План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе на тему: «Зимние забавы».
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку - конспект, цель которого развитие в занимательной форме речевой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_chernositovoy_l.v._dlya_pedagogov.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Детский сад № 160 «Дубравушка»
г.о. Тольятти
План-конспект
непосредственной образовательной деятельности
(образовательная область «Коммуникация» (развитие речи))
Тема: «Зимние забавы»
(Речевой досуг для детей средней группы)
Воспитатель высшей категории: Черноситова Л.В.
2013 г.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в средней группе.
Тема: «Зимние забавы».
Разработала Черноситова Людмила Васильевна, воспитатель высшей категории ДС № 160 «Дубравушка» г.о.Тольятти
Время проведения: февраль 2013 года в рамках тематической недели «Зима»
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».
Цель: развитие в занимательной форме речевой деятельности детей.
Задачи:
Образовательная область «Коммуникация»:
- Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме «Зима».
- Развивать речевое дыхание, силу голоса.
- Закреплять умение детей употреблять в речи предлоги «на», «под», «около».
- Закреплять и дифференцировать признаки осени и зимы. Формировать умения составлять предложения по картинкам-схемам.
- Упражнять в образовании множественного числа существительных.
Образовательная область «Социализация»:
1.Формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, способствовать свободному общению с взрослыми и детьми.
2. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Образовательная область «Познание»:
1.Способствовать расширению представлений детей о зиме (погода, природа, животный и растительный мир, забавы детей).
2.Развивть конструктивный праксис.
3.Совершенствовать умения детей составлять целое из частей.
Образовательная область «Физическая культура»:
1.Развивать двигательную активность при выполнение подвижных игр и физических упражнений.
2.Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.
3.Развивать общую и мелкую моторику.
Материалы и оборудование:
- Пелерина и корона Зимушки.
- Костюм Снеговика (для педагога).
- Диск о зиме, фонограмма звуков вьюги, фонограмма музыки: появление снеговика.
- Обручи (желтый и белый), картинки-схемы с изображением характерных признаков осени и зимы на каждого ребенка, белый мяч.
- Разрезная картинка снеговика, снежки на каждого ребенка.
- Микрофоны (2).
- Сюрприз (шоколадки).
Предварительная работа.
● Чтение детям рассказов, энциклопедических произведений по теме «Зима» и беседы о прочитанном.
● Просмотр телепередач и видеоматериалов по теме «Зима» (явления живой и неживой природы. Зимние забавы).
● Настольные игры «Времена года», «Когда это бывает?».
● С/р игра «Зимние забавы детей». Путешествие «Зимний лес, полный чудес».
● Ситуативный разговор, «В какие игры играем зимой на прогулке», «Лес-полон чудес».
● Д/игра «Мир животных» (классифицирование животных), «Когда это бывает», «Почемучка».
Взаимодействие с родителями.
Предложить родителям:
- вместе с детьми прочитать энциклопедии «Всё обо всём», «Большая энциклопедия дошкольника», прочитать рассказы из сборника В.Бианки «Синичкин календарь», рассказы о временах года и побеседовать о прочитанном;
- вспомнить с детьми рассказ К.Ушинского «Четыре желания» и поговорить о том, чем мальчику особенно запомнились зима и осень;
- составить и написать совместно с ребенком рассказ – описание «Зимние забавы детей;
- оформить выставку совместных работ детей и родителей «Зимние забавы детей».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика «Снежок». Игровые упражнения. |
