Беседы с логопедом Автор - составитель: учитель – логопед Т.В. Велижанцева Звуковая палитра Л – Л'
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Велижанцева Татьяна Викторовна

Дорогие взрослые!

Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логическая, грамотная речь – это половина успеха в жизни! Не важно, какую профессию выберет ваш малыш, правильная речь пригодится и математику и журналисту. Цель этой книги помочь заинтересованным родителями справиться с нарушением звукопроизношением у ребенка. Последовательно, учась и играя развить у вашего малыша самоконтроль над звукопроизношением чисто произносить и различать звуки (в том числе близкие по звучанию), грамматически правильно излагать свои мысли, развивать и пополнять словарный запас и что немаловажно формирует желание говорить правильно, умение общаться и слушать собеседника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukovaya_palitra_l-l_.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор - составитель: учитель – логопед Т.В. Велижанцева

Дорогие взрослые!

Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логическая, грамотная речь – это половина успеха в жизни! Не важно, какую профессию выберет ваш малыш, правильная речь пригодится и математику и журналисту. Цель этой книги помочь заинтересованным родителями справиться с нарушением звукопроизношением у ребенка. Последовательно, учась и играя развить у вашего малыша самоконтроль над звукопроизношением чисто произносить и различать звуки (в том числе близкие по звучанию), грамматически правильно излагать свои мысли, развивать и пополнять словарный запас и что немаловажно формирует желание говорить правильно, умение общаться и слушать собеседника.

  • Заниматься по книге можно с ребенком 4-5 лет. Почему именно звуки Л Л’ были выбраны мной для работы в данной тетради? Всё очень просто. По данным статистически дети 4-5 лет в 60% случаев неправильно произносят этот звук. Этот дефект речи называется «ламбдацизм» и наблюдается как парный (когда ребенок не произносит звук и в твердой и в мягкой позиции и.р. лужа – лето) так и одинарный (когда ребенок выговаривает звук Л’ в мягкой позиции, а нарушает произношение в твердой и наоборот.)
  • Заниматься по тетради можно с детьми с 4-5 лет т.к. звук Л Л’ считается трудным для звукопроизношения и нормой его становления в детской речи считается возраст 4-5 лет.
  • Задание выполняются последовательно, систематически (не менее 3-4 р. В неделю)
  • Обратите внимание на  то, чтобы у малыша был положительный эмоциональный настрой перед занятиями, поощряйте его за усердие и прилежание.
  • Не забывайте похвалить маленького ученика за любые, пусть самые незначительные успехи.
  • Помните, что ребенок обладает удивительными способностями и навыками в овладении речью! Родителям с дефектами речи .Так же полезны занятия по данной тетради! Наберитесь терпения, не жалейте своего времени. Ведь есть масса профессий, в которых просто необходима чистая речь. И ваш малыш обязательно скажет: «Спасибо тебе, мамочка!»

Артикуляция звука «Л»

  1. Ваши губы открыты, принимают позицию следующего звука. Зубы слегка разомкнуты.
  2. Узкий кончик языка соприкасаются с альвиолами (два бугорка за передними зубами на самом краю твердого неба)

  Внимание: Язык  не надо прикусывать. Язык не высовываем!

  1. Средняя часть языка выгнута. Воздух выдувается теплой, умеренной струей только вперед.

Внимание: воздух распределяет равномерно, без толчков. Нельзя направлять струю к твердому небу.

  1. Артикуляция звука Л’ полностью повторяет артикуляцию звука Л с одной существенной разницей: незначительно меняется позиция языка – узкий язык соприкасается с твердым небом немного дальше от альвиол.

Речевой материал для индивидуальной работы с детьми.

На данном этапе основная наша задача – включить ребенка в работу по формированию своей речи, пробудить интерес к правильному говорению. Только при положительном отношении ребенка к занятиям мы сможем выработать у него умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственными произношениями.

Хочу поделиться с вами своими приемами, играми, тренингами которые многократно на практике показали повышение эффективности развития самоконтроля над  звукопроизношением у детей.

