"Дифференциация животных"
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Сафонова Ирина Александровна

Путешествие животных в космос, закрепление образования  притяжательных прилагательных от существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dif._zhivotnye.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  «Дифференциация животных». (Домашние животные, дикие    животные наших лесов, животные холодных стран,

животные тёплых стран).

Цель:

- закрепить знания и представления детей по изученным тема (домашние

животные, дикие животные наших лесов, животные холодных стран, животные тёплых стран);

- дифференцировать животных по месту обитания;

-  совершенствовать грамматический строй речи;

- закрепить навык детей образовывать   притяжательные прилагательные от  

  существительных;

- правильно использовать притяжательные прилагательные в речи;

- составлять сложные предложения с союзом «потому что»;

- образовать существительные с помощью суффиксов –енок-, -онок-.

- развивать словесно-логическое мышление;

- развивать и совершенствовать общую моторику;

- воспитывать интерес к животным.

Оборудование: Предметные картинки (лошадь, корова, собака, кошка, свинья, ёжик, лиса, волк, белка, заяц, барсук, тюлень, морж, северный олень, белый медведь, тигр, лев, слон, жираф, кенгуру, верблюд). Фотографии животных для игры «4- й лишний». Кукла  Карлсон. Волшебный мешочек, Конфеты.

Предварительная работа:

  1. Беседа о жизни животных (где живут, чем питаются, что общего у всех животных, чем они отличаются, названия детёнышей)
  2. Чтение произведений о животных.
  3. Рисование животных.

Ход занятия

I Организационный  момент. 

 Загадки:

Этот зверь живёт лишь дома.                      Спереди – пятачок,

С этим зверем все знакомы.                        Сзади – крючок.

У него усы, как спицы.                                 Посредине спинка,

Он мурлыча песнь поёт,                               А на ней щетинка.

Только мышь его боится…        (свинья)

Угадали? Это … (кот)

Логопед: Какие это животные? (домашние)

Логопед: Почему вы считаете, что это домашние животные? (потому что они живут рядом с домом человека и человек за ними ухаживает)

Логопед: Каких ещё домашних животных вы знаете? (ответы детей)

Загадки:

Он всю зиму в шубе спал,                                     На ветке не птичка -

Лапу бурую сосал,                                                          Зверёк-невеличка,

А проснувшись стал реветь.                                 Мех тёплый как грелка,

Этот зверь лесной …    (медведь)                                Кто же это?...     (белка)

Логопед: Какие это животные? (дикие)

Логопед: Почему вы решили, что это дикие животные? (потому что они живут в лесу)

Логопед: Каких ещё диких животных вы знаете? (ответы детей)

Загадка:

Травоядный обитатель Севера.

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Кто это?     (северный олень)

Логопед: Какое это животное? (животное холодных стран)

Логопед: Каких ещё вы знаете животных холодных стран? (ответы детей)

Загадки:

Кто один имеет рог?                          «Я в зелёнку угодил!» -                    

Отгадайте! … (носорог)                    Горько плачет … (крокодил)

Логопед: Какие животные? (животные жарких стран)

Логопед: Каких ещё вы знаете животных жарких стран? (ответы детей)

II. Основная часть.

Логопед: Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей)

Логопед: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам  удивительную историю, которая произошла с животными, а узнала я эту историю от одного мультипликационного героя. Отгадайте кто это.

Загадка:

Толстяк живёт на крыше

Летает он всех выше.

                    (Карлсон)

Логопед: Правильно это Карлсон. Сегодня он у нас в гостях.

Карлсон: Здравствуйте ребята. Вы рады меня видеть? (ответы детей)

Логопед: Послушайте, что рассказал мне Карлсон. Происходила вся эта история в зоопарке. Как-то вечером сидели все звери в зоопарке и рассказывали друг другу удивительные истории, которые происходили с ними. Вдруг кто-то из зверей спросил: «А вот вы знаете, кто полетел первыми в космос из животных?» Ничего не ответили звери. А вы ребята знаете, кто полетел первым в космос ? (собаки Белка и стрелка). Посовещались звери друг с другом и решили, что они тоже хотят в космос. Да только вот беда не знают они, на чём лететь в космос. А вы знаете на чём можно полететь в космос? (ответы детей)

Логопед: Сели животные в ракету и полетели. Давайте с вами изобразим как гудит ракета: [л-л-л].

Ребята, а вы хотите знать кто полетел в космос из животных, ведь все они в ракету не поместились. (ответы детей).

 ИГРА  «Отгадай, кто полетел на ракете»

Логопед: Ну, тогда попробуйте отгадать, кто полетел на ракете. Послушайте, как я буду отгадывать.

Логопед: На ракете полетела корова, потому что видна коровья голова и коровий хвост. А теперь вы дальше сами отгадайте кто полетел на ракете. (ответы детей)

Логопед: Прилетели они на планету, а на встречу вышли встречать их инопланетные животные. Хотите знать какие? (ответы детей).

ИГРА «Инопланетные животные»

Логопед: Инопланетные животные у них очень интересные. Посмотрите, какое интересное животное у него лошадиная голова и верблюжий хвост.

Логопед: А теперь вы назовите части тела инопланетного животного (животное у которого львиная голова и крокодилий хвост, беличья голова  и тюлений хвост, жирафья голова и олений хвост, тигриная голова и верблюжий хвост, медвежья голова и моржовый хвост, лисья голова и львиный хвост, тюленья голова и волчий хвост).

