Презентация "Педагогические условия развития дошкольников в конструировании из бумаги - оригами"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Громозова  Ольга  Александровна

Загруженный мною материал содержит конспекты занятий по конструированию из бумаги (оригами), для детей старшей группы,  презентацию для педагогов : "Педагогические условия развития дошкольников в конструировании из бумаги (оригами)"

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические условия развития творчества дошкольников в конструировании из бумаги (оригами).

Слайд 2

Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, так как они определяли прогресс человечества. Одним из видов художественной деятельности, который играет важную роль в развитии творчества, является конструирование из бумаги (оригами). В настоящее время проблемой оригами занимаются З.А. Богатеева, М.А.Гусакова, С.А. Афонькин, Ю.Б. и др. Практика показывает , что детей обучают способу оригами на основе образцов, объясняя и демонстрируя при этом процесс их создания.

Слайд 3

Искусство оригами возникло в Японии приблизительно в восьмом веке, после прихода в страну технологии изготовления бумаги. Она была впервые получена в 105 году в Китае . Оригами на протяжении нескольких столетий развивалось только в Японии. Постепенно оно стало проникать в светскую жизнь японцев, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства, упаковки подарков. Особая роль складывания из бумаги отводится в системе образования младших школьников. Во второй половине девятнадцатого века оригами перешло границы Японии, а после второй мировой войны началось его бурное развитие в других странах мира. Произошло это благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы в 1880 году, который изобрел универсальную систему знаков «оригамную азбуку», международный знак с, помощью которой можно записывать схему складывания любой фигурки. Это своеобразный "язык" оригами, который очень легко выучить.

Слайд 4

В процессе конструирования для наибольшего проявления творческой активности мы использовали следующие методы: игровые ситуации, где ребенок может стать участником небольшой театральной импровизации; планирование этапов складывания с использованием сказки, в которой процесс складывания «зашифрован» в тексте;: использование проблемных ситуаций; демонстрация разных техник складывания в игровой форме; экспериментирование с бумагой разной фактуры, формы, цвета и т.д.; проведение конкурсов среди родителей и детей «Бумажный маг»; упражнение «Объясни, как складывать», в котором пропускается один и два этапа складывания; упражнение «Придумывание фигурки», т.е. детям раздаются листки и каждый выполняет по одной операции, а затем дети меняются листками. Готовая поделка заменяется новым листом бумаги.

Слайд 5

При разработке системы занятий мы учитывали требования программы «Развитие» по конструированию из бумаги, рекомендации Л.А. Парамоновой и З.А. Богатеевой, С.А. Афонькина и др

Слайд 6

В свободное от занятий время организовали «Художественную мастерскую», где дети самостоятельно или под руководством взрослых могли заниматься различными видами конструирования.

Слайд 7

В группе были организованы: - выставки детских работ, что привлекало внимание родителей; - был создан стенд; - организован клуб «Волшебный квадратик». Родители приходили с детьми, чтобы освоить какую - нибудь поделку. Занятия в клубе проходили в игровой форме, эмоционально.

Слайд 8

По этому морю игры плывет сейчас наш корабль, приближаясь к стране ОРИГАМИ, где живут игры, не дающие скучать и бездельничать нашим рукам.

Слайд 9

Оригами, Киригами так занятны и умны. Увлекут игрой веселой, И помогут перед школой Руки, пальчики развить Чтоб отличниками быть. Если ручки неумелы, Если пальчики не смелы, Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать Дружно бумагу мы возьмем Складывать её начнем

Слайд 10

Вот мы взяли квадраты в руки И не стало в доме скуки. Чтобы было веселей, Цветных квадратов не жалей! Это правда! Чего тут скрывать? Дети любят мастерить и рисовать.

Слайд 12

Лепесточки –крылья, Усики антенн. Бабочку не будем брать Мы сачками в плен! Пусть себе порхает В солнечный денек! Кажется, что в небе Кружится цветок.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

"Где обедал воробей"

Программное содержание:
1. Воспитывать любовь к животным.
2. Учить делать новые игрушки по уже готовой основе.
3. Закреплять навык отгибания углов.
4. Развивать ловкость движения пальцев.

Материал:
Квадраты бумаги коричневого, серого, желтого, оранжевого, черного цвета разной величины;
клеящий карандаш, листы цветной бумаги, разноцветная самоклеющаяся пленка, фломастеры, гелиевые ручки, пооперационные карты, ножницы. Макет зоопарка, с клетками для животных.

