Родительское собрание "Кухня -место развития ребёнка"
материал (младшая группа) по теме

Ухова Ольга Анатольевна

 материал собрания поможет расширить возможности родителей в сфере самостоятельного развития мелкой моторики руки ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание (семинар-практикум)

Тема: Кухня - место развития ребёнка

Цели:

  •  выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Домашняя игротека»
  • расширить возможности родителей в сфере самостоятельного развития ребёнка.

Ход собрания:

  1. Приветственное слово

Добрый вечер, дорогие родители. Сегодня вторая наша встреча. Мы собирались совсем недавно, чуть больше двух месяцев назад, но за этот, на первый взгляд, короткий период накопились вопросы, которые требуют безотлагательного решения. Но обо всём по порядку...

  1. Анализ анкет, ответы на вопросы.
  2. Игровая ситуация "Маша в гости собиралась..."

Маша в гости собиралась, Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела, долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша, до чего же хороша!

Бусы новые надела, застегнула неумело....

Разбежались бусы вскачь, тише, Машенька, не плачь!

(Задание: разбиться на две команды, встать попарно, взяться за руки.

Собрать бусы используя по одной руке от человека из пары)

  1. Сообщение воспитателя

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и о необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука - глаз", т.к. развитие мелких движений происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки потребуются ребёнку для использования движений, чтобы рисовать, писать, чертить, одеваться и мн.др.

В последнее время выявляется такая закономерность: У большинства современных детей отмечается общее недоразвитие речи, одновременно моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее держать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний. В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.

Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависти его дальнейшее развитие.

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы.

Влияния воздействия рук на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А. Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Кода мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положения наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворном текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и рук. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жестокой фиксации кисти при рисовании.

К шести годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети могут выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тесьмы, простейшие приемы плетения макраме, шнурование. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц разных размеров. Дети должны владеть навыками самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, заплетать косы, завязывать банты и т.п.).

Своевременно начатая работа по развитию тонких движений пальцев рук подготавливает успешное овладение техникой письма.  

  1. Практикум  "Кухня - место развития ребёнка"

Всё то, о чём пойдёт речь не занимает много времени, не требует специальной подготовки и больших денежных затрат, но используя обычные для нас взрослых вещи мы

- развиваем мелкую моторику;

- способствуем развитию речевого аппарата;

- обогащаем сенсорный и тактильный опыт ребёнка. Тактильность (способность ощущать, чувствовать);

- развиваем музыкальный слух;

- знакомим с окружающим предметным миром; и мн.др.

 

  • крупа (гречка, рис, макароны, бобовые: горох, чечевица, фасоль);

- макароны: нанизывание на нить(бусы), выкладывание силуэта простого изображения, как воображаемого, так и готового, украшение рамок для фото, картин;

- крупа: пересыпание из чашки в чашку; пособие "Волшебная коробка"; пособие "Покорми Кроша"

- крахмал, насыпанный в обычный возд. шарик - прекрасная игрушка - антистресс

  • Шнурки - выкладывание рисунка по контуру, завязывание бантиков, плетение косичек,

пособие "Шнуровка";

  • прищепки - конструирование из прищепок разной конфигурации, подбор по цвету, игра укрась платье (рубашку), пособие "Прищепки"
  • контейнеры, баночки, коробочки - открывание - закрывание, игра "спрячь предмет", игра "Сколько?", шумовой оркестр.
  • Пакет, тазик с полотенцем - Волшебный мешочек
  • Клубки ниток - сматывание (очень трудный для ребёнка процесс), разматывание, не выпуская из рук, обрывание
  • Пуговицы, бусы, бусины, гайки, канцелярские резиночки - застёгивание - расстёгивание, нанизывание, выкладывание по размеру, цвету, плоскостное конструирование, пришивание и мн. др.

( вспомните своё детство, с каким восторгом, мы малыши, рылись в маминой или бабушкиной шкатулке с разными пуговицами); Игра  с резиночками;

  • Солёное тесто -  (представить консультацию)
  1. Представление консультации
  2. Разное
  • акция "Волшебный мешочек" кодовое название - изготовить любую игру на развитие мелкой моторики рук
  • организация выставки "Наши замечательные папы" - фото папы и малыша в действии
  • портфолио !!!!
  • выставки !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Речевое развитие ребёнка»

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать мысли, э...

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.

Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы даёте детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, бог...

Родительское собрание «Речевое развитие ребёнка 4-5 лет»

Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека....

Влияние родительских установок на развитие ребёнка.

Влияние родительскх установок на развитие ребёнка....

Влияние родительских установок на развитие ребёнка

Влияние родительских установок на развитие ребёнка...

Родительское собрание Музыкальное развитие ребёнка

Родительское собрание Музыкальное развитие ребёнка...