Учебно-тематический план по обучению творческому рассказыванию детей 5-7 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Занятия с детьми 5-7 лет по обучению творческому рассказыванию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-tematicheskiy_plan.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план
по обучению творческому рассказыванию детей 5-7 лет
Казанцева Валентина Владимировна,
воспитатель группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР
МДОУ № 18 «Улыбка» г. Нерюнгри РС (Я)
№ | Тема и техника выполнения | Примерная мотивация деятельности |
1 | Пушистые и колючие друзья Техника: тычок жесткой кистью, оттиск поролоном | Предложить детям составить книгу о животных. Так как животные бывают разными – пушистыми и колючими, познакомить сданной техникой рисования для изображения характерных признаков внешнего вида выбранных детьми животных. |
2 | Сны Зайчонка Техника: знакомая форма – новый образ | Только во сне или в сказках мы можем представить, как будут выглядеть знакомые нам предметы, если их «оживить», подрисовав им руки, ноги, лапы, хвост, глаза, уши и так далее. Эти предметы смогут самостоятельно передвигаться и даже разговаривать. Как бы хотелось посмотреть, какие истории могут с ними произойти. |
3 | Страна добрых и злых Техника: монотипия предметная | Во время рассматривания открыток и энциклопедий, обратить внимание детей на то, что части тела любого насекомого расположены симметрично, т.е. зеркально. Для изображения насекомых удачно использовать именно эту технику нетрадиционного рисования. |
4 | Жители других планет Техника: кляксография | Как было бы здорово отправиться в путешествие по разным планетам! Людей всегда привлекало что-то необычное, то, чего невозможно объяснить. Почему бы и нам не пофантазировать? |
5 | В гости к Зайчонку Техника: рисование ватными палочками | Сколько сказок написано! Сколько героев в этих сказках! У каждого ребенка обязательно есть любимый сказочный герой, а может и не один. А что будет, если встретятся герои из разных сказок? Так давайте пофантазируем… |
6 | Ожившие предметы Техника: загадочный рисунок | Отправляемся в сказку, а, как известно, в сказочной стране все предметы оживают. Они умеют двигаться, разговаривать. Нас пригласили на новоселье. Что мы можем подарить новоселам? Но есть одно условие: наши нарисованные подарки должны быть необычными, т.е. телефон, лампа, часы и другие предметы должны быть с глазами, руками и ногами. |
7 | Зимние узоры на окне Техника: волшебная ниточка | Каждую зиму во время морозов мы наблюдаем на окнах кружевные узоры. Как они красивы! Кто же их рисует? Наверно Дед Мороз. Ведь нарисованы они не краской. Но почему бы нам не попробовать изобразить на бумаге эти неповторимые узоры? |
8 | Подводное царство Техника: рисование мыльной пеной | Как нам всем известно, жизнь есть не только на земле, но и в воде. В реках, морях и океанах есть свои жители. Какие из них вам известны? У каждого жителя есть свои заботы и хлопоты. Предлагаю вам отправиться в путешествие по подводному царству. Наверняка и там происходят очень интересные истории, которые мы сами вскоре узнаем. |
9 | Путешествие в космос Техника: восковые мелки + акварель | Космос. Как много о нем нам известно, и в то же время, как мало мы о нем знаем. Насколько интересна профессия космонавта, но, увы, лишь немногим может посчастливиться отправиться в настоящее космическое путешествие. А мы продолжаем фантазировать и у нас это неплохо получается. |
10 | Ежик и его друзья в тумане Техника: рисование по сырому листу | После просмотра мультфильма «Ёжик в тумане» предложить детям высказать свои впечатления. А попадали ли вы в похожую ситуацию? Действительно ли можно заблудиться в тумане? Как будут выглядеть предметы в этой ситуации? Познакомившись с новой техникой рисования, мы придумаем новые истории про Ёжика и его друзей, которые подружились с туманом или же наоборот стали его очень бояться. |
11 | Веселые человечки Техника: печать от руки | Как вы думаете, кого можно назвать человечками? Наверно тех, у кого есть руки, ноги, голова и тех, кто ходит на двух ногах. В сказках и мультфильмах человечков рисуют по-разному. И по характеру человечки могут быть совершенно разными. А какими они получатся у нас, если мы нарисуем их с помощью печати от наших ладошек? |
12 | Забавные растения Техника: рисование соломкой | Каков он, мир растений? Очень он разнообразен. По стволу, листьям и плодам мы узнаем, и может сказать название дерева. А цветы мы узнаем по стеблю, листьям, форме и цвету самого цветка. Могут ли растения быть забавными? Да, если их нарисовать с помощью соломки для коктейля. Почему? Да потому что неизвестно в какую сторону побежит капля краски. |
13 | Капризный карандаш Техника: рисование линией | Представьте, что вы собрались рисовать. Взяли как обычно в руки карандаш… И вдруг карандаш закапризничал и перестал вас слушаться! Что же делать? Не беда. Закрывайте глаза, и под музыку пусть ваш карандаш рисует разные неотрывные линии. А потом мы посмотрим, что получилось, на что похоже, будем это раскрашивать и придумывать новые интересные истории. |
14 | Ночное путешествие друзей Техника: граттаж | Как вы знаете, не все спят ночью. Есть животные и птицы, которые днем спят, а ночью выходят на охоту и решают все свои дела. А вам бы хотелось отправиться в ночное путешествие? Ну что ж давайте пофантазируем! |
15 | Волшебные облака Техника: рисование способом «тычка» | Вы когда-нибудь наблюдали за облаками, плавно плывущими по небу? Если внимательно присмотреться, можно увидеть, что каждое облако обязательно будет на что-то похоже. Но дунул ветерок, и облако поменяло форму, т.е. стало похоже на что-то другое, совсем не похожее на прежнее. Давайте и мы «превратимся» в ветерок, и каждый из вас придумает свое облако, совсем не похожее на другие рядом плывущие облака. |
16 | Осенняя картинка Техника: рисование способом трения | За что вам нравится осень? Наверно за то, что именно это время года «раскрашено» разноцветными красками природы. Многие художники пишут осенние картины. А как красив букет из осенних листьев. А вы знаете о том, что засушенный лист, ветка, цветок могут помочь нарисовать картинку? Нет? Так давайте попробуем это сделать. |
17 | Подарок доброй Феи Техника: рисование природными материалами | Посмотрите какие подарки нам прислала добрая Фея. Это засушенные листья, ветки, мох, шишки, колоски. А вот и письмо от нее. Она хочет научить вас рисовать необычную картину, а волшебную. Как? С помощью ее подарков. Ели засушенный листок от дерева покрыть краской и отпечатать на бумаге, могут получиться деревья, цветы, солнышко и другие изображения. Лишайником, мохом можно нарисовать красивые полянки с травой, пушистых зверьков. Ну что ж, попробуем и посмотрим, что у нас из этого получится. |
18 | Зимний лес Техника: фигурки на стекле | Как красиво зимой в лесу! Все деревья и кусты покрыты снегом, куда не посмотришь, все вокруг белым-бело. И какие глубокие сугробы. Просто так по ним не пройдешь. Не хотелось бы вам заглянуть в этот загадочный зимний лес? Ведь даже зимой в лесу жизнь продолжается. |
19 | Любимые игрушки Техника: точечный рисунок | Скажите, пожалуйста, что детям нравится больше всего? Конечно игрушки. Наверняка каждый из вас ждет в подарок на день рождения новую игрушку. Когда вы начинаете ими играть, вам хочется верить, что ваши игрушки умеют сами двигаться и разговаривать. Предлагаю вам нарисовать свою любимую игрушку необычным способом – с помощью точек. |
20 | Наши «секретики» Техника: рисование с секретом в три пары рук | У каждого ребенка, а порой и у взрослого есть свой секрет, о котором никому не рассказывается. Иногда секрет объединяет несколько человек. Сегодня я предлагаю вам поиграть в «секретик», с помощью рисования. Обещаю вам, что это будет очень интересно, а может быть даже смешно. |
21 | На берегу реки Техника: монотипия пейзажная | Давайте вспомним мультфильм «Крошка Енот». Почему он отказывался идти на пруд? Кого он боялся? Чем оказалось то, что вызывало у него страх? Конечно – это было его отражение. Сегодня мы познакомимся с новой техникой рисования, которая поможет нам получить точное отражение того, что мы нарисуем. |
22 | Истории для мамы Техника: рисуем с помощью открыток | Нам нравится слушать сказки и разные истории из книг, которые читают мамы для своих детей. Не хотелось бы вам придумать свою сказку или какую-нибудь историю и рассказать ее своей маме? Когда мама читает книгу, дети обычно в это время рассматривают иллюстрации. Чтобы маме было интересно слушать ваш рассказ, к нему нужна картинка. А свои картинки для интересной истории нам помогут нарисовать открытки. Предложить детям рассмотреть открытки. Отметить яркость красок на изображениях. Познакомить детей с новой техникой рисования с помощью открыток. |
23 | Шарики – смешарики Техника: волшебные шарики | Всем детям известны герои мультфильмов «Смешарики». Они разные по характеру, но очень похожи друг на друга тем, что все круглые и никогда не унывают, в какую бы историю они не попадали. Представьте, что по какой-то причине в стране Смешариков случился переполох. Началась беготня, суета, шум и гам. Предлагаю вам нарисовать этот переполох с помощью техники рисования «волшебные шарики». Уверенна, что даже в этой ситуации у нас получится интересная история. |