  1. Спишите на видеокамеру речь вашего малыша. Проанализируйте с ним его звукопроизношение. Очень тактично подведите ребенка к коррекционным занятиям. Сформируйте мотивацию к занятиям это может быть и выступление на празднике, сюрприз для бабушки или дедушки, подарок и т.д. а самое главное предложите записывать речь ребенка через несколько занятий, праздниках и проанализируйте все успехи, неудачи. Ребенок эгоцентрик и ему очень тяжело услышать свои ошибки, а увидев себя со стороны большинство детей сразу совершенно ответственно ведут себя на коррекционных занятиях
  2. Ребенку очень тяжело различать  близкие по звучанию фонемы З-Ж, С-Ш, Л-Л’, Р-Р, К-Г. Предлагаю вашему вниманию игру «Рыбалка» целью которой является формирование звукового анализа слов:

Условия: Сидит рыбак на берегу. Мимо него проплывают рыбы – на первом этапе это предметные картинки, а затем слова. Мы «словим» рыбу со звуком Л. Если услышал этот звук хлопай в ладони, значит поймал! А если нет в слове данного звука сиди тихо, а если хлопнешь будет твоим уловом старый рваный башмак.

Внимание: В первых играх мы подбираем картинки и слова где звук Л стоит в начальных позициях, затем в конце слова и последними слова где звуки Л-Л’ расположен в середине.

Лужа, лодка, лошадь, ласточка, лопата, мешок, лето и т.д.

Стол, стул, пенал, шакал, вокзал, ноль, мель, школа, клоун, яблоко, голубь, малина, полено, теленок.

Причем в игре «Ловим» либо звук Л в твердой позиции, успешно и уверенно справляться с заданиями можно в игре смешивать снова со звуками Л-Л’.

  1.  Я рассказывала вам о том как близка артикуляция (положение языка, губ) при произношении звуков Л-Л’ дети часто путают их произношение, следующая игра «Твердый - мягкий».

Условия: Ребенку показываем предметные картинки, а затем произносим слова со звуком Л-Л’ и предлагаем «Если услышишь слово где в тердо1 позиции (лук, флаг) стучи кулаком, о кулак, а если в мягкой (лебедь, лес) погладь себя по руке, мягко и нежно».

  1. Дети без удовольствия анализируют и слышат свои ошибки, но уж как любят замечать чужие! И вот на этой особенности построена игра «Незнайка ошибся!»

Условия: Вы произносите слова, произнося звук Л-Л с типичным для вашего ребенка искажением. Например: « Ой, ты знаешь я слышала как Незнайка говорит «самоёт», «стуу», «уаистик» и пр. И как правило эти дефекты тут же исправляются чётко, правильно и с объяснениями как надо ставить язык, губы и т.д.

Внимание! Следите, чтобы исправляя ошибки Незнайки ребёнок был доброжелателен, тактичен и незаносчив.

  1. Ну как определить столь долгожданный момент полного исправления дефекта речи – ламбдацизма? Проведите с детьми несколько игровых тренингов «Поднимитесь по лесенке».

1 Ступень. «Нарисуй 5 предметов в названии которых входит звук Л (начальная позиция, середина и конечная слова)».

2 Ступень. «Что пропало?» Раскладываем 7-8 предметов или картинок. Ребёнок закрывает глаза, вы убираете картинку и открывая глаза «охранник» замечает и называет «пропажу».

3 Ступень. Отгадываем загадки.

Мигнет, моргнёт,                                            

В пузырёк нырнёт,

В пузырек под потолок,

Ночью в комнате денек. (лампа)

         

Белые горошки

На зеленой ножке. (ландыш)

Колосится в поле рожь.

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Жаль, что не душистый. (василек)

Домовитая хозяйка,

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком  -

Он поделится медком. (пчела)

Теремок ползет

На себе его везет.

Хозяюшка рогатая, богатая. (улитка)

4 Ступень. – Играем в «Волшебный мешочек» ребенок наощупь находит предмет, описывает его (основные качества: твердый, мягкий, теплый, холодный). Желательно, чтобы малыш не просто назвал предмет, не доставая из мешочка, а еще составил о нем несколько фраз, предложений.