Предварительная работа:
Прочитать рассказы о животных.
Рассмотреть иллюстрации художника Е. Чарушина.
Чтение и пересказ рассказа Е. Чарушина "Воробей".
Чтение произведений С.Я. Маршака "Где обедал Воробей", "Детки в клетке".
Разучивание стихов и загадок о животных, придумывание своих загадок о животных.
Рисование и лепка животных, в разных ситуациях.
Дидактическая игра: "Собери животного", "Пазлы".

Словарь:
Дикие животные, зоопарк, зоосад, вольеры, клетки, хищники.

Ход занятия:
Дети заходят в изостудию, за дверью раздается чириканье: чик-чирик, чик-чирик.
Педагог: Ребята угадайте, кто к нам прилетел?
Загадывает загадку: Чик-чирик к зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? …..Воробей. Педагог заносит птичку Воробья и говорит за него.
Воробей: Правильно это я воробей, вот пролетал мимо и решил заглянуть к вам на огонек.
Педагог: Расскажи нам, пожалуйста, что интересного ты увидел?
Воробей: Хотите узнать, где я был? Тогда отгадайте загадку:
Этот город для зверят, сотни клеток в нем стоят.
Живут рядом лев и кошка, лиса, заяц, енот крошка,
Обезьяна, попугай, что за город - отгадай. Зоопарк.
Правильно, летал я ребята в зоопарк. Пообедал я сперва за решеткою у льва, а зубастый крокодил чуть меня не проглотил. Вот еле вырвался да к вам прилетел.
Педагог: Ребята, мне кажется, что я эту историю уже слышала!
- Какую книгу мы с вами читали про зоопарк?
- Конечно стихотворение Самуила Яковлевича Маршака "Где обедал Воробей".
- Ребята, кто ходил в зоопарк?
- Каких животных вы видели в зоопарке?
- Дети, хотите, чтобы у нас в группе был свой удивительный зоопарк?
И звери там будут ласковыми, добрыми и нашего гостя мы поселим в нашем зоопарке.
-Посмотрите, что я приготовила: красивые вольеры, загоны, написала вывеску "ЗООПАРК",
- Кого не хватает в нашем зоопарке? - ответы детей
Животных вы сделайте сами из бумаги способом оригами, и они будут жить в нашем зоопарке.
Подумайте, кто какого животного хочет сделать, подберите бумагу, пооперационные карты и приступайте к работе.
Во время работы помогаю детям советам, поощряю, подсказываю.

Физкультминутка: "У ВСЕХ СВОЯ ЗАРЯДКА"
Педагог: Вам лениться не годится! Помните, ребята!
Даже звери, даже птицы делают зарядку.
- Раз - присядка, два - прыжок, и опять присядка,
- А потом опять прыжок - Заячья зарядка. Покажите как?
- Птичка скачет, словно пляшет, птичка крылышками машет
- И взлетает без оглядки - это Птичкина зарядка. Так сумеете?
- А Волчата, как проснутся, обязательно зевнут, ловко хвостиком махнут. Как?
- А Тигрята спинки выгнут и неслышно с места прыгнут,
- Перед тем как прогуляться, начинают умываться. Как?
- Ну, а Мишка косолапый широко разводит лапы: то одну, то обе вместе,
- А когда зарядки мало, начинаем все сначала.
Когда работы завершены, дети постепенно размещают свои поделки в вольерах, предлагаю вспомнить или придумать загадку, стихотворение или рассказ о своем животном.
Мини зоопарк размещаем в уголке природы.
Воробей: Молодцы ребята, мне нравится ваш зоопарк, я с удовольствием буду в нем жить.



Предварительный просмотр:

"Грачи прилетели"

Программное содержание:
1. Закрепить способы складывания птиц (грача) и правила работы с пооперационными картами, обогащать игровой опыт и создавать условия для самовыражения.
2. Углубить впечатления; связанные с приходом весны. Воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
3. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе, уточнить и расширить знания детей о грачах, учить их замечать и устанавливать причинно-следственные связи.
4. Учить передавать веселый, жизнерадостный характер песни-хоровода, исполнять легким звуком, в умеренном темпе.
5. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определения к данным словам.
6. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, закреплять уже известные способы словообразования.

Словарь:
Гомон, спозаранку, встрепенулся, грачовник, гнездование, проталины, капель, теплая, красивая, добрая, ранняя, весенняя, веснушки, весняночка, солнце- солнышко, "Весенний"? (дождь, день, сад, ручеек); "Весенняя"? (капель, вода, трава, лужа, река, проталинка); "Весеннее"? (облако, солнце, небо, утро).

