Задания на развитие лексики.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Ищенко Оксана Евгеньевна

Социально - коммуникативное развитие дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnee_zadanie_po_leksike.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – коммуникативное развитие.

Задания на развитие лексики в старшей группе.

Тема: «Игрушки».

1.  Упражнение на понимание пространственных отношений: поставьте перед ребенком 4-5 игрушек. Ребенок должен выполнить инструкции: положи мяч справа (слева, спереди, сзади, между) от машины и т.п.

2.  Один – много

матрешка - матрешки

кукла –

неваляшка –

мяч –

мишка –

пирамидка –

машина -

3.  Назови ласково

матрешка - матрёшечка

и так все слова (см. выше)

4.  Выучить загадку:

Упадет - не плачет

Ножек нет, а скачет. (мяч)

Тема: "Осень"

  1. Выбрать картинки об осени.
  2. Попросите ребенка ответить на вопросы:

Какое сейчас время года? (осень)

Какое осенью небо? (серое, хмурое)

Какой осенью ветер? (сильный, холодный)

Какой осенью дождь? (частый, холодный, проливной, моросящий).

  1. Сосчитай до 5

Один листочек. два листочка. ....

Одна капелька. две капельки, ,..

  1. Пересказать текст "Осень".

Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.

Тема: «Овощи»

  1. Учить называть и узнавать овощи, изображенные на картинках.
  2. Назови ласково

Огурец – огурчик

Помидор –

Морковка –

Лук –

Свекла –

Укроп –

Горох –

Капуста –

Картошка –

Тыква –

  1. Один – много

Огурец – огурцы и др.

  1. Сосчитай до 5

Один огурец, два …, три…, четыре…, пять… .

Одна морковка, …

  1. Расскажи об овоще по плану

Я люблю…, он (она)… цвета, … формы, … на вкус. Из него (нее) можно приготовить … . А я люблю есть (ее)… (сырым, в салате).

Тема: «Фрукты»

  1. Учить называть и узнавать фрукты, изображенные на картинках.
  2. Назовите фрукты ласково:

Яблоко-яблочко

Банан - бананчик и т.д.

  1. Один - много:

Яблоко-яблоки

Банан-бананы и т.д.

  1. Какие фрукты имеют красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий цвет?
  2. Что лишнее и почему?

Яблоко, груша, помидор, апельсин

Слива, персик, абрикос, картошка

  1. Сосчитай до 5: бананы, апельсины персик.

Назови соки из: лимона-... яблока-... сливы-... и т.д.

Тема: «Ягоды»

  1. Научить детей узнавать и называть ягоды, изображенные на картинках.
  2. Назови ягоды ласково: Малина-малинка и т.п.
  3. Назови варенье из малины - малиновое, из вишни - вишневое и т.д.
  4. Что лишнее? Почему?

Клубника, смородина, помидор.

Брусника, банан, облепиха.

  1. Что общего и чем отличаются крыжовник и малина.

                                                Тема: «Грибы»

  1.  Нарисовать съедобный гриб и несъедобный. Учить называть и узнавать грибы.
  2. Один – много

Один гриб – много грибов

Одна лисичка – много лисичек

Одна шляпка – много шляпок

Один пень – много пней

  1. Сосчитай до 5

Один опенок, …                        Одна лисичка, …

  1. Какой гриб где растет?

Опята? – на пеньке

Подосиновик? – под осиной

Подберезовик7 – под березой

Грузди, лисички? – в траве

  1. Выучить:

Лисички рассыпались

Желтою стайкой

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

Тема: «Домашние животные»

1. Узнавать и называть домашних животных, изображенных на картинках.

2. Один – много

Корова – коровы

коза –

собака –

свинья –

лошадь –

3. Назови ласково

собака – собачка и др.

4.Сосчитай до 5

Один серый кролик, …

Одна ласковая кошечка,…

5. Отгадать загадки:

Отворилась тихо дверь

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой. (Кот)

Бежит замарашка

В щетинистой рубашке.

Хвост крючком,

Нос пятачком. (Свинья)

Тема: «Детеныши домашних животных»

  1. Наклеить картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Знать и называть их.
  2. Кто как ест?