Игровая | Игровая мотивационная ситуация. Игры с правилами. |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемных ситуаций. Развитие конструктивного праксиса. Просмотр видео фильма. Слушание аудиозаписи звуков вьюги. |
Коммуникативная | Беседа и высказывания. Ситуативный разговор, вопросы. Отгадывание загадок. Рассматривание предметных, сюжетных картинок, схематичных рисунков – составление по ним предложений, рассказов-рассуждений. |
Музыкально-художественная | Хоровод со Снеговиком |
Чтение художественной литературы (восприятие) | Чтение четверостиший и отгадывание загадок. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | |
| ||||
1 | Организационный момент. Беседа воспитателя о том, что почтальон принес необычное письмо. Это письмо-фильм. Его нельзя прочитать, можно только посмотреть. Хотите узнать, о чем он? Показ фильма о зиме. Беседа педагога с детьми о содержание фильма. Вопросы к детям: - о чем этот фильм? -что вам особенно запомнилось? | Дети под музыку входят в группу. Дети отвечают положительно. Просмотр фильма о зиме. Ответы детей: - Зимой холодно, морозно. Выпадает много снега. Озера и реки покрываются льдом. (Юля) - Зимой рано наступает вечер. День короткий, ночь длинная. Ясные, но морозные дни. (Ксюша) - Звери зимой меняют свои шубки. Медведи и ежи спят. (Сема) - Зимой птицам холодно, им нужна наша помощь. Можно строить для них кормушки и устраивать птичьи столовые.(Вика) - Дети зимой катаются на санках, лыжах, на коньках. Можно лепить снеговика и крепость. (Алла) -Зимой можно сделать и залить снежную горку вместе с папой. С горы кататься на ледянке. (Алина) - Деревья зимой стоят голые, они отдыхают и набирают сил, чтобы распустить листочки весной.(Стасик) -Травка спит под снегом, как под белым теплым одеялом. (Миша) - Дети и взрослые одеваются в теплые шубы, шапки и сапожки, потому что на улице морозно. (Полина) | Сформированность эмоционального интереса к персонажу. Мотивация на совместную деятельность. Расширение представлений об окружающем мире. | |
2 | Сюрпризный момент «Встреча с Зимушкой». (педагог надевает шапочку и пелерину превращается в Зимушку). Появление персонажа-Зимушки (педагог). | Дети зовут Зиму: -Зима, зима, приди! Детям радость подари! Ребята знакомятся с Зимушкой. | Сформирванность эмоционального интереса к персонажу. Мотивация на игровую деятельность. | |
II. Основная часть | ||||
3 | Зимушка резюмирует и предлагает играть и веселиться. Показывает корзинку с играми - задания в конвертах. Читает художественное слово: « Вы конвертики берите, В них задания найдите, Все скорее выполняйте И подарки получайте». | Дети слушают Зимушку, наблюдают за её действиями. | Проявляет познавательный интерес, любознательность, инициативность. Повышение мотивации к выполнению заданий. | |
4 | Зимушка предлагает игру: «Разноцветные круги». Показывает конверт с заданием. Предлагает два обруча. Один желтый, другой белый. В белый обруч собрать «зимние» картинки, а в желтый «осенние». - Педагог раскладывает обручи. Картинки-схемы, на которых изображены характерные признаки зимы и осени, он раздает детям. Раз, два, три, Картинку возьми, Время года подбери! | Дети, разделившись на две команды, становятся около обручей с картинками-схемами. Каждый ребенок рассказывает о признаке, который изображен на его картинке-схеме. Ответы детей: -осенью идет дождь; -зимой идет снег; -осенью птицы улетают в теплые края; -зимой птицы прилетают к кормушкам и ближе к людям в город; -осенью медведь готовиться к зиме; -зимой медведь спит; -осенью листочки желтеют и опадают с деревьев; -Зимой нет листочков, деревья стоят голые ит.д. | Проявляет познавательный интерес, любознательность, инициативность. Высказывает предложения рассуждения. Развивает доказательную речь. Формирует умение составлять предложения по картинкам-схемам. Закрепляет признаки осени и зимы.
