Задания на развитие лексики.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
Социально - коммуникативное развитие дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnee_zadanie_po_leksike.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально – коммуникативное развитие.
Задания на развитие лексики в старшей группе.
Тема: «Игрушки».
1. Упражнение на понимание пространственных отношений: поставьте перед ребенком 4-5 игрушек. Ребенок должен выполнить инструкции: положи мяч справа (слева, спереди, сзади, между) от машины и т.п.
2. Один – много
матрешка - матрешки
кукла –
неваляшка –
мяч –
мишка –
пирамидка –
машина -
3. Назови ласково
матрешка - матрёшечка
и так все слова (см. выше)
4. Выучить загадку:
Упадет - не плачет
Ножек нет, а скачет. (мяч)
Тема: "Осень"
- Выбрать картинки об осени.
- Попросите ребенка ответить на вопросы:
Какое сейчас время года? (осень)
Какое осенью небо? (серое, хмурое)
Какой осенью ветер? (сильный, холодный)
Какой осенью дождь? (частый, холодный, проливной, моросящий).
- Сосчитай до 5
Один листочек. два листочка. ....
Одна капелька. две капельки, ,..
- Пересказать текст "Осень".
Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.
Тема: «Овощи»
- Учить называть и узнавать овощи, изображенные на картинках.
- Назови ласково
Огурец – огурчик
Помидор –
Морковка –
Лук –
Свекла –
Укроп –
Горох –
Капуста –
Картошка –
Тыква –
- Один – много
Огурец – огурцы и др.
- Сосчитай до 5
Один огурец, два …, три…, четыре…, пять… .
Одна морковка, …
- Расскажи об овоще по плану
Я люблю…, он (она)… цвета, … формы, … на вкус. Из него (нее) можно приготовить … . А я люблю есть (ее)… (сырым, в салате).
Тема: «Фрукты»
- Учить называть и узнавать фрукты, изображенные на картинках.
- Назовите фрукты ласково:
Яблоко-яблочко
Банан - бананчик и т.д.
- Один - много:
Яблоко-яблоки
Банан-бананы и т.д.
- Какие фрукты имеют красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий цвет?
- Что лишнее и почему?
Яблоко, груша, помидор, апельсин
Слива, персик, абрикос, картошка
- Сосчитай до 5: бананы, апельсины персик.
Назови соки из: лимона-... яблока-... сливы-... и т.д.
Тема: «Ягоды»
- Научить детей узнавать и называть ягоды, изображенные на картинках.
- Назови ягоды ласково: Малина-малинка и т.п.
- Назови варенье из малины - малиновое, из вишни - вишневое и т.д.
- Что лишнее? Почему?
Клубника, смородина, помидор.
Брусника, банан, облепиха.
- Что общего и чем отличаются крыжовник и малина.
Тема: «Грибы»
- Нарисовать съедобный гриб и несъедобный. Учить называть и узнавать грибы.
- Один – много
Один гриб – много грибов
Одна лисичка – много лисичек
Одна шляпка – много шляпок
Один пень – много пней
- Сосчитай до 5
Один опенок, … Одна лисичка, …
- Какой гриб где растет?
Опята? – на пеньке
Подосиновик? – под осиной
Подберезовик7 – под березой
Грузди, лисички? – в траве
- Выучить:
Лисички рассыпались
Желтою стайкой
Как будто погнались
За солнечным зайкой.
Тема: «Домашние животные»
1. Узнавать и называть домашних животных, изображенных на картинках.
2. Один – много
Корова – коровы
коза –
собака –
свинья –
лошадь –
3. Назови ласково
собака – собачка и др.
4.Сосчитай до 5
Один серый кролик, …
Одна ласковая кошечка,…
5. Отгадать загадки:
Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой. (Кот)
Бежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крючком,
Нос пятачком. (Свинья)
Тема: «Детеныши домашних животных»
- Наклеить картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Знать и называть их.
- Кто как ест?
Кошка с котятами лакает молоко
Собака с щенятами грызет кость
Корова с теленком жует траву.
- Кто как разговаривает?
