Родительское собрание. Тема: "Речевое развитие детей 3-4 лет
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Пахомова Любовь Алексеевна

Родительское собрание.

Средняя группа.

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

   Цель:  привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.

Задачи:

1.     Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

2.     Показать уровень развития речи детей.

3.     Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома.

4.     Способствовать развитию коммуникативных качеств детей.

5.     Воспитывать культуру общения.

6.     Создать атмосферу общности  интересов, эмоциональной взаимоподдержки  детей и родителей.

План проведения.

1.     Вступительное слово.

2.     Результаты анкетирования.

3.     Выступление воспитателя (небольшое сообщение с презентацией).

4.     Опыт семьи (видео, презентация).

5.     Выступление детей.

6.     Конкурс семей.

7.     Итог.

8.     Коллективная песня.

Ход мероприятия.

1.     Подготовительный этап.

1.1.         Раздача анкет.

1.2.         Принести фотографии детей, где ребенок с любимой игрушкой, за любимой игрой, с интересной книгой.

1.3.         Подготовка родителями видео, презентаций.

1.4.         Подготовка родителей к участию в конкурсе.

2. Организационный этап.

2.1. Разместить плакат: «Хорошую речь приятно слушать» и (пословица)

2.2. Оформить выставку фотографий.

2.3. Подготовка аппаратуры для просмотра, декораций для показа сказок.

3. Вступительная часть собрания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvrechi_roditelskoe_sobranie.odt20.91 КБ

Предварительный просмотр:

3. «Язык есть удивительное и совершеннейшее  творение народного духа … Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека». (Ушинский К.Д.)

  4.  Перед собранием мы вам раздали анкеты, в которых вы дали оценку речевому развитию своего ребенка и, рассказали какую работу проводите ,чтобы  развить речь.

Анализ анкет:

Из … семей в анкетировании приняли участие….

  1. Ф.И. ребенка.
  2. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
  • Детский сад –
  • Родители –
  1. Кто из членов семьи больше уделяет внимание ребенку и общается с ним?
  • Мама –
  • Папа –
  • Другие родственники –
  1. Проводите ли вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
  • Да –
  • Нет –
  1. Как вы оцениваете речь вашего ребенка в целом?
  • Имеются незначительные отклонения –
  • Ребенок владеет речью в соответствии с возрастом –
  • Имеются серьезные нарушения речи –
  1. Что беспокоит вас в речи вашего ребенка?
  • Ничего не беспокоит –
  • Звукопроизношение –
  • Не выговаривает слова –
  • Волнуется, когда разговаривает –
  •  Всё –
  1. Вы следите за тем, как говорит ваш ребенок?
  • Да –
  • Нет –
  1. Поправляете ли вы речь своего ребенка?
  • Да –
  • Нет –
  •  Как? (проговариваете по слогам, проговариваете вместе, учите ставить ударение в словах, следите, чтобы не волновался, не может внятно говорить)
  1. Сформирована ли у ребенка пассивная (понимание) и активная (разговорная) речь?
  • Только пассивная –
  • Только активная –
  • В полной мере пассивная и активная –
  1.  Достаточно ли сформирована и развита у ребенка диалогическая и монологическая сторона речи?
  • Достаточно развита –
  • Частично развита –
  • Не развита совсем –
  1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
  •  Читаем очень много, постоянно –
  • Читаем, но редко –
  • Не читаем –
  1.  Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?
  • Да (перечислить) –
  • Нет –

 Как, по вашему мнению, родители могут повлиять на овладение ребенком правильной речи?

  1.  Ваши замечания, предложения, пожелания.

Советы:

  1. Правильно говорить, читать и обсуждать прочитанное, исправлять, поправлять ребенка.
  2. «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему 5-ти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету! (К.Д. Ушинский)

5. Предлагаю послушать выступление по речевому развитию детей 3-4 лет.

Развитие речи детей 3-4 лет.

  Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отмечается характерными особенностями. Есть определенные нормы данного показателя, на которые  должны ориентироваться родители. Выделяются характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются они у их чада.

К ним относятся:

  • В 4 года – около 2000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития 3 лет – 1500 слов.
  • Попытка говорить, четко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно.
  • Речевое развитие ребенка 3 лет отличается еще не внятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется.
  • Создание собственных словоформ.
  • Попытка сочинять стихи и рифмовать слова.
  • С удовольствием произносит вслед за взрослым слоги.
  • И все-таки речевое развитие детей 3-4 лет остается слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, не точно употребляют падежные окончания и предлоги.
  • Внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить.
  • Нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит еще не достаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р,л), свистящие  и шипящие (с, ш).
  • Путают звуки.
  • Переставляют слоги в словах. Недочеты из данного списка- особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?

Активная речь.

  • Владеет словарем примерно 1500 слов.
  • Начинает употреблять сложные предложения.
  • Говорит предложения из 4-5 слов. Задает много вопросов. Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени, употребляются предлоги: по, до, вместо, после; союзы: что, куда, сколько.

Понимание речи.

  • Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации.
  • Слушает длинные сказки и рассказы.
  • Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем.

Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:

  • Проговаривать собственное имя, отчество и фамилию.
  • Называть имена близких, родственников и друзей.
  • Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию.
  • Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные.
  • Распределять в своей речи предметы по группам: посуда, одежда.
  • Находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный.
  • Называть действия: дядя ест, кошка умывается.
  • Точно повторять услышанное.
  • Пересказывать мультфильм, сказку.
  • В процессе речи разговаривать громко и тихо. Специалисты называют именно такие нормы в развитии речи детей 3-4 лет, ко которым очень просто проверить навыки и умения крохи.

Любопытный факт, как утверждают специалисты в норме кроха этого возраста, должен большую часть суток говорить. Молчать только во сне.

6. Просмотр презентаций и видео, которые принесли родители.

7. Выступление детей: «Посмотрите, что умеем, что мы знаем, и как говорим».

7.1. Стихи: «Мишка», «Зайка», «Мяч», «Слон», «Бычок», «Встали девочки в кружок» А. Барто.

7.2. Драматизация русской народной сказки «Теремок».

7.3. Пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба» и русской народной сказки «Репка».

7.4. Логоритмические игры: «Буратино», «Слониха», «Наши уточки с утра», «Надувала кошка шар».

7.5. Пальчиковые игры: «Сидит белка на тележке», «Солим капусту», «Улитка», «Замок», «Этот пальчик хочет спать»

7.6. Конкурс семьи: викторина по сказкам, собери пословицу, «Играем сказку», словесная игра со зрителями. (За участие и правильный ответ дается фишка)

Загадки про сказки и Сказочных героев.

  1. Покупала самовар,

А спасал ее комар. (Муха Цокотуха)

  1. Хрю – хрю каких три братца

     Больше волка не боятся,

          Потому что зверь тот хищный

          Не разрушит дом кирпичный. (Три поросенка)

  1. Кто великий умывальник,

Умывальников начальник?

Кто мочалок командир?

Это добрый…(Мойдодыр)

  1. И зайчонок и волчица –

Все бегут к нему лечиться. (Айболит)

  1. Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли

Ищет их она, зовет и в дороге слезы льет. (Федорино горе)

  1. Затрезвонил телефон,

Позвонил в квартиру слон.

А за ним заговорил

И зубастый крокодил. (Телефон).

  1. Это кто ж, набравшись сил,

Солнце в небе проглотил? (крокодил, Краденое солнце)

  1. Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок все ж попался (колобок)

  1. Что разбила мышка –

Серая малышка? (золотое яичко, Курочка Ряба)

  1.  Всех важнее она в загадке,

Хоть и в погребе жила

Репку вытащить из грядки

Деду с бабой помогла. (мышка, Репка)

  1. Эх ты, Петя –простота,

Сплоховал немножко,

Не  послущался кота,

Выглянул в окошко. (петушок золотой гребешок)

  1.  А  дорога далека,

А корзинка не легка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. (Маша и Медведь)

  1. У Аленушки сестрицы

Унесли братишку птицы

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

  1.  Уплетая калачи,

Ехал парень на печи

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (по  щучьему веленью, Емеля)

  1.  Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов. (теремок)

  1.  Колотил да колотил по тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль)

  1.  В гости к бабушке пошла

Пирожки ей понесла.

Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)

  1.  Нет ни речки ни пруда – где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

  1.  Ждали маму с молоком

А пустили волка в дом. (семеро козлят)

  1.  Летела стрела и попала в болото

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Сделался мигом красивой пригожей. (Царевна-Лягушка)

  1.  С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган

Попадает вместо школы

В полотняный балаган

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? («Золотой ключик или Приключения Буратино»)

Задание №2 – Собери пословицу.

Задание №3 – «Играем сказку».

Задание №4 – Словесная игра со зрителями.

Давайте подведем итог и посчитаем количество фишек. Слова благодарности и небольшие подарки на память.

8. Итог собрания: вы послушали, посмотрели, сделали соответствующие для себя выводы. Рекомендации для дальнейшего успешного развития речи своего ребенка.

Памятка.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи?

   Учите малыша строить рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность предоставить себе события, которое должны состояться, суметь найти форму для  рассказав о них и высказывания для этого рассматривая книжку, задавайте малышу вопросы: кто это? (собачка), какая? (пушистая, белая), что делает? (грызет косточку)  и.т.п.

   А потом подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: (пример) «Это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее».

Через некоторое время ваш ребенок способен будет уже сам придумывать аналогичную историю, описывая рисунки, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжение дня.

  9. Песня о дружбе.

1. Дружит с солнцем ветерок

И роса с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мыс тобою.

  1. Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады.

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: "Речевое развитие ребёнка"

Родительское собрание на тему : «Речевое  развитие ребёнка»...

Родительское собрание Тема «Речевое развитие детей 4-5 лет».

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...

конспект родительского собрания. Тема: «Речевое развитие детей»

Родительское собрание в старшей группеТема: «Речевое развитие детей»...

Родительское собрание .Тема « Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».

Дата : 26.05.03Цель: 1.Привлечь внимание и заинтересовать родителей к проблеме речевого развития детей средствами дидактических игр в современных условиях.2.Итоги анкетирования.3.Дидактические игры.4....

План-конспект родительского собрания тема: «Речевое развитие детей»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников в семье...

Родительское собрание. Тема: Речевая готовность детей к школе.

Значение речевой готовности.ØНаличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной шк...