Развитие речи (старший возраст)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Соломенникова Наталья Николаевна

Подбор занятий по развитию речи для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_razvitie_rechi_starshiy_vozrast.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сергей Есенин - стихи

Антология русской поэзии

                         Сестре Шуре

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня -
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.

Занятия по развитию речи (старший возраст)

«РЕГУЛИРОВЩИКИ»

Цель: учить на слух определить конец предложения.

Детям предлагается стать «регулировщиками». Но регулировать они будут не уличное движение, а речь ведущего. Слушая произносимые вслух предложения, они должны будут поднимать сигналь» —точки — в том месте, где предложения заканчиваются. Ведущий обязан остановиться тогда, когда дети поднимут сигнал. Если они ошиблись, ведущий указывает им на ошибку, демонстрируя тот фрагмент предложения, который дети приняли за целое. Таким образом, усваивается понимание того, что предложение выражает законченную мысль.

 ТЕКСТЫ ДЛЯ ИГРЫ

ЖИЛ НА СВЕТЕ СЛОНЕНОК

Жил на свете слоненок. Это был очень хороший слоненок. Только вот беда: он не знал, чем ему заняться, кем быть. Так все сидел слоненок у окошка, сопел и думал, думал...

Однажды на улице пошел дождь.

у-у— сказал промокший лисенок, увидев в окошке слоненка. <— Ушастый какой! Да с такими ушами  он  вполне  может быть  зонтиком!

Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком. И лисята, и зайчата, и ежата — все прятались под его большими ушами от дождя.

ГРИБЫ

Люблю грибы собирать. Под березами — подберезовики. Ножка тоненькая, шляпа широкая. В сухом бору гриб боровичок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито... вдоль ручья — осинки. Под осинками — подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках.

«НАПИШЕМ КУКЛЕ ПИСЬМО»

Цель научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.

Ход игры. Для игры надо заготовить длинные полоски, обозначающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Ведущий произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску — «пишут кукле письмо». Второй paз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении* Затем так же анализируется второе и третье предложения. После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать* первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память.

«подними цифру»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

ПРИМЕРНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИГРЫ

Алеша спит.

Петя  кормит кур.

Врач лечит больного ребенка,

Мама купила Наташе красивую куклу.

Сильный спортсмен легко поднял тяжелую штангу.

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель. закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа*

Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа.) Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.  

***

Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого Я видел двух свинок Без шляп и    ... (ботинок).

* * *

Постой, не тебе ли На прошлой  неделе Я выслал две  пары Отличных ...   (калош)

***

Робин бобин Барабек Скушал сорок ...   (чёлочек).

* * *

Он сказал: «Ты злодей, Пожираешь людей, Так за это мой меч —-Твою голову с ...    (плеч/.

«кого я вижу, что я вижу»                                             

Цель различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

Ход игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что буДут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу... воробья» — и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» — и бросить мяч следующему. Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

«ЧТО Я ВИДЕЛ И ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель: различение в речи форм винительного и родительного падежей неодушевленных существительных, развитие кратковременной зрительной памяти.

Ход игры. Перед ребенком на столе располагают 5-6 предметов или игрушек. Какое-то время он их рассматривает, затем закрывает глаза. Одну игрушку убирают и разрешают ребенку открыть глаза. Он должен заметить, какая игрушка убрана, и назвать ее, используя такую конструкцию: «Я видел мяч. Сейчас я не вижу мяча».

«ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ...»

Цель: научить правильно строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово потому что. Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку, выиграет тот, кто соберет больше фишек.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИГРЫ

Вова заболел ... Дети легли спать ... Лед на речке растаял… Стало очень холодно

 Мама взяла зонт ...  Очень хочется пить…  Деревья сильно закачались…

 

«НАЙДИ КАРТИНКЕ МЕСТО»

Цель научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребенку с tеm, чтобы он нашел ей нужное место. После этого просят ребенка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель. научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры. Перед ребенком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребенок находит ошибку, кладет картинку на нужное место, а затем состав/гнет рассказ по всей серии картинок.

«какая картинка не нужна»

Цель. научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, не одну картинку берут из другого набора. Ребенок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«СОСТАВЬ ДВА РАССКАЗА»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. , Перед ребенком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы  по каждой  серии.

«нарисуй,скажу»

Цель научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребенку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребенок сам, изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Конечно, пятилетнему малышу нелегко одному выполнить такое задание, нужно ему помочь. Покажите, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу, определите вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделите главные повороты сюжета. Начать лучше всего со знакомой, легкой по композиции сказки, например с «Колобка» или «Репки».

«КАК ТЫ УЗНАЛ?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребенок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает; «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберет больше всего фишек.

«А Я БЫ….»

Цель:  развитие творческого воображения,  обучение свободному рассказыванию.

Ход игры. После прочтения ребенку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал одним из главных персонажей. Запишите рассказ ребенка на магнитофон, проанализируйте его по плану:

1)   грамматическая, фонетическая, лексическая правильность речи:

2)   эмоциональность речи;                              -

3)   мера самостоятельности в выборе сюжета;

4)   есть ли элементы контаминации известных детям художественных    произведений

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК». ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры. Перед игрой дети могу? посмотреть и потрогать предметы, которые будут использоваться в игре. Затем предметы прячутся в «чудесный мешочек». Ведущий просит достать из мешочка любой предмет, но не называет сам предмет, а загадывает загадку, отгадкой и будет являться данный предмет. Когда ребенок отгадает загадку, ему разрешают достать из мешочка данную вещь.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ИГРЫ

* * *

Под кочкою крошка, Только шляпка да ножка, {Грибок)

 * * *

В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Желудь)

* * *

Есть крылья, а не птица, Ног нет, а не догонишь. (Рыбка) 

* * *

Ты не клюй меня, дружок, Голосистый петушок! В землю теплую УЙДУ» К солнцу колосом взойду. (Зернышко) 

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК». ВТОРОЙ ВАРИАНТ

Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры. По другому варианту хода игры ребенок нащупывает в мешочке предмет, называет его, а затем уже вынимает и показывает ведущему.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК». ГРЕ7ИЙ ВАРИАНТ

Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры. Более сложным вариантом проведения игры будет такой, в котором предметы предварительно детям показывают, но трогать  не  разрешают.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК». ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ

Цель: развитие тактильных ощущений.

И еще более сложным заданием будет определение на ощупь предметов,   которые  детям   предварительно  даже  не  показывали.

Наборы Для игры обновляют постепенно, заменяя предметы и игрушки не сразу, а по одному, пока не заменятся все предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие одаренности детей с помощью дидактических игр по развитию речи (старший возраст).

Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное   значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться...

НОД развитие речи старший возраст "Тувинские народные сказки"

-Закрепить и расширить знания детей о сказках;-Развивать индивидуальные литературные предпочтения;-Пробудить в детях интерес к театрализованной игре , развивать интонационную выразительность речи, фор...

Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Старший возраст. 5-6 лет

Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Старший возраст. 5-6 лет...

Игры по развитию речи старший возраст

Картотека игр по развитию речи для детей старшего возраста...

Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)

Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)...