Конспект НОД в логопедической (подготовительной к школе) группе. по лексической теме «Космос».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД в логопедической
(подготовительной к школе) группе.
по лексической теме «Космос».
Тема: «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу»
Вид: фронтальное занятие.
Количество детей: 10 человек.
Дата: 11.04.16г.
Этапы НОД:
1.Организационный момент.
2.Проблемная ситуация.
3.Основная часть:
-беседа;
-творческие и интеллектуальные задания;
- физминутка «Мышки-крошки»;
-знакомство с мнемотаблицами;
-рассказ по мнемотаблице.
4. Рефлексия.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: Формировать у детей умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблиц.
Обучающие задачи:
1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Космос»;
2. упражнять детей в умении рассказывать о космосе, с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
3. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в космических явлениях.
Развивающие задачи:
1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
4. закреплять знания детей о космосе и использовать их в составлении рассказов.
Воспитательные задачи:
1. пробуждать интерес к космосу у детей;
2. пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь.
Коррекционные задачи:
1. Расширение словаря названий планет.
2. Развитие словесно-логического мышления у детей.
3. Активизация внимания памяти.
Методы и приемы:
-словесный: беседа, диалог, чтение письма от астронавта, пример рассказа о космосе с применением мнемотаблицы, вопросы, слушание музыки.
- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
- наглядный: рассматривание мнемотаблиц.
- игровой: дидактические игры «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Проложи путь к планете», «Что лишнее в ряду?».
-игровые упражнения «Расшифруй знаки-символы», «Исправь ошибку».
- практический: раскрашивание планеты Земля по номерам.
Оборудование: мнемотаблица «Я хочу рассказать о космосе…», письмо в конверте, макет ракеты, карандаши, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись «Космическая музыка» (источник- интернет).
Предварительная работа:
• экскурсия в планетарий, беседы о космосе;
• чтение стихов, рассказов, загадок, сказок о космосе;
• рассматривание картин о космосе, альбомов, иллюстраций по теме «Космос» беседы о солнечной системе, просмотр презентации «Этот загадочный космос», просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»;
• рисование по теме «Космос»;
Ход проведения:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад прилетела ракета. Посмотрите, а что необычного в ней?
Ответы детей: На ней письмо, послание.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там?
Ответы детей: Давайте!
Воспитатель читает письмо.
«Дорогие ребята, мы астронавты международной космической станции «Мир». Мы попали в трудную ситуацию и просим помощи у ребят. На космической станции случилась поломка, чтобы её устранить нужно пройти несколько испытаний (задания прилагаются). А запустить вновь станцию помогут волшебные символы(мнемотаблица), но они зашифрованы. Ребята должны расшифровать их и составить с их помощью рассказ о космосе. С Уважением к вам, Космонавты МКС.»
Проблемная ситуация.
Воспитатель- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим космонавтам?
Ответы детей: мы можем помочь починить станцию.
Мы выполним задание космонавтов.
-Воспитатель-Правильно, мы можем поговорить о космосе, рассказать о нем всё, что мы знаем, загадать загадки о космосе, нарисовать рисунок, послушать космические мелодии.
Воспитатель- Ребята, а как называется наша планета?
Дети: Земля!
Воспитатель- А система, в которой находится Земля?
Дети: Солнечная система!
Воспитатель-Молодцы, правильно! А как вы думаете, где живут космонавты, когда прилетают в космос?
Дети: на космической станции.
Воспитатель-Итак, давайте поговорим о космосе ещё. Что же такое «космос»?
Дети: Это небо, звезды, планеты, метеориты, кометы.
Воспитатель-назовите самую большую звезду?
Дети: солнце.
Воспитатель-Какие планеты вы знаете?
Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Воспитатель- Ребята, как вы думаете, почему днем не видно звёзд?
Дети: Потому, что солнечный свет очень яркий.
Воспитатель-Как называется естественный спутник Земли?
Дети: Луна.
Воспитатель-Какая планета самая большая?
Дети: Сатурн.
