Конспект НОД в логопедической (подготовительной к школе) группе. по лексической теме «Космос».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

гаукс вера николаевна

Конспект НОД   в логопедической

(подготовительной к школе) группе.

по лексической теме «Космос».

Тема: «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу»

Вид: фронтальное занятие.

Количество детей: 10 человек.

Дата: 11.04.16г.

Этапы НОД:

1.Организационный момент.

2.Проблемная ситуация.

3.Основная часть:

-беседа;

-творческие и интеллектуальные задания;

- физминутка «Мышки-крошки»;

-знакомство с мнемотаблицами;

-рассказ по мнемотаблице.

4. Рефлексия.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Цель: Формировать у детей умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблиц.

Обучающие задачи:

1.     закрепить и расширить словарь детей по теме «Космос»;

2.     упражнять детей в умении рассказывать о космосе, с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;

3.     формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в космических явлениях.


 

Развивающие задачи:

1.     развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

2.     продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

3.     развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

4.     закреплять знания детей о космосе и использовать их в составлении рассказов.

Воспитательные задачи:

1.     пробуждать интерес к космосу у детей;

2.      пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь.

Коррекционные задачи:

1.     Расширение словаря названий планет.

2.     Развитие словесно-логического мышления у детей.

3.     Активизация внимания памяти.

Методы и приемы:

-словесный: беседа, диалог, чтение письма от астронавта, пример рассказа о космосе с применением мнемотаблицы, вопросы, слушание музыки.

- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

- наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

- игровой: дидактические игры «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Проложи путь к планете», «Что лишнее в ряду?».

-игровые упражнения «Расшифруй знаки-символы», «Исправь ошибку».

- практический: раскрашивание планеты Земля по номерам.


Оборудование: мнемотаблица «Я хочу рассказать о космосе…», письмо в конверте, макет ракеты, карандаши, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись «Космическая музыка» (источник- интернет).

Предварительная работа:

• экскурсия в планетарий, беседы о космосе;

• чтение стихов, рассказов, загадок, сказок о космосе;

• рассматривание картин о космосе, альбомов, иллюстраций по теме «Космос» беседы о солнечной системе, просмотр презентации «Этот загадочный космос», просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»;

• рисование по теме «Космос»;

 

Ход проведения:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад прилетела ракета. Посмотрите, а что необычного в ней?

Ответы детей: На ней письмо, послание.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что там?

Ответы детей: Давайте!

Воспитатель читает письмо.  

«Дорогие ребята, мы астронавты международной космической станции «Мир». Мы попали в трудную ситуацию и просим помощи у ребят. На космической станции случилась поломка, чтобы её устранить нужно пройти несколько испытаний (задания прилагаются). А запустить вновь станцию помогут волшебные символы(мнемотаблица), но они зашифрованы. Ребята должны расшифровать их и составить с их помощью рассказ о космосе. С Уважением к вам, Космонавты МКС.»

Проблемная ситуация.

Воспитатель- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим космонавтам?

Ответы детей: мы можем помочь починить станцию.

                         Мы выполним задание космонавтов.

-Воспитатель-Правильно, мы можем поговорить о космосе, рассказать о нем всё, что мы знаем, загадать загадки о космосе, нарисовать рисунок, послушать космические мелодии.

 

Воспитатель- Ребята, а как называется наша планета?

Дети: Земля!

Воспитатель- А система, в которой находится Земля?

Дети: Солнечная система!

 Воспитатель-Молодцы, правильно! А как вы думаете, где живут космонавты, когда прилетают в космос?

Дети: на космической станции.

Воспитатель-Итак, давайте поговорим о космосе ещё. Что же такое «космос»?

 Дети: Это небо, звезды, планеты, метеориты, кометы.

Воспитатель-назовите самую большую звезду?

Дети: солнце.

Воспитатель-Какие планеты вы знаете?

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Воспитатель- Ребята, как вы думаете, почему днем не видно звёзд?

Дети: Потому, что солнечный свет очень яркий.

Воспитатель-Как называется естественный спутник Земли?

Дети: Луна.

Воспитатель-Какая планета самая большая?

Дети: Сатурн.

Воспитатель-А теперь пора посмотреть, что же за задания нам передали космонавты! (карточки-задания на каждого ребенка в виде игр: «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Обведи пунктирную линию-помоги ракетам добраться до планет»).

Творческие задания: «Раскрась планету Земля по номерам».

Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием!

Физминутка «Мышки- крошки»:

Мышки-кошки засмеялись:  (бегают как мышки, руки в стороны.)

-Мы летали, не боялись,

Высота-красота,

Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь   (ходят как мишки.)

Хочет к звездам полететь   (руки поднимают вверх.)

И с Большой Медведицей    (хлопают в ладоши.)

В синем небе встретиться.   (руки поднимают вверх и смотрят на потолок,                       кружатся.)

 

 Воспитатель-Ребята, слышите? Что же за необычная музыка звучит?! (Космическая музыка). Как вы думаете, куда можно отправится под такую музыку?

Дети: в космос, в путешествие.

Воспитатель-Ну, что ж, полетели!?

Дети представляют себя в ракете, и «летят» в космос. Выполняются соответствующие движения.

Воспитатель-Ребята, мы подлетаем к космической станции. Чтобы её запустить вновь, как нам написали космонавты, нужно разгадать волшебные символы. А вот и они (Показ мнемотаблицы)

Воспитатель-Смотрите здесь есть символы, слова. Давайте поиграем в игру «Расшифруй знаки-символы». (Воспитатель показывает таблицу, а ребенок объясняет значение символа).

Воспитатель-Молодцы! А теперь поиграем так: я буду показывать таблицу, и объясню, что на ней изображено (заведомо воспитатель пропускает некоторые фрагменты), а вы-должны меня исправить. Так проводится игра «Исправь ошибку».

(Также можно провести игру «Покажи правильный символ», где взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Ребенок же отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).

Воспитатель-Ребята, у нас получились карточки, с помощью которых можно составить небольшой рассказ о Космосе, вот послушайте.

Пример рассказа:

Я хочу рассказать о космосе. Космос – это огромное пространство без границ и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Скопление звезд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем называется млечный Путь. В нашей галактике много звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вокруг звезды Солнце вращается 8 планет, образуя Солнечную систему: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун. Земля – это планета на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. У земли в космосе есть спутник- луна. Люди всегда стремились узнать, что же находится в космосе. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетали до Луны, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают солнечную Систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.

Воспитатель-А теперь, ребята, я предлагаю вам составить описательный рассказ самостоятельно

(ответы детей).

Воспитатель-Молодцы, справились с заданием! И станция кажется начинает работать!

Но находить в такой близости от нее опасно-нужно срочно вернуться в группу (под звуки «Космической музыки» дети «возвращаются» в группу).

Рефлексия

Воспитатель-Ну, вот мы и на месте! Давайте приземлимся на наш ковер и вспомним, где же мы сегодня побывали!?

Дети: в космосе, на МКС.

Воспитатель-А что нового вы сегодня узнали?

Дети: мы узнали, что наша галактика называется Млечный путь; что белые пятна на нашей планете - это облака, снег и лед; что люди летают на Луну и хотят полететь к другим планетам.

 Воспитатель-А какие новые слова вы услышали сегодня?

Дети: галактика, Млечный путь, кометы, метеоры.

Воспитатель-А вам понравилось путешествовать в космосе?

Дети: да!

Ну, тогда я думаю, что это не последнее наше путешествие и очень скоро мы снова отправимся в путь…

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД   в логопедической

(подготовительной к школе) группе.

по лексической теме «Космос».

Тема: «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу» 

Вид: фронтальное занятие.

Количество детей: 10 человек.

Дата: 11.04.16г.

Этапы НОД: 

1.Организационный момент.

2.Проблемная ситуация.

3.Основная часть:

-беседа;

-творческие и интеллектуальные задания;

- физминутка «Мышки-крошки»;

-знакомство с мнемотаблицами;

-рассказ по мнемотаблице.

4. Рефлексия.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Цель: Формировать у детей умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблиц.

Обучающие задачи:

  1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Космос»;
  2. упражнять детей в умении рассказывать о космосе, с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
  3. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в космических явлениях.


Развивающие задачи:

  1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
  3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
  4. закреплять знания детей о космосе и использовать их в составлении рассказов.

Воспитательные задачи:

  1. пробуждать интерес к космосу у детей;
  2.  пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь.

Коррекционные задачи:

  1. Расширение словаря названий планет.
  2. Развитие словесно-логического мышления у детей.
  3. Активизация внимания памяти.

Методы и приемы:

-словесный: беседа, диалог, чтение письма от астронавта, пример рассказа о космосе с применением мнемотаблицы, вопросы, слушание музыки.

- метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

- наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

- игровой: дидактические игры «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Проложи путь к планете», «Что лишнее в ряду?».

-игровые упражнения «Расшифруй знаки-символы», «Исправь ошибку».

- практический: раскрашивание планеты Земля по номерам.


Оборудование: мнемотаблица «Я хочу рассказать о космосе…», письмо в конверте, макет ракеты, карандаши, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись «Космическая музыка» (источник- интернет).

Предварительная работа:

• экскурсия в планетарий, беседы о космосе;

• чтение стихов, рассказов, загадок, сказок о космосе;

• рассматривание картин о космосе, альбомов, иллюстраций по теме «Космос» беседы о солнечной системе, просмотр презентации «Этот загадочный космос», просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»;

• рисование по теме «Космос»;

Ход проведения:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад прилетела ракета. Посмотрите, а что необычного в ней?

Ответы детей: На ней письмо, послание.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что там?

Ответы детей: Давайте!

Воспитатель читает письмо.  

«Дорогие ребята, мы астронавты международной космической станции «Мир». Мы попали в трудную ситуацию и просим помощи у ребят. На космической станции случилась поломка, чтобы её устранить нужно пройти несколько испытаний (задания прилагаются). А запустить вновь станцию помогут волшебные символы(мнемотаблица), но они зашифрованы. Ребята должны расшифровать их и составить с их помощью рассказ о космосе. С Уважением к вам, Космонавты МКС.»

Проблемная ситуация.

Воспитатель- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим космонавтам?

Ответы детей: мы можем помочь починить станцию.

                         Мы выполним задание космонавтов.

-Воспитатель-Правильно, мы можем поговорить о космосе, рассказать о нем всё, что мы знаем, загадать загадки о космосе, нарисовать рисунок, послушать космические мелодии.

Воспитатель- Ребята, а как называется наша планета?

Дети: Земля!

Воспитатель- А система, в которой находится Земля?

Дети: Солнечная система!

 Воспитатель-Молодцы, правильно! А как вы думаете, где живут космонавты, когда прилетают в космос?

Дети: на космической станции.

Воспитатель-Итак, давайте поговорим о космосе ещё. Что же такое «космос»?

 Дети: Это небо, звезды, планеты, метеориты, кометы.

Воспитатель-назовите самую большую звезду?

Дети: солнце.

Воспитатель-Какие планеты вы знаете?

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Воспитатель- Ребята, как вы думаете, почему днем не видно звёзд?

Дети: Потому, что солнечный свет очень яркий.

Воспитатель-Как называется естественный спутник Земли?

Дети: Луна.

Воспитатель-Какая планета самая большая?

Дети: Сатурн.

Воспитатель-А теперь пора посмотреть, что же за задания нам передали космонавты! (карточки-задания на каждого ребенка в виде игр: «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Обведи пунктирную линию-помоги ракетам добраться до планет»).

Творческие задания: «Раскрась планету Земля по номерам».

Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием!

Физминутка «Мышки- крошки»:

Мышки-кошки засмеялись:  (бегают как мышки, руки в стороны.)

-Мы летали, не боялись,

Высота-красота,

Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь   (ходят как мишки.)

Хочет к звездам полететь   (руки поднимают вверх.)

И с Большой Медведицей    (хлопают в ладоши.)

В синем небе встретиться.   (руки поднимают вверх и смотрят на потолок,                       кружатся.)

 Воспитатель-Ребята, слышите? Что же за необычная музыка звучит?! (Космическая музыка). Как вы думаете, куда можно отправится под такую музыку?

Дети: в космос, в путешествие.

Воспитатель-Ну, что ж, полетели!?

Дети представляют себя в ракете, и «летят» в космос. Выполняются соответствующие движения.

Воспитатель-Ребята, мы подлетаем к космической станции. Чтобы её запустить вновь, как нам написали космонавты, нужно разгадать волшебные символы. А вот и они (Показ мнемотаблицы)

Воспитатель-Смотрите здесь есть символы, слова. Давайте поиграем в игру «Расшифруй знаки-символы». (Воспитатель показывает таблицу, а ребенок объясняет значение символа).

Воспитатель-Молодцы! А теперь поиграем так: я буду показывать таблицу, и объясню, что на ней изображено (заведомо воспитатель пропускает некоторые фрагменты), а вы-должны меня исправить. Так проводится игра «Исправь ошибку».

(Также можно провести игру «Покажи правильный символ», где взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Ребенок же отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).

Воспитатель-Ребята, у нас получились карточки, с помощью которых можно составить небольшой рассказ о Космосе, вот послушайте.

Пример рассказа:

Я хочу рассказать о космосе. Космос – это огромное пространство без границ и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Скопление звезд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем называется млечный Путь. В нашей галактике много звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вокруг звезды Солнце вращается 8 планет, образуя Солнечную систему: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун. Земля – это планета на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. У земли в космосе есть спутник- луна. Люди всегда стремились узнать, что же находится в космосе. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетали до Луны, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают солнечную Систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.

Воспитатель-А теперь, ребята, я предлагаю вам составить описательный рассказ самостоятельно

(ответы детей).

Воспитатель-Молодцы, справились с заданием! И станция кажется начинает работать!

Но находить в такой близости от нее опасно-нужно срочно вернуться в группу (под звуки «Космической музыки» дети «возвращаются» в группу).

Рефлексия

Воспитатель-Ну, вот мы и на месте! Давайте приземлимся на наш ковер и вспомним, где же мы сегодня побывали!?

Дети: в космосе, на МКС.

Воспитатель-А что нового вы сегодня узнали?

Дети: мы узнали, что наша галактика называется Млечный путь; что белые пятна на нашей планете - это облака, снег и лед; что люди летают на Луну и хотят полететь к другим планетам.

 Воспитатель-А какие новые слова вы услышали сегодня?

Дети: галактика, Млечный путь, кометы, метеоры.

Воспитатель-А вам понравилось путешествовать в космосе?

Дети: да!

Ну, тогда я думаю, что это не последнее наше путешествие и очень скоро мы снова отправимся в путь…

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей логопедической группе на лексическую тему: «Космос»

Цели:Коррекционно-образовательные:·        формирование представлений о космосе, освоение космоса людьми;·        расширение, уточ...

Конспект НОД в логопедической подготовительной к школе группе на лексическую тему: «Зимующие птицы»

Закрепление представлений о зимующих птицах. Расширение, уточнение и активизация словаря по данной теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование форм творительного падежа, употреблен...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме: «Овощи. Огород".

используемые современные технологии: проблемно-игровая технология, познавательная технология, здоровьесберегающая технология, мнемотехника.Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лек...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Космос"

Задачи:Коррекционно-образовательные:·         Уточнить и расширить знания детей о космосе;·         Активи...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Космос»

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Космос»...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей логопедической подготовительной к школе группы по лексической теме «Игрушки» описательный рассказ.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей логопедической подготовительной к школе группы  по лексической теме «Игрушки» описательный рассказ....