Реабилитация ранооглохших детей после кохлеарной имплантации
консультация (младшая группа) на тему

Капорова Татьяна Николаевна

После того как ребенку одели и настроили КИ, он имеет потенциальную возможность использовать слух и необходимо формировать навыки общения с помощью голоса. Подход к такому ребенку аналогичен естественному поведению матери со слышащим ребенком. Надо следовать за его взглядом и комментировать то, на что он смотрит.

Послеоперационная  слухоречевая  реабилитация– самый долгий и трудоемкий этап кохлеарной имплантации, длительность и эффективность которого зависит от многих факторов, прежде всего от возраста потери слуха и возраста имплантации.

Ежедневная коррекционная работа по развитию ребенка с КИ ложится, прежде всего, на плечи его родителей и местных специалистов.

Поэтому обеспечение их информацией по проблеме реабилитации пациентов с КИ является сегодня одним из важнейших условий для распространения этого высокотехнологичного метода реабилитации в нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reabilitatsiya_ranooglohshih_detey_posle_ki.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реабилитация ранооглохших детей после кохлеарной имплантации подготовила учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 46» Капорова Татьяна Николаевна

Слайд 3

Кохлеарная имплантация – хирургическая операция, в процессе которой во внутреннее ухо (улитку) глухого человека вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуков и речи путем электрической стимуляции слухового нерва. КИ по существу является разновидностью слухового протеза . Однако он не просто усиливает звук как слуховой аппарат. Он заменяет собой волосковые клетки внутреннего уха и передает звуковую и речевую информацию с помощью слабых э лектрических разрядов прямо слуховому нерву . Установлено , что чем в более раннем возрасте производится имплантация, тем лучше ее результаты .

Слайд 4

Современные кохлеарные импланты (КИ) - обеспечивают ребёнку возможность слышать даже тихую речь, а, значит, возможность осваивать речь естественным способом – посредством слуха. Появился новый метод обучения речи детей с КИ – «Слуховой метод» Разработан в С-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи в процессе многолетних исследований и практической работы по реабилитации детей с КИ, описан Королёвой Инной Васильевной. Цель «слухового метода»: развитие речи у глухих детей с КИ на основе слуха и путём спонтанного научения.

Слайд 5

многолетний процесс реабилитации можно разделить на 4 этапа 1 этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ . Его длительность 3-12 недель. Задачи этого этапа: 1. Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно >6 м ). 2. Вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками . 3. Вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения . Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4-6 мес.

Слайд 6

2 этап. Основной этап развития слухового/ слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность – 6-18 мес . Задачи 2-го этапа : 1 . Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ. 2 . Развитие/формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов: - обнаружение, различение, опознавание, - развитие произвольного и непроизвольного внимания, - развитие фонематического слуха - основы для развития способности узнавать и запоминать слова только на слух. - слуховой контроль голоса, слухо -артикуляторная координация. 3 . Развитие у ребенка мотивации к речевому общению и его начальных навыков. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет . В этот период ребёнок начинает понимать часто используемые слова и предложения

Слайд 7

3 этап. «Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи». Его длительность – более 5 лет. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом 5-7 лет. Задачи: 1. Развитие слухоречевой памяти , 2. Накопление пассивного и активного словаря, 3. Развитие грамматической системы , 4. Развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря, развития грамматической системы и общих представлений о мире) слухо -зрительно и на слух , 5. Развитие диалогической речи , 6. Развитие связной речи , 7. Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи на основе слухового контроля , 8. Развитие навыков чтения и понимания прочитанного.

Слайд 8

4 этап. «Этап развития связной речи и понимания сложных текстов». Показателем его достижения является умение ребенка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о разных событиях и явлениях, умения общаться с разными людьми с помощью речи. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет . Задачи 4-го этапа : 1. расширение общих представлений об окружающем мире 2. увеличение словарного запаса 3. дальнейшее развитие грамматической системы

Слайд 9

После подключения речевого процессора КИ человек слышит звуки и речь, но не узнает их, он не понимает речь, потому что КИ преобразует звуки не так, как нормально функционирующая улитка . В процессе слухоречевой реабилитации (включает точную настройку речевого процессора КИ, занятия с сурдопедагогом и с близкими по заданиям педагога) дети начинают понимать речь через 1–4 недели. Восприятие речи с КИ у них продолжает улучшаться в течение 1 года.

Слайд 10

положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ. В начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ приоритетным направлением коррекционной работы является развитие процессов слухового анализа неречевых и речевых акустических сигналов и слухового восприятия в целом. При этом слух – не цель коррекционно-развивающей работы. Слух – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребенка с КИ, с помощью слуха научиться понимать речь, говорить и мыслить намного легче, чем другим способом

Слайд 11

Г оворя о слухе, как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования КИ, важно иметь в виду, что на следующих этапах реабилитации детей с КИ приоритетное направление коррекционной работы меняется. Приоритетом становится развитие языковой системы и устной речи .

Слайд 12

ПОЛОЖЕНИЕ о СООТНОШЕНИИ СПОНТАННОГО И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Свойства целенаправленного обучения : - планомерное, - структурированное (теория, планомерные инструкции ), - практика (планомерные упражнения ), - требует выполнения конкретных заданий/действий , - осваиваемые навыки используются не сразу (не интегрированы ), - осваиваемые навыки часто не нужны в повседневной жизни , - процесс обучения не увлекателен. Спонтанное научение является непреднамеренным научением, происходящим в любой момент во время повседневных дел. Спонтанное научение важнее для большинства умений и знаний, которым человек учится во время большей части жизни У детей оно происходит во время игры, кормления, гуляния и т.п. Оно происходит разными способами: посредством наблюдения, подражания, социального взаимодействия, разрешения проблем, наблюдения за близкими или разговоре с ними, при приспособлении к разным ситуациям. Это естественный и более эффективный способ научения, чем обучение формальным способом.

Слайд 13

Положение о соотношении спонтанного и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка с КИ. Главным для его использования является умение педагога и любого другого взрослого найти занятия , которые нужны и увлекательны для ребенка . Один из наиболее эффективных способов это сделать - дать ребенку возможность показать, что он хочет, следовать за ребенком, взаимодействовать с ним с помощью речи, делая ее необходимой в этой ситуации . У ребенка с КИ развитие слуха и речи у ребенка происходит 2-мя способами и в 2-х основных ситуациях: 1. Спонтанное, естественное, интегральное научение. Происходит в течение дня во время ежедневных дел дома, а также режимных моментов в детском саду. Потенциально может происходить только при наличии речевой среды . 2. Целенаправленное обучение во время занятий с педагогом или родителями. Происходит очень ограниченное время

Слайд 14

Обучение детей- дошкольников с КИ может осуществляться на базе разных образовательных учреждений : - массовых детских садов , - детских садов для детей с нарушенным слухом или с нарушениями речи, И нтегрированное обучение детей с КИ создает важную для развития речи речевую среду Эта форма обучения не только способ социализации детей с нарушенным слухом, а важная составляющая методики их слухоречевой реабилитации. Это требует изменения штатного расписания учреждений, обучение специалистов. Преимущества обучения в массовых детских садах: 1 . есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки; 2. созданы условия для развития речевых коммуникативных навыков в разных ситуациях - взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей; 3. у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушания, говорения и общения; 4. в процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке 5 . ребенок и семья имеют возможность получать регулярную помощь педагога адекватными современными методами в течение 3-7 лет.

Слайд 15

положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка. После постановки диагноза «глухота» родители теряют чувство уверенности в общении с ребенком. Они не знают, как с ним общаться, как с ним разговаривать, как его развивать, как ему помочь научиться говорить, как его воспитывать . После имплантации большинство из них сохраняют эту неуверенность, многие очень мало разговаривают с ребенком («он же глухой», «он ничего не понимает»). Но особенность ситуации заключается в том, что дети с КИ, особенно дети, имплантированные в раннем возрасте, по образному выражению М.Кларка «нуждаются не столько в чем-то специальном, сколько в большем количестве нормального».

Слайд 16

В отличие от традиционных подходов эта система должна быть направлена не на то, чтобы научить родителей проводить с ребенком специальные занятия и заменять сурдопедагога, а развивать слуховое восприятие, понимание речи и устную речь в процессе выполнения ежедневных дел.

Слайд 17

Маленькие дети, которые раньше не носили слуховой аппарат первые 1–2 недели могут не реагировать на звуки. Постепенно у ребенка появляются реакции на громкие звуки, потом на голос и другие звуки. В этом ребенку помогают родители, которые постоянно привлекают внимание ребенка к разным звукам, вызывают у него интерес к ним. Через 2–6 месяцев у детей развивается способность узнавать и понимать некоторые слова и предложения . Подход к такому ребенку аналогичен естественному поведению матери со слышащим ребенком. Надо следовать за его взглядом и комментировать то, на что он смотрит, даже если сначала он не понимает.