Кошка с котятами лакает молоко

Собака с щенятами грызет кость

Корова с теленком жует траву.

  1. Кто как разговаривает?

корова и теленок мычат

лошадь и жеребенок ржут и т.д.

  1. Подскажи словечко.

Табун - много лошадей

Стадо--много...

Отара - много...

Свора-...

  1. Опиши свое любимое домашнее животное Как называются "мама" и "папа" у домашних животных?

Как выглядит твое домашнее животное? Чем оно питается? Какую пользу приносит человеку?

Тема: "Домашние птицы"

  1. Наклеить картинки с изображением домашних птиц. Узнавать и называть их.
  2. Назови всю семью:

Гусь – гусыня - гусята,

петух -...,

селезень-....,

индюк – индейка - индюшата.

  1. Какое слово не подходит? Почему?

Гусь – гусыня – гусли - гусята.

  1. Сколько ног у двух кур?

У кого больше ног у курицы или у петуха?

  1. Один - много

петух - петухи

утка-...

курица - курицы

гусь-...

индюк-...

  1. Сосчитай до 5.

Одна пестрая курица, две...

Один желтый утенок, два...

Тема: «Детеныши  домашних  птиц»

  1. Знать и узнавать детенышей домашних птиц

У  курицы - цыпленок

У утки - утенок

У гуся - гусенок

У индюка - индюшонок

  1. Кто как кричит?

Цыпленок - пищит

Утенок - крякает

Гусенок - гогочет

Индюшонок -болбочит

  1. Один - много

Цыпленок - цыплята

Утенок-?

Гусенок-?

Индюшонок-?

  1. Назови  маму  и  папу.

У цыпленка мама-курица, папа-петух

У утенка мама-утка, папа-селезень

У гусенка мама-гусыня, папа-гусь

У индюшонка мама-индейка,   папа-индюк.

  1. Отгадатьть загадку:

Родился  в желтой шубке  

прощайте две скорлупки (цыпленок)

Тема: «Дикие животные»

  1. Наклейте картинки с изображением диких животных наших лесов. Учить узнавать и называть их.
  2. Продолжи предложение:

В лесу живет много волков,...,...,

Мы можем  встретиться  в  лесу  с ежом,...,...,.

  1. Один - много.

Медведь-медведи

заяц-.....

Лиса-лисы

еж-.....

Волк......

олень-...

  1. Сосчитай до 5 (лиса, заяц)
  2. У кого чей хвост? Чьи уши?

У лисы хвост - лисий, уши- лисьи. И так обработать со всеми животными.

  1. У кого какое жилище?

У медведя - берлога

У лисы - нора

У ежа - норка

У белки - дупло

У волка – логово

                         Тема: «Детеныши диких животных»

  1. Узнавать и называть детенышей диких животных.
  2. Кто с кем(проговаривать предложения)

Лиса с лисятами. Заяц с зайчатами. Волк с волчатами. Белка с бельчатами. Медведь с медвежатами. Еж с ежатами.

  1. Один – много

лисенок – лисята

зайчонок –

бельчонок –

 волчонок –

ежонок –

медвежонок -

  1. Назови ласково

Лисенок – лисеночек и так со всеми словами

  1. Сосчитай до 5 (зайчонок, лисенок).
  2. Кто где живет?

Лисята - в норе.

Ежата - в норке.

Зайчата - под кустом

Рысята – на дереве

Медвежата – в берлоге.

Волчата – в логове.

Тема: "Зима"

  1. Какое время года наступило?

Почему ты так решил? Какая погода стоит зимой?

Как одеты люди? Какие зимние развлечения бывают у детей?

  1. Изменить слова, ответить на вопросы:

Что? - зима

Нет чего? -...(зимы)

Рад чему? -...(зиме)

Вижу что? - ... (зиму)

Доволен чем? - ... (зимой)

  1. Сказать ласково:

Санки-саночки

Сосульки - сосулечки

Горки - горочки

Каток-каточек

  1. Ответить на вопрос: Какой?

Зима какая? (холодная, морозная, снежная)

Снег какой? (белый, пушистый, легкий)

Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый)

Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый)

                  Тема: «Зимние забавы. Новый год».

  1. Какая елочка? (маленькая, зеленая, настоящая, лесная, колючая, ароматная, душистая, красивая)
  2. Слово ты договори и все вместе повтори.

Вот она елка, на елке …(иголки).

Елочка высока, достает до …(потолка).

Дед Мороз придет и подарки …(принесет).

Дед Мороз, Дед Мороз отморозит тебе …(нос).

Бабу снежную лепили и вокруг нее …(ходили).

  1. Исправь ошибку

Маска любит надевать Машу.

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Елка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принес мешок в подарках.

  1. Пересказ рассказа.

Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Дети нарядили елку. На праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Дед мороз принес в мешке подарки. Детям было весело.

Тема: «Слова - наоборот» (антонимы)

  1. Предложите детям закончить предложение

Дождик вымочит, а солнышко .. .(высушит).

Один теряет, а другой .. .(находит).

Входя в комнату, свет зажигают, а выходя . ..(гасят).

Ручей мелкий, а речка ... (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ...(крупные).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду ...(сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим . ..(вареный).

Кашу варят густую, а суп .. .(жидкий).

Пластилин мягкий, а камень ,. (твердый)

  1. Игра «Скажи наоборот»

холодный - ...

легкий - ...

чистый - ...

сладкий - ,.

Тема: «Зимующие птицы».

1. Узнавать и называть 3-4 зимующих птиц.

2. «Один — много»

воробей - воробьи

ворона - ...

сорока -...

синица - ...

голубь - ...

дятел - ...

клест - ...

снегирь - ...

3. Назови ласково

воробей - воробушек

ворона - воронушка

снегирь - снегирек

голубь - голубок

синица - синичка

4.Кто как кричит?

воробей - чирикает

синца - свистит

голубь - гулит

ворона - каркает

сорока - трещит

Тема: «Одежда».

1. Усвоить понятия;

одежда, которую носят зимой - зимняя (т.о. летняя. демисезонная, мальчиковая. девичья).

2. Назови ласково

юбка - юбочка

сарафан -...

шапка -...

шуба - ...

3. «Один - много».

шапка - много шапок

юбка - .,.

сарафан -...

шарф -...

4. Сосчитай до 5,

одна меховая шубка, две …

одна летняя футболка, ...

один зимний шарф, …

Тема: «Посуда».

1. Покажите детям сахарницу, хлебницу, селедочницу, масленку, солонку. Выучите эти названия.

2. Назови посуду:

кухонную - ...

столовую - .. .

чайную - ....

3. Для чего они нужны?

ложка - чтобы есть суп

кастрюля - ...

нож -  .

чашка - ,

тарелка- ..

сковорода -...

вилка-   .

4. Сосчитай до 5.

одна глубокая тарелка, две...

одно розовое блюдце, ...

один заварной чайник ...

5. Один - много.

тарелка – тарелки

ложка - ...

чашка -...

вилка - ...

кастрюля - ...

нож - ...

               Тема: «Защитники Отечества».

  1. Каких военных ты знаешь?

(пограничники, подводники, летчики, танкисты, десантники, моряки)

  1. Кому что нужно для службы?

Кому нежен танк? (танкисту)

Кому нужен самолет?

Кому нужна подводная лодка?

Кому нужен парашют?

Кому нужен корабль?

  1. У кого какой головной убор?

У танкиста – шлем

У моряка – бескозырка

У пограничника – фуражка

У десантника - берет

                               Тема: «Семья. 8 Марта.»

1. Кто для кого?

Кто для папы и мамы мальчик и девочка?

Кто для бабушки и дедушки мальчик и девочка?

Кто для дедушки и бабушки папа7

Кто для дедушки и бабушки мама?

Кто мальчик для девочки?

Кто девочка для мальчика?

2. Назови ласково

Папа – папочка

Мама - …

Дочь - …

Сын - …

Внучка - …

Внук - …

Сестра - …

Брат - …

3. Закончи предложения

У каждого малыша есть …(мама). Каждый человек любит свою …(маму). На свете очень трудно жить без …(мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы …(маме). Я люблю гулять со своей …(мамой). Я очень горжусь своей …(мамой).

