Педагогический совет "Речевое развитие дошкольников"
методическая разработка по развитию речи на тему
Данный педсовет познакомит с опытом воспитателей по данной теме, а также поможет педагогам создать в коллективе обстановку творческого поиска, инициативы и активизации деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_na_temu.docx | 85.6 КБ |
Предварительный просмотр:
" Речевое развитие дошкольников”
Форма проведения: смешанная: 1 часть традиционная; 2 часть интерактивная – деловые игры
Цель: определить пути совершенствования педагогической деятельности по созданию условий для речевого развития детей.
Задачи:
1.Систематизировать работу по речевому развитию дошкольников.
2.Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно-образовательной работы с детьми по данной теме.
3.Создать в коллективе обстановку творческого поиска, инициативы и активизации деятельности педагогов.
4. Совершенствовать взаимодействие педагогов и родителей.
Предварительная работа:
1. Подготовка информационного стенда о планируемом педагогическом совете.
2. Подобрать методическую литературу и оформить каталог.
3. Семинары и консультации для педагогов по данной проблеме в соответствии с годовым планом работы.
4. Определение уровня просмотра открытых мероприятий по теме педагогического совета.
5. Тематический контроль по речевому развитию.
6.Оформление информационно-наглядных стендов для родителей.
7. Смотр-конкурс речевых центров в группах.
8. Разработка сценария проведения педагогического совета.
9. Подготовка проекта решения педагогического совета.
Повестка дня:
1 часть:
1. Выполнение решения предыдущего педсовета.
2. Вступительное слово заведующего ГБДОУ.
3. Презентация опыта работы воспитателя 1 категории Михайловой Н.В. по теме «Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей»
4. Книжная лавка: «Технология использования «Тематических словарей» по ознакомлению с художественной литературой» воспитатель 1 категории Астанина В.В.
2 часть
5. Повысить профессиональный уровень педагогов, развивать коммуникативные качества и умение работать в коллективе. Создание проекта модели центра речевого развития.
Оборудование:
- столы и стулья для участников:
- чистые листы и ручки;
- карточки «сокровищ», с перечнем вопросов;
- карточки с заданиями
- карточки к построению модели речевого центра.
Ход педсовета:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
Педагоги представляют выполненную работу, демонстрируют приготовленный материал.
2. Вступительное слово заведующего Сулеймановой О.А.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.
В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.
Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др. Однако мы будем сейчас касаться только задач, связанных с ознакомлением детей с литературными произведениями.
В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).
Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.
Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки), произведения русских, советских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномерно распределен по кварталам учебного года с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал для повторения.
3. Презентация опыта работы воспитателя 1 категории Михайлова Н.В.
Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей .
Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дети с речевыми нарушениями менее внимательны и более подвижны, поэтому в работе с такими детьми недостаточно использовать только слуховой анализатор, они нуждаются в зрительном и тактильном подкреплении для более результативного усвоения материала. Я использую наглядные модели, которые помогают целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок».
Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е.
преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».
При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?».
Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы.
Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.
Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изображение курицы вот так, стрелками можно показать действие «бил-бил не разбил», слезы – маленькими точками.
Через сказку дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.
Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно–действенной формы мышления складывается наглядно–образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
Итак, овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризации, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают форму действия с образами, либо форму действия со знаками – словами, числами и др.
4. Книжная лавка. Воспитатель 1 категории Астанина В.В.
Технология использования «Тематических словарей в картинках» из серии
«Любимые герои сказок» в речевом развитии дошкольников
Особенность новой технологии, во-первых, предлагает педагогам осознать важность и необходимость осмысленного, вдумчивого чтения. Именно такое чтение, а не просто устный рассказ сказки, дарит радость совместного открытия как самых популярных детских сказок и их героев, так и понимание услышанного. Существует принципиальная разница между «Я расскажу тебе сказку» и «Я прочитаю тебе сказку». В первом случае всё, что рассказано, ребенок себе представляет; во втором – все что прочитано, он видит на картинках, отображающих наиболее существенные моменты сюжета. Более того, каждое новое чтение – это точное, дословное повторение прочитанного ранее, тогда как, рассказывая сказку, мы всегда чуть-чуть отходим от источника, что-то добавляем, что-то недосказываем.
Во-вторых, книги этой серии предоставляют возможность не только услышать текст сказки, но и узнать: почему герой поступил так, а не иначе; почему она рассказана именно в таком порядке; чему она учит, учит даже тогда, когда, казалось бы, ничему не учит, - учит вникать в смысл прочитанного и объяснять услышанное, т.е. учит, как надо читать книги.
В-третьих, это повод общения младших со старшими, общения, которого в равной мере недостает сегодня и детям, и взрослым и от ограниченности которого страдают современные семьи. Здесь проявляется семейная и – шире – народная традиция: ребенок повторяет в своем детстве то, что чем жили в своем детстве взрослые. И когда малыш вырастет, то тоже будет читать детям эти же сказки.
В-четвертых, сегодняшний ребенок будет слушать сказку с позиций читателя 21 века, века сверхвысоких технологий, неузнаваемо изменивших жизнь людей. Используя эту технологию ребенок будет не просто слушателем, а собеседником, постигая глубинный смысл такого простого, казалось бы на первый взгляд, жанра – сказки, отвечать на адресованные ему вопросы и самостоятельно задавать их, наравне со взрослыми рассуждать над ее сюжетом, озвучивать ситуацию или проблему, которые, на его взгляд, можно было решить по-другому, предлагать свое решение.
Все это позволяет предоставить современному ребенку не только познакомиться с содержанием традиционных русских народных сказок, сказок известных русских писателей, но и взглянуть на уклад, образ жизни героев глазами современного читателя и слушателя: придумать, что могло бы произойти со сказочными персонажами сегодня, пофантазировать, ввести в сюжет других героев сказок, что способствует художественно-речевому развитию дошкольников.
Технология ознакомления с художественной литературой на основе использования тематических словарей основана на следующем: воспитательный смысл совместного с детьми чтения – прослушивания – обсуждения любого текста заключается в умении педагога не навязывать свою точку зрения, свое видение услышанного, а разговорить детей, дать им возможность высказаться, поразмыслить с «высоты» своей детской логики, что приводит к развивающему смыслу - пониманию себя в окружающем мире. В этом помогают иллюстрации художника, предлагающего не просто рассмотреть любимых героев, их действия, поступки, но и последовать за неожиданным поворотом сказки. А дети смогут почувствовать себя и актерами и режиссерами.
Таким образом, определяется структура ознакомления со сказками: читаем – размышляем – фантазируем – играем в театр.
Следует обратить внимание на то: «Как читать сказку» - в рекомендациях даны словари устаревших слов, их объяснение, где начинается сказка и сказочное в ней. «План чтения и объяснения смысла» - словарная работа, разметка текста сказки и иллюстраций в книге для последующего обсуждения с детьми ее содержания, вопросы для совместного обсуждения сказки и иллюстраций к ней, обобщающие задания по сказке, подготовка к кукольному спектаклю с использованием игрового поля и вырезанных кукол-персонажей.
В результате использования технологии Тематического словаря «Любимые герои сказок» на занятиях по художественной литературе, развитию речи, в самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности, дети моей группы стали активно интересоваться традиционными русскими сказками, научились внимательно слушать и вникать в смысл прочитанного, приобрели умение высказывать свою точку зрения, эмоционально рассказывать и обыгрывать сказки в различных видах театрализованной деятельности, значительно расширили словарный запас, а я смогла значительно повысить свою педагогическую компетентность в области речевого развития дошкольников.
2 часть.
5. Повышение профессионального уровня педагогов, развитие коммуникативных навыков и умения работать в коллективе.
Деловая игра.
( Игроки делятся на 3 команды согласно возраста детей, вопросы задаются поочередно каждой команде)
Разминка:
1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:
- « По щучьему веленью, по-моему, хотенью…»
- « Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
- « Спи, глазок, спи, другой!»
- « Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!»
- « Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»
- «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…»
2. Закончите пословицу:
- « Что написано пером…» (не вырубишь топором)
- « Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)
- « Без труда…» (не выловишь рыбки из пруда)
- « Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
- « Смех без причины…» (признак дурачины)
- « Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
- «Что посеешь…» (то и пожнешь)
- « Любишь кататься…» ( люби и саночки возить)
- « Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)
- « Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)
3. К какому виду творчества это относится?
- « Как аукнется, так и откликнется» (Пословица)
- «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
- «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
- «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)
- «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
- «Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес, Выходи на букву С» (Считалка)
- «Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)
-«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
- «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» (Поговорка)
Задание 1.
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:
- Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. (1-ая младшая группа)
- Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. (2-ая младшая группа)
- Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы , связанные с содержанием текста.(Средняя группа)
- Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. (Старшая группа)
- Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. (Подготовительная к школе группа)
Задание 2.
Назовите автора произведения:
- «Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов)
- «Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)
- «Цветик-семицветик» (В.Катаев)
Задание 3
(Задание в конверте) Назвать детские художественные произведения, написанные:
- К.Чуковским («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит» и др.
- С.Михалковым («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном Мышонке», «Дядя Степа» и др.
- С.Маршаком («Мистер-Твистер», «12 месяцев», «Кошкин дом», «Шалтай-болтай», «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной»)
Задание 4.
Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:
- …Ну так видите ль, миряне,
Православные христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях и отце
В государевом дворце…
( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)
2… Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер…
(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)
3… Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…
(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Задание 5.
Стихотворения о временах года.
Из конверта капитаны команд достают пейзажные картинки.
Н а них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна
вспомнить стихотворения о каждом времени года, кто больше.
Задание 6
Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.
Задание 7
Назови одним словом:
- образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
- короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью(басня)
- устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)
- основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
- короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему( анекдот)
- устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)
- небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения(песня)
- вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
- краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
- короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).
Подведение итогов
После всего, что мы узнали и обсудили сегодня на педсовете, давайте попробуем смоделировать проект центра художественно-речевой деятельности. У каждого из вас есть свой лепесток для цветика-семицветика, который вы приготовили заранее.
Педагоги выкладывают на фланелеграфе цветик-семицветик.
Моделирование
Проект уголка художественно речевой деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Педагогические условия развития дошкольников в конструировании из бумаги - оригами"
Загруженный мною материал содержит конспекты занятий по конструированию из бумаги (оригами), для детей старшей группы, презентацию для педагогов : "Педагогические условия развития дошкольников в...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»
Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной...
Педагогический совет "Совершенствование педагогических компетенций по художественно-эстетическому развитию дошкольников"
В рамках решения годовой задачи в детском саду прошел педагогический совет "Совершенствование педагогических компетенций по художественно-эстетическому развитию дошкольников"....
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
Статья "Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ"
Статья "Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ"...