Родительское собрание. Тема: "Речевое развитие ребёнка"
материал (подготовительная группа) на тему
Родительское собрание на тему : «Речевое развитие ребёнка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему : «Речевое развитие ребёнка»
Ход собрания
На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию речи ребёнка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.
*Язык до Киева доведёт.
*В добрый час молвить, в худой промолчать.
*Мал язык, да всем телом владеет.
*Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.
*Кто говорит, тот сеет.
*С тобою разговориться, что мёду напиться.
*Слово не стрела, а сердце сквозит.
*Без языка и колокол нем.
* Не пройми копьём, а пройми языком.
*Язык без костей работает на хозяина и на гостей
*Язык впереди ног бежит.
1. «Весёлые размышлялки - рассуждалки».
Воспитатель объявляет тему собрания и предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с рассуждениями детей о значении некоторых сложных для их понимания слов. Например :Конкуренция, компостировать, миссия, навострить, ностальгия, одушевленный, солнцепёк, полуфабрикат, столпотворение и др.
Интересные , юмористические рассуждения детей привлекут внимание родителей к теме собрания и активизируют их участие.
2.О развитии речи шестилетнего ребёнка.
Выступление воспитателя.
Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые выражаются, прежде всего в постепенности процесса. У детей шестилетнего возраста продолжается совершенствование всех сторон речи. Всё более правильным становится произношение звуков, более развёрнутыми – фразы, точнее высказывания. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата остаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Р и Л, после чего дети начинают чётко и внятно произносить слова разной сложности.
Значительно увеличивается словарный запас ребёнка, его количественный и качественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребёнок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей складываются представления многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.
Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи, с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.
Ребёнок умет изменять темп речи с учётом содержания высказывания, чётко произносить слова, учитывая нормы литературного произведения.
Таким образом, к моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным произношением, чётко и ясно говорит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь.
Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого либо события. В норме, имея достаточно развитую, активную речь, ребёнок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.
Развитая речь значительно облегчает вхождение ребёнка в новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближение с незнакомыми детьми.
Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что в свою очередь, даёт ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребёнку. Развитие речи ребёнка в детском саду ведётся по следующим направлениям:
*Воспитание звуковой культуры речи;
*Обогащение активного и пассивного словаря;
*Формирование грамматического строя речи;
*Развитие связной речи (диалогической, монологической).
Совместная работа с семьёй по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка.
1. Речевые игры - помощницы
Логопед предлагает родителям варианты речевых игр. Объясняет, что такие игры помогают стимулировать развитие речи ребёнка, обогащают его словарь. Предлагает родителям вместе поиграть в эти игры.
Игра «Кто самый упрямый»
Логопед предлагает поиграть с ребёнком в упрямого мальчика или упрямую девочку. Такая игра поможет активизировать употребление антонимов в речи ребёнка и сделает дорогу в детский сад гораздо интереснее. Ребёнок вместе со взрослыми рассказывает стихотворение, называя противоположные по значению слова.
Прощальная игра
Скажу я слово « высоко», а ты ответишь… (низко)
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… «близко»
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты …(храбрец)
Теперь «начало» я скажу, ответишь ты… (конец) Д.Чиарди
Далее можно продолжить играть, называя противоположные по значению:
*прилагательные: мокрый – сухой, добрый – злой, тупой – острый, светлый – тёмный, горячий – холодный, послушный – озорной, сильный – слабый, кривой – прямой;
*существительные: день – ночь, добро – зло, мальчик – девочка, богатство – бедность, жадность – щедрость;
*глаголы: бежать – стоять, смеяться – плакать, кричать – молчать, открывать – закрывать.
4. Развитие интонационной выразительности речи
воспитатель обращает внимание родителей на значение интонации в развитии речи ребёнка. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. в большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по- разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к ним других людей.
Интонация включает в себя: - мелодику (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);
- темп (ускорение и ли замедление скорости произнесения фраз;
- ритм (чередование ударных слогов);
- тембр (эмоциональную окраску голоса);
- логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова)
Воспитатель предлагает родителям посмотреть инсценировку отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Обращает их внимание на то, как дети, используя приёмы интонационной выразительности, говорят тонким голосом козлят, грубым голосом волка, мелодичным голосом козы.
2. Художественное слово в воспитании дошкольников
Выступление воспитателя
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив , развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка. Воспитатель предлагает ознакомиться с содержанием памятки.
Презентация проекта "Развитие речи средствами самостоятельного экспериментирования." Воспитатель: Попова С.Г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема «Речевое развитие детей 4-5 лет».
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...
Родительское собрание "Кухня -место развития ребёнка"
материал собрания поможет расширить возможности родителей в сфере самостоятельного развития мелкой моторики руки ребёнка...
Родительское собрание. Тема: "Речевое развитие детей 3-4 лет
Родительское собрание.Средняя группа.Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. ...
конспект родительского собрания. Тема: «Речевое развитие детей»
Родительское собрание в старшей группеТема: «Речевое развитие детей»...
Конспект родительского собрания. Тема: "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"
Форма проведения: Игра-путешествие...
Родительское собрание .Тема « Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».
Дата : 26.05.03Цель: 1.Привлечь внимание и заинтересовать родителей к проблеме речевого развития детей средствами дидактических игр в современных условиях.2.Итоги анкетирования.3.Дидактические игры.4....
План-конспект родительского собрания тема: «Речевое развитие детей»
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников в семье...