«Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников»
статья (старшая группа) на тему

Экспериментирование - это метод близкий к идеальному. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Статья                

                     «Влияние экспериментальной деятельности

                               на развитие речи дошкольников».

                                           

                                                         Автор: воспитатель Епифанова Е.А.

                       ГБДОУ д/с № 40 Кировского района, г. Санкт-Петербург

   

  «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддьяков, 1995г.).

   

  В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

 Экспериментирование – это метод близкий к идеальному. Знания,

полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными.

Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка,

наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Экспериментирование тесно связано со всеми сферами детской жизни:

  1. Наблюдение – составная часть любого эксперимента.
  2. Эксперимента без труда не бывает.
  3. Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
  4. Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
  5. Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
  6. С чтением художественной литературы.
  7. С музыкальным воспитанием.

  Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой –

ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать

предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей

познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.

В уголке экспериментирования должно быть:

  • оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями;
  • природный материал;
  • коллекции веществ и материалов;
  • приборы для проведения опытов;
  • картотека опытов;
  • алгоритмы проведения опытов;
  • дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт:                          

цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.

 Формы экспериментирования могут быть различными:

  • совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.
  • самостоятельная деятельность детей.

Цель эксперимента:

  • создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента;
  • сформировать интерес к исследованию природы;
  • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);
  • стимулировать познавательную  активность и любознательность ребенка;
  • активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

   Применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности;
  • исследовательские    умения   и   навыки  детей (видеть  и  определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки  и  связи, сопос-тавлять  различные  факты, выдвигать  различные  гипотезы, отбирать средства  и  материалы   для   самостоятельной   деятельности,  осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
  • речевое развитие (обогащение словарного  запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно  строить  свои  ответы  на  вопросы,  умение задавать вопросы, следить  за  логикой  своего  высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самосто-

        ятельности, умения сотрудничать с другими,  потребности  

        отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;

  • знания детей о неживой природе.

    В детском саду мы много внимания уделяем экспериментированию.

Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии

и некоторые научные знания.

    Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о

свойствах воды, мыла, растворимости веществ.

  • Опыт: «Тонет… не тонет». Что утонет, а что нет:
  • пластмассовая игрушка;
  • камешек;
  • губка;
  • металлическая машинка.
  • Опыт: «Что быстрее растворится?»
  • морская соль;
  • мыло;
  • шампунь.

    Кухня – тоже место для эксперимента.

  • Опыт: «Растворяется… не растворяется». Что растворится, а что нет:  
  • соль;
  • рис;
  • сахар;
  • мед;
  • сода;
  • мука.
  • Опыт: «Вулкан». Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду

и добавьте уксус.

  • Опыт: «Почему идет дождь?». Возвращение воды в жидкое состояние:

Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит,

накройте кастрюлю крышкой (на крышке образовались капли воды).

    Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития

детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников"

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Великий немецкий мыслитель И. Кант сказал в своё в...

«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников»

Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия....

Консультация "Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников"

Дошкольный возраст  – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной ...

Консультация для родителей "«Влияние изобразительной деятельности на развитие речи дошкольника»

                 На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается слова...

" Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольника"

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержат...

Доклад к педсовету «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников»

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический с...

Консультация для родителей: "Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников"

laquo;Театр - это волшебный мир. Он даек т уроки волшебной красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...