ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
статья по теме
Язык - средство передачи и освоения социального опыта, овладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой предшествующих поколений поколением подрастающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_kultura_tekst.doc | 75 КБ |
nod.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. А. ГАРМАШ
(НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В. Ф. МОРСКОВА, К.Ф.Н., ДОЦЕНТ)
Славянский-на-Кубани государспюонный педагогический институт,
г. Славянск-на-Кубани
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Речевой этикет во всем многообразии его стилистических вариантов в узком смысле — это формулы, которые обеспечивают принятое в данной среде, среди данных людей и в определенном случае включения в речевой контакт поддержание общения в избранной тональности. А в широком смысле - это все правила речевого поведения, все речевые разрешения и запреты, связанные с социальными признаками говорящих и обстановки, с одной стороны, и стилистическими ресурсами языка - с другой. Речевой этикет задает нам те рамки речевых правил, в пределах которых должно проходить содержательное общение.
Язык - средство передачи и освоения социального опыта, овладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой предшествующих поколений поколением подрастающим. Это вербальное взаимодействие со взрослыми имеет решающее значение как для освоения ребенком окружающего мира, так и для овладения им способами мышления. Вербальное взаимодействие осуществляется с помощью речевых коммуникативных умений, которые, в свою очередь, вырабатываются и совершенствуются в речевой деятельности. Формирование у дошкольников умения правильно употреблять формулы речевого этикета зависит от следующих условий :
- от сознательного овладения дошкольниками знаниями о формулах речевого этикета;
- от использования различных приемов в работе над формулами речевого этикета;
- от применения дидактических игр, направленных на формирование навыка употребления основных формул речевого этикета и их активизацию в речи;
- от сочетания работы по формированию коммуникативных умений в употреблении формул речевого этикета с работой по Развитию культуры речи.
Проблеме формирования у дошкольников основных навыков и умений употребления формул речевого этикета стали уделять внимание сравнительно недавно. Обучение малышей правилам поведения - это основная «педагогическая позиция, которая помогает дошкольникам почувствовать значимость сведений, которыми они располагают, и тем самым лучше усвоить эти сведения, поэтому основная задача - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, умение общаться.
Приобретение коммуникативных умений как правил речевого общения включает в себя овладение формулами речевого этикета.
Детей надо учить так, чтобы им было интересно. Это требует творчества и от детей, и от воспитателя. Обучение в своей основе всегда творчество. Особое место на занятиях отводится дидактической игре, которая способствует активизации формул речевого этикета в речевой деятельности дошкольников.
Игра - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с реальными окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей„ чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка, дети получают возможность для становления как личности в целом, так и отдельных психических процессов. В рамках работы по формированию коммуникативных умений при изучении формул речевого этикета можно рекомендовать использование следующих игр, например:
Игра «Знакомство».
Правила речевого поведения во время знакомства, этикетные выражение, принятые в этой ситуации; речевое поведение взрослых и детей; знакомство через посредника, знакомство без посредника; сопутствующие этикетные выражения и знаки {рукопожатие, вставание, поклон, улыбка); соблюдение правил знакомства как условия хорошего впечатления о человеке.
«Знакомьтесь, пожалуйста».
Цель: изучение правил'речевого поведения во время знакомства.
- Давайте поиграем в знакомство. Пусть я буду бабушка, Ира и Вова - мама и папа, а Сережа и Галя - дети. К нам в гости пришел незнакомый гость.
Пускай им будет Витя. Мы все должны познакомиться друг с другом. Входи, Витя. Как ты нам представишься? Теперь мы ему представимся. Кто будет начинать? Конечно, взрослые (пусть дети немного посмеются, изображая вежливых и невежливых «хозяев».
Главное - понять: быть вежливыми лучше, чем грубыми). Варианты игровых ситуаций:
- девочка приходит в гости к подруге;
- мальчик знакомит родителей со своим другом;
- сестра знакомит брата со своей подругой;
- брат знакомит сестру со своим другом. «Простите, пожалуйста»
- Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры. Пусть Ира будет мама, а Сережа и Вера - ее дети. Вы собираетесь в гости. «Мама» должна объяснить «детям», как нужно и как нел*ьзя вести себя в гостях.