корова и теленок мычат
лошадь и жеребенок ржут и т.д.
- Подскажи словечко.
Табун - много лошадей
Стадо--много...
Отара - много...
Свора-...
- Опиши свое любимое домашнее животное Как называются "мама" и "папа" у домашних животных?
Как выглядит твое домашнее животное? Чем оно питается? Какую пользу приносит человеку?
Тема: "Домашние птицы"
- Наклеить картинки с изображением домашних птиц. Узнавать и называть их.
- Назови всю семью:
Гусь – гусыня - гусята,
петух -...,
селезень-....,
индюк – индейка - индюшата.
- Какое слово не подходит? Почему?
Гусь – гусыня – гусли - гусята.
- Сколько ног у двух кур?
У кого больше ног у курицы или у петуха?
- Один - много
петух - петухи
утка-...
курица - курицы
гусь-...
индюк-...
- Сосчитай до 5.
Одна пестрая курица, две...
Один желтый утенок, два...
Тема: «Детеныши домашних птиц»
- Знать и узнавать детенышей домашних птиц
У курицы - цыпленок
У утки - утенок
У гуся - гусенок
У индюка - индюшонок
- Кто как кричит?
Цыпленок - пищит
Утенок - крякает
Гусенок - гогочет
Индюшонок -болбочит
- Один - много
Цыпленок - цыплята
Утенок-?
Гусенок-?
Индюшонок-?
- Назови маму и папу.
У цыпленка мама-курица, папа-петух
У утенка мама-утка, папа-селезень
У гусенка мама-гусыня, папа-гусь
У индюшонка мама-индейка, папа-индюк.
- Отгадатьть загадку:
Родился в желтой шубке
прощайте две скорлупки (цыпленок)
Тема: «Дикие животные»
- Наклейте картинки с изображением диких животных наших лесов. Учить узнавать и называть их.
- Продолжи предложение:
В лесу живет много волков,...,...,
Мы можем встретиться в лесу с ежом,...,...,.
- Один - много.
Медведь-медведи
заяц-.....
Лиса-лисы
еж-.....
Волк......
олень-...
- Сосчитай до 5 (лиса, заяц)
- У кого чей хвост? Чьи уши?
У лисы хвост - лисий, уши- лисьи. И так обработать со всеми животными.
- У кого какое жилище?
У медведя - берлога
У лисы - нора
У ежа - норка
У белки - дупло
У волка – логово
Тема: «Детеныши диких животных»
- Узнавать и называть детенышей диких животных.
- Кто с кем(проговаривать предложения)
Лиса с лисятами. Заяц с зайчатами. Волк с волчатами. Белка с бельчатами. Медведь с медвежатами. Еж с ежатами.
- Один – много
лисенок – лисята
зайчонок –
бельчонок –
волчонок –
ежонок –
медвежонок -
- Назови ласково
Лисенок – лисеночек и так со всеми словами
- Сосчитай до 5 (зайчонок, лисенок).
- Кто где живет?
Лисята - в норе.
Ежата - в норке.
Зайчата - под кустом
Рысята – на дереве
Медвежата – в берлоге.
Волчата – в логове.
Тема: "Зима"
- Какое время года наступило?
Почему ты так решил? Какая погода стоит зимой?
Как одеты люди? Какие зимние развлечения бывают у детей?
- Изменить слова, ответить на вопросы:
Что? - зима
Нет чего? -...(зимы)
Рад чему? -...(зиме)
Вижу что? - ... (зиму)
Доволен чем? - ... (зимой)
- Сказать ласково:
Санки-саночки
Сосульки - сосулечки
Горки - горочки
Каток-каточек
- Ответить на вопрос: Какой?
Зима какая? (холодная, морозная, снежная)
Снег какой? (белый, пушистый, легкий)
Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый)
Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый)
Тема: «Зимние забавы. Новый год».
- Какая елочка? (маленькая, зеленая, настоящая, лесная, колючая, ароматная, душистая, красивая)
- Слово ты договори и все вместе повтори.
Вот она елка, на елке …(иголки).
