Дифференциация звуков [Л] [Р]. Лексическая тема "Животные жарких стран"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
РМО учителей-логопедов
Коркинского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18»
ПЛАН – КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР)
Тема: Дифференциация звуков [Л] - [Р]
Лексическая тема «Животные жарких стран»
Материалы конспекта подготовил
учитель-логопед
Короткова А.С.
Коркино 2021
ПЛАН – КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР)
Тема: Дифференциация звуков [Л] - [Р]
Лексическая тема «Животные жарких стран»
Цель:
Формирование правильного произношения звуков Л-Р
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- дифференциация звуков [р] – [л] в слогах, словах и связной речи.
- Коррекционно-развивающие:
- развитие слухового внимания, фонематического восприятия;
- закрепить умение детей отгадывать загадки;
- продолжать развивать навык составления описательного рассказа по картинки; развивать координацию движений;
- развивать память, внимание, мышление;
- активизировать и расширять словарь по теме «Животные жарких стран».
- Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества (переживания, сострадания), взаимопомощи.
Оборудование: магнитная доска, фонарик.
Демонстрационный материал: картинки артикуляционных гимнастик, картинки с изображение Африки и животных, кукла Буратино.
Раздаточный материал: колечки и мячик су-джок, дорожки со следами, подарки для животных.
Ход занятия:
Этап | Содержание | |
Слова педагога | Предположительные ответы и действия детей | |
I | Организационный момент. Ребята, угадайте, кто сегодня к нам в гости пришёл? Мальчик с Азбукой под мышкой - Деревянный шалунишка. Победил он Карабаса, Не подвёл друзей ни разу. Кто не слушался Мальвину? Глупый, добрый … | Буратино |
II | Буратино, приглашает нас на прогулку. Он просит вас правильно и чётко произносить звуки [л] и [р]. Куда же мы отправимся гулять? Вы должны отгадать сами, а Буратино приготовил вам подсказку, загадки. Вам надо отгадать загадки про животных и запомнить отгадки 2. «Отгадай загадки». 1) Что за коняшка, в полосатой рубашке? 2) на носу он носит рог и зовётся … 3) Самое длинношеее животное? 4) Очень много силы в нём, ростом он почти, что с дом, у него огромный нос, будто нос лет 300 рос. 5) Самое быстрое животное? 6) По реке плывёт бревно, ох и злющее оно. Тем, кто в реку угодил, нос откусит?
В каких словах - отгадках мы слышим звук [Л]. (Слон, коала, крокодил). Назовите слова, где есть звук [Р]. (Зебра, носорог, жираф, гепард, крокодил, верблюд).
Назовите слова, где слышатся оба звука. Где стоит звуки [Р] и [Л] в слове крокодил? Подумайте, как мы назовём всех этих животных вместе. Учитель-логопед: А сейчас, я предлагаю вам сделаем массаж. Я буду читать стихотворение, а вы возьмите в руки колечко и поочерёдно одевайте его на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Самомассаж с су-джок. За мамой слонихой шагает слонёнок, За крокодилихой - Крокодилёнок, За львицей шагает маленький львёнок, За зеброй спешит Полосатый зебрёнок, За верблюдицей Бежит верблюжонок, За кем же спешит каждый ребёнок (катают су- джок между ладонями). Сегодня мы с Вами будем продолжать учиться различать звуки [Л] - [Р], а для этого сделаем зарядку для язычка. Артикуляционная гимнастика. (артикуляционные упражнения сопровождаются картинками) «Улыбка», «хоботок», «маляр», «барабан», индюк». Учитель - логопед: Молодцы! А теперь давайте нашему гостю расскажем о звуках. Учитель - логопед: сейчас я предлагаю поиграть со звуками [Л] - [Р] Какие это звуки? Учитель - логопед: Правильно, звуки [Л] - [Р] согласные твёрдые. Чем они ещё похожи? Учитель - логопед: Хорошо. А чем они отличаются? Учитель - логопед: Молодцы! Давайте же узнаем, куда нас приглашает Буратино. Соберите картинку и мы узнаем куда же нас приглашает Буратино. Прочитайте слово из красных букв, которое у вас получилось на картине. Учитель - логопед: А расскажите, какая Африка? Учитель – логопед: Но для того чтобы правильно и красиво выговаривать все звуки нужна не только зарядка для язычка еще надо правильно дышать и сейчас мы с вами выполним упражнения на речевое дыхание. Упражнения на речевое дыхание. «Рычит лев» Ребёнок делает спокойный вдох носом, пауза на выдохе произносит звук [р-р-р]. «Слон пьёт воду» Вытянуть губы широкой трубочкой и сделать вдох под счёт до трёх, затем выдох под счёт до пяти.