К бабушке в гости пришла ее старая знакомая. Она принесла тебе шоколадку. Какие слова нужно сказать, принимая подарок? Постарайся и произнеси эти слова вежливо. Послушаем Галю, Витю. Сладости, а иногда и вещи, которые дарят, называют гостинцами. Вспомните, в каких сказках встречается это слово? Как герои сказок благодарят за гостинец?
Игра по теме «Словарик вежливых слов» с целью активизации основных формул речевого этикета в зависимости от различных коммуникативных установок:
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Кода услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалость,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят (до свидания).
Владение речевым этикетом, знание устойчивых форм вежливости и способов этикетной модуляции, уместное их употребление способствует успешному решению задач, которые хотят решить в процессе общения коммуниканты. Реализация речевого этикета вызывает воплощение речи в диалоговой форме. К' соблюдению этикетных норм диалога относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия, через речевые формулы извинения, просьбы, благодарности, согласия или несогласия, приветствия, прощания и др.
Обучение формулам речевого этикета - это одно из важнейших средств в воспитании целостной личности, главным стержнем которой является нравственность. Для того чтобы обучение детей речевому этикету было эффективным, воспитателю необходимо:
- создать условия для нравственного развития детей;
- следить за чистотой речи у детей;
- расширять представление о многообразии формул речевого этикета, находящихся в синонимических отношениях:
- использовать в обучении сюжетно-ролевые игры в целях создания реальной речевой ситуации, которая способствует выработке осознанного речевого поведения и выбору наиболее уместной формулы речевого этикета, соответствующей данной обстановке.
Также целесообразно обращать внимание на правила вступления в речевой контакт, без которого общение невозможно и обучать детей ведению этикетного диалога в его более узком понимании, чтобы они смогли применить полученные знания и в других ситуациях, сделав, таким образом, любой диалог этикетным в широком смысле. Помогая детям усвоить и уметь применить речевые навыки, воспитатель решает задачу нравственного воспитания. Таким образом, обучение формулам речевого этикета предполагает у дошкольников приобретение правильного речевого поведения и поведения в целом, закладывая прочный фундамент положительных качеств в сознании на долгие годы. Знание речевого этикета способствует оформлению у человека высокой нравственной культуры.
Литература
- Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н.Е.Богуславская, Н. А. Купина. - М., 2000.
- Ладыженская, Т. А. Речь / Т. А. Ладыженская. - М, 1989.
- Матвеев, В. В мире вежливости / В. Матвеев, А. Панов. - М., 1976.
- Формановская, Н. И. Вы сказали : "Здравствуйте!" (Речевой этикет в нашем общении) / Н. И. Формановская. - М., 1982.
Предварительный просмотр:
НОД в старшей группе
Коммуникация
Рассказывание на тему «Вежливые слова»
Составила воспитатель МБДОУ №21 Гармаш Н.А.
Виды детской деятельности: игровая, коммунистическая, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цели: развивать устную речь; воспитывать речевой этикет; составить рассказ о вежливых словах; формировать умение анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей; воспитывать стремление доводить замысел до конца; развивать изобразительное творчество детей.
Планируемые результаты: ребенок умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, использовать вежливые слова; проявлять положительные эмоции (интерес, радость, удивление) при прочтении стихотворения «Слово это словно ключик…», интересуется изобразительным творчеством.
Оборудование: цветные карандаши, карточки с нарисованными игрушками, игрушка Чебурашка.
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Наталья Александровна.
- Я пришла к вам в гости не одна. Со мной пришел Чебурашка.
- Давайте с ним поздороваемся.
- Ребята, какие слова называют вежливыми? Назовите вежливые слова.
- Вот Чебурашка, ты запомнил какие бывают вежливые слова?