       Тема: «Обувь».

1. Во что можно обуть наши ножки? (запомнить и четко проговаривать)

2. Когда и где, какую обувь носят?

летом - летнюю (босоножки, ...)

зимой - зимнюю (валенки, ...)

осенью, весной - демисезонную (резиновые сапоги,..

дома - домашнюю (тапочки, ...)

3. «Один - много».

валенки – валенок

сандалии -...

сапоги - ...

тапки -...

кроссовки - ...

туфли - ...

4.«Назови ласково».

валенки - валеночки

сапоги - сапожки

кроссовки - кроссовочки

сандалии - сандалики

туфли - туфельки

тапки - тапочки

                              Тема: «Весна».

1. Объясни слово; подснежник, проталина, оттепель, капель, сосулька.

2. Сосчитай до пяти:

маленький подснежник

звонкий ручеек.

3. Назови ласково:

мороз – морозец

сосулька – сосулечка

земля – землица

дождь – дождик

лужа – лужица

ручей - ручеек

4. Что происходит весной':

сосульки — тают

птицы - прилетают

ручеек - журчит

солнышко - греет

дождик - льется

травка - зеленеет

 

Тема: «Профессии».

1. Учить узнавать и называть профессии (4 - 5 знать наизусть).

2. Кто что делает?

рыбу ловит - рыболов

лес рубит - лесоруб

трубы чистит - трубочист

землю копает - землекоп

3. Что кому нужно для работы

врачу –

парикмахеру –

повару –

продавцу –

столяру –

маляру -

4.Назови женскую профессию

ткач - ткачиха

повар - повариха

певец - певица

учитель - учительница

5. Выучить загадку.

Мы учим детишек

Читать и писать

Природу любить.

Стариков уважать. (Учитель)

Тема: «Транспорт».

  1. Различать и называть транспорт по видам: наземный, подземный, воздушный, водный.
  2. Один – много

Автобус -  автобусы

Трамвай –

Корабль –

Мотоцикл –

Грузовик –

Поезд –

  1. Сосчитай до 5

Один трамвай, …

Одна машина, …

Одно колесо, …

  1. Образование прилагательных от существительных

Колесо из резины – резиновое колесо

Руль из пластмассы –

Кузов из дерева –

Рельсы из железа –

Сиденье из кожи –

Фургон из брезента –

Окно из стекла -

Тема: «Деревья».

1. Знать названия  деревьев, изображенных на картинках.

2.  Назови ласково

Дуб – дубок

Осина –

Береза –

Рябина –

Сосна –

Елка –

Шишка –

Ветка –

Лист –

Лес –

3. Один – много

Тополь – тополя

Дуб –

Береза –

Ива –

Яблоня –

Плод –

Желудь –

Ветка –

Корень -

4. Посчитай до 5

Одно высокое дерево, два….пять…

Одна сосновая ветка, две.., три…, четыре.., пять…

5. Назови какой, какая

Лист березы – березовый

Лист рябины - …

Лист сосны - …

Лист клена - …

Ветка ели – еловая

Ветка тополя - …

Ветка осины - …

Ветка липы - …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи

Данный материал будет полезен при подготовке конспектов занятий по некоторым лексическим темам логопедам, воспитателям. Также может применяться родителями в занятиях с детьми и студентами педагогическ...

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Лексическая тема: "Посуда"...

Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 4-5 лет с ОНР и ФФНР

Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных занятиях по развитию лексики и грамматики  в средней группе для детей специальных коррекционных учреждений. Материа...

Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 5-6 лет с ОНР и ФФНР

Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных логопедических занятиях по развитию лексики и грамматики  в старшей группе для детей специальных коррекционных учре...

Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 6-7 лет с ОНР и ФФНР

Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных логопедических занятиях по развитию лексики и грамматики  в подготовительной группе для детей специальных коррекцио...

Сборник домашних заданий на развитие лексико - грамматического строя речи №1

Сборник домашних заданий на развитие лексико - грамматического строя речи №1...

Сборник домашних заданий на развитие лексико - грамматического строя речи №2

Сборник домашних заданий на развитие лексико - грамматического строя речи №2...