Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР III уровня
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Система работы, перспективное планирование по обучению детей творческому рассказыванию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_tvorcheskomu_rasskazyvaniyu_detey_s_onr_iii_urovnya.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение творческому рассказыванию старших дошкольников с ОНР III уровня.
К творческому рассказыванию относят придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания, логически построенным сюжетом и соответствующим языковым оформлением. Творческое рассказывание занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста, играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
Обучение данному виду рассказывания приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с общим недоразвитием речи, так и развития их творческих возможностей с учетом задач полноценной подготовки к обучению в школе. Овладение навыками творческого рассказывания знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, максимально способствует приближению ребенка к тому уровню связной речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности.
Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня представляет значительные сложности.
Старшие дошкольники с ОНР III уровня испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательного развития выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого детям текста.
Это определяет необходимость проведения систематической работы со старшими дошкольниками с ОНР III уровня, направленной на формирование у них навыков рассказывания с элементами творчества.
Руководствуясь желанием глубже изучить проблему формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня на занятиях по обучению творческому рассказыванию и пути ее решения, я определила основные направления работы.
Тема: «Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР III уровня»
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Изучение литературы | Результат |
Сентябрь | Развитие общего внимания и понимания речи. Составление предложений из 3 слов. Понятие «слово» и «предложение». | Родительское собрание «Особенности речевого развития детей с ОНР и ФФН. Задачи первого периода обучения» | Совместное планирование работы, составление сетки занятий на новый учебный год. | ГлуховВ.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР» | Дети умеют составлять трехсловные предложения. У них сформированы понятия «слово» и «предложение» |
Октябрь | Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию. | Индивидуальные консультации «Работа по заданию логопеда в домашних условиях». Посещение инд. занятий. | Характеристика детей после обследования логопеда: диагноз, здоровье, индивидуальные особенности ребёнка. Направление индивидуальной работы с детьми | Изучение опыта работы воспитателей по данной теме (методический каб.) | Дети умеют пересказывать простой текст, сост. по демонстрацион. действию |
Ноябрь | Пересказ короткого рассказа с использованием опорных картинок на магнитной доске | Консультации «Роль игровых упражнений в развитии связной монологической речи детей» | Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях. | Изучение периодической литературы | Дети пересказывают рассказ с опорой на картинки |
Декабрь | Составление рассказов по серии сюжетных картинок. | Родительское собрание «Итоги первого периода и задачи второго периода обучения детей» | Работа над развитием связной речи на занятиях по ИЗО деятельности» | Глухов В.П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР» | Дети умеют определять последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ. |
Январь | Составление рассказа по аналогии | Посещение инд. логопедических занятий по (желанию или приглашению логопеда) Рекомендации «Как научить ребёнка пересказывать текст» | Консультации «Система подготовительных упражнений, направленная на формирование навыков рассказывания с элементами творчества» | Изучение опыта работы логопедов по данной теме. | Дети умеют составлять рассказ по аналогии |
Февраль | Придумывание продолжения и завершения рассказа. | Консультация «Некоторые вопросы организации обучения ребёнка рассказыванию с элементами творчества в семье» | Консультация «Проведение различных видов творческих занятий во 2 половине дня» | Селиверстов В.И. Гриншпун Б.М. «Развитие коммуникатив- ных умений и навыков у дошкольников в процессе лог.работы над связной речью» | Дети умеют составлять продолжение и завершение рассказа. |
Март | Составление творческого рассказа по опорным словам на предложенную тему. | Родительское собрание «Задачи III периода обучения детей с ОНР и ФФН. Итоги II полугодия. | Подготовка и драматизация сказки к празднику 8 марта. | Изучение периодической литературы по теме. | Дети умеют составлять рассказ по опорным словам на предложенную тему |
Апрель | Составление рассказа по картине с проблемным сюжетом. | «День открытых дверей»- посещение родителями фронтальных логопедических занятий. | Совместная подготовка и проведение «Дня открытых дверей» | Анализ изученной литературы | Дети умеют составлять рассказ по картине с проблемным сюжетом. |
Май | Творческое рассказывание на заданную тему. Диагностика. | Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики. | Анализ диагностики, подведение итогов работы, выводы. | Анализ изученной литературы, выводы и рекомендации. | Дети владеют навыками творческого рассказывания на заданную тему |
На различных этапах работы использовались следующие виды творческих заданий.
