Учебный план по развитию речи в подготовительной группе Образовательная программа «Мир открытий»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Основная цель программы «Мир открытий»-непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем(позновательных,социальных,нравственных,художественно-эстетических,исследовательских) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ,что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира ,готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_rechi.docx | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая
МБДОУ №1 детский сад №1 «Тополек»
Лимарева Валентина Ивановна
_____________________
подпись
Учебный план
по развитию речи в подготовительной группе
Образовательная программа «Мир открытий»
Составила:
Войтенко Евгения Ивановна
Воспитатель МБДОУ детский сад №1
I квалификационная категория
П.Тарасовский
Пояснительная записка
Основные концептуальные идеи программы
«Мир открытий»
Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий»-документ нового поколения ,разработанный на основе фундаментальных исследований в отечественной педагогике и психологии ,воплотивший результаты новейших достижений мировой науки о дошкольном детстве и отвечающий запросам современного общества к воспитанию ребенка от рождения до поступления в школу.
Концептуальные идеи примерной программы «Мир открытий»основываются на системном анализе образовательной ситуации в современной России. Выявлены основные тенденции и намечены пути поиска новых ответов на приоритетные вопросы современного образования;
-Каким видит современное общество человека будущего?
-Какие качества нужны будущему выпускнику дошкольного образовательного учреждения ,школы, колледжа?
-Как организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности человека в учебе, будущей профессии и жизни во всех ее проявлениях?
-Как проверить полученный образовательный результат в соответствии с поставленными целями?
-Как подготовить педагога к решению стоящих перед ним задач?
Программа» Мир открытий» определяет цели ,задачи, содержание, основные условия организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении и предлагает конкретный педагогический инструментарий их успешной реализации с позиций непрерывности образовательного процесса на протяжении всей жизни человека
Программа и сопутствующие ей документы(Методические рекомендации, Система мониторинга) в полной мере соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре ,содержанию, условиям реализации и результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования(Приказы Минобрнауки №655 от 23 ноября 2009 г и №2151 от 20 июля 22011 г.
В центре программы «Мир открытий»- современный ребенок .Он не такой ,каким был его сверстник несколько десятилетий назад, И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития, а потому, что принципиально изменилась жизнь ,предметный и социальный мир ,ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду. Поэтому современная образовательная программа ориентирована на формирование интегративных качеств личности дошкольника и развитие универсальных способностей, дающих человеку ключ к успешной самореализации в быстро изменяющемся мире.
Основная цель программы «Мир открытий»-непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем(позновательных,социальных,нравственных,художественно-эстетических,исследовательских) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ,что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира ,готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Приоритетные задачи дошкольного образования в программе «Мир открытий»;
-сохранение и укрепления здоровья детей, обеспечение физической и психологической безопасности, создание комфортных условий жизнедеятельности ,в которых ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том , что его любят, о нем заботятся;
-развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ,содействие полноценному гармоничному развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями ;формирование общей культуры личности.
-создание обогащенной предметно-пространственной среды ,способствующей развитию активности ребенка в различных видах деятельности ,проявлению у него любознательности и творчества, накопления разнообразного опыта в игре и экспериментировании;
-организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми, направленная на естественную адаптацию и социализацию в современной социо-культурной среде;
-ориентация на сензитивные периоды для развития тех способностей, формирование которых в последующие годы будут уже не таким успешным(овладение речью ,двигательными навыками ,развитие познавательных интересов и творческого воображения),формирование предпосылок учебной деятельности.
Программа позволяет естественным образом –в процессе основных видах деятельности(игровой,позновательной,художественно-творческой,двигательной,музыкальной,исследовательской и др,)-помочь ребенку открыть основные законы окружающего мира ,общества детей и взрослых ,а также показать ему выработанные в культуре способы постигать неизвестное, создавать новое, справляться с возникающими трудностями.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма; стабилизируются все физиологические функции и процессы, совершенствуется нервная система, повышается двигательная культура. По данным Всемирной организации здравоохранения средние антропометрические показатели к семи годам следующие ;мальчики весят 23,0кг при росте121,7, а девочки весят 22,7кг при росте 121,6.При этом главный показатель нормы –комфорт и хорошее самочувствие ребенка.
Развитие моторики и становление двигательной активности.
Движения детей 6-7 лет становятся все более осмысленными ,мотивированными и целенаправленными. Старшие дошкольники осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу ,выбирая разные способы решения .В процессе выполнения двигательных заданий проявляют скоростные ,скоростно-силовые качества , гибкость ,ловкость и выносливость.
К семи годам улучшается гибкость, возрастает амплитуда движений, отмечается высокая подвижность суставов за счет эластичности мышц и связок. Отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движении и времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений. Значителен прирост физической работоспособности и выносливости. Дети способны к продолжительной двигательной деятельности низкой и средней интенсивности, готовы к незначительным статичным нагрузкам.
На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразования моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. В результате успешного достижения цели и преодоления трудностей детей способы получать «мышечную» радость и удовлетворение. Им свойствен широкий круг специальных знаний, умений анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует увеличению двигательной активности детей, проявлению их инициативы, выдержки, настойчивости, решительности и смелости. В то же время у старших дошкольников появляется умение самостоятельно пользоваться приобретенным двигательным опытом в различных условиях ( в лесу, в парке, на спортивной площадке)и ситуациях(на прогулке, экскурсии, в путешествии)
Психическое развитие
Социальная ситуация развития характеризуется все возрастающей инициативностью и самостоятельностью ребенка в отношениях со взрослым, его попытками влиять на педагога, родителей и других людей.
Общение со взрослым приобретает черты, внеситуативно- личностного: взрослый начинает восприниматься ребенком как особая, целостная личность, источник социальных познаний эталон поведения .Ребенок интересуется рассуждениями взрослого ,описывает ему ситуации ,в которых ждет моральной оценки поступков людей .Социальный мир начинает осознаваться и переживаться в общении со взрослым .Таким образом, ребенок приобщается к ценностям общества, прежде всего ценностям близких людей.
Общение со сверстниками также приобретает личностные черты-дети становятся избирательны в общении ,выбирают друзей ,которых трудно заменить, даже если они не устраивают взрослого .Социальные роли в группе становятся устойчивыми, формируется внутренняя позиция ребенка в социальном взаимодействии ,он начинает осознавать себя субъектом в системе социальных отношений. Появляется эмоциональное отношение к нормам поведения, он начинает оценивать себя и других с точки зрения норм ,критиковать поступки сверстников и взрослых.
У детей формируется позиция самых старших, умелых и опытных в детском саду.
Ведущая деятельность по-прежнему сюжетно-ролевая игра .В этот период дошкольного детства она достигает пика своего развития .Ролевые взаимодействия детей содержательны и разнообразны, дети легко используют предметы –заместители, могут играть несколько ролей одновременно .Сюжеты строятся в совместном со сверстниками обсуждении, могут творчески развиваться .Дети смелее и разнообразнее комбинируют в игре знания ,которые они получили из книг, кинофильмов, мультфильмов и окружающей жизни, могут сохранять интерес к избранному игровому сюжету от нескольких часов до нескольких дней .Моделируют отношения между различными людьми, плановость и согласованность игры сочетается с импровизацией, ролевая игра смыкается с играми по правилам .В игре воспроизводятся мотивы и морально-нравственные основания ,общественный смысл человеческой деятельности ,игра становится символической.
Более совершенными становятся результаты продуктивных видов деятельности: в изобразительной деятельности усиливается ориентация на зрительные впечатления, попытки воспроизвести действительный вид предметов(отказ от схематичных изображений);в конструировании дети начинают планировать замысел, совместно обсуждать и подчинять ему свои желания .Трудовая деятельность также совершенствуется, дети становятся способны к коллективному труду ,понимают план работы, могут его осудить ,подчинить свои интересы интересам группы.
Память становиться произвольной, ребенок в состоянии при запоминании использовать различные специальные приемы: группировка материала, смысловое соотношение запоминаемого, повторение и т.д. По- прежнему эмоционально – насыщенный материал запоминается лучше и легче включаются в долговременную память. Наряду с механической памятью развивается смысловая, функционирует и эйдетическая память.
Ощущение и восприятие. Ребенок овладевает перцептивными действиями, т.е. вычленяет из объектов наиболее характерные свойства и к 7 годам полностью усваивает сенсорные эталоны – образцы чувственных свойств и отношений: геометрические формы, цвета спектра, музыкальные звуки, фонемы языка. Усложняется ориентировка в пространстве и времени; развитие восприятия все более связывается с развитием речи и наглядно- образного мышления, совершенствованием продуктивной деятельности.
Речь становится объяснительной: ребенок последовательно излагает, указывает на связи внутри ситуации. Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов и действий. Дети свободно используют в речи синонимы, антонимы, существительные с другими частями речи. Дети образуют однокоренные слова, превосходную степень прилагательных. Используют предложения разных видов. Формируется культура речевого общения. С помощью выразительных средств дети передают содержание литературных текстов. Совершенствуется умение составлять рассказы по картинке, из личного опыта, рассказы творческого характера; дети начинают сочинять небольшие сказки и истории. Речь превращается в особую произвольную деятельность, формируется сознательное к ней отношение, она становится орудием мышления.
Активно развивается словесно – логическое мышление, речь начинает использоваться как средство постановки и решения интеллектуальных задач. Детское мышление функционирует на основе принципа системности, в нем представлены все виды и уровни мышления, т.е. предыдущие виды мышления, наглядно – действенное и наглядно – образное, никуда не исчезают, а лишь уступают свое ведущее место. В этом возрасте почти полностью преодолевается эгоцентризм детского мышления и появляется обратимость – способность увидеть нечто (предмет или ситуацию) с точки зрения другого. Речь, мышление и память функционируют все более согласованно. Именно в этом возрасте дети пытаются осмыслить такие категории, как «смерть», «жизнь», активно спрашивают взрослых. Это появление первой формы теоретического мышления.
Воображение становится произвольным. Ребенок владеет способами замещения реальных предметов и событий воображаемыми, особенно впечатлительными дети в этом возрасте могут погружаться в воображаемый мир, особенно при неблагоприятных обстоятельствах (тем самым воображение начинает выполнять защитную функцию).
Развивается опосредованность и преднамеренность воображения – ребенок может создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями по заранее предложенному плану, контролировать их соответствие задаче. К 6-7 годам 20% детей способны произвольно порождать идеи и воображать план их реализации. На развитие воображения оказывают влияние все виды детской деятельности, в особенности рисование, конструирование, игра, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов и непосредственный жизненный опыт ребенка.
Внимание к 7 годам становится произвольным, что является непременным условием организации учебной деятельности в школе. Повышается объем внимания – оно становится более опосредованным.
Эмоциональный мир ребенка претерпевает изменения: напряженность испытывают дети, которые запаздывают с переходом в школу. Игра вытесняется на второй план деятельностью продуктивной – значимой и оцениваемой взрослыми. У ребенка формируется объективное желание стать школьником.
Кроме того, в этот период ребенок постепенно теряет непосредственность, он освоил нормы общественного поведения и пытается им соответствовать – появляется манерничанье, ребенок что то из себя строит, а его душа уже закрыта, - сформировался внутренний мир. В процессе совместной деятельности ребенок учится становить себя на место другого, по разному ведет себя с окружающими, способен предвидеть последствия своих слов или поступков. Взрослому становится трудно понять состояние семилетнего ребенка – он начинает скрывать свои чувства и эмоции.
Развитие личности ребенка связанно с появлением определенной линии поведения – ведущими становятся моральные, общественные мотивы, ребенок может отказываться от интересного ему дела в пользу важного. Возникает соподчинение мотивов: один мотив становится лидером, другие – подчиненными. Формируются новые мотивы – желание действовать как взрослый, получать его одобрение и поддержку. Мотивы самоутверждения и самолюбия начинают доминировать в отношениях со сверстниками. Основы самооценки сформированы, появляется самокритичность, внутренняя позиция в общении и деятельности.
В различных видах деятельности развивается личность ребенка и его познавательные процессы, формируются новообразования возраста.
Умение подчинять свои действия заранее поставленной цели, преодолевать препятствия, возникающие на пути к ее выполнению, в том числе отказываться от непосредственно возникающих желаний, - всем этим качествами характеризуется волевое поведение как важнейшее условие готовности ребенка к обучению в школе.
Образовательная область «Коммуникация»
Образовательные задачи:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
- учить проявлять инициативу в общении, стремится к получению новых знаний;
- совершенствовать речевые навыки, необходимые для общения: умения вступать в разговор, поддерживать его, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения, излагать свои мысли понятно для окружающих, высказывать свою точку зрения, убеждать, доказывать, соглашаться, возражать, конструктивно разрешать противоречия;
- продолжать учить пользоваться разнообразными формами речевого этикета ( будьте добры, извините, пожалуйста);
- учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями, обсуждать их со сверстниками и взрослыми.
Словарь
- продолжать работу по формированию всех видов словаря: бытового, природоведческого, обществоведческого, эмоционально – оценочной лексики;
- проводить работу над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов ), а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом;
- формировать умение выбирать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применять в любом контексте;
- учить понимать смысл поговорок и пословиц;
- продолжать над смысловой стороной слова;
- обогащать активный и пассивный словарь.
Звуковая культура речи
- совершенствовать произношение звуков, особое внимание уделять дифференциации свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких;
- развивать голосовой аппарат (учить произносить скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно);
- развивать умение изменять интонацию: произносить заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно(;
- продолжать обучать звуковому анализу слов, т.е. умению вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, ставить ударение;
- воспитывать интерес к языковым явлениям, развивать лингвистическое мышление, учить составлять загадки и рассказы о словах и звуках;
- развивать интонационную сторону речи: методику, ритм, тембр, силу голоса, темп речи.
Грамматический строй речи
- продолжать работу по согласованию существительных, числительных и прилагательных в роде, числе и падеже с усложнением заданий(они должны предлагаться в таком виде ,чтобы дети сами находили правильную форму ,например: Спроси у лисички, сколько у нее лап? Спроси про уши ,хвост, глаза ,рот.
-продолжать работу по согласованию несклоняемых существительных( пошел в новом пальто ,ехал в метро).
-учить образовывать сравнительную и превосходную степени прилагательных(умный-еще умнее -умнейший; добрый -еще добрее -добрейший);
-продолжать работу с антонимами и синонимами;
-учить образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов(бежал -перебежал на другую сторону; забежал в дом ,убежа л из дома)
Закреплять умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях(у лисы –лисенок ,у лошади –жеребенок, а у жирафа ,носорога?)и название предметов посуды(сахар- сахарница, хлеб- хлебница ,но соль-солонка)
-учить подбирать однокоренные слова (зима-зимний-предзимье,луна-лунный-луноход);
-в работе над синтексом формировать разнообразные предложения (сложносочиненные сложноподчиненные);
Связная речь
-Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи ;вести разговор с воспитателем и со сверстниками ,быть доброжелательными и тактичными,
-формировать умение строить разные типы высказываний (описание ,повествование, рассуждение , контаминированные тексты),соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания ;совершенствовать элементарное понимание структурной организации текста;
- продолжать работу по обучению пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушке или предмете, по картине, на темы из личного опыта, самостоятельно выбранную тему ,творческому рассказыванию;
-в рассказывании по серии сюжетных картинок использовать метод коллективного составления текста(командами)
Подготовка к обучению грамоте
-закреплять представления о предложении, учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из заданного количества слов;
-познакомить с термином» слог»(на первых этапах использовать выражение»часть слова»,упражнять в делении слов ,состоящих из двух-трех слогов, на части, определять количество слогов в слове, составлять слова из заданных слогов, определять ударный слог;
-обучать звуковому анализу слов.
Содержание психолого-педагогической работы
Развитие всех компонентов устной речи детей(лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи -диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Словарь
Воспитатель продолжает обогащать ,закреплять и активизировать словарь детей . Проводится работа над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов( синонимов и антонимов), а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.
Создаются речевые ситуации, в процессе которых формируется умение детей выбирать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применять в любом контексте. Дети учатся выбирать из синониматического ряда наиболее подходящее слово(жаркий –день- знойный, жаркий спор- горячий, жаркие страны- южные),развивается понимание переносного значения слова в зависимости от противопоставления и сочетания (ручей мелкий а река глубокая, ягоды смородины мелкие, а клубники –крупные)
Продолжается работа над пониманием слов, противоположных по смыслу(«Что может быть глубоким? Мелким? Легким ?Тяжелым?) Пословицы и поговорки («Март зиму кончает -весну начинает»,Вещь хороша новая, а друг старый») закрепляют представление об антонимах, поэтому воспитатель широко использует их в речевой практике.
Работа с многозначными словами разных частей речи( бежит- река, мальчик, время; растет –цветок , ребенок ,дом; острый- нож ,ум, язык, глаз, суп .слух)подводит детей к пониманию переносного значения слов.
Звуковая культура речи
Совершенствуется произношение всех звуков родного языка, особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков ( свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно.
Продолжается работа по совершенствованию звукового анализа слов, т.е. умению вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, ставить ударение. Ознакомление с фонетической структурой слова влияет на воспитание интереса к языковым явлениям. Дети составляют загадки и придумывают рассказы о словах и звуках, что является показателем их лингвистического мышления.
Особую роль воспитатель отводит развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией ( ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно). Умение осознано пользоваться звуковой стороной речи, правильно применять в зависимости от ситуации все характеристики речи развивается с помощью специальных упражнений и в процессе любого высказывания, т.е. на практическом уровне.
В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко используются скороговорки, чистоговорки, потешки. Особое внимание надо уделять развитию творческих способностей детей, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую взрослым: «где ты, заинька гулял?» ( «Под кусточком ночевал».) Воспринимая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово и начинают глубже понимать стихотворную речь. Такие упражнения не только развивают у детей интонационную выразительность, но и готовят к восприятию поэтической речи.
Грамматический строй речи
Работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями. Воспитатель продолжает работу по согласованию существительных в роде, числе и падеже, но задания усложняются даются в таком виде, что дети вынуждены сами находить правильную форму ( «Спроси у белочки, сколько у нее лап? ) даются сочетания с несклоняемыми существительными.
Дети учатся правильно употреблять «трудные»глаголы. При этом их внимание обращается на слова – антонимы. Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок, и суффиксов. В образовании новых существительных воспитатель обращает внимание детей на то, как подбирается словообразовательная пара, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо ( школа – школьник ) или предмет( чистый пол). Закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях.( у лисы – лисенок) Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна – весенний) и конструировать производные слова в условиях контекста.
В работе над синтаксисом целесообразен прием составления коллективного письма, который включает формирование разнообразных сложных предложений (сложносочиненных и сложноподчиненных), развивает самоконтроль, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.
Связная речь.
Воспитатель решает эту задачу в комплексе с другими речевыми задачами: овладением словарным богатством родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания. На первый план выступает формирование умения строить разные типы высказывания (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты), соблюдая их структуры и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания. Дети учатся осмысленно анализировать структуру любого высказывания: если зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет) как раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец). Развитие умения связно выстраивать высказывание обеспечивается обучением, включающим формирование элементарных знаний о теме высказывания, расположение его структурных частей, умений использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах.
Продолжается обучение пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушке или предмете, по картине, на темы из личного опыта, самостоятельно выбранную тему, однако задания усложняются.
