Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Данная методическая разработка представляет собой образовательную ситуацию, раскрывающую способ развития монологической речи дошкольников с опорой на символы. Обогащение и активизация словаря детей идет за счет использования одного из методов технологии ТРИЗ: "Метод фокальных объектов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_a.i.docx | 206.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
с использованием элементов ТРИЗ.
(непосредственная образовательная деятельность)
Цель: развитие связной речи старших дошкольников
Задачи:
- развитие умения составлять рассказ с опорой на таблицу;
- обогащение и активизация словаря детей;
- развитие у детей способности слушать и слышать друг друга.
Необходимые материалы: коробочки с игрушками, изображающими диких животных; картинки с изображением: снежинки, сосульки, звездочки, солнышка; простые карандаши, таблицы (6 клеток – по 3 в каждом ряду) на каждого ребенка; магнитная доска; запись спокойной музыки; картина с изображением зимнего леса.
Ход образовательной ситуации:
Воспитатель: ребята, чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, нужно отгадать загадки. Ребенок, отгадывающий загадку проверяет правильность отгадки, открыв сюрпризную коробку. Игрушку животного оставляет у себя на столе.
- Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку? (заяц)
- Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
- Кто в лесу огромней всех, кто богатый носит мех.
Кто в берлоге до весны днем и ночью смотрит сны? (медведь)
- Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (еж)
- Посмотрите ка какая вся горит как золотая.
Ходит в шубке дорогой хвост пушистый и большой. (лиса)
- Он в лесу один живет, там он воет как поет
Все вокруг его бояться не хотят и прикасаться.
Он обидел 7 козлят, красную Шапочку и поросят.
Дети знают в сказках толк.
Ну, ка, дети это….. (волк).
Воспитатель: после того как дети отгадывают все загадки, педагог уточняет: «О ком же у нас сегодня пойдет речь?» (О диких животных). Сегодня каждый из вас попробует рассказать о животном, которое вы отгадали. Педагог вывешивает таблицу с условными обозначениями и еще раз проговаривает с детьми значение символов.
Цвет | Части тела | Где живет |
Чем питается | Члены семьи животного | Как заботится человек о них (какая польза для человека) |
Каждый ребенок составляет свой рассказ с опорой на символы, нарисованные им в таблице с учетом характерных особенностей животного. Заслушиваются рассказы детей в парах (1-ый начинает, 2-ой заканчивает).
Воспитатель просит детей доказать, что те животные, о которых они рассказывали – дикие (живут в лесу, добывают себе пищу сами, сами себе строят жилище).
Воспитатель: Вы молодцы, хорошо справились с заданием. Скажите пожалуйста, зимний лес отличается от осеннего, весеннего и т.п.? Какой он, опишите? (вывешивается картина зимнего леса). Дети описывают лес. А хотите я вас научу подбирать красивые слова для описания зимнего леса? (используется метод фокальных объектов технологии ТРИЗ).
Детям предлагается на выбор 4 картинки (солька,снежинка, солнышко, звезда) из которых они должны выбрать 2 и описать их. Напрмер:
Снежинка: -холодная, - голубая, - пушистая, - колючая, - блестящая; - легкая и т.п. | Зимний лес: - холодно-лучистый, - колючий, - пушистый, - лучисто-пушистый, - желто-голубой и т.п. | Солнышко: - желтое, - горячее, - яркое, - лучистая, - оранжевая и тп.п. |
Используя прилагательные правого и левого столбца, а также их двусложную комбинацию дети пытаются вместе с педагогом подобрать новые, красивые прилагательные для описания зимнего леса. Воспитатель спрашивает у детей о том, когда может быть лес например: желто-голубой, колючий и т.д.
Заключение.
Воспитатель спрашивает у детей: о чем говорили сегодня, что нового узнали, что для вас было трудным, а что особенно интересным, что запомнилось и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...
Мастер - класс для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий".
Развитие речи детей при помощи ИКТ технологий....
Мастер - класс для педагогов "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий".
Развитие речи детей при помощи ИКТ....
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий. Тема занятия «Домашние птицы»
Мультимедийные презентации мы используем в качестве современного наглядного материала. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материал...
Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».
Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...
Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна Игоревна, воспитатель
Буклет для педагогов и родителей "Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель, Холмогорова Анна...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Развитие речи детей 6-7 лет с использованием элементов технологии ТРИЗ в группе компенсирующей направленности».
Статья из опыта работы по технологии ТРИз (Теория решения изобретательских задач)...