Развивающее занятие по сказке «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Развивающее занятие
по сказке «Мороз Иванович»
В.Ф.Одоевского
Цель: на примере сказки пробудить у детей желание оказывать помощь родителям и другим людям; помочь определить чувство сострадания, пробудить воображение и фантазию; акцентировать внимание на необходимости и полезности трудовой деятельности; вызвать интерес к народным поверьям.
Ход занятия.
Воспитатель:
Сейчас я вас познакомлю с чудесной и необыкновенной историей, которую написал русский писатель Одоевский. Он жил давно и был образованным человеком, то есть много учился, наблюдал за природой и потому много знал. И всю жизнь старался помогать другим стать образованнее, раскрыть таланты и радовать людей своими делами. Он написал не только умные книги, но и поучительные сказки.
В одном доме жили две девочки. Одна рано вставала и сразу за дело принималась: печку топила, тесто месила, избу мела, петуха кормила, а потом в колодец за водой ходила. А другая между тем в постели лежала, уж разве наскучит лежать, так встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать. А как уж не знает, за что приняться, сядет горемычная, и плачет, и жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.
Вопрос: - Скажите, как мы называем человека, который ничего не хочет
делать?
-Если что-то ему надо, то требует от других, чтобы за них
трудились?
Ответы детей: Лодырь, лентяй и другие.
Воспитатель:
Правильно, лентяй. Вторую девочку так и звали – Ленивица.
Вопрос:
- Как бы вы назвали девочку, которая быстро и умело все делает
своими руками?
-Соедините два слова и у вас получится - Рукодельница.
Воспитатель:
Однажды случилось с Рукодельницей неприятность: пошла она в колодец за водой, а веревка оборвалась, и ведро упало вниз. Тогда ухватилась девочка за
веревку и спустилась по ней на самое дно. Только тут с ней чудо случилось.
Смотрит: перед ней печка, а в печке пирожок, поглядывает на нее да
приговаривает: «Я совсем готов, кто меня возьмет, тот со мной и пойдет». Рукодельница схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.
Идет она дальше, перед нею сад, а в саду яблонька, и яблочки промеж себя говорят: «Мы яблочки наливные, созрелые, кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмет». Рукодельница потрясла за сучок, и золотые яблочки так и посыпались ей в передник.
Идет она дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест.
Вопрос:
- Как вы думаете, что сделала девочка?
Воспитатель:
Правильно, она поздоровалась и предложила старику пирожок и яблоки. Только не успела она рассказать Морозу Ивановичу, зачем пришла. Он сам ей о том рассказал и велел послужить ему три дня за возврат ведерка. Вы помните, что Рукодельница умела все делать быстро и хорошо? Конечно, она прилежно исполняла всю работу. Только удивлялась, зачем Мороз Иванович сидит сейчас в колодце, а зимой по улицам ходит да в окошки стучит.
«А затем я в колодце сижу, что весна подходит,- сказал Мороз Иванович. – Мне жарко становиться; а ты знаешь, что летом в колодце холодно бывает.
Я в окошки зимой стучу, чтобы люди не забывали, что они в теплой горнице сидят или надевают теплую шубу. А на свете есть бедные люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошки стучусь, чтобы люди другим помогать не забывали. Вот как ты, Рукодельница. Спасибо тебе, умненькая девочка, хорошо ты старика, меня, утешила, но я у тебя в долгу не останусь».
И отдал Мороз Иванович ведерко, а в ведерко всыпал целую горсть серебра да бриллиантик на память- косыночку закалывать.
Вопрос:
-Кто знает или догадывается что произошло, когда Рукодельница вернулась домой? Верно, в колодец отправилась Ленивица. И что же с ней произошло?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно! Вот послушайте, как она суп варила.
Чтоб большого труда себе не давать, то как все было, мытое - немытое, так
и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да
еще квасу налила, а сама думает: «Зачем себя трудить, каждую вещь особо
варить? Ведь в животе все вместе будет».