В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют текст коллективно (командами). При этом каждый раз изменяются варианты показа картин. Сначала детям показывается только одна открытая картина, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей уже составила рассказ, открывается следующая картина (дети видят, чем заканчивается сюжет), а затем открываются все остальные; открывается 1, 3 и 5-я картины. Распределение детей для рассказывания по первой, второй или последней картине развивает их представление о композиции рассказа. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам.
Дети могут нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине. Например, могут нарисовать начало или конец предложенного сюжета или нарисовать на четырех маленьких листочках весь задуманный сюжет, а после этого рассказать взрослому последовательно свое высказывание. Такие упражнения четко демонстрирует умение ребенка выстраивать сюжет, связывать между собой части текста.
Умение выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное понимание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно – образного логического мышления.
Закрепление полученных в процессе организованной образовательной деятельности знаний происходит в ходе режимных моментов. Так, в утренние или вечерние часы после прочтения литературного произведения можно предложить разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности. Прекрасной основой служат такие лексические и грамматические упражнения, например: «скажи, какой»: волк злой, коварный, зубастый, страшный, а заяц? Или упражнение на формирование синтаксических конструкций: копал: когда, где, чем, как, зачем? Гулял: где, когда, с кем? И т.д.
Полученные знания при подготовке к обучению грамоте дети закрепляют в игровых упражнениях «Живые звуки, слоги, слова». Например, воспитатель предлагает детям принять на себя роль слов и составить из них предложение: дом, красивый, дети, построили. Или составить слово из слогов ши, на, ма; ро, га, до.
В индивидуальной и подгрупповой работе закрепляются умения детей составлять рассказы по игрушкам, картинам, творческие сочинения, рассказы – рассуждения. Детские рассказы также можно записать в альбом и проиллюстрировать детскими рисунками либо сделать магнитофонную запись, которую можно использовать на мастер – классах с родителями.
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группе.
Воспитание звуковой культуры речи.
На седьмом году жизни у ребенка продолжают развивать навыки звукового анализа (выделение в словах или фразах определенных звуков, слогов и ударения). Ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Придумывание детьми загадок и рассказов о словах и звуках – показатель их лингвистического мышления.
Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп. Умение ребенка осознанно и правильно пользоваться этими элементами развивается с помощью специальных упражнений, а также путем постоянного контроля за речью детей со стороны взрослых.
В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции большое место занимают произведения малых фольклорных жанров: скороговорки, чистоговорки, потешки. Очень эффективны задания на сочинение окончаний к ритмическим фразам(«Наш зеленый крокодил…», «Где ты, заяц гулевал?..», «Ты, лисичка, с кем играла?..», «Где ты, Катенька, гуляла?..» и т.п.). они способствуют развитию у ребенка чувства ритма и рифмы. Готовят к восприятию поэтической речи и формируют интонационную выразительность его собственной речи.
Словарная работа.
Продолжается решением задач, связанных с обогащением, закреплением и активизацией словаря. Осуществляется серьезная работа над уточнением в словаре ребенка значений уже известных ему синонимов и антонимов и особенно многозначных слов как с прямым, так и с переносным значением.
Одна из важнейших задач – формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети должны научиться выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день – знойный, жаркий спор – взволнованный), понимать переносные значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники крупные).
Представления детей об антонимах помогут закрепить пословицы и поговорки («Март зиму кончает – весну начинает», «Вещь хороша новая, а друг – старый»), поэтому их надо шире использовать на занятиях.
Работа с многозначными словами – разными частями речи (бежит река, мальчик, время; растет цветок, дом ребенок; острый нож, суп, ум) – подводит ребенка к пониманию переносного значения слов, к точной передаче творческого замысла в самостоятельных сочинениях.
Формирование грамматического строя речи.
Учебные задачи в области морфологии, словообразования и синтаксиса направлены на обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, на формирование языковых обобщений.
Теперь задания на согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже усложняются и даются в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму («Спроси у белочки, сколько у нее глаз. Спроси про уши, хвост, рот»). Употреблять несклоняемы слова («пошел в новом пальто, играл на пианино»), образовывать степени сравнения прилагательных (умный – умнее – умнейший), изменять значения слова, придавать ему другой смысловой оттенок с помощью суффиксов (злой – злющий, толстый – толстенный, полный – полноватый).
Уточняется употребление «трудных» глаголов: одеть – надеть, при этом внимание детей обращаю на слова – антонимы: одеть – раздеть, а надеть – снять.
Усложняются и задания на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал – перебежал на другую сторону, забежал в дом; веселый – веселился, грустный – грустил).
Внимание детей обращают на то, как при образовании новых существительных подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются разные слова, указывающие на лицо (школа – школьник, огород – огородник) или на предмет (чай – чайник, скворец – скворечник).
Закрепляется умение образовывать названия детенышей животных («у лисы – лисенок, у лошади – жеребенок, а у жирафа? Носорога?»), предметов посуды (сахарница, но солонка).
Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна – весенний, веснушки) и конструировать производные слова в условиях контекста.
Работа над синтаксисом включает формирование в речи детей разнообразных сложных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные). При этом используется прием составления коллективного письма. Кроме того. Предусматривается развитие самоконтроля, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.
Развитие связной речи.
Эта задача тесно связана с другими речевыми задачами, освоение богатств родного языка, правильное грамматическое и фонетическое оформление высказываний.
На первом плане стоит формирование умений строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между частями высказывания.
Дети должны осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец).
Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих группах (пересказ литературных произведений, составление рассказа по картине (игрушке), на темы из личного опыта, сочинение на самостоятельно выбранную тему), однако задачи в каждом виде усложняются.
По сериям сюжетных картинок дети составляют высказывания коллективно (группами). Варианты предъявления картинок самые разнообразные (сначала все картинки закрыты, затем открываются по одной, или открывается только последняя картинка, или картинки открывают через одну и т.п.). Дошкольников учат отображать в рисунках недостающие структурные части высказывания, предлагая нарисовать «начало» и «конец» к картинке. Распределение на группы для рассказывания по первой, второй или последней картинке, с одной стороны, развивает представления о композиции рассказа, а с другой – умение договариваться.
Развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно – образного и логического мышления.
Развитие коммуникативных умений.
В подготовительной к школе группе общение с педагогом м детьми достигает довольно высокого уровня. Ребенок может не только отозваться на просьбу, подать реплику, пояснить, возразить, но и ясно, последовательно выразить свои мысли, он свободно и правильно умеет пользоваться словами речевого этикета.
Старший дошкольник имеет представление о понятиях «вежливый» (отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо себя вести), «грубый» (недостаточно культурный, неучтивый, неделикатный в обращении с кем-нибудь), соотносит эти понятия со своим поведением
Перспективно-тематический план непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи).
Месяц | Развитие речи |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные планы по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к обучению грамоте.
Учебные планы по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к обучению грамоте...
Учебный план по развитию речи во 2-младшей группе « Непоседы» Образовательная программа «Мир открытий»
План разработан по программе "Мир открытий"Для 2 младшей группы...
Учебный план по развитию речи в средней группе « Непоседы» Образовательная программа «Мир открытий» 2016-2017г
Сегодня в обществе происходят сложные социально-экономические процессы, коренным образом меняются цели и ценности образования. Главной целью образования на всех его уровнях признается воспитание актив...
Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по развитию речи в подготовительной группе...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе (Программа "От рождения до школы", ОО "Речевое развитие"). Подготовка к обучению грамоте.
Данное занятие - рядовое итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Разработано в соответствии с целями программы "От рождения до школы"....
Учебный план по развитию речи в старшей группе .
Учебный план составлен по методическому пособию В.В. Гербовой " Развитие речи в детском саду"....
Познавательная деятельность с элементами экспериментирования и развития речи в подготовительной группе «В мире открытий»
Познавательная деятельность с элементами экспериментирования и развития речи в подготовительной группе «В мире открытий»...