Конспект занятия "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему: «Зима».
МАДОУ-Д/С №14
Учитель-логопед
Семененя В.В.
Образовательная область: речевое развитие.
Вид деятельности: непосредственно – образовательная.
Возрастная группа: подготовительная.
Тема: ЗИМА.
Цель: обогащение активного словаря.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
упражнять детей в подборе однокоренных слов; учить образовывать глаголы прошедшего времени.
Коррекционно - развивающие задачи:
расширять пассивный и активный словарь по теме,
развивать умение подбирать имена существительные к глаголам;
закрепить правильное употребление предлогов;
развивать логическое мышление, внимание.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать интерес к изменениям, происходящих в природе зимой, формировать умение слушать и анализировать ответы товарищей.
Предварительная работа:
Знакомство с понятием «Однокоренные слова», чтение рассказа «Четыре художника» Скребицкого А. С., рассматривание иллюстраций о зиме, дидактические игры, рисование на темы зимы.
Словарная работа:
Обогащение словаря: снегокат, снежище, бушует, трещит, съёжиться, сверкает.
Активизация словаря: родственные, снегопад, Белоснежка, снегоход, белоснежный, подснежник.
Материалы и оборудование: слайды с изображением зимы, снеговика, снега, снегопада, подснежника, снегохода, Снегурочки, снегиря, Белоснежки, искусственные ёлочки, фигурки снегирей, клубок из белых ниток, блюдо с нарисованными стрелками и заданиям, игрушечный домик, прозрачные, цветные леденцы.
Ход деятельности.
Организационный момент. Психогимнастика.
Логопед: Кто я? Люблю мороз, довожу людей до слёз,
А сама их зря не трачу, уходя, однако, плачу!
Логопед: Дети, как вы думаете, от имени кого я сказала эти слова?
Дети: от имени ЗИМЫ.
Логопед: Как, вы, догадались?
Дети: Потому что, в стихотворении есть слово – мороз, а мороз бывает зимой.
Дети: И ещё и потому, что зимой бывает холод и у людей от него появляются слёзы (ответы предположительные).
Логопед: представьте, что мы с вами зимой стоим на улице. Покажите, как вы замёрзли и съёжились. А теперь как отогрелись, расслабились.
Дети выполняют мимические и двигательные упражнения.
Объявление темы.
На экране появляется слайд с изображением сюжетной картины «Зима».
Логопед: Я буду называть слова, если они подходят к картине, хлопайте в ладоши, если нет - руки за спину, будьте внимательны. Снег, лыжи, горка, пляж, сугроб, коньки, босоножки, ёлка, гусеница, хоккей.
Логопед: Сегодня мы поговорим о прекрасном времени года – зиме. Посмотрите, что у меня есть. Логопед держит в ладонях белый клубок.
Логопед: Ребята что это?! На что похож этот клубок?
Дети: На снежок, на снежный колобок, на комочек.
Логопед: Да, на снежный комочек. А ещё у меня есть вот такое необычное блюдо с нарисованными стрелами и заданиями. Мы будем выполнять то задание, возле которого комочек остановится. За каждый правильный ответ вы будите получать фишку. И если мы с вами выполним все задания, то в конце работы нас ждёт сюрприз. Все задания будут про зиму.
Логопед: Устраивайтесь поудобнее, снежный комочек начинает свой по волшебному блюду.
Покатился снежный ком,
Для себя нашёл он дом.
В доме том живёт загадка,
Подберите к ней отгадку.
-Какая самая главная примета зимы?
Дети: снег.
На экране появляется картинка дерева в снегу.
Логопед: У слова снег есть слова – родственники. Какие слова мы называем родственниками?
Дети: Это такие слова, которые похожи по звучанию.
Дети: Они все живут в одной семье.
Логопед: Это слова похожи между собой, как веточки на этом дереве. Подберите такие слова.
Дети: Снежок; снежинка; снегопад; снеговик; Снегурочка; снегоход; снегокат; заснеженный.
На экране на каждое названное детьми слово появляется соответствующая картинка.
