Конспект НОД "Путишествие по сказкам А.С.Пушкина"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

с использованием личностно - ориентированных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

с использованием личностно – ориентированных технологий

с детьми подготовительной группы

Тема: «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Автор: Усанкова М.Ф.

Задачи:

  1. Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина
  2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значения
  3. Воспитывать у детей интерес к детской художественной литературе

Материалы:

Портрет А.С. Пушкина, книги с иллюстрациями, макет большой книги, предметные картинки (яблоко, конь, зеркало, собака, солнце, месяц), красивая коробка, музыкальное сопровождение

Ход мероприятия:

В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.

Воспитатель: Послушайте, ребята, что я вам буду читать

(Воспитатель читает детям наизусть отрывки из произведений А.С. Пушкина)

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега,
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
(Отрывок из романа «Евгений Онегин»)

 
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
(Отрывок из стихотворения «Осень»)
 
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
(Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
 
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(Отрывок из стихотворения «Зимний вечер»)
 
Воспитатель: Ребята, что я вам сейчас прочитала?  Кто автор?


Дети: Вы прочитали отрывки из произведений (стихотворений), которые написал А.С. Пушкин


Воспитатель:  А что еще написал А.С. Пушкин?


Дети: Еще Александр Сергеевич Пушкин написал сказки


Воспитатель:  Какие вы знаете сказки А.С. Пушкина?


Дети: Мы знаем сказки: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке


Воспитатель: Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказкам А.С. Пушкина. Посмотрите, ребята, на полу стоит большая книга сказок (деревянный макет книги). Это непростая книга, она волшебная. Через эту книгу мы и будем путешествовать (дети все перелезают через макет). А на чем же мы будем путешествовать по сказкам?

Дети: Говорят свои варианты

Воспитатель: Я предлагаю «ковер – самолет» - это очень удобный вид транспорта для путешествий по сказкам.


Сели поудобнее, закрыли глаза и представили, что мы летим на ковре-самолете (
звучит «волшебная» музыка, а затем «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова).


Мы прилетели с вами в сказку. Слышите, кто-то жужжит? В какую же сказку мы с вами прилетели? Ой, ребята, посмотрите у меня на столе лежат какие-то насекомые. Назовите мне их.


Дети: На столе лежат насекомые: комар, муха, шмель

Воспитатель: Вспомните, из какой сказки А.С. Пушкина эти насекомые?


Дети: Эти насекомые прилетели из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

Воспитатель: Кто из вас знает, полное название этой сказки?


Дети: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Воспитатель: И так, мы с вами попали в «Сказку о царе Салтане…».
Помните, как начинается эта сказка?
Ребенок читает наизусть отрывок из сказки: 
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря».


Воспитатель задает вопросы по сказке  
- Кто был в сказке князь Гвидон? (Это сын царя Салтана).
- Как получилось, что князь Гвидон стал жить на острове? (Ответы детей).
- Как называется остров, где жил князь Гвидон? (Остров «Буян»).
- В кого превращался в сказке князь Гвидон? (Он превращался в комара, муху, шмеля).
- Кто царю Салтану рассказывал об «заморских диковинах»? (Ему рассказывали «корабельщики»)
- Кого называли  «корабельщиками»? (Ответы детей).
- Какие  «чудеса» были на острове? (Чудо-белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь).
- Расскажите об этих «чудесах»
Дети читают наизусть отрывки из сказки.
 
БЕЛКА
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету…
 
ТРИДЦАТЬ ТРИ  БОГАТЫРЯ
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из морю выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить –
И той страже нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
 
ЦАРЕВНА - ЛЕБЕДЬ
Царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
 
Воспитатель: Как  заканчивается сказка?

(Ответы детей)


Воспитатель: Слышите, ребята? Снова звучит «волшебная» музыка. А это значит,  что мы с вами опять садимся на ковер-самолет и продолжаем свое путешествие по сказкам дальше.