24 | В гости к Мухе-Цокотухе Техника: зарисовка камушков | Как вы думаете, чем и на чём можно рисовать? Конечно же, карандашами или красками на бумаге, мелом на асфальте, палочкой на песке и т.д. А можно ли рисовать на камушках? Конечно, да! Они гладкие и имеют различную форму. Сама форма камешка подскажет вам, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой – под жучка и т.д. Когда работа будет закончена, мы посмотрим, какие герои у нас получились и возможно отправимся с ними в гости к Мухе-Цокотухе. |
25 | Фантазеры (итоговое) Техника: коллаж (использование нескольких техник одновременно) | Предложить детям вспомнить, какие техники нетрадиционного рисования нам уже знакомы. Какие придуманные истории запомнились? Почему? Сегодня ребята превращаются в волшебников или фантазеров, чтобы удивить друг друга. По желанию можно объединиться в подгруппы, можно работать самостоятельно. Создаем работы на любые темы, используем любую технику нетрадиционного рисования, а лучше сразу несколько на одном рисунке. |
Используемые изобразительные техники
№ | Техника | Материал | Ход работы |
1 | Тычок жесткой кистью | Жесткая кисть, гуашь, бумага, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного | Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускать. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. |
2 | Знакомая форма – новый образ | Предметы, которые можно обводить (ножницы, ложка, стаканы и т.д.) | Обвести выбранный предмет и превратить его во что-то другое путем дорисовывания, раскрашивания любым материалом (акварельные краски, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки и так далее) |
3 | Монотипия предметная | Краска, кисточка, бумага | Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? |
4 | Кляксография | Гуашь разного цвета, ложка, альбомные листы | Ребенок зачерпывает гуашь либо тушь ложечкой, выливает на бумагу. Лист накрывается другим листом бумаги и прижимается. Затем аккуратно снять верхний лист и рассмотреть полученное изображение. |
5 | Рисование ватными палочками | Краски разного цвета, ватные палочки, альбомные листы | Рисование точками относится к необычным приемам. Лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску, ставится перпендикулярно к белому листу бумаги и начинается точечное изображение. Каждый цвет набирается новой палочкой. |
6 | Загадочный рисунок | Картон (20х20 см), шерстяная нить (30 см), краска | Берется картон, складывается пополам. Выбирается шерстяная нитка, ее конец на 8-10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Затем следует поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. |
7 | Волшебная ниточка | Нитки № 10, гуашь разного цвета. | Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата. |
8 | Рисование мыльной пеной | Акварельные краски, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. | В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать. |
9 | Восковые мелки + акварель | Восковые мелки, бумага, кисточка, краски. | На альбомный лист нанесите контурный рисунок восковыми мелками, затем нанесите краску по всей поверхности рисунка (либо листа). |
10 | Рисование по сырому листу | Влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти | Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Красками с помощью кисточки нарисуйте все, что угодно. |
11 | Печать от руки | Краска, тарелочки, бумага | Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков. Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев. |
12 | Рисование соломкой | Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода. | Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами. |
13 | Рисование линией | Карандаш, фломастеры, бумага | Нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Можно закрыть глаза и под музыку рисовать хаотично разные неотрывные линии, после посмотреть что получилось, на что походить и раскрасить это. |
14 | Граттаж | Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка | Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. |
15 | Рисование способом «тычка» | Трубочка от фломастера с вставленным поролоном, белая бумага, тарелочка, гуашь. | В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Готовый рисунок имитирует технику рисования «пуантилизм». |
16 | Рисование способом трения | Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных карандашей | Под тонкую бумагу положить засушенный лист, ветку, цветок; силуэт, сверху потереть ватным или тряпочным тампоном порошком из карандашного грифеля. Полученное на тонкой бумаге изображение наклеить на плотную бумагу – получится открытка. Таким способом можно создать сюжетную композицию, декоративный узор. Этим же способом можно потереть края силуэта, которые приложены к листу бумаги. |
17 | Рисование природными материалами | Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п. Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка. | Природный материал обмакивают в форму с краской и прикладывают к бумаге, слегка прижимают – остается отпечаток. В зависимости от изображения подбирается и природный материал для отпечатывания. Ели засушенный листок от дерева, кустарника покрыть краской и отпечатать на бумаге, могут получиться деревья, цветы, солнышко и другие изображения. Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мохом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др. |
18 | Фигурки на стекле | Краски в тюбиках, прозрачная пленка или стеклянная поверхность, лист бумаги, клеевая лента. | На стекло, зеркало наносят краску. Затем прикладывают на него бумагу и прижимают сверху еще одним стеклом, или каким либо тяжелым предметом. Это позволит краске одновременно разойтись по листу бумаги. Затем груз убирают, ждут высыхания краски на бумаге. После чего дорисовывают мелкие детали кисточкой или другими изобразительными материалами. |
19 | Точечный рисунок | Фломастеры, карандаши, листы бумаги | Для реализации данной техники можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. |
20 | Рисование с секретом в три пары рук | Прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша | Прежде чем приступить к изображению распределяется: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок – и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм. |
21 | Монотипия пейзажная | Краски, кисточка, лист бумаги, вода, губка | Лист бумаги складывается пополам. Затем на одной половине рисуется пейзаж, на другой половине будет его отражение в озере (отпечаток). Пейзаж выполнять быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа для отпечатка пропитывается влажной губкой. Исходный рисунок после оттиска оживляется красками, чтобы он сильнее отличался. |
22 | Рисуем с помощью открыток | Краски, карандаши, листы бумаги, открытки, ножницы, клей | Ребенок выбирает на открытках нужные образы, вырезает и наклеивает их к месту в сюжете. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Например, к приклеенным образам собаки и жука ребенок дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Если наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему. |
23 | Волшебные шарики | Крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисти, вода. | В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных капель краски. Положить в коробку 2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики, катались, смешивая краски, создавая узор. |
24 | Зарисовка камушков | Морские камушки, яркая густая краска, кисточка | Плоскостное изображение на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой – под жучка и т.д. На камешек наносится яркая густая краска – и образ готов. После того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. |
25 | Коллаж (использование нескольких техник одновременно) | По выбору детей | Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько техник одновременно. Важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко нарисует пальцем, фрукты он вырежет из открыток и т.д. предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Все, что есть под рукой, можно использовать в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод и так далее. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР III уровня
Система работы, перспективное планирование по обучению детей творческому рассказыванию...
Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»
Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для форм...
Представление опыта работы по теме: Обучение творческому рассказыванию детей 5 – 7 лет.
Развитие речи детей....
Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»
Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...
Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации
Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.Учить ребенка...
«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)
laquo;Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»...
Сообщение на семинаре для воспитателей из опыта работы на тему: "Обучение творческому рассказыванию детей в подготовительной группе"
В сообщении представлены различные варианты творческого рассказывания и поэтапная работа с детьми по обучению творческому рассказыванию....