Методические приемы: 
Игровой, создание проблемной ситуации.
Использование художественного слова, беседа с опорой на впечатления и знания детей о жизни в природе весной вопросы к детям, объяснения.
Уточнение способов складывания птицы, оказание индивидуальной помощи, поощрение.
Грамзапись, исполнительская деятельность детей.

Материал:
Тонированная бумага с ветками дерева, листы цветной бумаги квадратной формы, разноцветная самоклеющаяся пленка, фломастеры, пооперационные карты с последовательностью складывания грача и птенцов, ножницы, клей.

                                                 Ход занятия:
Дети вошли в зал.
Педагог: Дети посмотрите, прислушайтесь. Вы ничего не слышите?
Кто это так тихо прошагал за окном? (педагог читает стихотворение)
Кто пришел к нам тихо, тихо? Ну конечно не слониха,
И, конечно, бегемот тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы, как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.
Это значит. Это значит: Тише всех пришла ВЕСНА. (Заходит весна).
Педагог: Кто ты. Прекрасная таинственная незнакомка?
Весна: А может дети уже догадались.
Дети: Предполагаемый ответ детей: Весна пришла и т.д.
Педагог: Весна, какая ты нежная, светлая, красивая. Что, весна, ты принесла?
Весна: (читает стихотворение) "Подарки весны"
Принесла я Вам, я ребятки, лейки, грабли и лопатки
Первые подснежники, желтые скворечники.
Принесла я вам грачей, и скворцов и зябликов
И несет любой ручей целый флот корабликов
И еще я принесла много света и тепла,
Прыгалки и салки новые считалки.
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о весне.
Вы уже знаете, что у каждого слова есть слова родственники.
Придумайте определение к слову "Весна". Какая она? (теплая, красивая, добрая, ранняя).
У каждого слова есть слова - родственники, найдите родственников к слову "Весна" (весенняя, веснушки, весняночки).
О чем можно сказать: "Весенний"? (дождь, день, сад, ручеек).
"Весенняя"? (капель, вода, трава, лужа, река, проталинка).
"Весеннее"? (облако, солнце, небо, утро).
Как можно ласково назвать "СОЛНЦЕ"? - Солнышко
Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов вы вспомнили.
Педагог: Дорогая гостья, а наши дети знают хоровод, который красиво называется "Весняночка"
Весна: Да! С превеликим удовольствием послушаю и посмотрю.
Исполняется хоровод "Весняночка" (перевод с украинского Л.Пеньевской, обработка С.Полонской)
Педагог: Кто открывает весну? Ответы детей.
С приходом весны возвращаются к нам друзья - перелетные птицы.
И в честь их прилета 1 апреля отмечается международный праздник "День птиц".
Весна: А я как раз знаю несколько загадок о них. Попробуйте отгадать.
1. Есть на дереве дворец, во дворце живет . . . (скворец)
2. Черный, проворный, кричит "Крак", червякам враг. (грач)
Педагог: Грачи - первые птицы, которые прилетают к нам в конце марта. Это трудолюбивые птицы. Они сразу приступают к работе, подправляют старые гнезда, строят новые. Весна такое время года, которое восхищало художников во все времена. А какую картину о весне мы рассматривали?
Дети: Мы рассматривали картину "Грачи прилетели".
Педагог: Кто написал эту картину?
Дети: Эту картину написал художник Саврасов.
Педагог: Ребята мы с вами уже рисовали грачей. А сегодня я предлагаю вам смастерить грачей и птенцов из бумаги способом оригами.
Дети: Дети отвечают утвердительно.
Педагог: Ребята, а где можно поселить наших птиц?
Дети: ответы; на дереве, в гнездах, на земле.
Педагог: У меня есть волшебное дерево. Оно состоит из отдельных частей, выберете себе любую веточку, нарисуйте на ветке гнездо и поселите в гнезде птенцов и грачей.
Дети выбирают листы и садятся за столы.
Педагог: Дети, сегодня мы создадим свою картину "Грачи прилетели". Скажите, пожалуйста, что есть у птицы?
Дети полным предложением отвечают, что у птицы есть овальное туловище, круглая голова, длинный острый клюв, расширенная полоска хвоста, две лапы с крепкими когтями, крылья, глаза. Поэтапно разбираем приемы складывания листа, показываю, с чего начинаем складывать птицу.
Дети приступают к работе, аккуратно складывая лист в нужном направлении.
Готовые работы вставляются детьми в наборное полотно.
Весна: Грачовник получился, как настоящий! Я даже слышу голос птиц (включается грамзапись с голосами птиц). Они рады, что нашли свои гнезда.
Весна предлагает показать самую радостную птицу. А где здесь самое удобное гнездо? (дети объясняют, почему)
Педагог: Ребята, каким способом мы складывали птиц? (способом оригами)
Какая основная фигура нам понадобилась для поделки грача? (фигура стрела)
Дети, мне сегодня очень понравилось у вас. Я побывала в гостях у настоящих мастеров "Друзей природы", и я вам приготовила сюрприз, угощает всех ребят печеньем жаворонки.
До свидания ребята!



