«Роль ручного труда в развитии речи дошкольника »
консультация на тему

Моисеева Елена Анатольевна

 

          Сегодня мы с вами поговорим о том, насколько важно развивать у ребенка мелкую моторику рук, которая напрямую связана с уровнем его речи.

 Зависимость между развитием тонких движений рук и речи была замечена еще в Х1Х веке Марией Монтессори,  а до нее Этаром и Сегеном. Такая взаимосвязь изучалась и  была подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых: И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, А.А.Леонтьевым, А.Р.Лурия. В настоящее время исследователи Л.В.Фомина, Е.И.Исенина, М.М.Кольцова, Л.А.Панащенко и другие доказали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на становление детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Именно величина проекции кисти и ее близость к речевой зоне опосредованно влияет на развитие активной речи ребенка. Развитие речевых областей в правом или левом полушарии обуславливает и то, является человек левшой или правшой. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется так же и в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

          Таким образом, тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoi_trud.docx352.25 КБ

Предварительный просмотр:

          В свою работу с детьми я включаю игры и занятия, которые позволяют успешно заниматься общим развитием детей на основе улучшения мелкой моторики пальцев рук.

В процессе игр, упражнений на развитие мелкой моторики , а также включение в процесс обучения ручного труда, у детей улучшается внимание, память, слуховое, зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

          В совместную деятельность я стараюсь включать упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками, пуговицами и другими различными материалами, а также упражнения в тетрадях в клеточку. Речевой материал заданий подбирается с учетом лексических тем программы обучения.

 Совместная деятельность по ручному труду могут проводиться как часть занятия по развитию речи, математики, ознакомлению с окружающим, рисованию и т.д. или использоваться во второй половине дня в детском саду или в свободное время.  Хорошие результаты по освоению материала дают работы, сделанные детьми с использованием различных материалов: ткани, бисера, тесьмы и т.д.

          Упражнения с использованием различных материалов, крупой,  развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость, зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев рук развивают тактильные ощущения детей. Кроме того, они учат детей ориентироваться на плоскости, помогают создать на ней множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры), работать по схеме, видеть связь между предметами или явлениями окружающего мира и их абстрактным изображением. Работы могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

           Детям дошкольного и школьного возраста очень нравится заниматься ручным трудом и изобразительной деятельностью: вырезать что-нибудь из бумаги, клеить , рисовать. Все это развивает ребенка в эстетическом плане, разрабатывает моторику пальцев рук, а также приучает малыша к аккуратности и терпению. Однако если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что ему не нужно развивать свои пальчики, ведь даже в возрасте 5-6-7 лет завязывание шнурков может вызвать у ребенка затруднения, а работа с пластилином ограничиваться лепкой «шариков» и «колбасок».

           К сожалению, многие родители узнают о необходимости развития движений кистей и пальцев рук только перед тем, как ребенок идет в школу. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, ему приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш, а ведь любое отставание ребенка в той или иной сфере отражается на его поведении и развитии в целом. Самая большая ошибка родителей – это бесконтрольно пустить все на самотек. Давайте вместе поможем развитию у ребенка тактильной чувствительности, движений кистей и пальцев рук с помощью ручного труда. К ручному труду не стоит относиться как к коррекционной деятельности. Это интересное и веселое занятие, способное подарить ребенку первую радость маленьких побед. Творите вместе с малышом и радуйтесь всем его успехам.

 Условия проведения:

           Прежде всего нужно выбрать место для проведения занятий с хорошим освещением. Это может быть детский стол или комнатный пол. Детский стол должен быть устойчивым, подходить малышу по росту. Расположить его  желательно так, чтобы у взрослого была возможность подходить к ребенку с любой стороны. Пол для проведения занятий должен быть чистым, теплым, безопасным. Перед началом занятий следует проветрить помещение. Руки ребенка должны быть чистыми, сухими, с коротко остриженными ногтями, а одежда – удобной и легкой, не стесняющей движений малыша. Желательно, чтобы руки ребенка были открыты до локтей.

                                     

                                      «ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА»:

Л е п к  а  – из пластилина, глины, а также соленого теста ( смешать стакан соли, 2 стакана муки, стакан подкрашенной воды; для того, чтобы тесто не липло к рукам, добавить 2 столовые ложки растительного масла);

Р и с о в а н и е  - это может быть раскрашивание и обведение рисунка, штриховка, примакивание, которые выполняются пальцами, кисточкой, ватной палочкой, фигурной губкой, мелком, карандашом, фломастером, ручкой, пером и т.д. Однако следует помнить, что детям до 4 лет не рекомендуется работать с карандашом, ручкой или фломастером. С 10-12 месяцев ребенка следует знакомить с краскам, которые можно приготовить самим: смешать крахмал, пищевой краситель, воду и мыльную стружку;

A п п л и к а ц и я  - уже в двухлетнем возрасте ребенку можно предложить сделать аппликацию по образцу из заготовок или самостоятельно оторванных кусочков цветной бумаги. В более старшем возрасте необходимо научить ребенка правильно держать ножницы и работать с ними. Ножницы обязательно должны быть с закругленными концами.

