Дифференциация звуков [Л] [Р]. Лексическая тема "Животные жарких стран"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

 

Формирование правильного произношения звуков Л-Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

РМО учителей-логопедов

Коркинского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18»

ПЛАН – КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР)

Тема:  Дифференциация звуков [Л] - [Р]

Лексическая тема «Животные жарких стран»

Материалы конспекта                                                                                    подготовил

   учитель-логопед

Короткова А.С.

Коркино 2021

ПЛАН – КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В  

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР)

Тема:  Дифференциация звуков [Л] - [Р]

Лексическая тема «Животные жарких стран»

Цель:

Формирование правильного произношения звуков Л-Р

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • дифференциация звуков [р] – [л] в слогах, словах и связной речи.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развитие слухового внимания, фонематического восприятия;
  • закрепить умение детей отгадывать загадки;
  • продолжать развивать навык составления описательного рассказа по картинки; развивать координацию движений;
  • развивать память, внимание, мышление;
  • активизировать и расширять словарь по теме «Животные жарких стран».
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитывать нравственные качества (переживания, сострадания), взаимопомощи.

Оборудование: магнитная доска, фонарик.

Демонстрационный материал: картинки артикуляционных гимнастик, картинки с изображение Африки и животных, кукла Буратино.

Раздаточный материал: колечки и мячик су-джок, дорожки со следами, подарки для животных.

Ход занятия:

Этап

Содержание

Слова педагога

Предположительные ответы и действия детей

I

Организационный момент.

Ребята, угадайте, кто сегодня к нам в гости пришёл?

Мальчик с Азбукой под мышкой -

Деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса,

Не подвёл друзей ни разу.

Кто не слушался Мальвину?

Глупый, добрый …

Буратино

II

Буратино, приглашает нас на прогулку. Он просит вас правильно  и чётко произносить звуки [л] и [р]. Куда же мы отправимся гулять?  Вы должны отгадать сами, а Буратино приготовил вам подсказку, загадки. Вам надо отгадать загадки про животных и запомнить отгадки

2. «Отгадай загадки».

1) Что за коняшка, в полосатой рубашке?

2) на носу он носит рог и зовётся …

3) Самое длинношеее животное?

4) Очень много силы в нём, ростом он почти, что с дом, у него огромный нос, будто нос лет 300 рос.

5) Самое быстрое животное?

6) По реке плывёт бревно, ох и злющее оно. Тем, кто в реку угодил, нос откусит?  

  

В каких словах - отгадках мы слышим звук [Л]. (Слон, коала, крокодил).

Назовите слова, где есть звук [Р]. (Зебра, носорог, жираф, гепард, крокодил, верблюд).

 

Назовите слова, где слышатся оба звука.

Где стоит звуки [Р] и [Л] в слове крокодил?

Подумайте, как мы назовём всех этих животных вместе.

Учитель-логопед: А сейчас, я предлагаю вам сделаем массаж. Я буду читать стихотворение, а вы возьмите в руки колечко и поочерёдно одевайте его на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Самомассаж с су-джок.

За мамой слонихой

шагает слонёнок,

За крокодилихой -

Крокодилёнок,

За львицей шагает

маленький львёнок,

За зеброй спешит

Полосатый зебрёнок,

 За верблюдицей

Бежит верблюжонок,

За кем же спешит  каждый ребёнок (катают су- джок между ладонями).

Сегодня мы с Вами будем продолжать учиться различать звуки [Л] - [Р], а для этого сделаем зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

(артикуляционные упражнения сопровождаются картинками)

«Улыбка», «хоботок», «маляр», «барабан», индюк».

Учитель - логопед: Молодцы! А теперь давайте нашему гостю  расскажем о звуках.

Учитель - логопед: сейчас я предлагаю поиграть со звуками [Л] - [Р]

Какие это звуки?  

Учитель - логопед: Правильно, звуки [Л] - [Р] согласные твёрдые. Чем они ещё похожи?

Учитель - логопед: Хорошо. А чем они отличаются?

Учитель - логопед: Молодцы!

Давайте же узнаем, куда нас приглашает Буратино.

Соберите картинку и мы узнаем куда же нас приглашает Буратино. Прочитайте слово из красных букв, которое у вас получилось на картине.

Учитель - логопед: А расскажите, какая Африка?

Учитель – логопед: Но для того чтобы правильно и красиво выговаривать все звуки нужна не только зарядка для язычка еще надо правильно дышать и сейчас мы с вами выполним упражнения на речевое дыхание.

Упражнения на речевое дыхание.

«Рычит лев»

Ребёнок делает спокойный вдох носом, пауза на выдохе произносит звук [р-р-р].

«Слон пьёт воду»

Вытянуть губы широкой трубочкой и сделать вдох под счёт до трёх, затем выдох под счёт до пяти.

        

Ребята выберите себе животного

(учитель - логопед предлагает детям взять тигра и слона и полоски с цифрами и на каждый правильный слог шагать своим животным)

Лиза, ты шагай пальчиками на слоги в которых услышишь звук [Л], а ты Никита шагай пальчиками на слоги в которых услышишь звук [Р]. Шагаем к своим животным.

