Родительское собрание. Тема: "Речевое развитие детей 3-4 лет
материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Родительское собрание.
Средняя группа.
Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Показать уровень развития речи детей.
3. Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома.
4. Способствовать развитию коммуникативных качеств детей.
5. Воспитывать культуру общения.
6. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.
План проведения.
1. Вступительное слово.
2. Результаты анкетирования.
3. Выступление воспитателя (небольшое сообщение с презентацией).
4. Опыт семьи (видео, презентация).
5. Выступление детей.
6. Конкурс семей.
7. Итог.
8. Коллективная песня.
Ход мероприятия.
1. Подготовительный этап.
1.1. Раздача анкет.
1.2. Принести фотографии детей, где ребенок с любимой игрушкой, за любимой игрой, с интересной книгой.
1.3. Подготовка родителями видео, презентаций.
1.4. Подготовка родителей к участию в конкурсе.
2. Организационный этап.
2.1. Разместить плакат: «Хорошую речь приятно слушать» и (пословица)
2.2. Оформить выставку фотографий.
2.3. Подготовка аппаратуры для просмотра, декораций для показа сказок.
3. Вступительная часть собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvrechi_roditelskoe_sobranie.odt | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
3. «Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа … Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека». (Ушинский К.Д.)
4. Перед собранием мы вам раздали анкеты, в которых вы дали оценку речевому развитию своего ребенка и, рассказали какую работу проводите ,чтобы развить речь.
Анализ анкет:
Из … семей в анкетировании приняли участие….
- Ф.И. ребенка.
- Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
- Детский сад –
- Родители –
- Кто из членов семьи больше уделяет внимание ребенку и общается с ним?
- Мама –
- Папа –
- Другие родственники –
- Проводите ли вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?
- Да –
- Нет –
- Как вы оцениваете речь вашего ребенка в целом?
- Имеются незначительные отклонения –
- Ребенок владеет речью в соответствии с возрастом –
- Имеются серьезные нарушения речи –
- Что беспокоит вас в речи вашего ребенка?
- Ничего не беспокоит –
- Звукопроизношение –
- Не выговаривает слова –
- Волнуется, когда разговаривает –
- Всё –
- Вы следите за тем, как говорит ваш ребенок?
- Да –
- Нет –
- Поправляете ли вы речь своего ребенка?
- Да –
- Нет –
- Как? (проговариваете по слогам, проговариваете вместе, учите ставить ударение в словах, следите, чтобы не волновался, не может внятно говорить)
- Сформирована ли у ребенка пассивная (понимание) и активная (разговорная) речь?
- Только пассивная –
- Только активная –
- В полной мере пассивная и активная –
- Достаточно ли сформирована и развита у ребенка диалогическая и монологическая сторона речи?
- Достаточно развита –
- Частично развита –
- Не развита совсем –
- Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
- Читаем очень много, постоянно –
- Читаем, но редко –
- Не читаем –
- Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?
- Да (перечислить) –
- Нет –
Как, по вашему мнению, родители могут повлиять на овладение ребенком правильной речи?
- Ваши замечания, предложения, пожелания.
Советы:
- Правильно говорить, читать и обсуждать прочитанное, исправлять, поправлять ребенка.
- «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему 5-ти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету! (К.Д. Ушинский)
5. Предлагаю послушать выступление по речевому развитию детей 3-4 лет.
Развитие речи детей 3-4 лет.
Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отмечается характерными особенностями. Есть определенные нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Выделяются характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются они у их чада.
К ним относятся:
- В 4 года – около 2000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития 3 лет – 1500 слов.
- Попытка говорить, четко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно.
- Речевое развитие ребенка 3 лет отличается еще не внятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется.
- Создание собственных словоформ.
- Попытка сочинять стихи и рифмовать слова.
- С удовольствием произносит вслед за взрослым слоги.
- И все-таки речевое развитие детей 3-4 лет остается слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, не точно употребляют падежные окончания и предлоги.
- Внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить.
- Нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит еще не достаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р,л), свистящие и шипящие (с, ш).
- Путают звуки.
- Переставляют слоги в словах. Недочеты из данного списка- особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?
Активная речь.
- Владеет словарем примерно 1500 слов.
- Начинает употреблять сложные предложения.
- Говорит предложения из 4-5 слов. Задает много вопросов. Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени, употребляются предлоги: по, до, вместо, после; союзы: что, куда, сколько.
Понимание речи.
- Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации.
- Слушает длинные сказки и рассказы.
- Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем.
Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:
- Проговаривать собственное имя, отчество и фамилию.
- Называть имена близких, родственников и друзей.
- Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию.
- Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные.
- Распределять в своей речи предметы по группам: посуда, одежда.
- Находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный.
- Называть действия: дядя ест, кошка умывается.
- Точно повторять услышанное.
- Пересказывать мультфильм, сказку.
- В процессе речи разговаривать громко и тихо. Специалисты называют именно такие нормы в развитии речи детей 3-4 лет, ко которым очень просто проверить навыки и умения крохи.
Любопытный факт, как утверждают специалисты в норме кроха этого возраста, должен большую часть суток говорить. Молчать только во сне.
6. Просмотр презентаций и видео, которые принесли родители.
7. Выступление детей: «Посмотрите, что умеем, что мы знаем, и как говорим».
7.1. Стихи: «Мишка», «Зайка», «Мяч», «Слон», «Бычок», «Встали девочки в кружок» А. Барто.
7.2. Драматизация русской народной сказки «Теремок».
7.3. Пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба» и русской народной сказки «Репка».
7.4. Логоритмические игры: «Буратино», «Слониха», «Наши уточки с утра», «Надувала кошка шар».
7.5. Пальчиковые игры: «Сидит белка на тележке», «Солим капусту», «Улитка», «Замок», «Этот пальчик хочет спать»
7.6. Конкурс семьи: викторина по сказкам, собери пословицу, «Играем сказку», словесная игра со зрителями. (За участие и правильный ответ дается фишка)
Загадки про сказки и Сказочных героев.
- Покупала самовар,
А спасал ее комар. (Муха Цокотуха)
- Хрю – хрю каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный. (Три поросенка)
- Кто великий умывальник,
Умывальников начальник?
Кто мочалок командир?
Это добрый…(Мойдодыр)
- И зайчонок и волчица –
Все бегут к нему лечиться. (Айболит)
- Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли
Ищет их она, зовет и в дороге слезы льет. (Федорино горе)
- Затрезвонил телефон,
Позвонил в квартиру слон.
А за ним заговорил
И зубастый крокодил. (Телефон).
- Это кто ж, набравшись сил,
Солнце в небе проглотил? (крокодил, Краденое солнце)
- Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок все ж попался (колобок)
- Что разбила мышка –
Серая малышка? (золотое яичко, Курочка Ряба)
- Всех важнее она в загадке,
Хоть и в погребе жила
Репку вытащить из грядки
Деду с бабой помогла. (мышка, Репка)
- Эх ты, Петя –простота,
Сплоховал немножко,
Не послущался кота,
Выглянул в окошко. (петушок золотой гребешок)
- А дорога далека,
А корзинка не легка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Маша и Медведь)
- У Аленушки сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
- Уплетая калачи,
Ехал парень на печи
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (по щучьему веленью, Емеля)
- Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. (теремок)
- Колотил да колотил по тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Лиса и журавль)
- В гости к бабушке пошла
Пирожки ей понесла.
Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)
- Нет ни речки ни пруда – где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)
- Ждали маму с молоком
А пустили волка в дом. (семеро козлят)
- Летела стрела и попала в болото
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой пригожей. (Царевна-Лягушка)
- С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? («Золотой ключик или Приключения Буратино»)
Задание №2 – Собери пословицу.
Задание №3 – «Играем сказку».
Задание №4 – Словесная игра со зрителями.
Давайте подведем итог и посчитаем количество фишек. Слова благодарности и небольшие подарки на память.
8. Итог собрания: вы послушали, посмотрели, сделали соответствующие для себя выводы. Рекомендации для дальнейшего успешного развития речи своего ребенка.
Памятка.
Что же могут сделать родители для успешного развития речи?
Учите малыша строить рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжках. Это сформирует такое умение как контекстный язык, то есть способность предоставить себе события, которое должны состояться, суметь найти форму для рассказав о них и высказывания для этого рассматривая книжку, задавайте малышу вопросы: кто это? (собачка), какая? (пушистая, белая), что делает? (грызет косточку) и.т.п.
А потом подытоживая, составьте коротенький рассказ по рисунку: (пример) «Это маленькая пушистая собачка, у нее есть косточка и она грызет ее».
Через некоторое время ваш ребенок способен будет уже сам придумывать аналогичную историю, описывая рисунки, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжение дня.
9. Песня о дружбе.
1. Дружит с солнцем ветерок
И роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мыс тобою.
- Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады.
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: "Речевое развитие ребёнка"
Родительское собрание на тему : «Речевое развитие ребёнка»...
Родительское собрание Тема «Речевое развитие детей 4-5 лет».
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...
конспект родительского собрания. Тема: «Речевое развитие детей»
Родительское собрание в старшей группеТема: «Речевое развитие детей»...
Конспект родительского собрания. Тема: "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"
Форма проведения: Игра-путешествие...
Родительское собрание .Тема « Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».
Дата : 26.05.03Цель: 1.Привлечь внимание и заинтересовать родителей к проблеме речевого развития детей средствами дидактических игр в современных условиях.2.Итоги анкетирования.3.Дидактические игры.4....
План-конспект родительского собрания тема: «Речевое развитие детей»
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников в семье...
Родительское собрание. Тема: Речевая готовность детей к школе.
Значение речевой готовности.ØНаличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной шк...