Схема 1
Рассказывание по картинкам
Придумывание названия к картине (серии картин)
Игры –упражнения на воспроизведение элементов содержания картины
Упражнения на составление предложений по данному слову с учетом содержания картины
Разыгрывание действий персонажей картины
Составление завязки
к
изображенному действию
Составление рассказа
по серии
картин
Схема 2
Описание предметов
Игра – упражнение «Узнай, что это?»
Описание предмета по собственному рисунку
Описательные рассказы (используя игровые ситуации)
Схема 3
Пересказ
Игры- инсценировки
(на сюжет пересказа)
Упражнения на моделирование сюжета пересказа
Рисование на тему пересказа с последующим составлением рассказа
Восстановление «деформированного» текста с последующим составлением пересказа
Составление творческих пересказов (замена действующих лиц, места действия, изменение времени действия)
Коррекционное обучение предполагает тесную взаимосвязь в работе всех педагогов. В работу включаются следующие подготовительные упражнения, проводимые логопедом совместно с воспитателем.
- Лексические упражнения:
- Подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предметов;
- Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих ему наименований действия и наоборот;
- Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы и их свойства, различные действия;
- Подбор родственных слов, вариативных по значению.
- Лексико-грамматические упражнения:
- Дополнение предложений нужным по смыслу словом;
- Составление предложений по данным словам.
- Упражнения для развития «поэтического слуха», например, подбор рифмующихся слов к незаконченной стихотворной фразе.
- Игры-упражнения:
- На узнавание предмета по его описанию (на основе сопоставления и анализа перечисленных признаков);
- На отгадывание загадок об игрушках, различных предметах, животных и др. коллективное придумывание загадок по аналогии.
Во второй половине дня воспитателем используются по рекомендации логопеда следующие виды работ:
- Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения;
- Упражнения в моделировании пересказываемого сюжета (с помощью картинного панно, наглядной схемы);
- Рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам;
- Игра-упражнение «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);
- Составление описания предмета по собственному рисунку;
- Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов.
В занятия по обучению рассказыванию по картинкам включаются следующие виды творческих заданий:
- Придумывание названий к картинке или серии картин, а также к каждому фрагменту-эпизоду;
- Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и др.);
- Упражнение в составлении предложений по данному слову с опорой на картинку;
- Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.);
- Придумывание продолжения к действию, изображенному на картинке (серии картин);
- Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картин;
- Игра-упражнение «Угадай-ка!»: дети восстанавливают содержание изображенного фрагмента картинки, закрытого экраном.
В структуру занятий по обучению составления рассказа на заданную тему рекомендуется включать:
- Беседу-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа);
- Коллективное составление плана будущего рассказа;
- «направляющие» указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и т.д.);
- Обсуждение и анализ детских рассказов (по аудиозаписи или видеофильму) ;
- «домашние задания»: пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на эту же тему.
Родителям необходимо объяснить значимость данной работы, предложить задания и упражнения, в процессе которых одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в рассказывании:
- «Кто что делает?», «Кому что нужно?» (применительно к лексическим темам, которые изучались в группе).
- «Подбери родное слово» (о родственных словах и антонимах)
- «Расскажи о предмете» (составление словесной характеристики предметов).
- «Вставь пропущенное слово» (по тексту).
- «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям.)
- «Кто лучше запомнил?»
