Статья "Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ"
статья (подготовительная группа)
Статья "Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyai_v_sbornik_dokument_microsoft_word_2.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ.
Ревуцкая Т. Ф.,
воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ детский сад№23 «Аленушка»
Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
- Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
- Сопровождение опирается на психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
- Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования.
Задачи психолого-педагогического сопровождения
- сохранение и укрепление здоровья детей
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка
- помощь (содействие ребенку) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации
- выявление первичных возможностей развития
- развитие психолого-педагогической компетентности (психолого-педагогической культуры) детей, родителей, педагогов.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению в ДОУ
- Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем,
- диагностика,
- консультирование (индивидуальное и групповое),
- развивающая работа,
- коррекционная работа,
- психологическое просвещение и образование.
Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в воспитательной работе.
На уровне ДОУ задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы детей осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа
В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит: во-первых, возрастные особенности детей на разных периодах развития; во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.
Список литературы
1. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7.
2.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,2009.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в ДОУ. М., из-во Совершенство.,2004
4. Соколова, О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.А.Соколова.– СПб.: КАРО, 2003.
5.Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А.Практикум по детской психологии.М., Просвещение.1995.
6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. / А.И. Савенков. - М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогические основы музыкального развития дошкольников в контексте с ФГТ
Понятие универсальных учебных действий применительно к новым условиям дошкольного образования в области "Музыка"Совместная деятельность педагога и детей с выделением методов и приемов формирования УУД...
Психолого-педагогические основы речевого развития дошкольников 4-5 лет
Речь человека является особым видом его деятельности и отражает мышление человека, реализуя его языковыми средствами (словом, словосочетанием, предложением).Процесс речевого развития дошкольника являе...
Психолого - педагогические условия нравственного развития дошкольников
Трудно назвать проблему столь же древнюю и сложную, как проблема усвоения человеком моральных и этических норм. В истории человеческой мысли нет философа или писателя, так или иначе не затрагивавшего ...
Cтатья Психолого-педагогические проблемы литературного развития дошкольников
Психолого педагогические аспекты проблемы литературного развития дошкольников...
Психолого-педагогические аспекты экологического развития дошкольников
Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы...
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей
Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...