Елочка высока, достает до …(потолка).
Дед Мороз придет и подарки …(принесет).
Дед Мороз, Дед Мороз отморозит тебе …(нос).
Бабу снежную лепили и вокруг нее …(ходили).
- Исправь ошибку
Маска любит надевать Машу.
Елка пляшет возле Снегурочки.
Дети нарядили игрушки елками.
Елка зажглась на лампочках.
Дед Мороз принес мешок в подарках.
- Пересказ рассказа.
Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Дети нарядили елку. На праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Дед мороз принес в мешке подарки. Детям было весело.
Тема: «Слова - наоборот» (антонимы)
- Предложите детям закончить предложение
Дождик вымочит, а солнышко .. .(высушит).
Один теряет, а другой .. .(находит).
Входя в комнату, свет зажигают, а выходя . ..(гасят).
Ручей мелкий, а речка ... (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ...(крупные).
После дождя земля сырая, а в солнечную погоду ...(сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим . ..(вареный).
Кашу варят густую, а суп .. .(жидкий).
Пластилин мягкий, а камень ,. (твердый)
- Игра «Скажи наоборот»
холодный - ...
легкий - ...
чистый - ...
сладкий - ,.
Тема: «Зимующие птицы».
1. Узнавать и называть 3-4 зимующих птиц.
2. «Один — много»
воробей - воробьи
ворона - ...
сорока -...
синица - ...
голубь - ...
дятел - ...
клест - ...
снегирь - ...
3. Назови ласково
воробей - воробушек
ворона - воронушка
снегирь - снегирек
голубь - голубок
синица - синичка
4.Кто как кричит?
воробей - чирикает
синца - свистит
голубь - гулит
ворона - каркает
сорока - трещит
Тема: «Одежда».
1. Усвоить понятия;
одежда, которую носят зимой - зимняя (т.о. летняя. демисезонная, мальчиковая. девичья).
2. Назови ласково
юбка - юбочка
сарафан -...
шапка -...
шуба - ...
3. «Один - много».
шапка - много шапок
юбка - .,.
сарафан -...
шарф -...
4. Сосчитай до 5,
одна меховая шубка, две …
одна летняя футболка, ...
один зимний шарф, …
Тема: «Посуда».
1. Покажите детям сахарницу, хлебницу, селедочницу, масленку, солонку. Выучите эти названия.
2. Назови посуду:
кухонную - ...
столовую - .. .
чайную - ....
3. Для чего они нужны?
ложка - чтобы есть суп
кастрюля - ...
нож - .
чашка - ,
тарелка- ..
сковорода -...
вилка- .
4. Сосчитай до 5.
одна глубокая тарелка, две...
одно розовое блюдце, ...
один заварной чайник ...
5. Один - много.
тарелка – тарелки
ложка - ...
чашка -...
вилка - ...
кастрюля - ...
нож - ...
Тема: «Защитники Отечества».
- Каких военных ты знаешь?
(пограничники, подводники, летчики, танкисты, десантники, моряки)
- Кому что нужно для службы?
Кому нежен танк? (танкисту)
Кому нужен самолет?
Кому нужна подводная лодка?
Кому нужен парашют?
Кому нужен корабль?
- У кого какой головной убор?
У танкиста – шлем
У моряка – бескозырка
У пограничника – фуражка
У десантника - берет
Тема: «Семья. 8 Марта.»
1. Кто для кого?
Кто для папы и мамы мальчик и девочка?
Кто для бабушки и дедушки мальчик и девочка?
Кто для дедушки и бабушки папа7
Кто для дедушки и бабушки мама?
Кто мальчик для девочки?
Кто девочка для мальчика?
2. Назови ласково
Папа – папочка
Мама - …
Дочь - …
Сын - …
Внучка - …
Внук - …
Сестра - …
Брат - …
3. Закончи предложения
У каждого малыша есть …(мама). Каждый человек любит свою …(маму). На свете очень трудно жить без …(мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы …(маме). Я люблю гулять со своей …(мамой). Я очень горжусь своей …(мамой).
Тема: «Обувь».