| |
5 | -Игра «Вьюга» Зимушка читает художественное слово – загадку о вьюге (звучит фонограмма вьюги). Кто бросает снег в лицо, Наметает на крыльцо? Кто в трубе ночной завыл? Кто ворота отворил? | Дети говорят, что это вьюга. Дети изображают вьюгу. Ребята вытягивают губы трубочкой и поют протяжно: у-у-у-у тихо, затем громче и громче. | Развивают силу голоса, речевое дыхание. Создание эмоционального настроения. Проявляет познавательный интерес к слушанию и отгадыванию загадок. | |
6 | -Игра «Один – много». Зимушка обращает внимание детей на большой снежок (белый мяч), который намела вьюга. Предлагает поиграть с ним. Она называет один предмет, а дети – много предметов. Например: снежинка – снежинки и т.д. | Дети встают в кружок, ловят снежок и отвечают. - Ответы детей: - морозы; - вьюги; - ветры; - метели; -зимы; - холода; - подснежники. | Упражняются в образовании множественного числа существительных. | |
7 | - Пальчиковая гимнастика «Снежок». Зимушка предлагает детям поиграть в снежки. Ребята, у меня замерзли пальцы от такого большого снежка. Давайте мы с вами согреем наши пальчики. | Дети выполняют движения совместно с Зимушкой. (широко расставить пальцы обеих рук) - Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого) - Мы с тобой снежок слепили. ( «Лепят», меняя положение ладоней) - Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую) - И совсем – совсем несладкий. (Грозят пальчиком) - Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок) - Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок) - Три – уроним. (встают, роняют воображаемый снежок) - И…сломаем. (Топают). (Н.В. Нищева) | Координация речи с движением. Развивают мелкую моторику рук. | |
8 | - Упражнение «Собери снеговика». Зимушка говорит: - У меня для вас приготовлена еще одна игра. (Педагог достает из корзинки следующий конверт с заданием). - Задает вопрос: - Что в конверте? Зимушка интересуется: - А как вы думаете, кого можно сложить из этих деталей? (Интерактивная технология «Цепочка».) Зимушка предлагает детям встать в «цепочку» и собрать снеговика, но сначала вспомним последовательность выполнения упражнения. - Каждый должен выбирать одну деталь и прикреплять на доске. - Не забывать комментировать свои действия. - Затем встать на свое место. Педагог, создает и поддерживает обстановку терпимости к любой точке зрения, следит за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. Зимушка хвалит детей. - Молодцы замечательный снеговик у вас получился! Я – волшебница и могу сделать так, что Снеговик оживет. Зимушка предлагает детям закрыть глаза и позвать его. | Ответы детей: - круги большие и маленькие; - морковка; - угольки; - метла; - шляпа, кепка, цилиндр, теплый сапог и т.д. - Снеговика. Дети, встают свободно в цепочку, не мешая друг другу. Ребенок выбирает карточку, прикрепляет к доске и объясняет свой выбор. Ответы детей: - Сначала прикрепляем большой круг, чтобы снеговик не упал. - На большой круг ставим поменьше, это будет туловище. - Самый маленький круг – голова и т.д. - Кепка нашему снеговику не подходит, так как сейчас зима, а ее носят летом. - Цилиндр тоже не подходит, он нужен фокуснику в цирке. - Шляпа нужна ковбою. - я предлагаю надеть снеговику на голову шапку – сапог, она теплая подходит для прогулок зимой. Дети закрывают глаза и говорят: - Раз, два, три! Снеговик, приди! | Развитие конструктивного праксиса. Совершенствовать умение составлять целое из частей. Дети учатся работать в команде. Каждый участник учится последовательно решать одну из поставленных задач. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания. | |
9 | Играет музыка (волшебная, тихая) Зимушка читает: (сказочным голосом) Снеговик, снеговик Появился во дворе! Нос морковкой, рот картошкой И сапог на голове! (М.Соколова) Появляется Снеговик (воспитатель, одетый в костюм снеговика) в руках у него пустая корзина. - Игра «Найди снежок». Снеговик говорит: - Здравствуйте! А вот и я! Хочу с вами поиграть в снежки. Ой, я их, кажется, растерял! -Зимушка предлагает ребятам, помочь снеговику, найти снежки. Вместе весело идем, Все снежки сейчас найдем. Будем с ними мы играть, Будем мы снежки бросать! | Дети ищут снежки и рассказывают снеговику, где нашли. Ответы детей: - «под деревом»; - «на дереве»; - «около дерева» и т.д. | Дети присваивают новые звания. Ребята совершенствуют умение ориентироваться в пространстве, правильно употреблять предлоги «на», «под», «около». | |
10 | Двигательная деятельность. Снеговик говорит: - Спасибо! Снежки нашли. А теперь попробуйте попасть снежком в корзину. | Дети бросают снежки в корзину. | Снятие мышечного тонуса. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развивают меткость и точность броска. | |