Слайд 18

Внимание ребенка может быть привлечено к любому звуку окружающей среды, как на улице, так и дома, и надо использовать любую возможность для развития у детей с КИ непроизвольного и произвольного слухового внимания и интереса к звукам. При развитии у маленького ребенка слухового восприятия в естественных ситуациях, важную роль играют родители, с которыми дети проводят большую часть времени

Слайд 19

На первых занятиях необходимо показать, что вокруг ребенка много различных звуков: звук шагов, скрип двери, щелканье выключателя, бренчанье ложки в стакане, звонок телефона и др . Но для того, чтобы ребенок научился их узнавать, нужно постоянно привлекать внимание ребенка к этим звукам. Родители должны производить с ребенком совместные действия, которые вызывают этот звук, чтобы у ребенка сформировалась связь звука с предметом. Например , сначала побренчать ложкой в чашке (предварительно привлекая внимание малыша), а затем сделать это вместе с ним, обращая его внимание на звук.

Слайд 20

В течение 3-4 недель после первого включения КИ и интенсивной слухоречевой реабилитации большинство детей может различать на слух такие качества звука как « один-много», « тихий-громкий», « длинный-короткий », узнавать звуки музыкальных инструментов при выборе из 3-х. В течение 6-12 месяцев у большинства детей, имплантированных в раннем возрасте, при правильно организованной коррекционной работе и занятиях родителей формируются все основные центральные механизмы анализа речи как звуковых сигналов. Благодаря этому слух начинает работать на развитие речи так, как это происходит у нормально слышащих детей . Поэтому дальнейшая слухоречевая работа проводится в рамках развития у ребенка речевой системы - пассивного и активного словаря, грамматической системы языка, использования речи для общения .

Слайд 21

Значительная часть детей, имплантированных в раннем возрасте, при условии систематических занятий и отсутствии сопутствующей грубой патологии нервной системы, может быть подготовлена к обучению в массовой школе, хотя состояние их речевого развития будет несколько отставать от нормы

Слайд 22

Важные особенности в работе логопеда с детьми с КИ. 1.Логопед , работающий с детьми с КИ должен иметь опыт работы с детьми с тяжелыми расстройствами речи ( сенсо -моторная и моторная алалия, дизартрия, ринолалия и др .),ознакомиться с литературой по развитию слухового восприятия у детей с КИ . 2. Н а начальном этапе использования КИ у неговорящего ребенка наша цель не столько добиться от него качественного произнесения конкретных звуков речи, сколько подтолкнуть его к появлению интонационно-модулированного лепета - фазе естественного предречевого развития, которую он пропустил из-за глухоты . 3. Работая с ребенком с КИ, логопед должен осознавать, что ребенок с КИ имеет не только проблемы в развитии произносительных навыков, но и общее недоразвитие речи (1-2уровень развития речи ). Это предполагает необходимость многолетней целенаправленной работы по накоплению пассивного и активного словаря, формированию грамматических представлений, развития связной речи. 4.Логопед дополняет работу сурдопедагога, но, как правило, не может заменить его.

Слайд 23

Послеоперационная слухоречевая реабилитация - – самый долгий и трудоемкий этап кохлеарной имплантации, длительность и эффективность которого зависит от многих факторов, прежде всего от возраста потери слуха и возраста имплантации . Длительность реабилитации у детей с врожденной глухотой составляет более 5 лет. Ежедневная коррекционная работа по развитию ребенка с КИ ложится, прежде всего, на плечи его родителей и местных специалистов. Поэтому обеспечение их информацией по проблеме реабилитации пациентов с КИ является сегодня одним из важнейших условий для распространения этого высокотехнологичного метода реабилитации в нашей стране. Успешная послеоперационная реабилитация детей с КИ требует взаимодействия сурдопедагога, аудиолога , логопеда, сурдолога , психоневролога, психолога центра, в котором проводилась операция кохлеарной имплантации, подключение и настройка процессора КИ, и где дети проходят регулярные курсы реабилитации.

Слайд 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю! М. Сфера 2007 Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. СПб.: С.-Пб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.- 286 с . Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. СПб.: КАРО, 2009. 752 с . Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами .- СПб., 2005.- 90 с.