Логопед: Познакомились животные друг с другом и решили поиграть

Давайте и мы с вами поиграем.

III. Физкультминутка.

Мы топаем ногами,                        Дети выполняют движения по тексту                                            

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки поджимаем

И побежим кругом.

IV. ИГРА «Прятки»

Логопед: А потом животные решили поиграть в прятки. Сейчас мы с вами тоже поиграем в прятки с этими животными.  Они будут от вас прятаться, а вы  их должны найти. (Логопед предлагает детям закрыть глаза, в это время раскладывает предметные картинки в разные места, например, на стул, под стол, …. )

Образец ответов детей: за стулом спрятался волк, потому что видна волчья голова и волчий хвост.

V. ИГРА «4–й лишний»

Логопед:  Ребята,  настал момент, когда животным надо возвращаться на свою планету. А вы знаете, как называется наша планета? (Земля)

Логопед: Правильно, наша планета называется Земля. Сели звери в ракету и полетели домой. А кто из вас может изобразить, как гудит ракета? (ответы детей)

Логопед: Но прежде чем лететь домой, звери решили заглянуть к себе на Родину. Куда полетят животные холодных стран?  А куда полетят животные теплых стран, дикие животные наших лесов, домашние животные? (ответы детей).

Логопед: Но вот беда ребята, когда звери занимали места некоторые из них сели не на своё место и оказались лишними. Сейчас я вам раздам фотографии, а вы посмотрите внимательно и скажите кто лишний.

  • Слон, северный олень, кенгуру, лев.
  • Бегемот, обезьяна, собака, носорог.
  • Собака, баран, слон, корова.
  • Лошадь, корова, белый медведь, кот.
  • Лошадь, собака, кот, ёж.
  • Белый медведь, тюлень, лиса, морж.
  • Жираф, белый медведь, тюлень, морж.
  • Заяц, тюлень, ёж, волк.

VI. ИГРА «У кого кто?». Игра проводиться с мячом.

Логопед: Побывав у себя на Родине, животные полетели к себе в зоопарк, а там их ждали детёныши.

 Давайте с вами попробуем отгадать, кто кого ждал.

Кошку ждал… (котёнок)

Корову ждал… (телёнок)

Лошадь ждал … (жеребёнок)

Собаку ждал … (щенок)

Белку ждал … (бельчонок)

Волка ждал … (волчонок)

Лису ждал … (лисёнок)

Ежа ждал… (ежонок)

Зайца ждал … (зайчонок)

Тюленя ждал … (тюленёнок)

Моржа ждал … (моржонок)

Оленя ждал … (оленёнок)

Белого медведя ждал … (медвежонок)

Тигра ждал … (тигрёнок)

Льва ждал… (львёнок)

Слона ждал … (слонёнок)

Верблюда ждал … (верблюжонок).

VII. Итог.

Логопед: Ребята,  Карлсону пора улетать к себе домой. Ему очень понравилось с вами играть, он приготовил вам небольшой сладкий подарок. Карлсон достаёт волшебный мешочек и раздаёт детям конфеты.

Логопед: Ребята можете поблагодарить Карлсона за то, что он пришёл к нам в гости, обнять, пожать ему руку. Я думаю, что Карлсон ёще не раз к нам придёт.

Логопед: Вам понравилась моя история про животных?

Куда летали животные? (ответы детей)

Логопед: Какие игры вам понравились? (ответы детей)

Логопед: Молодцы ребята!

Литература.

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет; Москва, «ТЦ Сфера», 2004.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР; Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.

Мельникова С.М., Бикина Н.В. Игротека речевых игр. Выпуск № 1. Кого везут в зоопарк; Москва, «Гном и Д», 2006

Волина В. Занимательное азбуковедение; «Просвещение», 1991

Писарева Н.Е. Мамины уроки. Рабочая тетрадь по развитию познавательных способностей дошкольников 5-6 лет; Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Животные холодных и жарких стран». Дифференциация звуков и букв Ш и Ж.

1. различение звуков и букв Ш и Ж 2. Закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа 3. практическое усвоение притяжательных прилагательных 4. обобщение лексики по теме "Животные жарких стр...

Дифференциация звуков С-Ш. Лексическая тема "Дикие животные"

Занятие - путешествие поможет детям в увлекательной форме научиться различать звуки С-Ш....

«Дифференциация звуков [Р]– [Л]. Животные жарких стран»

Конспект занятия в подготовительной группе....

Презентация по теме "Дифференциация животных"

Презентация по лексической теме Дикие и домашние животные для старшей группы...

Конспект занятия в средней логопедической группе по теме «Дифференциация диких и домашних животных». (Развитие речи + рисование нетрадиционной техникой сухой кистью «Тычок»)

Животные всегда очень интересны детям. Они любят их рисовать, но маленьким детям ещё сложно нарисовать животных и им на помощь приходит техника рисования сухой кистью "Тычок"....

открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе: "Дифференциация звуков Л-Ль. Лесные дикие животные".

В сказочно-игровой форме, дети закрепляют навыки произношения и различения звуков Л-Ль в словах, словосочетаниях, предложениях, рассказе с игровыми персонажами - Прокурор Согласных, Леший, заяц, белка...

Дифференциация звуков [Л] [Р]. Лексическая тема "Животные жарких стран"

Формирование правильного произношения звуков Л-Р...


 

Комментарии

Рязанова Екатерина Николаевна

Очень интересное занятие, спасибо за Ваш материал.