Можно предложить и следующие задания:
- отгадывание загадок об игрушках, различных предметах, животных и др.;
- выполнение рисунка к предметам и явлениям (совместно с родителями);
- выполнение рисунка на тему пересказываемого произведения;
- придумывание названия к картинке или серии картинок;
- придумывание рассказа на заданную тему (с опорой на образец начала рассказа, вспомогательные вопросы).
Родителям, работая с детьми, над заданиями необходимо следить за своей речью и речью детей.
На всех этапах обучения обращается внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний. При этом отмечаются следующие качества рассказов: полнота и последовательность передачи содержания, смысловое соответствие, удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов фантазии. В ходе коллективного обсуждения дети (по замечаниям педагога) вносят дополнения, указывают на допущенные ошибки – в оформлении отдельных высказываний, употреблении слов и словообразований. В результате создаются дополнительные возможности для упражнений на подбор лексем, правильное употребление словоформ и построение предложений.
В процессе обучения связной речи уделяется внимание использованию просодических средств оформления высказываний (интонационное выделение фраз, слов, несущих основную смысловую нагрузку; смысловые паузы и т.д.). Это способствует эмоциональной передаче детьми текста рассказа, применению средств образной выразительности – эпитетов, сравнений, уменьшительно-ласкательных названий предметов и др. Поощряется использование в речевых высказываниях средств экспрессивно-оценочного характера.
В ходе целенаправленного и систематичного обучения у детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: адекватности содержания, последовательности изложения, отражении причинно-следственной взаимосвязи событий. Дети осваивают языковые средства и речевые навыки, на основе которых возможно построение развернутых высказываний, максимально приближаются к тому уровню монологической связной речи, который необходим для овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Рекомендации родителям в обучении детей, имеющих речевую патологию, творческому рассказыванию.
Большая предварительная работа проводимая по различным направлениям совместно с воспитателем, предшествует началу занятий по обучению составления рассказов с элементами творчества.
Данная работа является сложной и одновременно нужной, для развития связной речи детей. После того, как логопедом неоднократно проведены логопедические занятия по обучению творческого рассказывания детей и он убедился, что все дети усвоили эту тему, понимают задания предлагаемые педагогом, необходимо, чтобы родители закрепили дома с детьми все изученное (конечно же, постепенно, «от простого к сложному» давая им знания).
Родителям необходимо объяснить значимость данной работы, предложить задания и упражнения, способствующие закреплению изученного, с разъяснением правил и требований игры:
- «Кто что делает?», «Кому что нужно?» (применительно к лексическим темам, которые изучались в группе).
- «Скажи другому», «Подбери родное слово» (о родственных словах и антонимах)
- «Расскажи о предмете» (составление словесной характеристики предметов).
- «Подставь пропущенное слово» (по тексту).
- «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям.)
- «Кто лучше запомнил?»
В процессе игры одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в рассказывании.
Можно выполнить родителям с детьми и следующие задания:
- отгадывание загадок об игрушках, различных предметах, животных и др.;
- выполнить рисунки к предметам и явлениям (совместно с родителями);
- выполнение рисунка на тему пересказываемого произведения;
- придумать название к картинке или к серии картинок;
- придумать рассказ на заданную тему (с опорой на образец начала рассказа, вспомогательные вопросы).
Родителям, работая с детьми, над заданиями необходимо следить за своей речью и речью детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»
Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для форм...
Представление опыта работы по теме: Обучение творческому рассказыванию детей 5 – 7 лет.
Развитие речи детей....
Учебно-тематический план по обучению творческому рассказыванию детей 5-7 лет
Занятия с детьми 5-7 лет по обучению творческому рассказыванию...
Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»
Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...
Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации
Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.Учить ребенка...
«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)
laquo;Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»...
Сообщение на семинаре для воспитателей из опыта работы на тему: "Обучение творческому рассказыванию детей в подготовительной группе"
В сообщении представлены различные варианты творческого рассказывания и поэтапная работа с детьми по обучению творческому рассказыванию....