Влияние народного творчества на развитие речи дошкольника.
статья по развитию речи по теме
Статья о влиянии изучения народного фольклора на развитие речи у дошкольников, а так же воспитание нравственности и духовности при изучении народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народное творчество в детском саду. | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
В.Л Сухомлинский утверждает:«..Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».
А.П.Усова считает: «Потешки сказки , загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи»
Отсутствие или нехватка времени у родителей на общение с детьми, а также невнимание к содержанию речи малыша, отсутствие ее активизации со стороны родителей приводит к проблемам в развитии речи детей. Речь многих дошкольников отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Большинство детей употребляют нелитературных слова и выражения. У них отсутствуют навыки культуры речи, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Связные высказывания детей короткие, отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста, высказывания состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой, уровень информативности высказывания очень низкий, активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам.
Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми, а так же со сверстниками формируется потребность в речевом развитии. Особая потребность возникает во время игры. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития общения. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста Н.К. Крупская писала : «…игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. »
Среди различных средств развития словарного запаса и развития речи у дошкольников может выступать произведения детского фольклора. Возвращение к истокам устного народного творчества в детском саду сейчас очень актуально Простота фольклорных произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывание и самостоятельного участия привлекают детей и они с удовольствием используют их в своей игровой деятельности. При изучении происходит активное усвоение разговорного языка, становление развитие всех сторон речи: фонетической лексической и грамматической, а так же изучение фольклора обеспечивает полноценное владение родным языком, что является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться.
Фолькло́р (от англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации, что способствует развитию речи детей.
Положительная эмоциональная окраска фольклорных произведений вызывает желание повторить, запомнить, звукосочетания, фразы, а звукоподражания, звучность, ритмичность, напевность устного народного творчества в свою очередь способствует развитию фонематического слуха. Изучение произведений народного творчества обогащает словаря дошкольника за счет многозначности слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формирует представления о переносном значении и учит ребенка плавному произношению фраз и предложений. Вначале дошкольник копирует, а позже многие слова, фразы и предложения переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.
В процессе изучения народного творчества происходит процесс умственного воспитания дошкольника. Ребенок овладевает умением сравнивать, анализировать, оценивать, обобщать, а так же у ребенка возникает желание узнать, что же будет дальше в том или ином произведении народного фольклора, тем самым он стремится получить все новые и новые знания.
Эстетическое воспитание невозможно без народного поэтического фольклора. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов, обогащают речь живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений. Через народную мудрость происходит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту и искусству. Народное творчество способствует развитию воображения, художественно-творческих способностей, а так же формирует основы эстетического вкуса.
Фольклор является источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова…Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ» К.Д.Ушинский
Таким образом, народное творчество закладывает фундамент психического и нравственного здоровья дошкольника, что является необходимостью в период становления личности ребенка. В свою очередь психическое и нравственное здоровье обеспечивает развитие устное речи дошкольников в период становления его личности. Это происходит во время общения со сверстниками через игру, а инструментом развития является народное творчество, мудрость народа, накопленная веками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников" на 2015-2016 год
перспективное планирование...
Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников.
Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает обогащать среду, в которой растут дети....
Статья "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников"
В статье рассказано о методах и приемах работы с детьми для развития грамотной, правильной речи посредством чтения русской литературы....
Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников
Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение. Ребенок,приобщаясь к фольклору, приобщается к культуре своего народа. Материа...
«Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников»
Познавая мир через сказки, песни, поговорки, пословицы и другие произведения народного фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся использовать в своей речи различные языковые средства,...
Статья "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников"
устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности. ...
"Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников"
Консультация для родителей о влиянии устного народного творчества и чтении сказок на развитие речи дошкольников....