О речевом этикете
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Раскрытие значения "Речевой этикет"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально - экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.
Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.
Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированного, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т.е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения.
Речь детей с речевой патологией характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений), но в тоже время ребенок с речевой патологией обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника с речевой патологией коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету.
Речевое развитие ребенка предполагает умение не просто порождать и понимать высказывание, но и владеть различными моделями речевого поведения, присущими социальной среде. Это умение свидетельствует о языковой компетентности человека, формирует его личность, от него (как показывают исследования психологов) во многом зависят успехи в школьном обучении.
Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повысит эффективность коррекционных мероприятий, направленных на преодоление речевой патологии.
Цель программы: Целью данной программы является представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование личности; формирование коммуникативных способностей младших школьников.
Задачи программы:
- Раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»;
- Познакомить с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ);
- Учить детей умению находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при слушании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, при разговоре собеседников и т.д.);
- Учить детей умению соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости;
- Учить детей умению использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.
Формы работы – занятия, продолжительностью 25 мин. в старшей группе, 30 мин. в подготовительной
Рабочая программа составлена на основе технологии Н.Е. Богуславской и Н.А. Купиной «Весёлый этикет», которая выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий.
При составлении программы учитывались возрастные особенности детей, уровень речевого развития.
Достаточное количество времени отводится заданиям творческого характера: разыгрывать ситуацию, придумать сказку, стихотворение…
Уделено место вопросам школьного этикета: одежда школьника, речь и т. д.
Уроки речевого этикета построены так, чтобы они готовили детей ко взрослой жизни ( быть здоровыми, беречь семью и пр.). В основе занятий - игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества. Ведущим видом деятельности для младшего школьника становится игра. Данная программа обучения отражает связь усвоения этических формул и других норм поведения с типичными ситуациями, важными для младшего школьника.
Кружок «Этикет» включает в себя разделы, направленные на формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Предусмотрено также проведение практических и итоговых занятий. Это позволяет каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.
Предполагается использование на занятиях по речевому этикету межпредметных связей с «Литературным чтением», «Музыкой» и др.
В итоге проведённой работы дети должны научиться:
- Пользоваться правилами поведения в обществе;
- Обращаться к знакомым и незнакомым людям;
- Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент в нужной тональности.
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-6 и 6-7 лет.
Учащиеся должны знать/ понимать:
правила поведения в гостях (поведение в непредвиденных ситуациях);
различие понятий «этика», «этикет» и «речевой этикет»;
структура речевой ситуации (кто – кому – где – когда – что – с какой целью);
обращение к знакомому и незнакомому;
тон вежливой речи;
формула знакомства (Меня зовут, Моя фамилия, Будем знакомы, Очень приятно с вами познакомиться, Очень рад, Рад знакомству);
формула приветствия (Здравствуй(те), Привет, Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер);
формула благодарности (Спасибо, Огромное спасибо, Благодарю, Не за что, Не стоит благодарности, Пожалуйста, На здоровье);
формула прощания (До свидания, До скорого свидания, До встречи, До завтра, Увидимся, Пока, Прощай(те), Всего хорошего, Всего доброго);
формула поздравления (Дорог(ая)ой, уважаем(ая)ый, Поздравляю с…,Желаю);
формула извинения (Извините, Простите, Пожалуйста, Не сердитесь, Я нечаянно, Виноват);
формула просьбы (Пожалуйста, Будьте добры, Будьте любезны, Очень прошу, Я хочу (могу) просить вас, Можно ли, Нельзя ли);
формула согласия, отказа (С удовольствием, Конечно, Обязательно; К сожалению, не могу…, Очень жаль, но…, С удовольствием, но…, Охотно бы, но…);
формула утешения (Это пустяки, Ничего страшного, Всё это ерунда, Всякое бывает, Ничего не поделаешь, Всё пройдёт, Всё обойдётся, Забудьте об этом, Не думай об этом, Выбросьте это из головы, Я тебя так понимаю, Вы такой сильный человек).
5 -6 лет
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. | Знакомство Поведение за столом У тебя в гостях друг Прощание с гостем Игра в гости Прощание перед сном Утреннее приветствие Об уступчивости Вежливая просьба Поведение в общественном транспорте Поведение у кассы В кино, цирке, театре В поликлинике В детской библиотеке Поведение в кафэ В парикмахерской Утешение У постели больного Разговор с младшим Разговор с незнакомым на улице Обращение к взрослому знакомому Разговор по телефону Разговор о животных и с животными Поздравление и пожелание Прощание с близкими перед отъездом Итоговое занятие | 2 1 2 2 2 2 2 1 2 1 1 2 2 4 3 1 2 1 1 1 1 2 2 2 2 1 |
| Итого | 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский речевой этикет в театрализованной деятельности(из опыта работы)
Детский речевой этикет можно рассматривать как процесс овладения ребёнком этическими нормами речевого общения. В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и разв...
Консультация для педагогов "Речевой этикет воспитателя".
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в де...
Буклет "Речевой этикет или кое-что о вежливости"
Просматривая буклет, родители и дети узнают, что такое речевой этикет, вежливость. Познакомятся с правилами речевого этикета....
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Язык - средство передачи и освоения социального опыта, овладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой предшествующих поколений поколением подрастающим....
речевой этикет
данную работу можно использовать как план работы по речевому этиткету...
Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией
статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...