Статья "Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ"
статья (подготовительная группа)

Ревуцкая Татьяна Федоровна

Статья "Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyai_v_sbornik_dokument_microsoft_word_2.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ.

                                        Ревуцкая Т. Ф.,

                                        воспитатель первой квалификационной категории

                                        МДОУ детский сад№23 «Аленушка»

Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

    Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

  • Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
  • Сопровождение опирается на психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
  • Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования.

Задачи психолого-педагогического сопровождения

  • сохранение и укрепление здоровья детей
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка
  • помощь (содействие ребенку) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации
  • выявление первичных возможностей развития
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психолого-педагогической культуры) детей, родителей, педагогов.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению в ДОУ

  • Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем,
  • диагностика,
  • консультирование (индивидуальное и групповое),
  • развивающая работа,
  • коррекционная работа,
  • психологическое просвещение и образование.

Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в воспитательной работе.

На уровне ДОУ задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы  детей осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит: во-первых, возрастные особенности детей на разных периодах развития; во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.

                                         Список литературы

1. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7.

2.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,2009.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в ДОУ. М., из-во     Совершенство.,2004

4. Соколова, О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.А.Соколова.– СПб.: КАРО, 2003.

5.Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А.Практикум по детской психологии.М., Просвещение.1995.

 6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. / А.И. Савенков. - М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогические основы музыкального развития дошкольников в контексте с ФГТ

Понятие универсальных учебных действий применительно к новым условиям дошкольного образования в области "Музыка"Совместная деятельность педагога и детей с выделением методов и приемов формирования УУД...

Психолого-педагогические основы речевого развития дошкольников 4-5 лет

Речь человека является особым видом его деятельности и отражает мышление человека, реализуя его языковыми средствами (словом, словосочетанием, предложением).Процесс речевого развития дошкольника являе...

Психолого - педагогические условия нравственного развития дошкольников

Трудно назвать проблему столь же древнюю и сложную, как проблема усвоения человеком моральных и этических норм. В истории человеческой мысли нет философа или писателя, так или иначе не затрагивавшего ...

Cтатья Психолого-педагогические проблемы литературного развития дошкольников

Психолого педагогические аспекты проблемы литературного развития дошкольников...

Психолого-педагогические аспекты экологического развития дошкольников

Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...