Кружковая работа"«Пальчик, ручка, язычок»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_palchik_ruchka_yazychok_2-3_goda.docx | 43.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы
первой младшей группы (от 2 до 3 лет)
«Пальчик, ручка, язычок»
Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мозаичный парк» Авторы-составители: Виктория Юрьевна Белькович, Наталья Валентиновна Гребёнки на, Ирина Африковна Кильдышева и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет, «Первые шаги».
Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Кружок «Пальчик, ручка, язычок» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2 – 3 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
-самомассаж кистей рук
-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
-выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание, лабиринты) аппликация
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать.
Проблема: низкий уровень речевого развития, а также мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребёнок может испытывать затруднения при письме – именно потому, что это совершенно другой навык.
Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрам пальцев рук, поэтому стимулируя моторику, мы развиваем речь.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным и занимательным способом для развития мелкой моторики рук, считается применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют значительно улучшить моторику рук.
Поэтому был взят материал для развития мелкой моторики и артикуляции «Пальчик, ручка, язычок», который объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
-формирование практических умений и навыков;
обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, крупами.
Развивающие:
-развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
-совершенствование движений рук;
-развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память; развитие речи детей.
Воспитательные:
-воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
-воспитывать внимательность к выполнению заданий;
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
-воспитывать и развивать художественный вкус.
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Ожидаемые результаты:
Повысится уровень развития мелкой моторики и речи;
Формы работы с детьми и родителями:
-игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль;
-совместная работа воспитателя с детьми вне кружка;
-совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи на основе рекомендаций педагога.
Цель работы с родителями:
-Формировать мотивационное отношение родителей к развитию мелкой моторики руки у детей.
-Создать благоприятные условия для развития мелкой моторики руки, координации движений пальцев и подготовке руки ребёнка к письму.
-Знакомить родителей с необходимыми для письма правилами, с играми на развитие мелкой моторики кисти, разными видами самомассажа кистей рук, видами пальчиковых гимнастик и разными видами детской деятельности по ручному труду, которые способствуют развитию мелкой моторики.
-Стимулировать совместное творчество.
Для того, чтобы обосновать необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки к письму, рассказываю о тех трудностях, проблемах, с которыми сталкиваются дети, о приёмах, методах работы. Это вызывает расположение родителей, готовность выполнять рекомендации для преодоления имеющихся у ребёнка трудностей.
Участники: воспитатель группы, непосредственные участники – дети группы раннего возраста (от 2 лет до 3лет);
Продолжительность реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год на детей 2 – 3 лет.
Кружок «Пальчик, ручка, язычок» период работы с 01октября по 31 мая.
Кружок работает 2 раза в неделю по 10 минут, всего 36 занятий за учебный год.
- Длительность одного занятия 10 мин. (возможно увеличение времени до 15 мин., только от степени заинтересованности воспитанников).
- Работа по подгруппам, наполняемостью по 5-7детей.
Время занятий:
вторник
- 15:20 – 15:30 (1-ая подгруппа)
- 15:35 – 15:45 (2-ая подгруппа)
четверг
- 15:20 – 15:30 (3-я подгруппа)
- 16:35 – 16:45 (4-я подгруппа)
Перспективный план работы кружка на год.
