Конспект занятия "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Семененя Вера Васильевна

Формирование лексико-грамматичекого строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Зима».

МАДОУ-Д/С №14

                                                                  Учитель-логопед

                                                               Семененя В.В.

Образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности: непосредственно – образовательная.

Возрастная группа: подготовительная.

Тема: ЗИМА.

Цель: обогащение активного словаря.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

упражнять детей в подборе однокоренных слов; учить образовывать глаголы прошедшего времени.

Коррекционно - развивающие задачи:

расширять пассивный и активный словарь по теме,

развивать умение подбирать имена существительные к глаголам;

закрепить правильное употребление предлогов;

развивать логическое мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать интерес к изменениям, происходящих в природе зимой, формировать умение слушать и анализировать ответы товарищей.

Предварительная работа:

Знакомство с понятием «Однокоренные слова», чтение рассказа «Четыре художника» Скребицкого А. С., рассматривание иллюстраций о зиме, дидактические игры, рисование на темы зимы.

Словарная работа:

Обогащение словаря: снегокат, снежище, бушует, трещит, съёжиться, сверкает.

Активизация словаря: родственные, снегопад, Белоснежка, снегоход, белоснежный, подснежник.

Материалы и оборудование: слайды с изображением зимы, снеговика, снега, снегопада, подснежника, снегохода, Снегурочки, снегиря, Белоснежки, искусственные ёлочки, фигурки снегирей, клубок из белых ниток, блюдо с нарисованными стрелками и заданиям, игрушечный домик, прозрачные, цветные леденцы.

Ход деятельности.

Организационный момент. Психогимнастика.

Логопед: Кто я? Люблю мороз, довожу людей до слёз,

А сама их зря не трачу, уходя, однако, плачу!

Логопед: Дети, как вы думаете, от имени кого я сказала эти слова?

Дети: от имени ЗИМЫ.

Логопед: Как, вы, догадались?

Дети: Потому что, в стихотворении есть слово – мороз, а мороз бывает зимой.

Дети: И ещё и потому, что зимой бывает холод и у людей от него появляются слёзы (ответы предположительные).

Логопед: представьте, что мы с вами зимой стоим на улице. Покажите, как вы замёрзли и съёжились. А теперь как отогрелись, расслабились.

Дети выполняют мимические и двигательные упражнения.

Объявление темы.

На экране появляется слайд с изображением сюжетной картины «Зима».

Логопед: Я буду называть слова, если они подходят к картине, хлопайте в ладоши, если нет - руки за спину, будьте внимательны. Снег, лыжи, горка, пляж, сугроб, коньки, босоножки, ёлка, гусеница, хоккей.

Логопед: Сегодня мы поговорим о прекрасном времени года – зиме. Посмотрите, что у меня есть. Логопед держит в ладонях белый клубок.

Логопед: Ребята что это?! На что похож этот клубок?

Дети: На снежок, на снежный колобок, на комочек.

Логопед: Да, на снежный комочек. А ещё у меня есть вот такое необычное блюдо с нарисованными стрелами и заданиями. Мы будем выполнять то задание, возле которого комочек остановится. За каждый правильный ответ вы будите получать фишку. И если мы с вами выполним все задания, то в конце работы нас ждёт сюрприз. Все задания будут про зиму.

Логопед: Устраивайтесь поудобнее,  снежный комочек начинает свой по волшебному блюду.

Покатился снежный ком,

Для себя нашёл он дом.

В доме том живёт загадка,

Подберите к ней отгадку.

-Какая самая главная примета зимы?

Дети: снег.

На экране появляется картинка дерева в снегу.

Логопед: У слова снег есть слова – родственники. Какие слова мы называем родственниками?

Дети: Это такие слова, которые похожи по звучанию.

Дети: Они все живут в одной семье.

Логопед: Это слова похожи между собой, как веточки на этом дереве. Подберите такие слова.

Дети: Снежок; снежинка; снегопад; снеговик; Снегурочка; снегоход; снегокат; заснеженный.

На экране на каждое названное детьми слово появляется соответствующая картинка.

Логопед: А назовите-ка мне первый весенний цветок.