(На столе у воспитателя появляется красивая коробка)


Воспитатель: Ребята, в этой коробке лежат два предмета. Вам нужно будет угадать эти предметы и сказать сказку.


1) В коробке лежит предмет, который в казке А.С.Пушкина, говорил человеческим голосом? Что это за предмет?
(Зеркало). 


2) В коробке лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет?
 (Ответ: яблоко).   


3) Из какой сказки эти два предмета?
(Ответ: из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»). 

Задание детям.
На мольберте вывешены предметные картинки. Нужно найти те из них, о которых говорится в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (зеркало, яблоко, собака, конь, солнце, месяц). Что каждый предмет делал в сказке?

Воспитатель: А теперь давайте с вами представим, что мы находимся в той светлице, где сидит мачеха и разговаривает со своим зеркалом. А поможет нам в этом ребята, которые приготовили отрывок из этой сказки.
 
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручкой замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела.
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее».
 
Воспитатель: Спасибо вам ребята, но нам пора в следующую сказку

(снова звучит «волшебная» музыка, затем «шум морского прибоя»). 


Воспитатель: Ребята, что это за шум? (Шум моря). А в какой сказке мы сейчас находимся? В «Сказке о рыбаке и рыбке».


Вопросы к детям по сказке:
- Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику.
- Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?
- Каким вам показался старик? Как вы себе его представляете? Какими словами можно сказать о нем, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, жалостливый).
- Как каждый раз встречало море старика? (Каждый раз по-разному: «…море слегка разыгралось…», «Помутилось синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море»).
- Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же? (Поэт хотел показать, что природа не довольна , как старуха меняет свои желания).
 
Задание детям: «Собери картинку». Дети должны собрать иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке».


Воспитатель: Какой эпизод из сказки изображен? Как вы поняли это?

(Ответы детей)


Расскажите, чем закончилась эта сказка?
 
Дети читают наизусть отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке».
 
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне - море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
 
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по сказкам А.С.Пушкина. Давайте им скажем «до свидания» и вернемся обратно из волшебной книги сказок» (макет большой книги).

Воспитатель:  Вот мы с вами снова очутились в детском саду.  

Что вы можете сказать о сказках, которые написал А.С. Пушкин?

Какая вам из них больше нравится и почему?

Ответы детей

Воспитатель: Сказки А.С. Пушкина интересны и поучительны. В них прославляются добрые и смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые. Они написаны красивым поэтичным языком.
Место действия пушкинских сказок – Древняя Русь – избяная, рубленная из столетних кряжей или сложенная из белого известкового камня. Причудливая Русь, обнесенная частоколами, поблескивающая золотистой дранкой кровель, куполов и маковок.
Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева. Может быть, не все даже знают ее простую фамилию.
Поэзия на Руси повелась от старых нянюшек и бабок. Они ее берегли. Они передавали ее из уст в уста неторопливо и спокойно, будто плели кружево.
 В селе Михайловском среди зимы, завалившей снегом проселки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. Там в теплом сумраке родились все эти замечательные сказки – о рыбаке и рыбке, царе Салтане, золотом петушке, мертвой царевне, о попе и работнике его Балде.
Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина.


В конце занятия воспитатель раздает детям небольшие книжки со сказками А.С. Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.»

Учить детей вычленять звуки Р,  РЬ в речевом потоке;в слоговых сочетаниях,словах,предложениях, стихах.Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звукам...

Конспект занятия по сказкам А.С. Пушкина

Конспект занятия по развитию речи по мотивам сказок А.С. Пушкина...

Конспект НОД по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном занятии воспитатель рассказывает детям биографию А. С. Пушкина, читает стихотворение "Няне", "Сказку о рыбаке и рыбке", беседуют по сказке, рисуют разное море. После этого занятия мы с ...

Конспект викторины по сказкам А.С Пушкина

Конспект литературной викторины по сказкам А.С Пушкина (Старший возраст)...

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...