Сообщение на семинаре для воспитателей из опыта работы на тему: "Обучение творческому рассказыванию детей в подготовительной группе"
консультация (подготовительная группа) на тему

Захарова Надежда Алексеевна

В сообщении представлены различные варианты творческого рассказывания и поэтапная работа с детьми по обучению творческому рассказыванию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на семинаре для воспитателей из опыта работы на тему: "Обучение творческому рассказыванию детей в подготовительной группе"

   Развитие связной речи - одна из главных задач подготовки детей к школе.

   Проведено много исследований, посвящённых формированию связности, образности и других качеств монологическойречи  - разных видов рассказывания, включая творческое.

   Составляя творческий рассказ, ребёнок должен самостоятельно продумать его содержание. которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

   Для того, чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию ( завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно передать свой замысел.

   Ребёнок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путём систематического обучения, путём постоянных упражнений.

   Существуют различные варианты творческого рассказывания: придумывание продолжения и завершения рассказа, придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя, придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем без плана, придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

   В начале учебного года я беседовала с детьми. Вместе с логопедом выявила уровень раазвития речи детей. Результат показал, что дети близко к тексту пересказывают программные рассказы и сказки, подробно и последовательно описывают игрушки, предметы, интересно передают рассказы из опыта, подробно передают содержание картины, а вот в составлении рассказов творческого характера дети затрудняются. Поэтому мы решили уделять больше внимания обучению творческому рассказыванию детей.

   Сначала придумывали продолжение и завершение рассказа. Я сообщала начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывали дети. Например, я читаю незаконченный рассказ Л. А. Пеньковской "Как Миша варежку потерял". После чтения задаю детям вопросы:

- Как вы думаете, нашёл ли Миша свою варежку?

- Как это произошло?

- Кто ему помог?

- Подумайте и расскажите об этом.

Вопросы дают творческий толчок к творческому воображению детей.

   В начале рассказы были однообразными, повторяли один другой. Я предложила детям подумать. что ещё могло произойти с Мишиной варежкой, подсказала различные варианты: "Может быть варежка зацепилась за куст? Может её утащил щенок?" Постепенно рассказы детей становились разнообразнее и интереснее. Темы для рассказов брала как реалистические: " Что случилось с Катей?", " Случай в лесу", так и сказочные: " Медвежонок на прогулке", "День рождения зайчика". Вот, например, рассказ Кати:

- У зайчика был день рождения. Он пригласил к себе в гости зайчика-соседа, ёжика, белку. Ёж принёс в подарок зайчику яблоко, белка сладкий орешек, а зайчик оранжевую сочную морковку. Заяц поблагодарил гостей за подарки и пригласил к столу пить чай с тортом. Потом все дружно играли. Всем было очень весело.

   Следующим этапом работы было придумывание сказки или рассказа по плану воспитателя. Здесь уже требовалось большей самостоятельности детей, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит придумывать самостоятельно. Например, к сакзке " Приключения ёжика" предлагала следующий план: " Сначала расскажите, как ёжик собрался на прогулку, что интересного он увидел по дороге в лес или кого встретил и придумайте, что же с ним произошло". Вот пример одного из рассказов детей:

- Ёжик долго спал. Наконец, он проснулся и решил сходить на прогулку. Вот идёт он по дороге и видит ежиху. Поздоровался он с ней и пригласил с собой: " Пойдём со мной на прогулкув лес". Ежиха согласилась, и они пошли вдвоём. Пришли они в лес, увидели грибы и стали их собирать. Вдруг ёж увидел лису. Он сказал об этом ежихе. Они быстро свернулись клубоочками , выставили свои иголки. Лиса подошла, понюхала ежей, укололась об их иголки и убежала. А ёж с ежихой вернулись домой живые и здоровые.

   Когда дети освоили рассказ и сказку по плану, то им были предложены рассказы по теме без плана, например, " Девочка Лена в детском саду".