Логопед: А назовите-ка мне первый весенний цветок.
Дети: Подснежник.
Логопед: Почему я о нём вспомнила сейчас, кто из вас догадается?
Дети: В слове подснежник тоже есть снег.
Логопед: Правильно, В слове есть похожая часть – снеж.
Логопед: Посмотрите, какое слово придумала я. Правильно ли я выполнила задание? Появляется слайд с изображением Белоснежки.
Дети: Правильно.
Логопед: Как вы думаете, а Белоснежка и Снегурочка действительно родственники?
Дети: Нет, родственники только слова.
Дети: Белоснежка и Снегурочка живу в разных сказках.
Логопед : Хором чётко называйте картинки, выделяя в словах звукосочетания СНЕГ или СНЕЖ голосом.
Дети выполняют задание.
Логопед: Покатился снежный ком,
Для себя нашёл он дом.
В доме том живёт загадка
Поищи – ка там отгадку!
Я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы должны ответить так, как будто это происходило вчера. Игра называется: «А что вчера?».
Логопед: Сегодня снег блестит, а вчера…
Дети: Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
Логопед: Сегодня снег падает, а вчера…
Дети: Сегодня снег кружит, а вчера кружил.
Логопед: Сегодня снег сверкает, а вчера…
Дети: Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
Логопед: Сегодня снег тает, а вчера…
Дети: Сегодня снег тает, а вчера таял.
Логопед: Сегодня снег хрустит, а вчера…
Дети: Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
Логопед: Сегодня снег валит, а вчера…
Дети: Сегодня снег валит, а вчера валил.
Логопед: А комочек снова катится.
Покатился снежный ком,
И опять увидел дом.
В доме том живёт загадка
Нужно нам найти отгадку!
А сейчас поиграем в другую игру, которая называется «Подбери быстро слово». Я называю слово, вы подбираете подходящее по смыслу.
Логопед: Дети:
Наступает зима
Лежит снег
Свищет ветер
Кружатся снежинки
Бушует буря
Замерзает речка
Трещит мороз
Съёжились снегири
Логопед: А сейчас я предлагаю немножко отдохнуть и поиграть. Физкультминутка.
Логопед: Станьте дети, станьте в круг. Дети быстро строятся в круг.
Хором, весело проговариваем слова про снеговичка и выполняем соответствующие движения, помните их?
Дети: Помним.
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Логопед: А теперь ещё раз быстро-быстро проговариваем слова и делаем движения.
Дети выполняют упражнение.
Логопед: Какая же загадка ждёт нас теперь?
Покатился снежный ком,
И нашёл четвёртый дом
В доме том живёт загадка
Но какая к ней отгадка!
Вместе с загадкой к нам прилетели снегири и решили покружить возле ёлок. Посмотрите, что у каждого из вас есть под салфеткой на столе.
Дети рассматривают маленькие ёлочки и игрушечных снегирей.
Логопед: Возьмите в руки снегиря, расположите его около ёлки и составьте предложение о своих действиях, используя в нём «маленькие слова (предлоги)».
Дети: Снегирь спрятался под ёлкой.
Дети: Снегирь летает над ёлочкой.
Дети: Снегирь сел на ёлку.
Дети: Снегирь перелетел с ветки на ветку.
Дети: Снегирь подлетел к ёлочке.
Дети: Снегирь улетает от ёлки.
Дети: Снегирь сел перед ёлкой.
Логопед: О каком времени года говорили на занятии? Какие слова – родственники у слова снег? Дети вспоминают слова. Посчитайте, сколько у кого фишек?
Дети называют количество фишек.
Логопед: Кто сегодня « Звезда» занятия?
Дети называют имя ребёнка, хлопают ему. Логопед: Покатился снежный ком,
Перед ним последний дом.
В домик вместе заглянём,
И сюрприз мы там найдём!
Дети вместе с логопедом подходят к столу, на котором стоит игрушечный домик. Внутри домика спрятаны конфеты - леденцы.
Дети достают конфеты и угощаются.
Логопед: Вот вам вкусные, разноцветные льдинки - угощения от Зимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....