«Роль сказки в познавательном и речевом развитии". Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Русакова А.Н.
методическая разработка (развитие речи, старшая группа) по теме
«Сказка - то самое зерно,
которое даёт росток любви к чтению.
Именно она способна разбудить
в сердцах детей радость, восторг.
Так пусть сказка всегда будет
путеводной звездой в жизни
каждого ребёнка!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_v_poznavatelnom_i_rechevom_razvitii_doshkolnikov.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль сказки в познавательном и речевом развитии
Из опыта работы:
воспитателя МБДОУ№72 г.Мурманска
Русаковой Ангелины Николаевны
«Сказка - то самое зерно,
которое даёт росток любви к чтению.
Именно она способна разбудить
в сердцах детей радость, восторг.
Так пусть сказка всегда будет
путеводной звездой в жизни
каждого ребёнка!»
Актуальность. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связан со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи.
Задачи:
• развивать познавательный интерес у детей;
• расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в качественную литературную культуру;
• развивать свободное общение с взрослыми и детьми;
• формировать интерес к книгам и потребность в чтении;
• воспитывать умение слушать.
С учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной на основе Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой) и инновационных программ О.С. Ушаковой «Развитие речи и творчества дошкольников», О.А. Шороховой «Играем в сказку», Л.В. Рыжова «Методика работы со сказкой», разработала:
- перспективное планирование для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- серию конспектов занятий по развитию речи: занятие-удивление, занятие-радость, занятие-загадка, направленных на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста;
- составила карты-схемы обучения детей пересказу сказок;
- организовала в группе книжный уголок «Сказочный мир», в котором размещены сказки разных жанров и народов;
- сделала подборку развивающих игр, наглядно-дидактических пособий,
- составила картотеку дидактических игр: «С чего начинается сказка», «Узнай сказку», «Главные герои сказки» и др.
Развитие связной речи старших дошкольников в программе осуществляю через разнообразные формы организации занятий. На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.
В систему развития связной речи разделила на 4 этапа:
- I Этап «Рассказывание»
- II Этап «Пересказывание»
- III Этап «Играем в сказку»
- IV Этап «Сочинялки»
На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.
В своей работе по развитию речи использую словесные игры «Карусели», «Качели», «Ладушки», «У медведя дом большой» и т.д.; пересказ от лица литературного героя, словесное рисование, психогимнастику: «Дятел», «Молоточки», «Петрушка», «По кочкам»; пальчиковые игры: «Моя семья», «Зайчики», «Лодочка», «Ребята». Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. Дети растут и им всё интереснее принимать участие в театрализованных играх.
Распределила сказки по возрастным этапам:
Вторая младшая группа: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».
Средняя группа: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя».
Старшая группа: «Лиса и журавль», «Кукушка», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса».
В сотрудничестве с родителями использую различные формы работы: консультирование (давала рекомендации родителям, как расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение), организация выставки работ детей, беседы. Родители всегда положительно отзываются на мои рекомендации и принимают активное участие в творческих конкурсах.
Результативность. Анализ такой работы показывает, что участие родителей в различных творческих конкурсах, проводимых на уровне детского сада и города, стало более активным. Если в 2011 – 2012 учебном году лишь 25% родителей принимали участие в конкурсах, то в 2012 – 2013 учебном году уже 68% родителей - активные участники таких мероприятий.
Мониторинг развития творческих способностей воспитанников провожу на основе самостоятельно разработанной диагностики с опорой на рекомендации Л.В. Жуковой
В результате такой целенаправленной и систематической работы наблюдается положительная динамика развития творческой деятельности моих воспитанников, итоги которой отражены в таблице.
показатели развития | 2011-2012 учебный год младшая группа (19 д.) | 2012-2013 учебный год средняя группа (20 д.) | 2013-2014 учебный год старшая группа (21 р.) | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану) | в.- 35% с.-54% н.-11% | в.-67% с.-27% н.-6% | в.-40% с.-50% н.-10% | в.-70% с.-25% н.-5% | в.-45% с.-45% н.-10% | в.-75% с.-25% н.-0% |
умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки | в.- 20% с.-60% н.-20% | в.- 67% с.-26% н.-7% | в.-20% с.-55% н.-25% | в.-70% с.-20% н.-10% | в.-30% с.-60% н.-10% | в.-80% с.-20% н.- 0% |
составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенному воспитателем | в.-15% с.-60% н.-25% | в.-38% с.-50% н.-12% | в.-15% с.-65% н.-20% | в.-50% с.-40% н.-10% | в.-25% с.-63% н.-12% | в.-65% с.-35% н.- 0% |
придумывать концовки к незнакомым сказкам | в.- 20% с.-60% н.-20% | в.- 67% с.- 26% н.-7% | в.-20% с.-55% н.-25% | в.-70% с.-20% н.-10% | в.-30% с.-60% н.-10% | в.-80% с.-20% н.-0% |
умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка (по ознакомлению с художественной литературой), формирование художественного вкуса | в.-17% с.-65% н.-18% | в.-40% с.-48% н.-12% | в.-15% с.-65% н.-20% | в.-50% с.-40% н.-10% | в.-15% с.-60% н.-15% | в.-60% с.-35% н.-5% |
умеет пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы. | в.-15% с.-60% н.-25% | в.-38% с.- 50% н.-12% | в.-15% с.-65% н.-20% | в.-50% с.-40% н.-10% | в.-25% с.-63% н.-12% | в.-60% с.-35% н.-5% |
Промежуточный результат по познавательному развитию
Промежуточный результат по речевому развитию
С 2011 г. я являюсь руководителем кружка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Читай-ка», который является продолжением моей методической работы. Для работы кружка разработала рабочую программу на основе методического пособия Н.С. Жуковой.
Цель работы: научить детей точно и ясно выражать свои мысли; раскрыть их творческие способности; развивать у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске; развивать связную речь ребенка. Дети, которые занимаются в кружке, также принимают участие в творческих конкурсах различного уровня.
Приложение
- «Волшебные слова».
В гости к детям приходит невоспитанный поросёнок. Воспитатель предлагает детям научить поросёнка, как себя вести:
-если толкнул, скажи… .извини, пожалуйста.
-если угостили, скажи… .спасибо.
-если уступили место, скажи… .благодарю.
-встретил, скажи… .здравствуй.
И т. д.
- «Ласковые слова».
У воспитателя яблоко, в которое вставлено много спичек.
-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку.
Достаньте спичку и назовите хорошее слово.
Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову.
Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д.
- «Гласные – согласные».
Детей делят на две команды. У каждой команды мешочек: у одной для гласных звуков, у другой для согласных.
Из общего мешочка дети находят нужный им звук и несут своей команде
Побеждает команда, которая не ошибется и выполнит задание первой.
- «Кто быстрее сложит слово».
На карточках написаны слова. У детей карточки с буквами.
Ребенок должен по образцу собрать нужное слово.
Усложнение: детям дается набор букв, составляющих слово. Дети должны собрать слово, расположив карточки прочитать слово.
- «Вопрос – ответ».
Дети выбирают ведущего. Он бросает клубочек детям и задает вопрос. Ребенок возвращает клубочек и отвечает полным предложением.
Вопрос: - Когда дети спят?
Ответ: - Дети спят ночью.
Однословный ответ считается неправильным и не принимается.
Ведущий меняется считалкой.
- «Хлопни, сколько слогов в слове».
Воспитатель напоминает, что слово состоит из слогов. Нужно хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове.
Шаг – 1 хлопок
Забор – 2 хлопка
Котёнок – 3 хлопка
И т. д.
Если дети затрудняются, то воспитатель разрешает проговаривать слово и хлопать одновременно.
- «Где мы были – как нам было?»
Воспитатель предлагает рассказать Зайке, где они были и как им было.
- Где мы были?
- В театре.
- Как нам было?
- Интересно, смешно, уютно, замечательно.
Используются места: лес, озеро, море, детский сад, гости, на празднике, в кинотеатре, зима, парк и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль сказки в познавательно-речевом развитии ребёнка дошкольного возраста"
Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу...
Конспект игрового занятия по познавательному и речевому развитию. Автор:воспитатель Русакова А.Н.
Задачи:Образовательные: - обогатить знания детей о сказках;- учить узнавать сказку по заданию;- закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях;- совершенствовать умение пол...
Статья «РОЛЬ СКАЗКИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....
Роль сказки в познавательно-речевом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Детство - счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу...
Организация деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»
В данной презентации представлен опыт работы по организации деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности....
Презентация "Роль сказки в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста"
Цель, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста....