школе».
3. На протяжении учебного года проводилась непосредственно-образовательная деятельность с детьми совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом.
Основные этапы работы
- Пальчиковые игры.
На данном этапе большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.
- Сказкотерапевтическое рисование.
Мы просили детей нарисовать любимого сказачного героя, сказочную страну и так далее. Были такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев». В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.
- Решение сказочных задач.
Решение сказочных задач- это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения.
Например: «выехал Иван-царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти и белый свет посмотреть. Ехал, ехал, да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталось у него только одна горбушка хлеба. Вдруг видит- навстречу ему идет старичок- лесовичок, от голода спотыкается.
Что делать Ивану- царевечу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб?».
Игорь: конечно поделится с лесовичком!!!
Вова: тогда он с голоду умрет, лучше он сам его съест, а старичок старый уже все равно.
Лера: Иван- царевич поделится хлебом, а сам в лесу будет охотится и ягоды, грибы кушать. Вот и все.
Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировоззрение. Даже дети логопедической группы с общим недоразвитием речи терялись в ситуации выбора только на первом занятии, затем их ответы становились не похожими на ответы товарищей. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
- Работа со страхами детей.
В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделялось страхам детей (по просьбе родителей). Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведения ребенка. Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда мы давали возможность по быть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, воды, пожара, мышей, лягушек.
- Психодинамические медитации и танцы.
Психодинамические медитации- это вид медитации, связанный с движением, перевоплощениями, получением позитивного двигательного опыта.
Танец- это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.
- Погружение в стихи
В своей работе мы использовали приемы, связанные с погружением в различные стихи.
Например: мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле, а вот солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам…
Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжения и заряжают энергией.
- Самостоятельное сочинение сказок и историй.
Состовляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самомтоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.
- Групповое рассказывание сказок.
Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки, передавая Синеглазку.
- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжатся бесконечно.
- Групповое придумывание сказки.
Мы использовали несколько вариантов группового придумывания сказки. У кого Синеглазка тот начинает рассказ, затем ее передает, дети продолжают, рассказ обычно заканчивается после первого же круга. В нашей работе был использован такой прием, как придумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки. Дети рисовали на общем листе бумаги. Правили всех волшебников: не толкаться и не ссориться.
Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывают общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходило сейчас и что будет происходить. Так же использовали любимые игрушки и просили придумать сказку о том, что с ней приключилось в сказочной стране.
Таким образом, разные формы рассказывания позволили обогатить речь детей: она стала более образной, дети стали легче и свободнее выражать свои мысли, улучшилась память, внимание стало более устойчивым, у детей развилось способность слушать другого.
Наиболее интересные и оригинальные сочинения мы стались записать. Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения. Итогом работы послужило театрализация сказки «Принцесса и король» придумана детьми.
На одном из занятий, дети придумала сказку «Принцесса и Король». После её театральной инсценировки, дети захотели поделиться своим творчеством со всей группой!
И вот, что у них получилось…
Жили-были «Принцесса и Король» в царстве «Добрых животных». И вот однажды Принцесса пошла, кормить животных, и её похитили разбойники…
Мудрец, наблюдая за Принцессой, увидел, что её похитили, и сообщил Королю!
Преодолев, множество препятствий Король и Мудрец отыскали Принцессу!
Но разбойники её просто так не хотели отдавать… И завязался бой подушками между Королем, Мудрецом и разбойниками.
И только прекрасный голос Принцессы, помог разрешить этот долгий бой. От звонкой песни Принцессы, разбойники уснули.
Король и Принцесса вернулись домой, и жили долго и счастливо!!!
Бурю положительных эмоций получили дети после театрализации сказки, от радости и счастья до определения будущей профессии. Дети захотели быть актёрами и сниматься в фильмах!
Постоянно проводились индивидуальные консультации, короткие беседы. Все наши советы и пожелания не оставались без внимания. Такое творческое сотрудничество («Ребенок-Родитель-Педагог») способствует дружбе, взаимопониманию, укрепляют доверие и уважение к работе педагога.
Наши результаты:
В ходе работы мы отмечаем, что дети изменились, стали более спокойными, усидчивыми, повысился познавательный интерес. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились встовать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стаки более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Их речь стала понятней и грамотней, они стали свободней выражать свои мысли. Дети научились социально-приемлемым способом выражать свои эмоции, родители их поддерживают и играют вместе. Мы считаем, что такая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, детей и родителей способствуют гармоничному развитию личности ребёнка, успешной подготовки к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
В статье описывается метод сказкотерапии как незаменимый, для развития всех компонентов речи и общего развития дошкольников. Показывается целесообразность данного метода при применении различных вариа...
«Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (...
Сказкотерапия, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 2-3 лет наиболее п...
Опыт работы воспитателя ДОУ по теме: "Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"
Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста...
Консультация для родителей: "Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....
Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,...
Методический сборник «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». Из опыта работы
Оглавление1.Предисловие - 32.Введение -3.Пояснительная записка к сборнику «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». - 54.Рекомендация для воспитателей...
Комментарии
Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольн
Очень интересный материал. Спасибо большое за информацию, мне пригодится в работе.