Предварительный просмотр:

"Дикие животные" 

Программное содержание:
1. Продолжать знакомить с творчеством Е.И. Чарушина, формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации.
2. Учить замечать выразительные средства в рисунках, их сходство с настоящими животными, воспринимать доброе, нежное отношение художника к изображенным животным.
3. Закреплять умение самостоятельно складывать фигурки, в стиле оригами используя пооперационные карты, прививать аккуратность при закрашивании поделки.
4. Воспитывать любовь ко всему живому, вызывать у детей добрые чувства к игровым персонажам, желание прийти им на помощь.

Методы и приемы:
Художественное слово, беседа, игра-беседа с персонажем.
Игровая ситуация, частичный показ способов складывания, загадки, поощрения.

Предварительная работа:
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций художника Е.И. Чарушина.
Выставка книг в книжном уголке.
Лепка животных и рисование методом тычка.
Поделки в стиле оригами.
Дидактическая игра: "Животный мир"

Материал:
Карточки с изображением представителей разных классов животного мира.

Задание:
Обыгрывание наглядного материала. Животным, изображенным на карточках, дается характеристика по плану: кто это? Место его обитания? Что ты еще о нем знаешь?
Игра "Кто больше" - подобрать слова, относящиеся к характеристике, например медведя.
Игра "Наоборот" - ведущий показывает изображение животного и называет, какой либо его признак. Дети находят карточку с изображением животного с противоположным по значению признаком.
Например: медведь - лохматый, а змея - гладкая; заяц - белый, а крот - черный.
Игра "Построй ряд" - дети выкладывают карточки в ряд по заданному воспитателем признаку, например от самого крупного до самого мелкого животного; от самого опасного до самого безопасного для человека.

Словарь:
Активный - лисенок, зайчонок, волчонок, медвежонок, ежонок;
Пассивный - выставочный зал, иллюстрации, хищник, неуклюжий.

                                                 Ход занятия:
Педагог: Ребята, сегодня я приглашаю вас в выставочный зал. На выставке вы увидите разных симпатичных зверей малышей. Это иллюстрации замечательного художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина. Вся жизнь Евгения Ивановича была связана с миром природы, миром зверей. Когда Женя был маленьким, как вы, он очень любил животных, любил наблюдать за ними и рисовать их. Все детские впечатления помогли потом Чарушину в его творчестве (педагог показывает по очереди иллюстрации).
Вот первая иллюстрация с забавным медвежонком. Затих медвежонок, ест малину. Любуется им Чарушин и хочет передать в рисунке свое доброе к нему отношение. Мы видим, какие мягкие ушки, неуклюжие лапы, серьезная мордочка, густая мохнатая шерсть.
Но в некоторых зверях подмечал художник будущих хищников, не всегда безобидных и безопасных. Что раскричался этот рыжий лисенок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась. И нескладный, и колючий, совсем как задиристая елка, что рядом растет. Испугался, что мама оставила его одного. Но все равно по острой скалистой мордочке понятно - лесной это зверь.
Вот еще один хищник - волчонок, но пока совсем маленький, серенький комочек, с черными озорными глазками. Пристально волчонок вглядывается в окружающий мир. Ох, и страшный волк зверек, когти - цап, а зубы - щелк.
Ну и славные зайчата! Этакие мохнатые шарики. Уши врозь, глаза коричневые, большие, а лапки мягкие, будто зайчата в валенках ходят. Много животных нарисовал художник Чарушин, но все они разные. У каждого свой характер, поза, мимика животных, порой кажется, что они живые. Таких пушистых, милых и немного смешных зверей умел рисовать только Чарушин, все животные на его иллюстрациях получались добрыми и красивыми.
Вопросы к беседе с детьми: 
1. Понравились вам иллюстрации, которые нарисовал художник Чарушин?
2. Кто нам книги разрисовывает и украшает?
3. Как называются картинки в книгах?
4. О чем можно вспомнить или помечтать, рассматривая иллюстрации?
5. Каких животных изобразил художник?
Педагог: Это чьи там ушки из-за елочки виднеются? Как тебя зовут?
Зайчик: за зайчика говорит педагог
Зайчик я, Степашка - говорит зайка грустно.
Педагог: Здравствуй, Степашка. Почему ты такой не веселый?
Зайка: Да где тут веселится. Мой друг Филя заболел, и врачи не разрешают ему гулять на улице. Скучно Филе одному дома. Вот он и попросил меня сделать ему, что нибудь приятное. А я никак не могу придумать, чем мне его порадовать.
Педагог: Дети, вы хотите помочь Степашке?
Дети: Да, хотим.
Педагог: Степашка как хорошо, что ты к нам пришел. Мы только что рассматривали иллюстрации, которые рисовал художник Чарушин. Он рисовал различных животных, а мы с ребятами умеем складывать различных зверей способом оригами. Думаю, Филе понравится наши поделки, и он обязательно поправится. Дети, выберите себе пооперационную карту того животного, которого вы хотите сложить, подберите бумагу подходящего цвета. Садитесь, пожалуйста, за столы и приступайте к работе. У кого возникнут затруднения, тихонько позовите меня, и я вам помогу.
Дети приступают к выполнению задания. Воспитатель проводит индивидуальную работу, напоминает по мере необходимости технику складывания зверей, проводит словарную работу. Когда дети закончат складывать зверей, проводится физкультминутка.