5 Ступень. Играем в игру «Объяснялки». Раздаете ребенку и себе по 3-5 предметных картинок. Картинки друг другу не показываем! Необходимо по очереди составить небольшой описательный рассказ о предмете на картинке, не называя его. Например: «Это домашнее животное. Оно умеет лаять. У него четыре лапы и хвост. Его детеныши называются щенки».

6 Ступень. Проанализируйте, в бытовой речи ребенок, часто произносит звук Л с искажением, поправляет ли себя сам? Заметили ли, окружающие ваши успехи в звукопроизношении.

А теперь игра – тренинг «День рождение звука»

Если на каждой ступени, выполняя задание, играя ребенок в большинстве случаев проговаривает звук Л – Л, знает местоположение звука в слове, быстро исправляет звукопроизношение при вашем напоминании, то можете смело «зажигать» вместе с ребенком свечу на вашем именинном пироге. Ваш звук родился! И как победителю в сложной, но очень интересной игре вы получаете подарок – правильную и красивую речь и конечно же золотую медаль всем, кто помогал звуку родиться!

Вводим в разговорную речь звук Л

  1. Повторение медленно, четко.

ла – ла – ла

лапа, лампа, пила

ло – ло – ло

лом, лось, весло

лу – лу- лу

лужа, лук, луна

  1. Произносим «лесенку» из слов:

лом

стол

ложка

лошадь

лапша

ландыш

ласточка

  1. Произносим «цепочку» из слов:

ложка – облака – вилка – палка – галка – волк – полка – пчела – халат – шалаш

  1. Заучивали чистоговорки:

У ёжика и ёлки

Острые иголки

* * *

Вова удочку закинул

Из водички рыбу вынул.

Продолжаем вводить в речь звук  Л

1. Повторяем в нормальном речевом темпе:

ла – ла – ла

ласточка, лампочка

ло – ло – ло

весло, тепло

лу – лу- лу

палуба, желуди

лы – лы – лы

лыжи, малыши.

2. Чётко произносим пары слов:

камыш – малыш

матрешка – ложка

канал – накал

пила – липа

узел – лезу

3. Произносим «лесенку» из слов:

лак

лужа

малыш

яблоко

клубника

скакалка

велосипед

  1. Заучить чистоговорку:

Лом ломает

Толстый лед

Лом ломать не устает

Различаем в речи звуки Л – Л’

1. Проговариваем слоги:

ла – ла – ля

ло – ло – лё

лу – лу – лю

ал – ал – ял

ол – ол – ёл

ул – ул – юл

2. Проговариваем «лесенку» из слов:

лук

люк

лавка

лямка

кукла

клюква

булавка

бублик

3. Игра «Звук пропал»

свёк …а

пче …а

каче …и

са …ат

вес …о

… ужа

ма …ьчик

ма …ина

4. Заучите чистоговорки:

Ель на ёжика похожа

Ель в иголках

Ёжик тоже.

* * *

Зреет красная калина

Соберёт её Галина


Литература

Нищева Н Будем говорить правильно.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Нищева Н. Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Нищева Н. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Нищева Н. Играйка 2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Нищева Н Играйка 3. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Нищева Н Играйка 5. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Нищева Н Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Нищева Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Жукова Н, Мастюкова Е., Филичева Т. Общее недоразвитие речи.— М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы с логопедом Автор - составитель: учитель – логопед Т.В. Велижанцева Звуковая палитра Р – Р\'

Дорогие взрослые! Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логическая, г...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Портфолио учителя-логопеда на конкурс " Учитель-логопед, дефектолог года" 2023г.

Представляю Вашему вниманию портфолио учителя-логопеда на конкурс "Логопед года 2023г."...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...

Презентация к докладу на РМО учителей-логопедов "Копилка игр учителя-логопеда используемая при автоматизации звуков".

Автоматизация звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материал...

Семинар для учителей – логопедов «Оформление заключений учителя – логопеда ДОУ»

Раскрываются основные параметры протокола обследования речи ребенка дошкольного возраста и их примерные формулировки. Формулировки логопедических заключений....

Планирование работы учителя-логопеда с наставляемым учителем-логопедом на учебный год

В планировании представлены мероприятия, рассматриваемые вопросы, формы работы с наставляемым учителем-логопедом на учебный год по месяцам....