(1 занятие в неделю во второй половине дня)
№ занятия | Содержание | Примечания |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Зайка» Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».) Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».) Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.) Шёл по травке без дорожек, А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.) «Рыжехвостая лиса». «Помоги зайчику добраться до домика». Артикуляционное упражнение «Улыбка» | Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков. Пальчиком провести дорожку к домику зайчика. Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы. Повторяем 3-4 раза |
2 | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастика «Друзья» Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.) Шли по дорожке по полю, по лугу. Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.) Быстро бежали – поди, догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.) «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке». Артикуляционная гимнастика «Хоботок». | Катаем орех между ладошками по всей длине пальчиков. Закручивать и откручивать пробочки на бутылочках. Учить вытягивать губы вперёд и держать в таком положении 3-5 сек. |
3 | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика «Капуста» Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.) Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».) Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.) И останусь только я! Шнуровка «Овощи». Артикуляционная гимнастика «Хоботок - улыбка». | Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Чередовать выученные упражнения по 3-4 раза |
4 | Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. Пальчиковая гимнастика «Лимон». Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.) Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.) В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».) Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».) Шнуровка «Фрукты». Артикуляционная гимнастика «Бегемотик зевает». | Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем 3-5 раз. |
НОЯБРЬ | ||
1 | Массаж пальчиков «Сильные пальчики». Пальчиковая гимнастика «Обувь» Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.) Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.) Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.) В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.) И на ножки надевают Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.) Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.) Разбери пуговицы по цвету. Артикуляционное упражнение «Лопата» | Сжимаем пальчиками с силой резиновый мяч. Широко открываем рот. Кладём мягкий, спокойный язычок на нижнюю губу на 3-5 сек. Повторяем 3-4 раза. |
2 | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастка «Осень» Вышла осень погулять, «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Стала листья собирать. Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую. Собери бусы. Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко» | Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. |
3 | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Овощи» Я – зелёная капуста, Руки перед собой образуют круг. Без меня в кастрюле пусто. Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю». Листья снимете с меня, Разводим руки в стороны. И останусь только я! Обведи по контуру овощи. Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки» | Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается. |
4 | Массаж пальчиков «Сухой бассейн» Пальчиковая гимнастика «Наш огород» В огороде много гряд, Сжимают и разжимают пальцы. Тут и репа, и салат, Загибают пальцы поочерёдно. Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Хлопают в ладоши. Нас прокормит целый год. Разбираем счётные палочки по цвету. Артикуляционное упражнение «Почистим за нижними зубами» | Перебираем пальчиками фасоль. Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Одежда» Я надену сапоги, Показываем на ноги, туловище, голову. Курточку и шапку. И на руку каждую Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток. Натяну перчатку. Смена рук. Шнуровка «Пришей пуговицу» Артикуляционное упражнение «Иголочка» | Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
2 | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили» Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальцы. А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят». Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Обе ладони разворачивают вверх. Всё мы испечем в печи. Очень вкусно! Гладят животы. Рисуем пальчиком по манке. Артикуляционное упражнение «Расчёска». | Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз). |
3 | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика «Цыплятки» Зёрна курочка клюёт, Обе ладошки вместе отклоняем от себя. И цыплятки тут как тут. Щепотки «клюют» по очереди. В воду уточка нырнёт, Ладошки вместе «ныряют» вперёд. А цыплятки не нырнут. Погрозили пальчиком. «Поможем Золушке разобрать крупу». Артикуляционное упражнение «Весёлая змейка» | Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Разобрать крупы фасоль и горох. Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз). |
4 | Массаж пальчиков «Сильные пальчики». Пальчиковая гимнастика «Мамы и малыши» Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца. У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши – Перебирают пальцы по очереди. Все красивы, хороши. Игры с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыплёнок». Артикуляционное упражнение «Качели». | Сжимаем с силой резиновый мячик. Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). |
ЯНВАРЬ | ||
1 | Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. Пальчиковая гимнастка Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом. Игра «Застегни и расстегни». Артикуляционное упражнение «Шарик». | Надуть щёки, сдуть щёки. |
2 | Массаж пальчиков «Сухой бассейн». Пальчиковая гимнастика. Что зимой мы любим делать? Поочерёдно соединяют большой палец с остальными. В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Шнуровка «Яблоня». Артикуляционное упражнение «Лошадка». | Перебираем пальчиками фасоль. Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз). |
3 | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх. - Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши. Сладости, игрушки. Вертим кистями. «Собери бусы». Артикуляционное упражнение «Сдуй ватку с ладошки». | Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка. |
4 | Массаж пальчиков «Катаем карандашики» Пальчиковая гимнастика Я с игрушками играю: Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук. Мячик я тебе бросаю, Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч». Пирамидку собираю, Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз. Грузовик везде катаю. Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку». Игра «Найди, что спряталось в фасоли» Артикуляционное упражнение «Заборчик» | Катаем карандаш по всей ладони. Ищем мелкие игрушки в ёмкости с фасолью. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастика. Это зайчонок, это бельчонок, Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца. Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Вращают большим пальцем. Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок. MAXI – пазлы «Зоопарк» Артикуляционное упражнение «Поймаем мышку» | Губы в улыбке, приоткрыть рот, |
2 | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Зима» Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом. Игры с пробками. Артикуляционное упражнение «Качели» | Движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах.
