ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРБОТОНАЛЬНОГО МЕТОДА В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИИ.
статья по развитию речи на тему
В нашей стране растёт число пользователей кохлеарных имплантов.С КИ ребёнок слышит даже самые тихие звуки, но чтобы научиться говорить и понимать речь потребуется многолетняя ежедневная коррекционная работа. Ппри реабилитации детей с кохлеарными имплантами подходят все методики, которые используются для развития слуха и речи слабослышащих детей. По наблюдениям Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи наиболее подготовлен к обучению детей с кохлеарными имплантами персонал в детских садах для детей с нарушенным слухом, опирающихся на верботональный метод. Используя данный метод в работе с детьми, после кохлеарной имплантации, я убедилась в его эффективности при обучении чтению, формированию грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zharikova_o.m.-statya.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Жарикова Ольга Михайловна
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
МОУ детский сад №9 г. Волгоград РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРБОТОНАЛЬНОГО МЕТОДА В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИИ.
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №9 имеется интегрированная группа, которую посещают дети после кохлеарной имплантации и их нормально-слышащие сверстники. Детям с КИ необходима речевая среда – возможность постоянно слышать речь и общаться с помощью речи в течение всего дня. По наблюдениям Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, наиболее подготовлен к интегрированному обучению персонал в детских садах для детей с нарушенным слухом, опирающихся на верботональный метод. Данный метод, разработанный проф. П. Губерина в центре СУВАГ (Хорватия), доказал свою высокую эффективность в развитии речи у детей с различной степенью потери слуха. Многие направления работы, принятые в верботональном методе эффективны в обучении детей с КИ. [1, с. 298]
С 2007 года я работаю над проблемой реабилитации детей с КИ через использование дидактических игр, компьютерных программ для развития слухового восприятия, аудиовизуального курса (АВК), пиктограмм, пиктографической ритмики.
В первый год обучения уделяется максимальное внимание развитию слухового восприятия. В короткий срок необходимо развить у ребёнка с КИ естественное слуховое восприятие до уровня, приближающегося к нормальному слуху, чтобы слух начал работать на развитие понимания речи как у нормально-слышащего ребёнка.
Развитие речи происходит по тем же этапам, что и развитие речи у детей с нормальным слухом, только запаздывая на определённое время в зависимости от возраста, в котором была поведена операция, и от предоперационной реабилитации. Ребёнок проходит ту же последовательность и продолжительность определённых фаз развития речи, но необходимо учитывать отклонения и задержки, которые требуют дополнительной диагностики и адаптации реабилитационной программы [2, с. 177].
Ребёнок после кохлеарной имплантации нуждается в раннем овладении навыком аналитического чтения, который способствует развитию произносительной стороны речи. Чтение также помогает овладеть грамматическим строем родного языка. Использование графических знаков (символов) при обучении чтению имеет ряд преимуществ перед использованием дактильной азбуки: слово состоит из слогов, обозначенных символами, а не из отдельных букв, ребёнок сразу учится читать по слогам, не нарушается ритмико- интонационная сторона речи, ребёнок быстрее овладевает чтением. Детей после кохлеарной имплантации необходимо учить читать на речевом материале, который соответствует их речевому уровню, чтобы они могли понять, о чём читают и рассказать.
Одним из этапов работы является обучение ребёнка морфологически и синтаксически правильно строить предложения.
Ребёнок понимает фразу, не тогда, когда её просто повторяет за взрослым, а когда употребляет её в соответствии с определённой ситуацией. Создание таких ситуаций помогает усвоить новые значения.
Используя диалог, педагог учит ребёнка понимать разные вопросы и ответы на них. Помощь ребёнку часто заключается в вопросе, который задаёт педагог. Например, показываем картинку, на которой мальчик рисует гриб. Закрываем гриб и говорим: «Мальчик рисует …» Указываю на то, что закрыто. Ребёнок отвечает: «Гриб». Если затрудняется, можно спросить: «Мальчик рисует дом?» «Нет!» «Мальчик рисует машину?» «Нет!» «Мальчик рисует гриб?» «Да!» Открываем картинку и ещё раз повторяем: «Мальчик рисует гриб». Если ребёнок уже овладел навыками аналитического чтения, предлагаем ему прочитать предложение.