Физкультминутка: "ЗАГАДКИ"
Педагог: Ребята, немножко отдохнем, я хочу с вами поиграть. Я буду вам загадывать загадки, а отгадку вы должны показать. Я подскажу вам - все загадки будут про зверей, поэтому вам нужно будет изобразить того зверя, о ком была загадка. Понятно вам задание?
1. Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмешь. А зовется это - …..(еж)
2. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса! А зовут ее ….. (лиса)
3. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. …..(заяц)
4. Серовато, зубова - то. По полю рыщет, телят, ягнят ищет…… (волк)
5. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна…… (медведь)
Педагог: Молодцы, все загадки отгадали и правильно показали.
Педагог: Пока вы играли, поделки ваши заскучали. И теперь акварельными красками вы можете дорисовать своим зверушкам глазки, носики, мордочки.
Дети дорисовывают поделки, убирают рабочее место. Отдают свои поделки Степашке.
Зайчик: Степашка просит рассказать, кого сложил ребенок, каким цветом это животное, где живет.
Спасибо вам, ребята, очень вы меня выручили. Я навещу своего друга Филю и отдам ваши подарки. Я думаю, что он быстрее поправится. А вам за помощь я тоже хочу сделать подарок. Самое любимое лакомство Зайчат - вот эта большая сладкая морковка. До свидания, ребята.
Дети: Спасибо, Степашка. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие ( конструирование из бумаги - оригами), художественно-эстетическое развитие (аппликация)

Тема:  «Птичье  озеро» (лебеди)П/с  Учить детей конструировать птиц из бумаги- складывать квадрат по диагонали, загибать к середине противоположные  стороны, сгибать заготовку попе...

Мастер - класс по теме: Развитие творческого и исследовательского потенциала средствами использования технологии конструирования из бумаги -оригами

Цели: Овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования, направленного на развитие художественного творчества.Задачи: - Передача опыта путем прямого и комментиров...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (художественный труд, конструирование из бумаги способом оригами) для детей подготовительной группы "Детский сад для пингвинят"

Данная работа предназначена для детей подготовительной к школе группе как конструирование из бумаги способом оригами. Это занятие можно использовать в групповой, погрупповой и индивидуальной работе с ...

Образовательный проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в процессе художественного конструирования из бумаги (оригами)»

Основная работа по реализации проекта ведётся с опорой на методическое пособие «Обучение дошкольников 5 – 6 лет художественному конструированию из бумаги (оригами) по технологическим карта...

дополнительная программа по конструированию из бумаги (оригами) для средней группы "Оригами-чудо"

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.Оригами – традиционная техника склад...

Методическое пособие "Обучение дошкольников 5 – 6 лет художественному конструированию из бумаги (оригами) по технологическим картам"

Методическое пособие "Обучение дошкольников 5 – 6 лет художественному конструированию из бумаги (оригами) по технологическим картам", предлагаемое вашему вниманию, посвящено обучению д...