Вопрос:
- Кто из вас станет есть такой суп?
Воспитатель:
Я бы не смогла. И Мороз Иванович не стал. А когда Ленивица через три дня потребовала наградить ее за работу, то он весьма удивился. «Да какая же была твоя работа?- спросил он. – Уж коли на правду дело пошло, так это ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда».
Дал ей Мороз Иванович серебряный слиток и пребольшой бриллиант. Девочка его даже не поблагодарила. Но только когда она вернулась домой, все это сразу и растаяло.
Вот такая чудесная и поучительная история случилась с двумя девочками.
Рукодельница, кроме потерянного ведерка, не ждала никакой награды за свою прилежную работу, внимательно и доброжелательно отнеслась к старому человеку, старалась во всем помогать ему. И ей самой было оттого, что все у нее спорится, что Мороз Иванович доволен. И хоть не просила она ничего за свое усердие, а получила не только ведерко, но и подарки. А вот Ленивица и не думала работать, она пришла за наградой. А за что ее благодарить, если она только все портила? Вот и получила она вместо подарков одни только насмешки. Да все равно не поняла, глупая девочка, что труд уже сам по себе награда, потому что радость видеть, как что-то сам делаешь, как другие благодарны тебе за твое усердие и участие.
Вопрос:
-Теперь расскажите и вы: что умеете делать своими руками?
-За что вас благодарили?
-Я рада, что девочки помогают мамам по дому. Только почему мальчишки
считают, что будто эта работа не для них?
-Домашнюю работу надо делать всем вместе, чтобы потом всем вместе
играть и отдыхать.
- В нашем детском саду вы тоже многое сумеете делать сами. Кто мне скажет как вы можете помочь нашим младшим воспитателям?
Ответы детей.
Воспитатель:
Верно, каждый из вас сможет сам аккуратно застилать свою кровать и убирать игрушки после игр.
Правильно, еще можно помогать относить посуду на кухню, а еще вы можете поливать цветы. Чистить снег на игровой площадке. Давайте начнем прямо сегодня помогать нашим младшим воспитателям!
Трудиться можно не только руками! Когда вы учитесь или читаете, слушаете или рисуете, пишите или просто размышляете – это тоже работа, причем не менее важная и ответственная, чем простые физические действия. Вот сейчас мы с вами тоже трудились – рассказывали, слушали и думали.
А завтра будем трудиться во дворе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Чтение сказки "Мороз Иванович"
Закрепление знаний детей о времени года - зима. Знакомство детей со сказкой....
Тематическое занятие в средней группе по сказке "Мороз Иванович"
Тематическое занятие в средней группе...
конспект совместной организованной деятельности в старшей группе «Путешествие в сказку «Мороз Иванович»»
В совместной деятельности использованны технологии ТРИЗ. развивающие игры (Блоки Дьенеша), ИКТ. Совместная деятельность воспитателя и детей направлена на развитие познавательных способносте, раз...
Сказочное Новогоднеепредставление по мотивам сказки "Мороз Иванович" С Лешим и Кикиморой.2019
Новогодний утренник с участием взрослых и детей 6-7 лет...
Сценарий музыкальной сказки «Мороз Иванович»
Сценарий музыкальной сказки «Мороз Иванович»Действующие лица:ВедущийНянюшкаЛенивицаРукодельницаКурочкиПетушокСнежинкиКотыКикимораЛешийБаба ЯгаЛесовичок(в исполнении девочек «Русский ...
Сценарий праздника, посвященного Новому году, для детей старшей группы «Сказка «Мороз Иванович»»
Сценарий праздника, посвященного Новому году, для детей старшей группы «Сказка «Мороз Иванович»»...
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе. Чтение сказки «Мороз Иванович» (В. Одоевский)
Аннотация к занятию: Данное занятие проводится с подготовительной группой детей дошкольного возраста по теме «Зима». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с ...