Педагогу можно самостоятельно сделать и использовать «двигательные» картинки, на которых можно менять отдельные детали. При этом ситуация на картинке меняется и ребёнок усваивает всё больше новых слов при составлении трёхсложных предложений: Мама пьёт чай (сок, молоко). Вова (Анна, тётя, дядя) идёт домой. Обучая ребёнка использованию в речи вопросов можно использовать картинки, на которых субъект, объект или действие могут быть закрыты. Например, для вопроса: «Кто идёт?» зонтами могут быть закрыты люди, которые укрылись от дождя, видны только их ноги. Задавая вопрос: «Что ест …?» можно использовать картинку, на которой обедает семья, на тарелки можно класть разные предметы (продукты питания). Если ребёнок пока не может построить развёрнутое предложение, можно ограничиться несколькими простыми предложениями. Необходимо хвалить ребёнка, если он делает попытки сам задавать вопросы. Отвечать на них эмоционально, поддерживая даже неумелые попытки, помогая ребёнку подбирать слова, показывая примеры вопросительной интонации. Давая примеры вопросительных предложений, необходимо обращать внимание на то, где в данной фразе повышается голос, хвалить ребёнка, когда он правильно изменяет высоту голоса.
Необходимо учить ребёнка понимать не только существительные и глаголы, но и слова, обозначающие явления, время, место и т. д. Но в первую очередь мы должны научить ребёнка тем словам, которые помогут ему общаться с окружающими людьми, понимать их речь. Обучаясь речи на жизненных ситуациях, ребёнок овладевает фонетикой, лексикой, синтаксическими конструкциями. Важно соблюдать следующее правило: тот речевой материал, который мы предлагаем, ребёнок должен понимать. Если ребёнок правильно находит ту картинку, которую мы назвали или самостоятельно её называет, значит, он нас понимает.
Ситуации можно инсценировать, беря за основу тот речевой материал, который нужно усвоить. Дети упражняются в диалоге, который им необходим в жизненных ситуациях. Предлагая ребёнку разные роли, даже на простом речевом материале учим говорить его с разной интонацией, голосом разной высоты, громкости. При этом ребёнок двигается, использует природные жесты, как бы проживает эту ситуацию. В дальнейшем меняем ситуацию, используя этот речевой материал.
В составлении предложений и в обучении постановки вопросов помогает использование серии картинок: аудиовизуальный курс (АВК).
Весь курс построен на диалоге. Используются речевые ситуации, которые близки детям. Основой является картинка, которая сопровождается речевым материалом. Дети воспринимают речь его с помощью слуха, речи и движения. Эта структура записывается мозгом и усваивается. В начале обучения картинка необходима, а затем убирается. Не изучая никаких грамматических правил, ребёнок с кохлеарным имплантом усваивает язык. Глядя на картинки, объединённые одним сюжетом, дети быстрее запоминают речевой материал, понимают в каких ситуациях можно использовать данные высказывания. Для закрепления речевого материала проводятся драматизации, инсценировки. Необходимо поощрять отход от речевого материала, чтобы не было механического заучивания. Дети учатся задавать вопросы друг другу, сначала по картинке, а потом без неё. Можно перевести эту тему на жизненную ситуацию, тогда дети начинают фантазировать и рассказывать из собственного опыта. Педагогу очень важно быть эмоциональным, чтобы дети усваивали правильные интонации голоса. Использование АВК тренирует так же и память, детирассказывают сначала с опорой на серию картинок, а затем картинки можно перевернуть обратной стороной, все или отдельные из них и попытаться самостоятельно рассказать. Эти виды работ очень нравятся детям.
Список использованной литературы:
- Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2009. – 752 с.
- Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить. – М.: Парадигма, 2010. – 191 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации
В презентации показаны основные направления педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации....
План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»
Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...
Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации
После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...
Реабилитация ранооглохших детей после кохлеарной имплантации
После того как ребенку одели и настроили КИ, он имеет потенциальную возможность использовать слух и необходимо формировать навыки общения с помощью голоса. Подход к такому ребенку аналогичен естествен...
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...
Реабилитация детей после кохлеарной имплантации.
Реабилитация детей после кохлеарной имплантации....