«Влияние ручной умелости на развитие речи дошкольников»
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему
Консультация для родителей среднего и старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.vliyanie_ruchnoy_umelosti_-balitskaya_l.v.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Влияние ручной умелости на развитие речи дошкольников»
Балицкая Л.В.
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?
— Запускать пальцами мелкие волчки.
— Разминать пальцами пластилин, глину.
— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
— Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
— Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
— Закручивать шурупы, гайки.
— Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
— Рисование в воздухе.
— Игры с песком, водой.
— Мять руками поролоновые шарики, губку.
— Шить, вязать на спицах.
— Рисовать, раскрашивать, штриховать.
— Резать ножницами.
— Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.).
Пальчиковая гимнастика
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Простые правила пальчиковых игр:
1.Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2.Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие, растяжение, расслабление.
Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!
Дом
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана").
Друзья - садоводы
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда! (Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников»
Экспериментирование - это метод близкий к идеальному. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов ДОУ « Влияние физических упражнений на развитие речи дошкольников»
Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее....
Влияние словарной работы на развитие речи дошкольника
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимае...
Влияние народного творчества на развитие речи дошкольника.
Статья о влиянии изучения народного фольклора на развитие речи у дошкольников, а так же воспитание нравственности и духовности при изучении народного творчества....
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи дошкольников.
В статье указана необходимость использования пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста....
Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.
В данной статье рассматривается проблема влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма связана с увеличением числа школьников страдающ...
«Роль ручного труда в развитии речи дошкольника »
Сегодня мы с вами поговорим о том, насколько важно развивать у ребенка мелкую моторику рук, которая напрямую связана с уровнем его речи....