Воспитатель-А теперь пора посмотреть, что же за задания нам передали космонавты! (карточки-задания на каждого ребенка в виде игр: «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Обведи пунктирную линию-помоги ракетам добраться до планет»).
Творческие задания: «Раскрась планету Земля по номерам».
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием!
Физминутка «Мышки- крошки»:
Мышки-кошки засмеялись: (бегают как мышки, руки в стороны.)
-Мы летали, не боялись,
Высота-красота,
Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь (ходят как мишки.)
Хочет к звездам полететь (руки поднимают вверх.)
И с Большой Медведицей (хлопают в ладоши.)
В синем небе встретиться. (руки поднимают вверх и смотрят на потолок, кружатся.)
Воспитатель-Ребята, слышите? Что же за необычная музыка звучит?! (Космическая музыка). Как вы думаете, куда можно отправится под такую музыку?
Дети: в космос, в путешествие.
Воспитатель-Ну, что ж, полетели!?
Дети представляют себя в ракете, и «летят» в космос. Выполняются соответствующие движения.
Воспитатель-Ребята, мы подлетаем к космической станции. Чтобы её запустить вновь, как нам написали космонавты, нужно разгадать волшебные символы. А вот и они (Показ мнемотаблицы)
Воспитатель-Смотрите здесь есть символы, слова. Давайте поиграем в игру «Расшифруй знаки-символы». (Воспитатель показывает таблицу, а ребенок объясняет значение символа).
Воспитатель-Молодцы! А теперь поиграем так: я буду показывать таблицу, и объясню, что на ней изображено (заведомо воспитатель пропускает некоторые фрагменты), а вы-должны меня исправить. Так проводится игра «Исправь ошибку».
(Также можно провести игру «Покажи правильный символ», где взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Ребенок же отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).
Воспитатель-Ребята, у нас получились карточки, с помощью которых можно составить небольшой рассказ о Космосе, вот послушайте.
Пример рассказа:
Я хочу рассказать о космосе. Космос – это огромное пространство без границ и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Скопление звезд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем называется млечный Путь. В нашей галактике много звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вокруг звезды Солнце вращается 8 планет, образуя Солнечную систему: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун. Земля – это планета на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. У земли в космосе есть спутник- луна. Люди всегда стремились узнать, что же находится в космосе. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетали до Луны, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают солнечную Систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.
Воспитатель-А теперь, ребята, я предлагаю вам составить описательный рассказ самостоятельно
(ответы детей).
Воспитатель-Молодцы, справились с заданием! И станция кажется начинает работать!
Но находить в такой близости от нее опасно-нужно срочно вернуться в группу (под звуки «Космической музыки» дети «возвращаются» в группу).
Рефлексия
Воспитатель-Ну, вот мы и на месте! Давайте приземлимся на наш ковер и вспомним, где же мы сегодня побывали!?
Дети: в космосе, на МКС.
Воспитатель-А что нового вы сегодня узнали?
Дети: мы узнали, что наша галактика называется Млечный путь; что белые пятна на нашей планете - это облака, снег и лед; что люди летают на Луну и хотят полететь к другим планетам.
Воспитатель-А какие новые слова вы услышали сегодня?
Дети: галактика, Млечный путь, кометы, метеоры.
Воспитатель-А вам понравилось путешествовать в космосе?
Дети: да!
Ну, тогда я думаю, что это не последнее наше путешествие и очень скоро мы снова отправимся в путь…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, С ПРИМЕНЕНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в логопедической
(подготовительной к школе) группе.
по лексической теме «Космос».
Тема: «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу»
Вид: фронтальное занятие.
Количество детей: 10 человек.
Дата: 11.04.16г.
Этапы НОД:
1.Организационный момент.
2.Проблемная ситуация.
3.Основная часть:
-беседа;
-творческие и интеллектуальные задания;
- физминутка «Мышки-крошки»;
-знакомство с мнемотаблицами;
-рассказ по мнемотаблице.
4. Рефлексия.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: Формировать у детей умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблиц.