1. Во что можно обуть наши ножки? (запомнить и четко проговаривать)
2. Когда и где, какую обувь носят?
летом - летнюю (босоножки, ...)
зимой - зимнюю (валенки, ...)
осенью, весной - демисезонную (резиновые сапоги,..
дома - домашнюю (тапочки, ...)
3. «Один - много».
валенки – валенок
сандалии -...
сапоги - ...
тапки -...
кроссовки - ...
туфли - ...
4.«Назови ласково».
валенки - валеночки
сапоги - сапожки
кроссовки - кроссовочки
сандалии - сандалики
туфли - туфельки
тапки - тапочки
Тема: «Весна».
1. Объясни слово; подснежник, проталина, оттепель, капель, сосулька.
2. Сосчитай до пяти:
маленький подснежник
звонкий ручеек.
3. Назови ласково:
мороз – морозец
сосулька – сосулечка
земля – землица
дождь – дождик
лужа – лужица
ручей - ручеек
4. Что происходит весной':
сосульки — тают
птицы - прилетают
ручеек - журчит
солнышко - греет
дождик - льется
травка - зеленеет
Тема: «Профессии».
1. Учить узнавать и называть профессии (4 - 5 знать наизусть).
2. Кто что делает?
рыбу ловит - рыболов
лес рубит - лесоруб
трубы чистит - трубочист
землю копает - землекоп
3. Что кому нужно для работы
врачу –
парикмахеру –
повару –
продавцу –
столяру –
маляру -
4.Назови женскую профессию
ткач - ткачиха
повар - повариха
певец - певица
учитель - учительница
5. Выучить загадку.
Мы учим детишек
Читать и писать
Природу любить.
Стариков уважать. (Учитель)
Тема: «Транспорт».
- Различать и называть транспорт по видам: наземный, подземный, воздушный, водный.
- Один – много
Автобус - автобусы
Трамвай –
Корабль –
Мотоцикл –
Грузовик –
Поезд –
- Сосчитай до 5
Один трамвай, …
Одна машина, …
Одно колесо, …
- Образование прилагательных от существительных
Колесо из резины – резиновое колесо
Руль из пластмассы –
Кузов из дерева –
Рельсы из железа –
Сиденье из кожи –
Фургон из брезента –
Окно из стекла -
Тема: «Деревья».
1. Знать названия деревьев, изображенных на картинках.
2. Назови ласково
Дуб – дубок
Осина –
Береза –
Рябина –
Сосна –
Елка –
Шишка –
Ветка –
Лист –
Лес –
3. Один – много
Тополь – тополя
Дуб –
Береза –
Ива –
Яблоня –
Плод –
Желудь –
Ветка –
Корень -
4. Посчитай до 5
Одно высокое дерево, два….пять…
Одна сосновая ветка, две.., три…, четыре.., пять…
5. Назови какой, какая
Лист березы – березовый
Лист рябины - …
Лист сосны - …
Лист клена - …
Ветка ели – еловая
Ветка тополя - …
Ветка осины - …
Ветка липы - …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи
Данный материал будет полезен при подготовке конспектов занятий по некоторым лексическим темам логопедам, воспитателям. Также может применяться родителями в занятиях с детьми и студентами педагогическ...
Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР
Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Лексическая тема: "Посуда"...
Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 4-5 лет с ОНР и ФФНР
Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных занятиях по развитию лексики и грамматики в средней группе для детей специальных коррекционных учреждений. Материа...
Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 5-6 лет с ОНР и ФФНР
Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных логопедических занятиях по развитию лексики и грамматики в старшей группе для детей специальных коррекционных учре...
Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 6-7 лет с ОНР и ФФНР
Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных логопедических занятиях по развитию лексики и грамматики в подготовительной группе для детей специальных коррекцио...
Сборник домашних заданий на развитие лексико - грамматического строя речи №1
Сборник домашних заданий на развитие лексико - грамматического строя речи №1...
Сборник домашних заданий на развитие лексико - грамматического строя речи №2
Сборник домашних заданий на развитие лексико - грамматического строя речи №2...