Развитие речи "Живем сказкой"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Мубаракшина Гульнара Равилевна

Занятие по развитию речи в подготовительной-логопедической  группе.Тема "Живем сказкой "программное содержание:

Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. 

2. Развивать мышление, память, воображение. 
3.Воспитывать интерес и любовь к сказкам. 
4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать их схематично. 
5. Формирование навыка координации движения руки при письме. 
6. Развивать глазомер, мелкую моторику. 


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.dlya_atesstatsii.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное 
учреждение «Детский сад №185 «Аистенок»


Конспект открытого  занятия по развитию речи 
в подготовительной  логопедической группе №8

Тема: « Живем Сказкой » 

                                                                                          Подготовила и провела :

                                                                воспитатель 
                                                                          Мубаракшина Г.Р

                                             Казань 
                                            2014 год.

Программное содержание: 
1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. 
2. Развивать мышление, память, воображение. 
3.Воспитывать интерес и любовь к сказкам. 
4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать их схематично. 
5. Формирование навыка координации движения руки при письме. 
6. Развивать глазомер, мелкую моторику. 

Оборудование: 
Иллюстрации к сказкам  на экране - «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк», авторская сказка «Жил-был Паучок»; выставка книг по сказкам; мяч; 
игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; тетради; карандаш жёлтого цвета на каждого ребёнка; паутину из шелковых нитей и шерстяных нитей.

Ход занятия 
1. Организационный момент, объявление темы: 


В:Ребята, вы любите сказки?

Ответ детей  (Да.)

В:Ребятки ,мы свами читаем и будем еще много сказок читать ,а многим из вас сказки читают и дома, так что вы знаете уже много сказок. А вот  сегодня я предлагаю вам  поговорить  о  волшебной силе сказки , мы с вами  еще раз вспомним  наши  любимые сказки, узнаем , кто из вас знает больше сказок! У кого есть своя ,любимая сказка! И чему может нас научить сказка!

Итак, путешествие в страну сказок начинается!

Чтение стиха о сказке

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

В:Ребятки вам понравился стих о сказке

Д:ответ (да,)

( обсудить.поговорить  с детьми о смысле прочитанного, итог стиха)

В: сейчас чтобы легче было войти в сказку мы свами сыграем в игру

В:Вы готовы?

Д:ответ  (Да, мы готовы)


Игра: «Ты мне – я тебе». 
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка». 
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-… Лебеди… Затем можно назвать предметы.Например: золотой ключик,ковер самолет,шапка невидимка,корзинка,очки,спицы,дом из соломы…,большой стул…,лед,волшебный цветок… и .т.д

(Дети с удовольствием и азартом вспоминают все сказки)

В:Ну ребятки вы меня очень порадовали, вы правильно и точно отгадали  все сказки.

Молодцы!- Тихо садимся за стол. 

В:Дети сейчас мы с вами познакомимся с новой сказкой, которую вы никогда еще не слышали, потому что это авторская работа и написала ее я, ваш воспитатель.

В:Ну что смотрим и слушаем!

Показ презентации к сказке «Жил был паучок»

От автора:

«Я буду рада,  если моя сказка вас чему-то научит.»

Вопросы к обсуждению.

1.Чему завидовал паучок?

2.Кем решил стать паучок?

З. Кто ему в этом помог?

4.Чем пожертвовал паучок . за свои желания?

5.Получив все свои желания, что с ним произошло?

6.Какой  конец этой истории предложите  вы?

7.Чему может научить  нас эта история?

(Психологический подход)

Используя сказку в коррекционной форме можно предложить детям упражнения « Разговор с паутиной»

1.Дать детям   подержать в руках «Паутину из шелковых нитей и шерстяных нитей».

2.Какая паутина больше нравиться шелковая или шерстяная?

3.Когда определишься, поговори с ней.

4.Вы можете рассказать ей свой самый большой секрет, и она его сохранит на много лет.

5.Теперь сожмите её в руке и передайте ей  свое тепло.

2. Основная часть: 
В: Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими. 
В:Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?

Д:(Ответ детей) Сказки называют народными ,потому что, их сочинил народ.

В:Правильно .Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. 
В:Почему сказки называют авторскими? 

Д:Потому что, их сочинил и написал один человек – автор.

В:Правильно.

В:А мы с вами можем быть авторами сказки?

Д:Если  каждый из нас придумает свою сказку , то да!