Обучающие задачи:
- закрепить и расширить словарь детей по теме «Космос»;
- упражнять детей в умении рассказывать о космосе, с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в космических явлениях.
Развивающие задачи:
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
- развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
- закреплять знания детей о космосе и использовать их в составлении рассказов.
Воспитательные задачи:
- пробуждать интерес к космосу у детей;
- пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь.
Коррекционные задачи:
- Расширение словаря названий планет.
- Развитие словесно-логического мышления у детей.
- Активизация внимания памяти.
Методы и приемы:
-словесный: беседа, диалог, чтение письма от астронавта, пример рассказа о космосе с применением мнемотаблицы, вопросы, слушание музыки.
- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
- наглядный: рассматривание мнемотаблиц.
- игровой: дидактические игры «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Проложи путь к планете», «Что лишнее в ряду?».
-игровые упражнения «Расшифруй знаки-символы», «Исправь ошибку».
- практический: раскрашивание планеты Земля по номерам.
Оборудование: мнемотаблица «Я хочу рассказать о космосе…», письмо в конверте, макет ракеты, карандаши, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись «Космическая музыка» (источник- интернет).
Предварительная работа:
• экскурсия в планетарий, беседы о космосе;
• чтение стихов, рассказов, загадок, сказок о космосе;
• рассматривание картин о космосе, альбомов, иллюстраций по теме «Космос» беседы о солнечной системе, просмотр презентации «Этот загадочный космос», просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»;
• рисование по теме «Космос»;
Ход проведения:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад прилетела ракета. Посмотрите, а что необычного в ней?
Ответы детей: На ней письмо, послание.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там?
Ответы детей: Давайте!
Воспитатель читает письмо.
«Дорогие ребята, мы астронавты международной космической станции «Мир». Мы попали в трудную ситуацию и просим помощи у ребят. На космической станции случилась поломка, чтобы её устранить нужно пройти несколько испытаний (задания прилагаются). А запустить вновь станцию помогут волшебные символы(мнемотаблица), но они зашифрованы. Ребята должны расшифровать их и составить с их помощью рассказ о космосе. С Уважением к вам, Космонавты МКС.»
Проблемная ситуация.
Воспитатель- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим космонавтам?
Ответы детей: мы можем помочь починить станцию.
Мы выполним задание космонавтов.
-Воспитатель-Правильно, мы можем поговорить о космосе, рассказать о нем всё, что мы знаем, загадать загадки о космосе, нарисовать рисунок, послушать космические мелодии.
Воспитатель- Ребята, а как называется наша планета?
Дети: Земля!
Воспитатель- А система, в которой находится Земля?
Дети: Солнечная система!
Воспитатель-Молодцы, правильно! А как вы думаете, где живут космонавты, когда прилетают в космос?
Дети: на космической станции.
Воспитатель-Итак, давайте поговорим о космосе ещё. Что же такое «космос»?
Дети: Это небо, звезды, планеты, метеориты, кометы.
Воспитатель-назовите самую большую звезду?
Дети: солнце.
Воспитатель-Какие планеты вы знаете?
Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Воспитатель- Ребята, как вы думаете, почему днем не видно звёзд?
Дети: Потому, что солнечный свет очень яркий.
Воспитатель-Как называется естественный спутник Земли?
Дети: Луна.
Воспитатель-Какая планета самая большая?
Дети: Сатурн.
Воспитатель-А теперь пора посмотреть, что же за задания нам передали космонавты! (карточки-задания на каждого ребенка в виде игр: «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Обведи пунктирную линию-помоги ракетам добраться до планет»).
Творческие задания: «Раскрась планету Земля по номерам».
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием!
Физминутка «Мышки- крошки»:
Мышки-кошки засмеялись: (бегают как мышки, руки в стороны.)
-Мы летали, не боялись,
Высота-красота,
Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь (ходят как мишки.)
Хочет к звездам полететь (руки поднимают вверх.)
И с Большой Медведицей (хлопают в ладоши.)
