Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Перед вами на слайды обозначены противоречия современной социокультурной среды. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Социально коммуникативное развитие направлено на: · присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; · развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; · становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; · развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, · формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, · формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; · формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. · Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Социально-коммуникативное развитие -усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; -развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; -развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; -формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, -формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; -формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Следует сразу оговориться: у детей и взрослых совершенно разные представления о том, что серьезно и важно, а что бесполезно и бестолково. Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Встречайте ребенка в приемной с улыбкой, радостью, что он пришел к вам в группу. Увлеките ребенка интересной игрушкой, сюрпризным моментом, интересным заданием или вовлеките его в коллективную игру. Поговорите с ребенком, скажите ему, что вы понимаете его чувства. Дайте возможность ребенку выразить свои чувства в рисовании или разговоре со взрослым, которому он доверяет, или с «лучшим другом». Разрешайте ребенку приносить с собой из дома любимую игрушку, книгу. Прочитайте книгу для всех детей, пусть ребенок научит других детей играть в свою любимую игру. И, что самое важное, создайте вокруг ребенка обстановку безопасности и заботы. Не скупитесь на ласку, когда ребенок проявит хорошие чувства по отношению к другим. Если все дело в ваших действиях – начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребенка. Определите ему достаточное пространство для проявления самостоятельности, инициативы. Измените свой словарь. Исключите слова, подчеркивающие негативные стороны действий ребенка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне назло» и т. д. Напротив, используйте слова, подчеркивающие эффективность действий, инициативы ребенка Не навязывайте ребенку свое представление о том, что и когда он должен делать. Позволяйте ребенку вдоволь играть с другими детьми, сверстниками, более старшими и младшими. Совместная игра – хорошая школа Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении Хотите, чтобы ребенок много знал, – подбирайте правильно книги. Помогите ребенку почувствовать себя уверенным: говорите ему о том, что у него получается хорошо, какие его качества привлекательны для окружающих. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они (чувства) возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи, своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!" Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным". Активно слушайте ребенка ("возвращайте" ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство). Если ребенок своим поведением вызвал у Вас отрицательные переживания, обязательно скажите ему об этом. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о СЕБЕ и о СВОЕМ переживании, а не о ребенке и его поведении (Я не люблю, когда дети неаккуратны, МНЕ стыдно от взглядов соседей...). Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Посмотрите, что Вы можете изменить в окружающей обстановке. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка (снизьте уровень "родительских амбиций"). Правила (ограничения, запреты) должны быть в жизни каждого ребенка. Правил (ограничений, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с основными потребностями ребенка. Тон, в котором сообщается запрет, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания. Ребенок постоянно ищет его и даже борется за него. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том. Общение с детьми раннего возраста (до 3-х лет) имеет свои особенности, о которых необходимо знать молодым родителям, бабушкам, дедушкам, воспитателям и няням. Памятка для родителей (С. Ройз) · Будьте последовательными. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено. · Будьте вежливы с ребенком (тогда малыш усвоит именно такую модель поведения). · Сотрудничайте с ребенком, а не руководите им. Приказы и резкие запреты могут спровоцировать вспышку агрессии. · Вводите четкую систему запретов. Их должно быть немного. Такие запреты нужны для ощущения безопасности ребенка (не брать спички, не включать газ и т.п.). · Формулировать запреты следует четко и конкретно. Лучше сказать: "Горячо!", "Грязно!", чем "Нельзя!", "Отойди!". · Установите определенные правила жизни семьи. · Расширьте поведенческий репертуар ребенка. Рассказывайте, какими способами можно решить разные конкретные проблемы. Показывайте ребенку пример различных реакций на событие (позитивное и негативное). · Используйте в общении с ребенком краткие, четкие, понятные малышу инструкции. Не увлекайтесь нотациями (из Вашей речи ребенок может понять, что Вы просто им недовольны или не любите его). · Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строгими и не ущемляйте достоинства малыша. · Будьте терпеливы. · Чаще говорите ребенку, что Вы его любите. Пусть малыш знает, что Вы его любите просто за то, что он есть, а не за то, что он убрал игрушки или съел кашу. Язык непринятия: 12 барьеров общения. Эти 12 видов сообщений ведут к блокированию дальнейшего общения; они замедляют, тормозят или полностью останавливают двусторонний процесс общения, который так необходим при оказании помощи детям в разрешении проблем. Вот пять типичных ответов педагогов и родителей, сообщающих непринятие проблемы ребенка. Приказы, команды, указания. Пример: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Замолчи!», «Чтобы я этого больше не слышал!», «Перестань жаловаться и заканчивай работу». Предупреждения, угрозы, предостережения. Пример: «Если ты не прекратишь, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз повторится, и я тебя накажу», «Не сделаешь, пеняй на себя». Мораль, нравоучения, проповеди. Пример: «Ты обязан вести себя, как подобает», «Ты должен уважать взрослых», «Каждый должен трудиться», «Учение – это твоя работа». Советы, выдвижение готовых решений. Пример: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте …», «Тебе нужно пойти и извиниться». «Чтение лекции», нотации, логические доводы. Пример: «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорили! Не послушался – пеняй на себя», «Пора бы знать, что…», «Если будешь таким тихоней, то…» Следующие три группы сообщают осуждение, оценку, унижение. Многие взрослые уверены, что ребенку принесет пользу указание на его ошибки, недостатки, глупое поведение. (Увы, это заблуждение!) Критика, выговоры, обвинения. Пример: «На что это похоже!», «Все из-за тебя», «Ты просто откровенно ленишься», «Опять все сделал не так!» Обзывание, наклеивание ярлыков, стереотипная характеристика, высмеивание. Пример: «Ну, просто дубина!», «Не будь лапшой», «Плакса», «Ты ведешь себя как девочка», «Тупица и лентяй»», «Тихоня». Догадки, интерпретации, диагнозы. Пример: «Ты просто хочешь отделаться от этого задания», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь», « Небось, опять подрался», «Я вижу тебя насквозь», «Я знаю, это все из-за того, что…». Два следующих вида сообщений – это попытки взрослых сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя лучше, чтобы проблема ушла, или отрицать само наличие проблемы. Похвала, согласие, выдача положительных оценок. Пример: «Молодец!», «Ты самый умный в классе!», «Ты просто гений!», «Ты самая красивая!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем». Успокаивание, сочувствие на словах, уговоры, утешение. Пример: «Успокойся», «Не обращай внимания», «У всех так бывает», «Ты не первый переживаешь это», «Это не так трудно, как тебе кажется». Следующая группа сообщений – самая распространенная. Используются с целью решить проблему ребенка за него. Расспрашивание, расследование, допрос. Пример: «Нет, ты все-таки скажи», «Почему молчишь?», «Что все-таки случилось? Я все равно узнаю!», «Почему опять получил двойку?». Следующая группа сообщений используется, чтобы уклониться, «отделаться» от проблемы ребенка. Отшучивание, уход от разговора с помощью юмора, сарказма. Пример: «Давай поговорим о чем-нибудь веселом», «Ты что, встал не с той ноги?» «Давай вернемся к нашему уроку», «Пустяки, дело житейское».
|