Сообщение
статья по развитию речи на тему
Сообщение на тему «Задержка речевого развития: особенности, причины, симптомы, пути коррекции» предназначена для логопедов, дефектологов, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ldoklad_okonchatelnyy.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии
Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза (нарушения развития) и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния являются характерным разновременность проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. За последние 10 лет количество детей с ЗПР увеличилось в 20 раз.
количество детей с ЗПР среди дошкольников составляет 25%, среди младших школьников – 50%.
Рост детей с ЗПР наблюдаем и мы: в 2012 году прошли реабилитацию в нашем центре - 81 ребенок с сохранным интеллектом и диагнозом ЗПР,
2013 г. – 89, 2014 г. – 116.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.Известно, что дети с ЗПР имеют следующие наиболее значимые особенности:
снижение работоспособности;
- повышение истощаемости;
- неустойчивость внимания;
- более низкий уровень восприятия;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- низкий навык самоконтроля;
- своеобразное поведение;
- незрелость эмоционально – волевой сферы;
- неудовлетворительный навык каллиграфии;
- трудности в счёте через десяток, решении задач;
- слабая техника чтения,
Дети с ЗПР имеют недостаточное для своего возраста развитие внимания, восприятия, памяти, недоразвитие личностно, деятельной основы. Для них характерна слабая речевая активность.
Речь играет одну из главных ролей в психическом развитии, в формировании мышления и во всей психической деятельности детей в целом. Появление речи в познавательной деятельности детей ведёт к обширной перестройке всех базовых психических процессов, присущих им на данных этапах развития. Собственно процесс усвоения речи определяет развитие и совершенствование основных умственных операций (анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстракция). В процессе формирования и становления психического развития детей, речь играет поистине важную роль.
Именно поэтому, очень часто, задержка психического развития сопровождается разнообразными проблемами с речью. Данное нарушение получило название ЗПРР (задержка психоречевого развития) и характеризуется тем, что у ребёнка наблюдается не только нарушение речи, но и расстройство эмоционального плана, а также умственного развития в целом. Многим из детей присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия, дизартрии.
Выделяют три степени ЗПРР:
Легкая степень. Это когда у ребенка просто задержка речи. Он понимает просьбы взрослых, выполняет их, пытается строить свои предложения (пусть они и не всегда понятны).
Средняя степень. У ребенка помимо задержки речи наблюдаются задержка психологического развития. То есть, когда он не может собрать пирамидку или пазл, не всегда понимает, что от него хотят взрослые. Лечение этого процесса происходит в основном медикаментозно, под постоянным наблюдением невролога и усердной работе логопеда.Тяжелая степень. Ребенок не говорит. Часто отсутствие речи , сопровождается симптоматикой аутизма. Мы провели мониторинг по центру за три года.: если в 2012 году с выставленным диагнозом аутизм у нас прошли реабилитацию 3 ребенка, в 2013 – уже 7, 2014 – 11. Рост аутизма наблюдается во всем мире: по данным из интернета десять лет назад аутизм диагносцировался 1 случай на 10.000, то сейчас 1 на 150. 21 век уже называют веком аутизма. Этот процесс до сих пор не изучен. Считается, что это не заболевание, а особый вид развития психики человека. Аутичные дети видят мир по-другому, не так, как обычные люди. Такие детски замыкаются на определенных вещах, которые сами выбирают. они не стремятся говорить, а уж тем более строить новые фразы. Или наоборот, если малышу понравилось говорить, то он будет просто неугомонным. Часто из аутичных детей вырастают гении, благодаря их зацикленности на каком-либо деле. Лечение этого процесса происходит без вмешательства медикаментов, так как это лишь усугубляет ситуацию. Необходим постоянный контроль психолога и сопутствующая работой логопеда
Специалистами установлено, что нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа. Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т.е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания
Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет
Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. В норме он формируется в процессе наблюдения за языком, самостоятельно. У детей с ЗПР этот этап запаздывает, осуществляется значительно позже (7–8 лет) и как следствие появляются аграмматизмы.
Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.
Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Для детей с ЗРР характерна:
- Примитивность высказываний. Если ребёнок составил предложение, то следующее предложение составляет по той же конструкции.
- Нецеленаправленность высказываний. Говорить начинают «бездумно» не осмысленно, «изливание» эмоций, а рассказа нет.
- Побочные ассоциации – начал о чём – то рассказывать, отвлёкся на что – то другое.
Соскальзывание с одной темы на другую более знакомую. Многократное возвращение к ранее сказанному, повторы.
- особенные затруднения в монологической речи, хотя диалогическая развита неплохо.
- Не могут выполнить задания с деформированным текстом в виде предложений.
Для фразовой речи характерна особенность: каждое предложение начинать со слов: потому что; что.
Отмечаются ошибки - парафазии в виде нарушения препозиций: путают порядок слов в предложении, порядок звуков в слове.
(Красивый бежит конь по дороге).
- Большие затруднения в понимании фразеологизмов, пословиц, текстов со скрытым смыслом.
- Словарь.
Беден, малый объём понятий, так же как у детей с ОНР III уровня.
Ошибочен. Дети либо не знают значение, либо знают не точное значение слова (ворон – ворона - воронка).
Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.
Назову признаки которые должны насторожить медиков , педагогов и прежде всего родителей.
- 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
- 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
- 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
- 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
- 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
- 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
- 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
Задержка речевого и психоречевого развития – это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
- Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
- Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
- Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
- Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
- Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
- Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
- Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:
- врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней,
- эпилепсия и другие психические заболевания,
- ишемия головного мозга,
- гидроцефалия,
- повышенное внутричерепное давление,
- ДЦП,
- опухоль головного мозга,
- патологии сосудов головного мозга,
- лейкодистрофии,
- нарушение ликвородинамики.
Еще раз хочется подчеркнуть, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления. Чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР. При появлении признаков ЗПРР необходимо пройти обследование как минимум у трех врачей — невролога, психолога и психиатра.
Наличие в структуре дефекта недоразвития речи при ЗПР обуславливает необходимость специальной логопедической помощи. Поэтому, наряду с дефектологами, психологами детям с ЗПР и ЗПРР должен работать логопед.
Выделяют следующие необходимые условия организации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР:
1. Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). Недостаточность процессов восприятия проявляется прежде всего в зрительных, слуховых, кинестетических дифференцировках.
2. Взаимосвязь логопедической работы с программой по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ритмике, музыке. Работа по коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР должна проводиться в тесной взаимосвязи логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя.
3. Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической).
4. Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.
5. Учитывая, что ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную активность детей.
6. Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического); учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям; учет особенностей психомоторики детей с ЗПР (артикуляционной, ручной, общей моторики) [Шевч, с. 31].
В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входит:
- развитие и совершенствование общей моторики;
- развитие и совершенствование ручной моторики;
- развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);
- развитие слухового восприятия, внимания;
- развития зрительного восприятия, памяти;
- развития ритма;
- формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;
- совершенствование лексических и грамматических средств языка;
- развитие навыков связной речи
При задержке психоречевого развития процесс развития речи отличается от нормы лишь темпами, а переходы с одной стадии развития речи на другую зачастую имеют скачкообразный характер, как это свойственно и детям без нарушений. Именно данный факт позволяет сделать вывод, что ранняя диагностика и своевременное лечение помогут преодолеть имеющиеся нарушения ещё до поступления ребёнка в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы
Сообщение из опыта работы «Игры по развитию сенсорики в группе раннего возраста» Сенсорное воспитание ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления р...
Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.
Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...
Сообщение на тему «Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»
Сообщение на тему«Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон...
Сообщение с пройденных курсов повышения квалификации по теме «Педагогическая технология: портфолио педагога» (сообщение и презентация).
Сообщение для воспитателей о портфолио педагога...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей.
Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей....