Анализ диагностики развития словаря детей первой младшей группы
материал по развитию речи (младшая группа) на тему
В ходе теоретического исследования были определены критерии речевой активности детей. К ним относится активность ребёнка на занятии по развитию речи и качество ответов на вопросы воспитателя. А это подразумевает количественный и качественный состав словаря ребёнка; умение внимательно слушать и понимать заданные вопросы; умение вступать в разговор и поддерживать его; умение полно и содержательно отвечать на вопросы; умение замечать и корректировать ошибки в речи других ребят; грамматически правильно оформлять свою речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar.docx | 14.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ диагностики развития словаря
В ходе теоретического исследования были определены критерии речевой активности детей. К ним относится активность ребёнка на занятии по развитию речи и качество ответов на вопросы воспитателя. А это подразумевает количественный и качественный состав словаря ребёнка; умение внимательно слушать и понимать заданные вопросы; умение вступать в разговор и поддерживать его; умение полно и содержательно отвечать на вопросы; умение замечать и корректировать ошибки в речи других ребят; грамматически правильно оформлять свою речь.
Результаты мониторинга показали, что лексический материал, закреплённый в практической деятельности, быстрее переходит из области пассивного словаря в область активного его использования, чем та лексика, которая закрепляется в процессе проведения бесед статического, неиндивидуального характера.
Педагогический эксперимент показал, что систематическое использование практического взаимодействия детей друг с другом, т.е. драматизация с использованием пальчиковых игр, благотворно влияет на уровень эффективности обогащения и активизации словаря и повышения речевой активности.. Таким образом, индивидуальный подход на занятиях по развитию речи, выраженный в элементах драматизации с использованием пальчиков и кистей рук, является эффективным средством обогащения и активизации словаря детей 2-3 летнего возраста.
Активный словарь- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь представляет собой специальную педагогическую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях. Эти слова воспитатель должен вводить в лексикон детей планомерно, систематически.
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по развитию речи детей.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной с взрослым деятельности.
Выделяют три периода в становлении коммуникативной функции слова.
• В первом – главным компонентом ситуации выступает предмет.
• Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки достать предмет.
• В третьем периоде центр ситуации переносится на слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляциям. Появляются первые попытки произносительного образа. И малыш произносит требуемое слово – название предмета.
В 3 – 3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда.
Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Важно не только умение детей пользоваться большим количеством слов, но и владеть навыками словообразования. Формирование лексических средств зависит от многих факторов: специальных условий, в которых воспитывается ребенок, его речевого окружения, активной речевой практики, а также особенностей возрастного и психического развития.
В ходе обследования использовался метод индивидуальной диагностической беседы с ребенком, с целью выявления уровня активного и пассивного словаря, с применением наглядно-дидактических пособий и предметов. Беседа проходила в доверительных условиях отдельно с каждым ребенком.
Уровни формирования словаря:
1. Умеет называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: "Кто это?", "Что это?";
2. Умеет обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы: "Какой?", "Какая?";
3. Умеет называть действия (глаголы), связанные с предметом, состоянием, отвечающие на вопросы: "Что делает? Что можно с ним делать?";
Для этого детям предлагалось выполнить задания, взятые из книги "Диагностика речевого развития дошкольников" под редакцией О.С. Ушаковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по сенсорному развитию для детей первый младший группы. Тема: « Рассматриваем и сравниваем мячики»
Программное содержание:1. Способствовать накоплению у детей зрительного опыта.2. Обратить внимание детей на сходство и различие двух мячиков.3....
Интегрированная НОД (речевое и художественно-эстетическое развитие) для детей первой младшей группы. Чтение народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание картины «Дети кормят курицу с цыплятами»
Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено....
Дидактические игры на развитие словаря детей 2 младшей группы.
Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребёнком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование иг...
комплекс дидактических игр по развитию словаря детей 2 младшей группы
МесяцТема образовательной деятельностиДидактическая играСентябрьМониторингМониторингОктябрьОсень. Явления природы. Звери.Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и называй осенние признаки».Цель: расши...
НОД по «Познавательному развитию» (математическое развитие) (для детей первой младшей группы) по теме: «Большой – маленький»
В конспекте, в который входит актуальность проблемы, способов решения, взаимодействия по данной теме с детьми....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (математическое развитие) для детей первой младшей группы Тема: «Прогулка в лес»
Тема: «Прогулка в лес» Цель: формирование элементарных математических представлений основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Задачи: Образовательные:...
Конспект совместной деятельности родителей и детей по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей первой младшей группы На тему: «Праздник на нашей улице"
Задачи: Дать элементарные знания ребенку о празднике «День Победы», о том,активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Оборудование: подборка карти...