11 | Музыкально/Художественная деятельность. Двигательная деятельность. Снеговик хвалит детей: - Молодцы ребята! Какие вы меткие и ловкие! А танцевать вы любите? - Хоровод со Снеговиком. Социализация. | . Дети встают в круг, повторяют различные танцевальные движения за Снеговиком под музыку. В конце песни дети поворачиваются друг к другу, обнимаются и говорят, спасибо, называя ласково имя партнера. | Развивают умение выполнять движения по показу. | |
III. Заключительная часть. | ||||
12 | Педагог подводит итог. - Вот и закончились наши «зимние забавы». -Ребята, вам понравилось? К нам сегодня в гости приходили Зимушка и Снеговик и мы очень подружилась с ними, играли в интересные игры. (Интерактивная технология «Интервью»). - Давайте теперь поиграем в игру «Журналисты» и вспомним, что было интересного, что нового вы узнали? - Ребята, можно сегодня корреспондентом будет у нас Снеговик? - Снеговик - журналист берет микрофон и обращается к детям: - Чем понравились вам наши зимние забавы? - Что нового вы узнали? Зимушка предлагает детям узнать у гостей их предложения. - Кто будет корреспондентом и возьмет интервью? Воспроизведение художественной литературы. Снеговик благодарит детей: Молодцы, хорошо играли, Все задания выполняли! Мы с Зимушкой вас благодарим, И подарки вам дадим. Вы обратно к ней спешите И подарки отыщите! Зимушка и Снеговик прощаются и уходят. | Воспроизводят полученные знания. Ответы детей: -да. - Мне понравилось рассматривать карточки и рассказывать о зиме, об осени. (Вика). - Мне понравилось собирать снеговика последовательно вместе с ребятами и рассказывать, почему зимой нельзя ходить в кепке. (Сима). - Я узнала, что подснежник первым появляется из под снега, он очень красивый, как капелька похожая на колокольчик. (Полина). Ребенок – корреспондент, используя микрофон, задает вопросы, в случае затруднения использует карточки – подсказки. - Что вам понравилось? - Что вам не понравилось? - Что интересного услышали? - Что интересного увидели? - Что хотели бы вы увидеть или услышать в следующий раз? Дети подходят к Зимушке и находят у не в корзинке подарки, благодарят ее. | Поддержание положительного эмоционального настроя. Развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок». Научить подводить итог услышанного и увиденного. Мотивация на дальнейшую образовательную область, на умение работать в коллективе, способствовать свободному общению с взрослыми и детьми. Получение удовольствия от выполненной работы. |
Литература:
- Блинова Г.М. Познавательное развития детей дошкольного возраста: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.(Вместе с детьми).
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Воронеж: Изд. «Учитель», 2006. – 316с.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4 -5 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук. – М.: Просвещение, 2004. – 292с.
- Речевые досуги для дошкольников. Учебно-методическое пособие/Л.В.Лебедева (и др.) – М.:Центр педагогического образования, 2011. – 96с.
- Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ В.А.Филлипова (и др.) ; под научн.ред. И.В. Руденко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012.-212с.: обл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по теме: «Одежда. Головные уборы»
Тема недели: «Одежда. Головные уборы» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое р...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками (для средней группы) на тему "куда течёт река?" по методике Н.А. Коротковой
План-конспект НОД содержит игровой момент, знакомство с географической картой, наблюдение за обозначением воды на карте, ритмические движения под музыку, рисование и конструирование....
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по теме: «Гриб-грибок»
laquo;План-конспект непосредственно образовательной деятельностис дошкольниками в средней группе по теме: «Гриб-грибок»...
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по теме: «Гриб-грибок»
laquo;План-конспект непосредственно образовательной деятельностис дошкольниками в средней группе по теме: «Гриб-грибок»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в средней группе на тему: «Зимние забавы».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в средней группе на тему: «Зимние забавы»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в средней группе на тему: «Зимние забавы».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в средней группе на тему: «Зимние забавы»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в средней группе на тему: «Зимние забавы».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в средней группе на тему: «Зимние забавы». ...