Ребята выберите себе животного (учитель - логопед предлагает детям взять тигра и слона и полоски с цифрами и на каждый правильный слог шагать своим животным) Лиза, ты шагай пальчиками на слоги в которых услышишь звук [Л], а ты Никита шагай пальчиками на слоги в которых услышишь звук [Р]. Шагаем к своим животным. (Предлагаемые слоги: ра, ло, сла, дра, дро, тол, пол, ро) Физ. Минутка - координация речи с движением: «Звери» Это – лев. Он царь зверей. В мире нет его сильней (Идем по кругу неторопливо, подняв голову) А смешные обезьяны Раскачали все лианы. (пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч) А вот умный, добрый слон Посылает всем поклон (ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед – вправо, вперед – влево) Леопард так ловко скачет, Словно наш любимый мячик. (поскоки на месте) Пони бегает, резвится, Хочет с нами подружиться. (бег по кругу поскоками) Зебра головой качает К себе в гости приглашает. (руки на поясе, наклоны туловищем вперед, наклоны головой вправо – влево) Учитель - логопед: умницы! Продолжаем играть! Давайте посмотрим на животных. Буратино хочет узнать что-нибудь об этих животных. Расскажите ему, что вы знаете о них (один ребёнок рассказывает о жирафе, другой о крокодиле). (Детям предлагаются картинки с животными на одной из них крокодил, а на другой жираф). Молодцы, хорошие у Вас рассказы! Учитель - логопед: А сейчас послушайте мой рассказ и найдите в нем слова со звуками [Л] - [Р]. Это слон. Живёт слон в жарких странах. Он очень большой. Его тело покрыто толстой серой шкурой. У слона есть белые бивни и длинный хобот. С помощью хобота слон пьёт воду и добывает пищу. Уши у слона очень большие. Ими он отгоняет насекомых. Ноги у этого животного толстые, а хвост короткий. Питается слон: травой, листьями, плодами и корой деревьев.
(Слова со звуками [Л] и [Р]: Слон, жарких, странах, тело, покрыто, толстой, серой, шкурой, белые, толстые, короткий, травой, плодами, корой). Назовите слова со звуками [Л], [Р]. Лиза, назови позицию звука [Р] в слове жарких. Сколько слогов в слове. Никита, а ты назови позицию звука [Л] в слове слон. Сколько слогов в слове. Учитель - логопед: Молодцы! А теперь, я Вам, предлагаю сыграть в игру. Но сначала послушайте историю. Жили-были два друга, тигренок и слонёнок. И вот однажды к ним на день рождения пришли друзья и подарили подарки, но получилось так, что все коробки были одинаковые и друзья их перепутали. И теперь они не могут их поделить, давайте разделим все подарки. Тигрёнку мы подарим подарки со звуком [Р]. Слонёнку мы подарим подарки со звуком [Л]. (Игра с фонариком. Надо посветить фонариком с обратной стороны подарка и рассмотреть картинку). | Зебра. Носорог. Жираф. Слон. Гепард. Крокодил.
Крокодил. В слове крокодил звук [Р] стоит в середине слова, а звук [Л в конце слова. Выполняют упражнение Согласные, твёрдые. Эти звуки обозначаются синим цветом, при произнесении во рту есть преграда. Когда мы произносим звук Р - язык дрожит, а когда говорим Л - язык спокойный, не дрожит. Собирают картинку. Африка. Солнечная, жаркая, красивая. Дети выполняют упражнения на речевое дыхание. Рассказы детей. Слова со звуком [Л]: слон, тело, толстой, белые, толстые, плодами. Слова со звуком [Р]: жарких, странах, покрыто, серой, шкурой, короткий, травой, корой. Звук [Л] слышится в середине слова. Один. |
III | Подведение итогов занятия. Что Вам запомнилось больше всего? А теперь чтобы у Вас было хорошее настроение, я подарю вам раскраски с животными жарких стран. Спасибо Вам ребята, мне было интересно играть с Вами! (Дети уходят). | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Дифференциация звуков р-л". Лексическая тема "Космос"
На занятие дети отправляются в космическое путешествие на ракете и звездолёте, разгадывают интересный кроссворд «Вселенная». Всё занятие сопровождается показом презентации.В результате дети легк...
Конспект занятия "Пират на необитаемом острове". Тема: Дифференциация звуков "Ш ","Ж". Лексическая тема "Весна"(подготовительная логопедическая группа).
Цели: Учить слухо произносительной дифференциации звуков "Ш" "Ж"(сравнение ,различение и правильное произношение в слогах, словах, фразах ). Совершенствовать равыки звукового анализа. Учить реша...
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
Дифференциация звуков С-Ш. Лексическая тема "Дикие животные"
Занятие - путешествие поможет детям в увлекательной форме научиться различать звуки С-Ш....
Открытое занятие.Тема "Дифференциация звуков С-Ш". Лексическая тема "Зима".
Занятие рассчитано для детей старшей группы. В игровых ситуациях дети учатся контролировать собственное звукопроизногение, составлять с помощью символов схему здорового образа жизни и поведения....
Конспект ООД на тему: «Дифференциация звуков [ц] - [ч] ». Лексическая тема: «Перелетные птицы»
Цель данного занятия направлена на закрепление правильного произношения звуков ц—ч, а так же учить детей дифференцировать эти звуки....