Дети: Подснежник.

Логопед: Почему я о нём вспомнила сейчас, кто из вас догадается?

Дети: В слове подснежник тоже есть снег.

Логопед: Правильно, В слове есть похожая часть – снеж.

Логопед: Посмотрите, какое слово придумала я. Правильно ли я выполнила задание? Появляется слайд с изображением Белоснежки.

Дети: Правильно.

Логопед: Как вы думаете, а Белоснежка и Снегурочка действительно родственники?

Дети: Нет, родственники только слова.

Дети: Белоснежка и Снегурочка живу в разных сказках.

Логопед : Хором чётко называйте картинки, выделяя в словах звукосочетания СНЕГ или СНЕЖ голосом.

Дети выполняют задание.

Логопед: Покатился снежный ком,

Для себя нашёл он дом.

В доме том живёт загадка

Поищи – ка там отгадку!

Я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы должны ответить так, как будто это происходило вчера. Игра называется: «А что вчера?».

Логопед: Сегодня снег блестит, а вчера…

Дети: Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.

Логопед: Сегодня снег падает, а вчера…

Дети: Сегодня снег кружит, а вчера кружил.

Логопед: Сегодня снег сверкает, а вчера…

Дети: Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.

Логопед: Сегодня снег тает, а вчера…

Дети: Сегодня снег тает, а вчера таял.

Логопед: Сегодня снег хрустит, а вчера…

Дети: Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.

Логопед: Сегодня снег валит, а вчера…

Дети: Сегодня снег валит, а вчера валил.

Логопед: А комочек снова катится.

Покатился снежный ком,

И опять увидел дом.

В доме том живёт загадка

Нужно нам найти отгадку!

А сейчас поиграем в другую игру, которая называется «Подбери быстро слово». Я называю слово, вы подбираете подходящее по смыслу.

Логопед: Дети:

Наступает                                                   зима

Лежит                                                         снег

Свищет                                                       ветер

Кружатся                                                   снежинки

Бушует                                                       буря

Замерзает                                                   речка

Трещит                                                      мороз

Съёжились                                                снегири

Логопед: А сейчас я предлагаю немножко отдохнуть и поиграть. Физкультминутка.

Логопед: Станьте дети, станьте в круг. Дети быстро строятся в круг.

Хором, весело проговариваем слова про снеговичка и выполняем соответствующие движения, помните их?

Дети: Помним.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Логопед: А теперь ещё раз быстро-быстро проговариваем слова и делаем движения.

Дети выполняют упражнение.

Логопед: Какая же загадка ждёт нас теперь?

Покатился снежный ком,

И нашёл четвёртый дом

В доме том живёт загадка

Но какая к ней отгадка!

Вместе с загадкой к нам прилетели снегири и решили покружить возле ёлок. Посмотрите, что у каждого из вас есть под салфеткой на столе.

Дети рассматривают маленькие ёлочки и игрушечных снегирей.

Логопед: Возьмите в руки снегиря, расположите его около ёлки и составьте предложение о своих действиях, используя в нём «маленькие слова (предлоги)».

Дети: Снегирь спрятался под ёлкой.

Дети: Снегирь летает над ёлочкой.

Дети: Снегирь сел на ёлку.

Дети: Снегирь перелетел с ветки на ветку.

Дети: Снегирь подлетел к ёлочке.

Дети: Снегирь улетает от ёлки.

Дети: Снегирь сел перед ёлкой.

Логопед: О каком времени года говорили на занятии? Какие слова – родственники у слова снег? Дети вспоминают слова. Посчитайте, сколько у кого фишек?

Дети называют количество фишек.

Логопед: Кто сегодня « Звезда» занятия?

Дети называют имя ребёнка, хлопают ему. Логопед: Покатился снежный ком,

Перед ним последний дом.

В домик вместе заглянём,

И сюрприз мы там найдём!

Дети вместе с логопедом подходят к столу, на котором стоит игрушечный домик. Внутри домика спрятаны конфеты - леденцы.

Дети достают конфеты и угощаются.

Логопед: Вот вам вкусные, разноцветные льдинки - угощения от Зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....