Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».
материал (старшая группа)

Цель: всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».

Выполнила воспитатель:

Кравченко Т.В

г.Энгельс. 2024


Цель: всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.

Задачи:

1. Обогащать и активизировать словарь

2. Совершенствовать звуковую культуру речи

3. Формировать грамматический строй речи

4. Развивать умение составлять рассказы

План проведения мастер-класса.

1. Актуализация темы.

2. Теоретическая часть.

3. Ознакомление с ТРИЗ-играми.

4. Практикум: проигрывание игр

5. Анализ.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования, формировать в ребёнке высокий творческий потенциал. Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.

Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы – взрослые, давно не обращаем внимание. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!” Мы сегодня остановимся на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

В основе используемых в ТРИЗ-технологии средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением, т.к. формирование у детей умений выделять проблемную ситуацию, видеть её противоречивые стороны, находить способы её разрешения – одна из главных задач в ТРИЗ для дошкольников.

Главное отличие технологии деятельностного подхода к дошкольному развитию от классического – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. ТРИЗ-технология отвечает данным требованиям. Её, как универсальный инструментарий, можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).

Реализуя ТРИЗ-технологию, мы используем деятельностный подход, т.к. в основе ТРИЗ лежит структура деятельностного подхода:

– мотив (заинтересованность в участии);

– постановка проблемы;

– поиск решений;

– презентация готового решения.

А деятельностный подход подразумевает активность, деятельность детей, самостоятельную добычу знаний.

Свое знакомство с ТРИЗ-технологией я начала не так давно. Стала использовать игры в своей практике, применяя их в совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время.

Сегодня я предлагаю вам несколько игр, которые, я надеюсь, пригодятся вам в вашей дальнейшей работе.

1. «Предложения по цепочке».

Цель: автоматизация определенного звука; учить составлять предложения.

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком.

Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например, «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (например, «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т. д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

2. «Антилогическое лото».

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры:

Воспитатель поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы воспитатель перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладывают их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос воспитателя: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.

3. «Мои друзья».

Цель: учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

Воспитатель выбирает любой объект из детского окружения. Дети выделяют его свойства, функциональное назначение, а затем каждый должен найти в группе такой объект, который имел бы нечто общее с заданным.

4. "Теремок". Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения; развивать диалогическую речь.

1-й вариант: Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

2-й вариант:

То же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации".

3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.

Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка».

Примечания: играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы.

5. «Веселая карусель».

Цель: закрепить признаки объекта, расширить и активизировать словарь по лексическим темам; развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы.

«Веселая карусель» - это напольная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. В состав игры входит один большой матерчатый круг, расстилаемый на полу. По краю круга расположены символы - схемы, обозначающие признак или действие (выкладываются столько значков, сколько знают дети). В центре -1 круг для объекта.

Ход: игра проводится с подгруппой детей. Воспитатель предлагает 3-4 детям встать по кругу. Дети выбирают объект (виноград, телефон и т.д.). На раз, два, трибеги дети бегут по кругу. Затем на раз, два, три – замри, останавливаются и встают около карточек. Задают по очереди вопросы и отвечают на них.

- Виноград (телефон, кубик, книга и т.д.) какого ты цвета? (красного, желтого, зеленого и т.д.);

- Виноград, какой ты формы? (круглой, овальной, приплюснутой и т.д.);

- Виноград, что с тобой делают? (кушают, делают сок, варят компот и т.д.);

- Сколько винограда? (кисть одна, а ягод много);

- Виноград, какой ты температуры? (теплый, холодный и т.д.);

- Виноград, какой ты влажности? (снаружи-сухой, внутри- сочный)

(Рельеф, вкус, запах, части, и т. д.)

6. «Волшебная карусель»

Количество играющих до 10 детей.

Цель игры: развитие фонематического слуха, речевого внимания; совершенствование навыков звукового анализа: выделение первого звука в слове, деление слова на слоги; развитие общей моторики, навыков совместной деятельности и повышение положительного эмоционального фона детей.

Оборудование: предметные картинки на обрабатываемый звук. Бубен или аудиозапись быстрой танцевальной музыки.

Ход игры:

Картинки (по количеству детей) разложены по кругу на полу. Дети произвольно выбирают картинку и встают возле неё. Воспитатель договаривается с детьми о том, что, пока звучит музыка, они бегут по кругу друг за другом или взявшись за руки. Как только музыка прекращается, дети останавливаются напротив ближайшей картинки.

Вариант 1.

Воспитатель даёт инструкцию: «Произнеси название картинки и выдели первый звук». Например:«Это аист, первый звук «а»».

Вариант 2.

Воспитатель даёт инструкцию: «Сколько в твоём слове слогов?»

Вариант 3.

Воспитатель даёт инструкцию: «Придумай предложение со своим словом».

Аналогичным образом могут быть обработаны следующие темы:

«Величина. Форма. Цвет», «Времена года, их признаки», а также многие лексические темы.

Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения. Организация таких игр может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.

Взаимодействие между воспитателем и ребенком во время проведения ТРИЗ игры должно строиться по определенным принципам:

- при ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей. Отрицательная оценка и критика в адрес ребенка должны отсутствовать;

- привычные оценочные слова заменять и разбавлять синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход"; - поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения;

- не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны;

- сопровождать общение только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости. - мотивировать ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Чтобы применять ТРИЗ на практике, мне приходится многому учиться. Можно сказать, что я осваиваю её вместе с детьми. Думаю, что свою работу в данном направлении я буду продолжать, так как она дает отличные результаты. Дети становятся непринужденнее, учатся находить решения возникших проблем, повышается их самооценка. Это очень пригодится им в школе и во взрослой жизни.

Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Пальчиковые игры - основа развития речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи у дошкольников»«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский «Руки учат голову, затем поумневш...

Конспект ОС по развитию речи для старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии на тему «Книжный магазин».

Программные задачи: -формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картин;-развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;-продолжать знакомить детей с професси...

Конспект ОС по развитию речи для старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии на тему «Книжный магазин»».

Образовательное событие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии...

Мастер-класс «Применение синквейна в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

       Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи....

Мастер-класс «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Заинтересовать родителей (законных представителей)  актуальностьюданной темы, вовлечь родителей  ксотрудничеству....

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...