- А теперь ты Чебурашка и вы ребята послушайте стихотворение, которое называется «Слово это словно ключик…»
Слово это словно ключик Во дворе, в семье, в саду Золотой и сказочный, Слово это трудится, Словно самый светлый лучик У того, кто с ним в ладу, Звать его «Пожалуйста» Всё на свете сбудется.
- Ребята, Чебурашка хочет знать, как трудится слово «пожалуйста» в семье, в детском саду?
- Почему слово «пожалуйста» очень важное?
- Вспомните случаи из жизни, когда слово «пожалуйста» вам помогало.
- Как нужно произносить слово «пожалуйста», чтобы оно согрело даже самого хмурого человека? Давайте произнесем вместе.
Спасибо маме за работу Спасибо всем учителям, И папе за его работу, И воспитателям и няням, Сестре и брату за компанию Спасибо, что гордятся нами И бабушке за понимание. И добрым учат нас делам.
- За что вы говорите «спасибо» своим родным?
- Какое слово дружит со словом «спасибо»?
- А теперь ребята давайте встанем в круг. У меня в руках мячик, я его дам ……, а ты должен (на) сказать своему соседу спасибо за что либо доброе, а затем передать ему мячик.
- Мы с Чебурашкой пришли к вам не с пустыми руками. Мы принесли вам картинки, на которых изображены игрушки. Давайте их разукрасим. (дети разукрашивают)
- Посмотрите на свои рисунки. Красиво получилось?
- …. ,что ты разукрасил, какая она?
- Дети, а сейчас придумайте небольшой рассказ о вашей игрушке из 2-3 предложений.
- Ребята, мы с Чебурашкой хотим предложить вам поиграть в интересную игру, которая называется «Словарик вежливых слов». Хотите?
- Я прочту вам загадки, а вы отгадаете «вежливые слова».
- Растает даже ледяная глыба От слова тёплого (спасибо).
- Зазеленеет старый пень, Когда услышит (добрый день).
- Если больше есть не в силах, Скажем маме мы (спасибо).
- Мальчик, вежливый и развитый Говорит, встречаясь (здравствуйте).
- Когда нас ругают за шалость, Говорим (прости, пожалуйста).
- И во Франции , и в Дании На прощание говорят (до свидания).
- Чебурашка, какие ребята молодцы, знают столько «вежливых слов».
- О каких особенных словах мы сегодня говорили?
- О чём мы читали стихотворения?
- Что вы сегодня разукрашивали?
- А теперь нам с Чебурашкой пора домой. Нам у вас очень понравилось. До свидания ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка
Данная статья является обобщения опытом педагога дополнительного образования. В статье раскрывается понятие коммуникативная компетенция, ее роль при обучении иностранному языку....
Формирование коммуникативных умений дошкольников в рамках изучения английского языка посредством упражнений на развитие моторики
Доказано, что работа детей пальчиками способствует развитию речи. Поэтому, если вы хотите быстрее услышать лепет вашего ребенка на английском языке, то уже с самого раннего возраста развивайте у ребён...
Статья "Формирование положительных взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета
Статья "Формирование положительных взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета размещена в сборнике "Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: про...
Технология формирования навыка использования формул речевого этикета у дошкольников с ОВЗ
Технология формирования навыка использования формул речевого этикета у дошкольников с ОВЗШатовкина Н. В., областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр помощи дет...
Концепция формирования коммуникативных умений дошкольников посредством интерактивных технологий
Жизнедеятельность людей протекает в коммуникативной деятельности. В процессе коммуникации происходит усвоение общечеловеческого опыта, ценностей, норм, знаний и способов деятельности и, как следствие,...
Комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений дошкольников
В ходе правильно организованной педагогической технологии у детей дошкольного возраста формируются и развиваются коммуникативные умения, в частности, дети, усваивают правила этикета, осваивают средств...
Формирование коммуникативных умений дошкольников в сюжетно ролевых играх.
ull;Сюжетно-ролевая игра вполне может являться эффективным средством формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста благодаря следующим своим характеристикам. Сюжетно-роле...