(Предлагаемые слоги: ра, ло, сла, дра, дро, тол, пол, ро)

Физ. Минутка -  координация речи с движением: «Звери»

Это – лев. Он царь зверей.

В мире нет его сильней

(Идем по кругу неторопливо, подняв голову)

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы.

(пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)

А вот умный, добрый слон

Посылает всем поклон

(ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед – вправо, вперед – влево)

Леопард так ловко скачет,

Словно наш любимый мячик.

(поскоки на месте)

Пони бегает, резвится,

Хочет с нами подружиться.

(бег по кругу поскоками)

Зебра головой качает

К себе в гости приглашает.

(руки на поясе, наклоны туловищем вперед, наклоны головой вправо – влево)

Учитель - логопед: умницы!

Продолжаем играть!

Давайте посмотрим на животных. Буратино хочет узнать что-нибудь об этих животных. Расскажите ему, что вы знаете о них (один ребёнок рассказывает о жирафе, другой о крокодиле).

(Детям предлагаются картинки с животными на одной из них крокодил, а на другой жираф).

Молодцы, хорошие у Вас рассказы!

Учитель - логопед:

А сейчас послушайте мой рассказ и найдите в нем слова со звуками [Л] - [Р].

 Это слон. Живёт слон в жарких странах. Он очень большой. Его тело покрыто толстой серой шкурой. У слона есть белые бивни и длинный хобот. С помощью хобота слон пьёт воду и добывает пищу. Уши у слона очень большие. Ими он отгоняет насекомых. Ноги у этого животного толстые, а хвост короткий. Питается слон: травой, листьями, плодами и корой деревьев.

 

(Слова со звуками [Л] и [Р]: Слон, жарких, странах, тело, покрыто, толстой, серой, шкурой, белые, толстые, короткий, травой, плодами, корой).

Назовите слова со звуками [Л], [Р].

Лиза, назови позицию звука [Р] в слове жарких.

Сколько слогов в слове.

Никита, а ты назови позицию звука [Л] в слове слон.

Сколько слогов в слове.

Учитель - логопед:

Молодцы! А теперь, я Вам, предлагаю сыграть в игру. Но сначала послушайте историю. Жили-были два друга, тигренок и слонёнок. И вот однажды к ним на день рождения пришли друзья и подарили подарки, но получилось так, что все коробки были одинаковые и друзья их перепутали. И теперь они не могут их поделить, давайте разделим все подарки.

Тигрёнку мы подарим подарки со звуком [Р].

Слонёнку мы подарим подарки со звуком [Л].

(Игра с фонариком. Надо посветить фонариком с обратной стороны подарка и рассмотреть картинку).

Зебра.

Носорог.

Жираф.

Слон.  

Гепард.

Крокодил.

 

Крокодил.

В слове крокодил звук [Р] стоит в середине слова, а звук [Л в конце слова.

Выполняют упражнение

Согласные, твёрдые.

Эти звуки обозначаются синим цветом, при произнесении во рту есть преграда.

Когда мы произносим звук Р - язык дрожит, а когда говорим Л - язык спокойный, не дрожит.

Собирают картинку.

Африка.

Солнечная, жаркая, красивая.

Дети выполняют упражнения на речевое дыхание.

Рассказы детей.

Слова со звуком [Л]:

слон, тело, толстой,  белые, толстые,   плодами.

Слова со звуком [Р]:

жарких, странах, покрыто,  серой, шкурой,  короткий, травой,  корой.

Звук [Л] слышится в середине слова.

Один.

III

Подведение итогов занятия.

Что Вам запомнилось больше всего?

А теперь чтобы у Вас было хорошее настроение, я подарю вам раскраски с животными жарких стран.    

Спасибо Вам ребята, мне было интересно играть с Вами!

(Дети уходят).  

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Дифференциация звуков р-л". Лексическая тема "Космос"

На занятие дети отправляются в космическое путешествие на ракете и звездолёте, разгадывают интересный кроссворд «Вселенная». Всё занятие сопровождается показом презентации.В результате дети легк...

Конспект занятия "Пират на необитаемом острове". Тема: Дифференциация звуков "Ш ","Ж". Лексическая тема "Весна"(подготовительная логопедическая группа).

Цели: Учить слухо произносительной дифференциации звуков "Ш" "Ж"(сравнение ,различение и правильное произношение в слогах, словах, фразах ). Совершенствовать равыки  звукового анализа. Учить реша...

Дифференциация звуков С-Ш. Лексическая тема "Дикие животные"

Занятие - путешествие поможет детям в увлекательной форме научиться различать звуки С-Ш....

Открытое занятие.Тема "Дифференциация звуков С-Ш". Лексическая тема "Зима".

Занятие рассчитано для детей старшей группы. В игровых ситуациях дети учатся контролировать собственное звукопроизногение, составлять с помощью символов схему здорового образа жизни и поведения....

Конспект ООД на тему: «Дифференциация звуков [ц] - [ч] ». Лексическая тема: «Перелетные птицы»

Цель данного занятия направлена на закрепление правильного произношения звуков ц—ч, а так же учить детей дифференцировать эти звуки....