Консультация для педагогов "Речевой этикет воспитателя".
план-конспект по теме
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду ( во время всех видов деятельности ), он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях , предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Для воспитателя владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Таким образом, среди требований к речи педагога ДОУ выделяют следующее:
Правильность– соответствие речи языковым нормам ( знать и выполнять правила литературного произношения).
Точность- соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Логичность- выражение в смысловых связях компонентов речи и отношение между частями и компонентами мысли.
Чистота- отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Выразительность- особенности речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Уместность- учет специфики нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения ( навыков общения, умение пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)
Голос - профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей может привести к аномалиям связок. Характерная ошибка многих педагогов - стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А« секрет» для установления здоровой тишины: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы, а иногда совсем тихо, а при необходимости( как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,- это утомляет и взрослого, и детей.
Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится. Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей - ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.
Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно. Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Педагог, давая поручение ребенку, говорит : « Пойди, пожалуйста, к Нине Павловне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить Нине Павловне « велела» невежливо; велеть- значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой : « Скажи, пожалуйста, Нине Павловне ,что я ее прошу…»
Владеть родным языком– значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. Для того, чтобы слушающий понял говорящего, нужны еще и умения использовать языковые средства- соответствующие интонации, логические паузы и ударения , выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому. Одна из первостепенных задач воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь?
Слова- паразиты- это слова связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Слова- паразиты чаще всего прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово или с маленьким словарным запасом. Например, как бы, по ходу, это самое, да не вопрос, прикинь короче это самое, полюбому и т.п. Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Есть и звуки-паразиты: «э-э-э», « а-а-а», « м-м-м».
Как излечиться от словарных паразитов?
1.Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе употребить эту гадость вновь.
2.Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!
3.Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой « пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.
И в заключении , хочу подвести итог, что учить на лучших образцах родного языка - одна из важнейших задач воспитателя, которую он решает в процессе повседневного общения с детьми. В целом речь педагога должна быть полной, красочной, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлена, выразительна ,между отдельными частями высказывания должна быть установлена логическая связь. К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Знание педагогом ДОУ названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy__etiket___vospitatelya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду ( во время всех видов деятельности ), он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях , предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду ( во время всех видов деятельности ), он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях , предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Таким образом, среди требований к речи педагога ДОУ выделяют следующее:
Правильность – соответствие речи языковым нормам ( знать и выполнять правила литературного произношения).
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношение между частями и компонентами мысли.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Выразительность - особенности речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Уместность - учет специфики нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения ( навыков общения, умение пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)
Голос - профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей может привести к аномалиям связок. Характерная ошибка многих педагогов - стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А
« секрет» для установления здоровой тишины: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы, а иногда совсем тихо, а при необходимости( как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,- это утомляет и взрослого, и детей.
Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится. Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей - ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду ( во время всех видов деятельности ), он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях , предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно. Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Педагог, давая поручение ребенку, говорит : « Пойди, пожалуйста, к Нине Павловне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить Нине Павловне « велела» невежливо; велеть- значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой : « Скажи, пожалуйста, Нине Павловне ,что я ее прошу…»
Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. Для того, чтобы слушающий понял говорящего, нужны еще и умения использовать языковые средства- соответствующие интонации, логические паузы и ударения , выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому. Одна из первостепенных задач воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь?
Слова- паразиты- это слова связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Слова- паразиты чаще всего прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово или с маленьким словарным запасом. Например, как бы, по ходу, это самое, да не вопрос, прикинь короче это самое, полюбому и т.п. Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Есть и звуки-паразиты: «э-э-э», « а-а-а», « м-м-м».
Как излечиться от словарных паразитов?
1.Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе употребить эту гадость вновь.
2.Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!
3.Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой
« пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.
И в заключении , хочу подвести итог, что учить на лучших образцах родного языка - одна из важнейших задач воспитателя, которую он решает в процессе повседневного общения с детьми. В целом речь педагога должна быть полной, красочной, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлена, выразительна ,между отдельными частями высказывания должна быть установлена логическая связь. К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Знание педагогом ДОУ названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.