В синем небе встретиться. (руки поднимают вверх и смотрят на потолок, кружатся.)
Воспитатель-Ребята, слышите? Что же за необычная музыка звучит?! (Космическая музыка). Как вы думаете, куда можно отправится под такую музыку?
Дети: в космос, в путешествие.
Воспитатель-Ну, что ж, полетели!?
Дети представляют себя в ракете, и «летят» в космос. Выполняются соответствующие движения.
Воспитатель-Ребята, мы подлетаем к космической станции. Чтобы её запустить вновь, как нам написали космонавты, нужно разгадать волшебные символы. А вот и они (Показ мнемотаблицы)
Воспитатель-Смотрите здесь есть символы, слова. Давайте поиграем в игру «Расшифруй знаки-символы». (Воспитатель показывает таблицу, а ребенок объясняет значение символа).
Воспитатель-Молодцы! А теперь поиграем так: я буду показывать таблицу, и объясню, что на ней изображено (заведомо воспитатель пропускает некоторые фрагменты), а вы-должны меня исправить. Так проводится игра «Исправь ошибку».
(Также можно провести игру «Покажи правильный символ», где взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Ребенок же отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).
Воспитатель-Ребята, у нас получились карточки, с помощью которых можно составить небольшой рассказ о Космосе, вот послушайте.
Пример рассказа:
Я хочу рассказать о космосе. Космос – это огромное пространство без границ и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Скопление звезд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем называется млечный Путь. В нашей галактике много звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вокруг звезды Солнце вращается 8 планет, образуя Солнечную систему: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун. Земля – это планета на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. У земли в космосе есть спутник- луна. Люди всегда стремились узнать, что же находится в космосе. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетали до Луны, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают солнечную Систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.
Воспитатель-А теперь, ребята, я предлагаю вам составить описательный рассказ самостоятельно
(ответы детей).
Воспитатель-Молодцы, справились с заданием! И станция кажется начинает работать!
Но находить в такой близости от нее опасно-нужно срочно вернуться в группу (под звуки «Космической музыки» дети «возвращаются» в группу).
Рефлексия
Воспитатель-Ну, вот мы и на месте! Давайте приземлимся на наш ковер и вспомним, где же мы сегодня побывали!?
Дети: в космосе, на МКС.
Воспитатель-А что нового вы сегодня узнали?
Дети: мы узнали, что наша галактика называется Млечный путь; что белые пятна на нашей планете - это облака, снег и лед; что люди летают на Луну и хотят полететь к другим планетам.
Воспитатель-А какие новые слова вы услышали сегодня?
Дети: галактика, Млечный путь, кометы, метеоры.
Воспитатель-А вам понравилось путешествовать в космосе?
Дети: да!
Ну, тогда я думаю, что это не последнее наше путешествие и очень скоро мы снова отправимся в путь…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей логопедической группе на лексическую тему: «Космос»
Цели:Коррекционно-образовательные:· формирование представлений о космосе, освоение космоса людьми;· расширение, уточ...
Конспект НОД в логопедической подготовительной к школе группе на лексическую тему: «Зимующие птицы»
Закрепление представлений о зимующих птицах. Расширение, уточнение и активизация словаря по данной теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование форм творительного падежа, употреблен...
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме: «Овощи. Огород".
используемые современные технологии: проблемно-игровая технология, познавательная технология, здоровьесберегающая технология, мнемотехника.Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лек...
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группе, имеющими ТНР Тема: «Формирование компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития языкового анализа и синтеза.» по лексической теме «Транспорт»
Конспект логопедического занятия с детьми 6-7 лет по развитию фонематического анализа и синтеза на материале лексической темы "Транспорт"...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Космос"
Задачи:Коррекционно-образовательные:· Уточнить и расширить знания детей о космосе;· Активи...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Космос»
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Космос»...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей логопедической подготовительной к школе группы по лексической теме «Игрушки» описательный рассказ.
Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей логопедической подготовительной к школе группы по лексической теме «Игрушки» описательный рассказ....
- Мне нравится (1)