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). |
3 | Массаж пальчиков «Сильные пальчики» Пальчиковая гимнастика «Богатырь» Илья Муромец – Приосаниться. Добрый молодец. Показать бицепсы. Зорко в даль глядит Рука козырьком. Да врагов разит. «Бросить копьё» Сматывание нитки в клубок. Артикуляционное упражнение «Пятачок». | С силой сжимаем пальчиками резиновый мяч. Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз). |
4 | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика «Наш дом» Этот дом – одноэтажный. Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца. Этот дом – он двухэтажный. А вот этот – трёхэтажный. Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный. «Выложи по контуру» Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко». | Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох. Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. |
МАРТ | ||
1 | Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. Пальчиковая гимнастика «Грибы» Красный-красный мухомор- Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба. Белых крапинок узор. Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки». Ты красивый, но не рвём! Погрозили пальчиком. И в корзинку не берём! Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест. Шнуровка «Ёжик». Артикуляционное упражнение «Иголочка». | Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
2 | Массаж пальчиков «Сухой бассейн». Пальчиковая гимнастика Мамочка хорошая, Воздушный поцелуй над ладонью. Мамочка любимая! Поцелуй над другой ладонью. Очень я её люблю, Сдуваем с ладони поцелуй. Поцелуи ей дарю! Сдуваем поцелуй с другой ладони. Штриховка «Цветы для мамы». Артикуляционное упражнение «Блинчик». | Перебираем пальчиками фасоль. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. |
3 | Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». Пальчиковая гимнастика Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону. «Развесь бельё на верёвочку». Артикуляционное упражнение «Маляр» | Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Закрепляем платочки прищепками на верёвке. Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо. |
4
| Массаж пальчиков колечком Пальчиковая гимнастика Вот, убрав царапки, «Моем руки». Кошка моет лапки. Мордочку и ушки Круговые движения ладонью по лицу. На своей макушке. Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки. Перебирание бус одновременно двумя руками навстречу друг другу. Артикуляционное упражнение «Орешки» | Надеваем и снимаем колечко с пальчика. Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки". |
АПРЕЛЬ | ||
1 | Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков. Пальчиковая гимнастика Дятел дерево долбит: Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите об неё. Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит Смена рук. Стук-стук-стук. Составление контуров предметов из счётных палочек. Артикуляционное упражнение «Пароход гудит». | Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..." |
2 | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Ягодки» С ветки ягодки снимаю, Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки сложить перед собой чашечкой. Будет полное лукошко, Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот. Я поем ещё чуть-чуть, Лёгким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше. Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр. Артикуляционное упражнение «Улыбка» | Катание ладошкой карандашей по столу. Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. (удерживать до 10). |
3 | Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. Пальчиковая гимнастика На кроватке мы поспали, Руки под щёку. Вещи в шкаф уже убрали. Свободно двигаем руками – «убираем вещи». Мы на стуле посидели Ладонью одной руки накрываем кулак другой. И за столиком поели. Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой. Штриховка «Домик» Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». | Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу. |
4 | Массаж пальчиков надевание и снимание колечка. Пальчиковая гимнастика «Машины» По шоссе идут машины, Крутим воображаемый руль. По асфальту едут шины. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. По дороге не беги, Погрозили пальцем. Я скажу тебе: «Би-би». Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим». Панно «Теремок». Артикуляционное упражнение «Заборчик» | Застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. |
МАЙ | ||
1 | Массаж пальчиков грецким орехом. Пальчиковая гимнастика Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону. «Бусы для мамы». Артикуляционное упражнение «Часики» | Нанизывание крупных бусин на шнурок. Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). |
2 | Массаж пальчиков карандашами. Пальчиковая гимнастика «Насекомые» Мы пошли гулять на луг, «Идём» указательными и средними пальцами обеих рук. А по лугу ползал жук! Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке. Игра «Найди, что спряталось в фасоли». Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота». | Катание карандаша ладошками Поиск в фасоли мелких игрушек. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами. |
3 | Массаж пальчиков «Сильные пальчики». Пальчиковая гимнастика «День - ночь» Утро – солнце всходит. Поднимаем растопыренную ладошку. Ночь – луна приходит. Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц». Стирание ластиком нарисованных предметов. Артикуляционное упражнение «Киска сердится». | С силой сжимать резиновый мячик. Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку. |
4 | Массаж пальчиков «Сухой бассейн». Пальчиковая гимнастика «Цветы» Ромашки белые цветки – Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному. Считать ромашки лепестки. Игра «Самый ловкий». Артикуляционное упражнение «Барабанщик». | Перебираем пальчиками фасоль. Доставание бусинок из стакана ложкой. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..." |
Организационно-педагогические условия реализации программы
При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д. Дети охотно осваивают навыковое содержание (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. Важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребёнок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
Система работы велась по следующим направлениям:
В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми.
