Опыт работы воспитателя ДОУ по теме: "Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"
материал (старшая группа)

Ли Елена Петровна

Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkateropiya_kak_sredstvo_svyaznoy_rechi.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия как средство развития речи детей

среднего дошкольного возраста»

Подготовила: Ли Елена Петровна                                                                

воспитатель МАДОУ ЦРР-д/с № 33

Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию тему моего доклада: «Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста».

Слайд № 2 Своё выступление я хочу начать словами детской писательницы Ирины Токмаковой: «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота» и еще словами педагога В. А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать». Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.

Слайд № 3  К сожалению, с развитием СМИ и появлением различных гаджетов, читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Слайд № 4 Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Слайд № 5 При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Слайд № 6 В своей работе я использую следующие методы сказкотерапии: пересказ, драматизация, словесные игры, чтение художественной литературы, рисование, инсценировки и т.д.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни, и в людях. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Слайд № 7 Инсценировка сказки. Принимая участие в театральной деятельности, малыши изучают окружающий мир через краски, образы, звуки. В процессе репетиции над высказываниями героев, постепенно активизируется и собственный словарь, модернизируется интонационный строй речи, её звуковая культура.

Слайд № 8 Чтение сказок способствует формированию у детей интереса и потребности в чтении книг; совершенствованию умения детей понимать смысл сказок поучительного характера; развитию диалогической речи через  формирование умения отвечать на вопросы по содержанию произведения; воспитанию любви к чтению книг, пробуждению эмоциональной отзывчивости.

Слайд № 9 В процессе рисования сказок расширяется словарный запас у детей за счёт углублённого погружения в художественно-эстетическую сферу деятельности. Развивается речь детей, через развитие мелкой моторики рук. Развивается мотивация к общению.

Слайд №10 В игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, способствующей развитию речи детей. Игра-драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно-ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Слайд № 11 Для развития связной речи в нашей группе оборудован центр развития речи, в котором есть книжный уголок. В книжном уголке выставляются знакомые сказки с иллюстрациями разных авторов, иногда организовываются выставки русских народных или сказок одного автора. Так же в центре имеются альбомы с иллюстрациями к разным сказкам, как работы известных художников – иллюстраторов, так и детские работы. Кроме того, в центре развития речи представлены разные виды театров – Би-Ба-Бо, конусный, вязанный и др. Наборы театров подбираются с учетом программных задач.

Слайд № 12 В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность. Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Слайд № 13 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Августовская педагогическая конференция Тема «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Слайд 1Подготовили: Зеленина А.И. Воспитатель Рыбась Н. О. Педагог-психолог «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»Слайд 2«Через сказку, фантазию, игру,...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. В стенах детского сада происходит пер...

План работы по самообразованию Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 годПредполагаемая дата окончания работы – май 2021 год.Актуальность темы:Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Бл...

Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко...

опыт работы "Театральная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Проработав воспитателем более 4 лет, я вижу, что действительно количество детей с нарушениями речи увеличилось. Наша задача как педагогов дошкольного образования способствовать гармоничному развитию р...

Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову,- лечение сказками.  Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы.  Причем же здесь лечение?  Зн...