«Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Сусарева Анна Ивановна

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_po_razvitiyu_rechi_2018.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию педагога

Тема самообразования:

«Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель:

  • Повышение  своего профессионального уровня;
  • Развитие речи и навыков свободного общения у детей.

Задачи:

  • Формирование интереса к чтению;
  • Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.
  • Решение проблем поведения;
  • Совершенствование диалогической формы речи;
  • Развитие монологической формы речи;
  • Обучение связному, последовательному и выразительному пересказу небольших  сказок, рассказов;
  • Обучение рассказыванию о предмете; составлению рассказа по картинкам с  последовательно развивающимися событиями.

 


Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-Октябрь

- Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в воспитании (методические пособия, наработки педагогов).

- Изучение материалов на интернет- ресурсах.

Аннотации к прочитанному материалу

Работа с детьми

Ноябрь-Февраль

- Развивающие занятия с использованием сказкотерапии для детей 2-3 лет.

- Чтение детских психотерапевтических и др. сказок.

- Список сказок.

- Конспекты  занятий.

- Картотека игр.

Работа с родителями

Февраль-Апрель

- Разработка консультаций  и презентаций для родителей воспитанников основанных на содержании сказок.

- Подготовить памятки для родителей по формированию традиций ежедневного чтения и обсуждения сказок.

- Составить список рекомендованных сказок.

- Подготовить презентацию для педагогов и родителей.

Самореализация

Апрель-Май

- Разработка конспектов занятий и игр с использованием приёмов и методов сказкотерапии.

- Создание презентации.

- Картотека занятий и игр с использованием методов сказкотерапии.

- Создание презентации для родителей и педагогов ДОУ.


Ведение.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки.

В своей работе я исходила из утвердившегося в психолингвистике положения, что речь представляет собой совокупность отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно. При этом опирались на следующие принципиальные положения:

  • принцип постепенного перехода от более простого к более сложному
  • принцип дифференциации, заключающегося в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы
  • принцип деятельности. В непосредственно образовательной деятельности ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний
  • принцип непрерывности и интегративности. Процесс развития связной речи не заканчивается в деятельности педагога, а продолжается в совместной деятельности ребенка и родителя.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Новизна данной работы состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель: использование сказкотерапии с детьми как средство развития связной речи и применение ее на практике для формирования у детей дошкольного возраста правильной речи. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи.

Задачи:

1. Проведение анализа научно-методичесткой и психолого-педагогической литературы по проблеме «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».

2. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

3. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения.

Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует такие цели:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи
  • развитие просодической стороны речи
  • развитие диалогической и монологической речи
  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные»занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями.

Дидактическим материалом работы служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, и.т.д. Также используется драматизация сказок.

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов.

На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке.

На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения;

На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации;

На четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.

В соответствии с вышеизложенной системой работы со сказкой были определены дифференцированные задачи и разработана методика, способствующая реализации каждого этапа.

I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки.


Задачи:

  • развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней.
  • побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;
  • выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.

II этап. Знакомство со сказкой.

Задачи:

  • подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке;
  • развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;
  • расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;
  • способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
  • развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
  • развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.

Читая сказку, используем эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). В беседе по содержанию сказочного произведения используем вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей.

III этап. Путешествие по сказке.

Задачи:

  • побуждать детей к видоизменению содержания сказки;
  • использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем;
  • развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников);
  • воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.

Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом мною используются различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаю детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.

IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.

Задачи:

  • развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;
  • побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам;
  • развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность);
  • побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.

Для этого мною используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок, предлагая детям разнообразные сюжеты и интересные темы.

Заключительный этап. Продолжительность данного этапа – 2 недели.

Цель заключительного этапа: проведение контрольной диагностики.

Задачи:

  • получить информацию об уровне сформированности связной речи
  • определить наиболее результативные приёмы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Использование приема сказкотерапии в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в коррекционной работе по развитию связной речи:

  • У ребенка исчезают переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
  • Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.

В процессе исследования были выделены некоторые рекомендации по развитию речи для родителей.


Методические рекомендации по развитию речи детей для родителей:

  1. С ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике (человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что малыш хочет сказать).
  2. Показывайте ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.
  3. Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.
  4. Читайте ребенку стихи и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы.
  5. Читайте ребенку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать те картинки, которые ему называете.
  6. В играх учите его правильно называть окружающие предметы (в основном, предметы домашнего обихода; одежда, мебель, посуда, игрушки), понимать и выполнять несложные задания; приучайте его составлять фразы из нескольких слов.
  7. Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте ребенку выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну. Постепенно усложняйте задания.
  8. Для развития активной речи создавайте ситуации, стимулирующие ребенка обращаться с речью к взрослым.
  9. Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. ( Куда сейчас Аня пойдет ? В кроватку спать ).
  10.  Ребенку необходимо свободно владеть голосом, дыханием во время речи, соблюдать ритм, темп, интонацию, иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание. Для этого используются игры со звучащими игрушками (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, ксилофон): «Угадай, какая это игрушка?»; Игры на определение места звучания игрушки: «Откуда доносится звук?»; игры на определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио); игры на определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц.
  11.  Использование игр и упражнений  направленных на развитие речевого дыхания: сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку, дуть на лежащие, на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненные) и длины, стараясь сдвинуть их с места; задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя воображаемой свечи; надувать бумажные и целлофановые мешочки, дуть дудочку, свистульку, играть на детском кларнете; надувать и пускать мыльные пузыри.
  12.  Игры и упражнения направленные на тренировку артикуляционного аппарата: упражнения для лица (изменение мимики) : сделать лицо веселое (улыбнуться, засмеяться), сердитое (нахмурить брови), удивленное (поднять брови), плаксивое, спокойное, доброе; надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую; упражнения для губ трубочкой вперед и разведение их в стороны в сомкнутом виде, эти же движения с показом зубов (как произнесение звуков [ш] и [с]); упражнение для языка: показать широкий и узкий язык; облизывание узким языком верхней и нижней губы, (колокольчик);
  13. Игры и упражнения на звукоподражание голосам животных (мяу, му, пи-пи, ко-ко, ме, бе); подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами (би-би, ту-ту, тук-тук, тик-так).


Заключение.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной сказке и вообще к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности. Из – за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.

Итак, подводя итог, можно отметить – русская народная сказка является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.


Используемая литература:

  1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки — СПб.: КАРО, 2001. — 128 с, ил.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. — М. 2004.
  3. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии» Спб. -1998 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  5. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста» Москва: «ЦГЛ», 2004 г.
  6. МакунинаЕ. Ж.Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.
  7. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. — СПб., «Детство-пресс», 1999.
  8. Шорохова О.А. «Играем в сказку» ТЦ «Сфера» Москва 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Мы хотим поделиться опытом работы по развитию связной речи у детей подготовительного возраста....

Сказкотерапия, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

В статье описывается метод сказкотерапии как незаменимый, для развития всех компонентов речи и общего развития дошкольников. Показывается целесообразность данного метода при применении различных вариа...

Сказкотерапия, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 2-3 лет наиболее п...

Опыт работы воспитателя ДОУ по теме: "Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"

Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста...

Консультация для родителей: "Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,...

Методический сборник «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». Из опыта работы

Оглавление1.Предисловие - 32.Введение -3.Пояснительная записка к сборнику «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста». - 54.Рекомендация для воспитателей...