В образовательной деятельности в режимных моментах: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек, сказок, самомассаж кистей рук, игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев, пальчиковый театр, игры с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры.
Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев
Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.
Воспитательная работа
Я изучила научно-методическую литературу по данной теме
- оформила картотеку пальчиковых игр;
- провела консультации для родителей;
- создала предметно развивающую среду, включающую:
-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
-контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, грецкие орехи, ребристые палочки);
-набор прищепок;
-картотека пальчиковых игр;
-шнурки с узелками;
-игры-шнуровки;
-наборы конструктора «Лего»;
-наборы небольших игрушек;
-пальчиковый театр,
-наборы счетных палочек;
-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
-наборы геометрических фигур,
-шишки, грецкие орехи, мячи «Ежики»
-раскраски – штриховки,
-сухой бассейн (фасоль, горох, рис),
-разной величины горлышки от бутылочек для закручивания и откручивания пробок,
-игры со шнуром,
-бусины
Оценочные и методические материалы
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:
1. Упражнение «Фонарики»,
2. Сжимание и разжимание кулачков,
3. Потирание кулачков,
4. Сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Из «Методики оценки психомоторики развития дошкольника» ( Н.О.Озерецкий
Н.И. Гуревич) (май месяц)
1. тест «Скатай шарик»-оценка тонкой моторики пальцев (средний показатель
20 секунд)
2. тест «Смотай клубок»- оценка тонкой моторики пальцев (нитка- 2 м.,15 секунд)
3. тест «Разложи палочки по коробкам»- оценка тонкой моторики пальцев (10 палочек,
20 секунд)
4. тест «Разложи карточки»- оценка тонкой моторики пальцев
Н-низкий уровень (1 балл)
С-средний уровень (2 балла)
В-высокий уровень (3 балла)
Заключение
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда. Подобран материал в соответствии с возрастом и развитием детей: контейнеры с разным материалом (бросовый, природный, ткани, камушки, шишки, ракушки); картотека дидактических и пальчиковых игр; кубики, пазлы, конструкторы, дидактические пирамидки, вкладыши.
В работе с детьми использовались различные игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики, самомассаж, пальчиковый театр, лепка, рисование, дыхательная гимнастика.
Прослеживается положительная динамика развития мелкой моторики рук детей. Целенаправленная планомерная работа способствовала увеличению словарного запаса детей, речь стала более эмоциональной и выразительной, кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла скованность движений.
Список литературы
1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
5. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
6. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
7. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
8. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая деятельность "Пальчик, ручка,язычок" Март
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности ....
"Кружковая деятельность "Пальчик,ручка,язычок"
Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.....
Кружковая работа ПАЛЬЧИК,РУЧКА,ЯЗЫЧОК
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях. ...
Прграмма по кружковой работы младшей группы по правильному развитию мелкой моторики (от 2 до 3 лет) Тема:«Пальчик, ручка, язычок»
Кружок «Пальчик, ручка, язычок» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2 – 3 года. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному млад...
Кружковая работа по теме «Пальчик, ручка, язычок»
ЦельУкрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчиво...
Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....
План кружковой деятельности «ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК» для детей раннего дошкольного возраста
ЦельРазвитие и укрепление руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики, сосредоточенности, настойчивости.Планируемые результаты- развитие и укрепление руки, координации, ритмики, общей...