   Учила детей выступать авторами, самим выбирать содержание и форму рассказа или сказки.Вот рассказ Тани на тему " Красивый цветок":

-  Девочка шла по красивому лугу. Там росло много цветов. На одном цветке она увидела гусеницу, которая его ела. Девочке стало жалко красивый цветок. Она взяла гусеницу и перенесла её на траву. Пусть ест простую траву, а красивый цветок радует всех своим цветением.

Самый сложный вид рассказывания - это придумывание рассказа на самостоятельную тему. Здесь важно заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение. дать толчок творческому воображению. Этот вид рассказа я проводила под девизом "Кто интереснее придумает сказку". Обращая внимание детей и на интересное, занимательное содержание расказа, и на словесную форму, которой оно передано, следила за тем. как дети в самостоятельной деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе.

Обучение этому виду рассказывания идёт постепенно. Так, перед рассказыванием  о конкретном времени года предлагаю детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время с животными, как играют дети и трудятся взрослые.

Особый интерес представляют творческие рассказы, построенныек на сравнении природных явлений: "Зима и лето", "Река летом и зимой". Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание рассказа, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространённых и сложных предложений.

В занятия по обучению рассказыванию включаю небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия. Например, в начале занятия. посвящённого рассказыванию на тему "Весна" даю детям задание подобрать эпитеты и сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественной выразительности.

Занятие начинаю с загадки о весне, потом предлагаю придумать определения к слову "небо". Какое небо весной? (Голубое, безоблачное, синее, приветливое, солнечное). А в дождливый день? (Хмурое. серое, чёрное, неприветливое, низкое). Потом предлагаю слово "солнце". (Яркое, тёплое, ясное, весёлое, красное, румяное, золотое). Дети придумывают сравнения к слову "ручеёк" (Как змейка вьётся, как колокольчик звенит,как будто змея в траве ползёт). После этого дети составляют рассказы о весне.

Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства выразительности, но постепенно в их рассказах появляются сравнения. эпитеты. интересные словосочетания.

Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливают приключения, по-своему меняя поведение героя в определённых ситуациях: "А я бы ..." Эту особенность необходимо использовать прежде всего для воспитания благородных черт характера, а так же для развития речи - обучения монологу. Поощряемые просьбой воспитателя, дети с упоением фантазируют. Девочки воображают себя Василисой Премудрой, Марьей Моревной, мальчики - Иваном - Царевичем, Чапаевым, Юрием Гагариным. Конечно, никто не хочет быть Кощеем Бессмертным, злой мачехиной дочкой и т. п., и это хорошо, так как детям противно зло. Сказочные и реальные образы зла и уродства, противопоставленные силам добра и красоты, несут в воспитательном отношении не меньшую нагрузку, чем положительные.

В группе проводила беседы о том, кто что хочет узнать. Исходя из желаний детей, выбрали на март месяц тему "О собаках". Знакомила детей с новыми художественными произведениями о собаках, рассказывала об особенностях пород, профессиях собак. Дети рассматривали иллюстрации разных пород собак, сравнивали их между собой, составляли рассказы о них. Ребята лепили собаку, рисовали её, изготавливали из бумаги.

   Итогом стало проведение занятия на тему "Если бы я был собакой..." Дети показали, что они научились говорить от первого лица, придумывать интересные сюжеты. Ребята употребляют разные виды сложных предложений, сравнения. Для более полного и последовательного составления рассказов использовала карточки - модели. Но у некоторых детей ещё слабые творческие рассказы.

   Обучение творческому рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольника, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе, поэтому я буду продолжать работу по обучению детей творческому рассказыванию, чтобы все дети ушли в школу из детского сада с умением придумывать интересные творческие рассказы и сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Обобщение опыта работы по теме "Обучение старших дошкольников приёмам складывания бумаги в технике "Оригами", как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.

В материале обобщён опыт работы по использованию оригами для раэвития познавательной и творческой активности дошкольников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Сообщение из опыта работы на тему : «Обучение детей старшего дошкольного возраста с ФФНР творческому рассказыванию

10 видов творческого рассказывания                   vС заменой объекта;vС заменой действующего лица;vС добавлением последующих событий;vС добав...