                                         «РАЗВИВАЕМ  ПАЛЬЧИКИ»

Р у ч н о й    т р у д:    

-  Сделайте совместно с ребенком поделку: из бумаги, картона, ниток, природного материала, например, плодов каштана, желудей, соломы, листьев деревьев и кустарников и т.д.;

- научите пришивать пуговицы – в 2-х летнем возрасте рекомендуется использовать пуговицы-шнуровки диаметром 10 см с 4-6 большими дырками. В более старшем возрасте можно использовать пуговицы меньшего размера и с меньшим количеством дырок;

М а н и п у л я ц и и   с   р а з л и ч н ы м и   п р е д м е т а м и:

- собирание пирамидки, матрешки, конструктора, мозаики;

- расстегивание и застегивание пуговиц разных размеров, липучек, молний, ремешков, кнопок, крючков;

- шнурование ботинок различными видами шнуровок, развязывание и завязывание шнурков;

- манипуляции с небольшими предметами и игрушками.

                                     Мастер-класс для родителей с детьми

                                                           «Барашек»

             Для эффективного сотрудничества с родителями, в своей деятельности я использую новую форму работы с родителями - мастер класс. При проведении таких мероприятий родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке. А душевная атмосфера способствует более доверительному общению не только с ребенком, но и с воспитателем.

Цель:

-   привлечение внимания семьи к результатам обучения детей в группе посредством организации мастер-классов детского творчества совместно с родителями;

-   формирование у родителей интереса к ручному труду;

-   ознакомление родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.

-    дать родителям представление о  нетрадиционных методах, используемых в работе с детьми в ручном труде;

-    дать возможность родителям проявить свое художественное творчество; 

Задачи:

-   Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности малышей в домашних условиях.

-   Помощь в организации благоприятных условий, для мотивации ребенка к процессу творчества.

-   Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.

-   Вызвать интерес к интегрированию художественно – эстетических видов деятельности в разных вариантах и сочетаниях между собой.

Предварительная работа:

-   Организация пространства для проведения «Мастер — класса»

-   Подготовка образцов, изобразительного, бросового, природного материалов;

План:

-   Сообщение на тему «Роль мелкой моторики в развитии речи дошкольников»;

-   Консультация по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях

-   Практические занятия.

-   Обмен мнениями, впечатлениями.

Материалы и оборудование:

-   В группе оформлена выставка детских работ в различных нетрадиционных техниках. На столах находятся изобразительные материалы и инструменты.

Содержание мастер-класса:

-   Пригласить родителей и детей пройти в группу и сесть за любой понравившийся стол. Обратить внимание на оборудование и материалы на столах, дать возможность все рассмотреть, в том числе и выставку детских работ.

-   Предложить родителям проявить свои умения и фантазию в ходе работы . (Во время работы можно включить спокойную музыку).

Материал для работы: картон прямоугольной формы зеленого цвета, набор пластилина, гречневая крупа, половинки горошин.

     

 Ход мастер-класса:

-   Прослушивание стихотворения Натальи Родивилиной:

            В кучерявые рубашки
            Одеваются барашки.
            В них зимой они согреты
            И совсем не жарко летом.

-   Изготовление поделок :

  Последовательность исполнения: в центре картона налепить два белых пластилиновых овала – один большой, другой поменьше – это туловище и голова барашка. Долепить барашку четыре ножки с копытцами и ушки из пластилина коричневого цвета. На туловище налепить гречневую крупу – это шерсть барашка . Предложить детям совместно с родителями придумать название для своей работы. 

Итог мастер-класса:

-   Дети и родители активно работали, использовали нетрадиционные материалы. Дети и родители были увлечены процессом ручного труда, ими была проявлена фантазия и изобретательность. В процессе работы родители вспомнили свое детство, рассказали в какие игры играли.

-   Рассматривание работ. Совместное оформление выставки.

-   Результат совместного творчества детей и родителей  способствовал развитию положительных эмоций детей, вызвал чувство гордости за своих родителей.      


барашек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Роль ручного труда в приобретении уверенности в себе"

Материал о формировании личностных качеств посредством занятий ручным трудом...

Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста

В детский сад №85 Красногвардейского района Санкт-Петербурга я пришла работать в сентябре 2000 года и стала воспитателем старшей группы. При более близком знакомстве с детьми заметила, что они н...

Роль ручного труда в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья,примеры некоторых видов ручного труда,...

Статья о роли ручного труда в развитии воображения и творческих способностей детей

Творчество ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира – природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек – фор...

Материал творческого отчёта по теме "Роль ручного труда в совместной деятельности воспитателя и детей"

Творческий отчёт по теме "Роль ручного труда в совместной деятельности воспитателя и детей"...

Круглый стол с родителями «Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме трудового воспитания посредством ручного труда у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Задачи:1....

Консультация для воспитателей Роль ручного труда в развитии воображения и творческих способностей детей.

Консультация для воспитателейРоль ручного труда в развитии воображения и творческих способностей детей.Творчество ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружаю...