РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ (ВОСПРИЯТИИ КНИГ) У ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья на тему
Представлен опыт работы с семьей по формированию интереса и потребности в чтении (восприятии книг) у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
region.forum_2014_sipkro.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ (ВОСПРИЯТИИ КНИГ) У ДОШКОЛЬНИКОВ. Залишева Галина Сергеевна, воспитатель
Юго-Восточное управление МО и Н СО СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Алексеевка м. р. Алексеевский Самарской области Советская ул., д.39, Алексеевка, 446640 Тел./факс: 8 (84671) 2-16-13 aleksdou1@yandex.ru
«В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую решает коллектив СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ. Детская книжка нужна ребенку не вместо взрослого, а вместе с взрослым» В. Левин. Основной целью работы с семьей по приобщению к книге, как к средству воспитания высоконравственной и духовно богатой личности в нашем СП ДОУ, является формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг) у детей. Наиболее значимыми формами работы с родителями стали: дискуссионные встречи, круглые столы, родительские собрания, беседы-обсуждения, консультации. Они способствуют повышению педагогической культуры, выявлению потребностей, интересов и запросов родителей по данному направлению. На таких мероприятиях, обсуждаются и решаются важнейшие вопросы по организации книжных уголков дома, по подбору художественной литературы, соответствующей определенному возрасту, по организации домашнего чтения и т. д. Общее родительское собрание «Традиции семейного чтения» и групповые собрания, способствовали повышению педагогической культуры родителей, совершенствованию детско-родительских отношений в процессе ознакомления с книгой. Для выявления уровня педагогической грамотности родителей в вопросах формирования читателя, педагогами проводились анкетирования, опросы, социологические срезы: «Организация домашнего чтения в семьях», «Воспитание интереса и любви к книге». Анализ результатов помог разработать систему деятельности семьи и детского сада по реализации поставленных задач в работе с детьми. Использование инновационных методов, в частности, слайдовые и мультимедийные презентации, решение игровых ситуаций, литературные викторины, проектная деятельность, «мозговой штурм» – все это вызвало интерес к данной теме, желание тесно сотрудничать и взаимодействовать с педагогами и детьми. В увлекательной форме проходили встречи в родительском клубе «Дочки-сыночки». Каждая семья имела возможность драматизировать полюбившиеся сказки, используя при этом разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой и т.д. Родители, вместе с детьми, читали полюбившиеся стихи, отрывки сказок и рассказов, презентовали «Книжки-самоделки», сделанные всей семьей, делились опытом семейного воспитания по приобщению детей к книге, формированию потребности в чтении и интереса к творчеству писателей и поэтов. С увлечением и с творческим азартом, родители участвовали в литературных викторинах: «В гостях у книги» и «Что за прелесть эти сказки». Они показали свои знания и представления о любимых произведениях своих детей, о сказочных героях и любимых писателях, о загадках и пословицах. Одним из перспективных и эффективных методов в наши дни является метод проектирования. Для реализации проекта необходим исследовательский творческий поиск в различных направлениях по решению значимой, прежде всего для детей, проблемы. Семья стала одной из главных на всех этапах разработки и реализации проектов, проведенных в детском саду. Это познавательно-исследовательские проекты: «Как рождается книга?», «Книжки своими руками», «Лев Толстой – философ и просветитель». Дети, совместно с родителями, собирали материал по данным темам, участвовали и в экскурсиях в районную, детскую библиотеку, в краеведческий музей, оснащали предметно-развивающую среду богатейшим познавательным материалом, художественной литературой, Интернет-ресурсами. Данная форма работы мотивировала родителей на сотрудничество, сформировала познавательный интерес и творческую активность. Родители были активными участниками ежегодных литературно-тематических праздников: «День детской книги», «День рождения книги». Семьи показывали презентации, разыгрывали театрализованные представления «По страницам любимых книг», делали выставки разнообразных видов и типов книг: «книжки-малышки, книжки-игрушки, книжки - непромокайки, книжки-раскладушки и т.д.» Родители демонстрировали совместный проект «Книга будущего», что способствовало развитию творческого потенциала и активизации мыслительной деятельности у всех участников. Одной из интереснейших творческих форм работы с родителями, стало участие в акциях, организованных детской библиотекой: «Читаем детям о войне», «Розовый жираф», «Пришли мне чтение доброго». Родители делились книгами, дарили книги в групповые книжные уголки, в районную библиотеку, организовывали тематические выставки, делились своими знаниями. Родители и дети получили позитивный опыт общения с книгой, осознали масштаб и значение поставленных задач и целей по приобщению детей к книге с самого раннего возраста. Роль родителей в проведении акций была отмечена грамотами, благодарственными письмами за активное участие. Формы работы с родителями по формированию интереса и потребности в чтении у детей разнообразны. Главная их ценность состоит в том, что только совместными усилиями семьи и детского сада, в тесном сотрудничестве, возможно решение всех поставленных задач по воспитанию высоконравственной, творческой и инициативной личности. Литература: 1.Гурович Л.М., Ребенок и книга: Книга воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002., 64с. . 2. Гриценко З.А. Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста: //ж. Детский сад: теория и практика № 6/2013 г. 3.Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи». Методика приобщения детей к чтению. М.:Издательство «Линка-пресс». 2003 г. . 4. Дунаев Н. О. «О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка»: // ж. «Дошкольное воспитание» № 6 - 2007 г. /стр. 35-40 5. Маркова В. А, Трегубова Л. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание.-2009. №6.-С.62-69 6. 6.Тимофеева И. Н., Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти лет. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. М.: Просвещение, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы через сказку
....
Организация работы детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Работа с детьми по приобщению к ЧХЛ...
"Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у старших дошкольников".
Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М. Шолохова, Н. Островского, но есть особая литература – литератур...
«Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у старших дошкольников»
Хорошая книга – это друг и воспитатель, она развивает способность воспринимать прекрасное. Можно с упоением перечитывать А. Толстого, М. Шолохова, Н. Островского, но есть особая литература – литератур...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении
План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа....
Опыт работы по теме:«Развитие художественного восприятия, воспитание любви к художественному слову посредством формирования интереса и потребности в чтении у детей дошкольного возраста» в старшей группе
Материал предназначен для формирования интереса и потребности в чтении у детей 5-6 лет....