НОД по развитию речи "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
НОД в средней группе. Интегрированная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Воспитатель дошкольного отделения
Российской гимназии при Русском музее
Паукам Ольга Николаевна
Цель: Познакомить детей с разнообразием и назначением посуды.
Задачи: 1.Понятие «посуда», рассматривание и сравнение предметов.
2.Развивать внимание, воображение, речь , память;
3.Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;
4.Поддерживать интерес к изделиям русских мастеров, изготовлению предметов посуды из различных материалов: глины, стекла, дерева, металла, пластмассы и бумаги. Декоративная посуда «Гжель» и « Хохлома».
Оборудование: презентация Power Point, ноутбук, проектор, посуда, игрушки, плакаты «Гжель», «Хохлома», детские песенки композитора В.Шаинского.
Ход занятия: Дети входят в группу под музыку В Шаинского «Антошка». Приветствие. Дети садятся полукругом.
1.Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»: «Скачет сито по полям, а корыто по лугам…»
- Что случилось с бабушкой Федорой в сказке? Правильно, от нее убежала вся посуда.
- Вспомните почему это произошло? Да, бабушка Федора не чистила посуду, не хранила ее в порядке. Надо беречь посуду, мыть, ухаживать за ней, трудиться.
Слайд 1.
2. Дети, а как вы думаете, когда появилась первая посуда? Правильно, очень давно. У вас есть бабушки, дедушки. Они тоже были маленькими девочками и мальчиками. Давно. Это было раньше. У них тоже была посуда. Давайте выясним какие предметы относятся к посуде, что называют посудой.
- Посмотрите, что стоит на столе? Назовите эти предметы. Это стакан, банка, кастрюля, ваза. Давайте рассмотрим эту посуду - какие части, цвет, форма.
Слайд 2
* Это стакан. У стакана есть стенки, донышко, края. По цвету- прозрачный. Сделан из стекла. Донышко круглое. Стакан большой. Для чего он нужен? Налить и пить разные напитки: чай, молоко, сок, кисель, кефир, компот.
Слайд 3
* Это банка. У банки есть стенки, донышко круглое, края толстые. Банка прозрачная, сделана из стекла, закрыта крышкой. Почему? Чтобы хранить продукты: крупу, соль, сахар, чай, кофе, муку, творог; всё, что можно насыпать, налить, положить в банку.
Слайд 4
* Кастрюля широкая, у неё тоже есть стенки, круглое донышко, крышка, а ещё ручки. Эта кастрюля также сделана из стекла, она прозрачная. Что можно приготовить в кастрюле? Сварить суп, кашу, овощи, компот.
Слайд 5
* Ваза из стекла выше, чем кастрюля. У вазы есть стенки, донышко, края. А вот здесь более узкая часть- горлышко, что можно поставить- цветы. Зачем? Для украшения.
ВЫВОД: Посуда- это предметы для украшения дома, а ещё- для приёма, хранения и приготовления пищи. Мы рассмотрели посуду из стекла - стеклянную посуду.
3.Из каких ещё материалов можно сделать посуду? И для чего она нужна?
-Посмотрите на столе рядом с салфетками – стаканчики из бумаги и пластмассы. Для холодных и тёплых напитков. Бумажные и пластмассовые стаканчики для салфеток.
-Посмотрите в уголке природы туесок- баночка из бересты. Береста- это кора берёзы. Где растут берёзы? В лесу. Что мы собираем в лесу? Грибы, ягоды. Что можно положить в туесок– ягоды. Берестяной туесок- баночка из бересты для ягод.
-Ваза на окне для веток. Ваза сделана из дерева- деревянная ваза. Украшение.
-Поищите в кукольном уголке на плите кастрюлю из металла. Металлическая кастрюля для игры «приготовим куклам обед».
-Посмотрите на столе- горшок из глины, глиняный горшочек. Вслушайтесь, я сказала «горшочек»- значит маленький, небольшой. Давайте предметы посуды, которые вы нашли и принесли из разных уголков группы назовём ласково.
Дидактическое упражнение «Назови ласково»(игра с мячом: лови- бросай- отвечай).
- Стакан – стаканчик, банка- баночка, ваза- вазочка, кастрюля- кастрюлька и другие предметы посуды, ложка- ложечка, тарелка- тарелочка. Вот и славно.
ВЫВОД: Вот какая разная бывает посуда. И вся посуда может быть изготовлена из различных материалов: из стекла, дерева, глины, металла, пластмассы, бумаги.
ФИЗМИНУТКА – загадка «чайник»
- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу – маршируем,
- Больше греться не хочу – повороты туловища,
- Крышка громко зазвенела – прыжки,
- Прейте чай, вода вскипела – приседания. Что это?
- Дети, вы не знаете, какая посуда появилась первой? Кто её делал? Я вам сейчас расскажу.
Слайд 6
4.Рассказ воспитателя. Первую посуду люди лепили из глины вручную. Помните, мы лепили мисочку для козлика? Нам было трудно, но мы старались, украшали.. На Руси мастера делали деревянную посуду: горшки, миски, ложки, вазы… Сначала делали из дерева, потом из металла. Размеры горшков и ложек были разными: большие и маленькие. Отличались они и по внешней отделке. Более нарядные подавали на праздничный стол, такую посуду расписывали красками, украшали. Это декоративная посуда. ( Во время рассказа показывать детям предметы деревянной и металлической посуды, простой и расписной.)
* Игра «Наведём порядок»: три полотенца- гжель, хохлома, льняное.
-Давайте разберём посуду на столе- наведём порядок.
-Назовите посуду, которую мы берём каждый день. Белые керамические тарелки, глубокая и мелкая, чашка и блюдце – это повседневная посуда, поставьте её на простое льняное полотенце.
-А на праздничный стол? Хохлома и Гжель. ( хохлома- стакан, миска, сахарница, конфетница, ваза; гжель- бокал, миска, ваза, чайник )
- Из чего сделана? Хохлома из дерева, а гжель из глины. ( Дети трогают, гладят ).
- Чем украшена? Растительный узор ( травка, цветочки, ягодки ).
- Сколько цветных красок мы видим? Три цвета, три краски.
- Мальчики подойдите к плакату «Хохлома», а девочки поищите « Гжель»!
Дети читают знакомые стихотворения:
*Деревянная резная расписная хохлома,
Удивительной посудой- вот чем славится она!
*Неужели, неужели в вашем доме нету гжели?
Чашка гжели голубая о зиме напомнит вдруг,
На лугу холодном тает, не растает синий луг!
5.Воспитатель собирает детей вместе и спрашивает: «Дети, где мы можем увидеть красивую, старинную посуду?» В музее. Хорошо!
Воспитатель читает стихотворение Л.Парамоновой:
*Ты знаешь, какая бывает посуда
И как без неё нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки…
Без миски никак не накормишь и кошки!
Кофейники, чайники, чашки, стаканы-
О них вспоминаем мы утречком рано;
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи…
Всегда всю посуду в порядке держи!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Что нового узнали? Что запомнили? Что понравилось?
Вы сегодня старались и узнали много интересного о посуде. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Конспект в первой младшей группе по познанию...
конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе
это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...
Конспект НОДпо образовательной области «Познавательное развитие»по развитию речи и ФЭМП. Поможем Мишке
Конспект содержит структуру написания по новому требованию ФГОС...
Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»
учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....
НОДпо ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка"
Цель: Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»...
Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....