В:Валерия, попробуй стать автором, сочини нам сказку

В:А вам ребятки задание на дом, всем придумать свою сказку?

В:Валерия ты готова?

Д:Да

(ребенок рассказывает свою сказку, воспитатель помогает ,корректирует)

В:Умничка, молодец.Очень интересный сюжет про  березовый листочек.

В:Дети ,послушайте меня, сказки бывают  добрые, поучительные ,а бывают и злые, которые не могут нас ни чему хорошему научить.

В:Как вы думаете ребята ,нужны нам такие сказки?

(Ответы детей, дискуссия)

В:Я так и знала что мнение разделится, но вот что я вам скажу.

Страшные и злые сказки нам нужны. То, что мы называем «страшными сказками» имеет очень серьезную психологическую нагрузку — страшилки-сказки дают возможность  вам детям  в малой доле пережить стресс и выработать иммунитет. Это как прививка от стресса. И сказка вводит такой элемент стресса, жестокости, который по силам детям претерпеть, еще, если не будет страшных и злых сказок, то как мы сможем учиться самозащите, анализу своих действий , как сможем понимать что плохо ,а что хорошо

.В этом мире нет ничего не нужного. Всему свое место.

В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается). 

В:Мы много говорили ,давайте разомнемся.


Игра: «Узнай сказку по загадке» 
В:Ребята, вы много сказок знаете?

Д:(да).

В:Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку?


** Появилась девочка в чашечке цветка, 
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка


**Возле леса, на опушке, 
Трое их живет в избушке. 
Там три стула и три кружки, 
Три кроватки, три подушки. 
Угадайте без подсказки, 
Кто герои этой сказки? (Три медведя) 


**Лечит маленьких детей, 
Лечит птичек и зверей, 
Сквозь очки свои глядит 
Добрый доктор ... (Айболит). 


** Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт.
 (Бабушка Федора)


**С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Кто герой её — мальчишка?(
 Буратино)


**Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи, как днём.(
 Жар-птица)

В:Ай да молодцы! Все отгадки знаете. Сразу можно понять что много читаете!


Игра: «Узнай сказку по картинке» 
В:Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на экране появляются  иллюстрации анимации - к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк» и.т.д ). 
В:Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».) 
- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.) 
- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки». 
В:Чему учит нас эта сказка?

Д:Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.

В:Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба»

Д:Это сказка «Курочка Ряба». 
В:А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?

Д:Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.) 


Игра: «Узнай сказку по героям» 
- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют. 
1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка») 
2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба») 
3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка») 
4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка») 
- Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки): заяц, волк, лиса, медведь, колобок. 
Вопросы: - Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок) 
- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные) 
- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха) 
- Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок») 

Выходи командир группы
3. Физминутка: 
«Буратино» 
Буратино потянулся, 
Раз – нагнулся, 
Два - нагнулся, 
Руки в стороны развёл, 
Ключик, видно, не нашёл. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать. 

4. Продолжение работы: 
Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения», «Графическое изображение предложений». 
- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок записывает схему предложения на доске \- - - ) 
Репка; Кошка; Мышка. 
Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку. 
1) \- - - . 
2) \- - -. 
3) \- - - . 
В:Из какой сказки этот отрывок?

Д:«Репка»

В:Молодцы! 

5. Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои, 
Их как хочешь, поверни. 
По дороге бело, гладкой 
Скачут пальцы, как лошадки. 
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, 
Скачет резвый табунок. 
(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. 
Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Ещё раз обратите внимание на свою посадку. )
Парта – это не кровать, 
И нельзя на ней лежать. 
Ты сиди за партой стройно 
И веди себя достойно. 

6. Самостоятельная работа в тетрадях: 
В:Ребята, откройте тетради. Тетради на столе положите правильно. (Столы детей разлинованы под углом 30 градусов). Умницы! В вашей тетради рисунок репки. Вам надо раскрасить репку сверху вниз не оставляя белых пятен. Работать будем карандашом. Какого цвета карандаш нам понадобится?

Д:жёлтый цвет, потому что репа жёлтая.

В- Карандаш держим правильно в «щепотке» из большого, указательного и среднего пальца правой руки. Готовы? Тогда начинаем работать. 


7. Подведение итогов: 
-Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка. 

Список использованной литературы 

1. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 - №5 
2. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» - М.: «Новая школа», 1998. 
3. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» - М.: «Планета детства», 2003. 
4. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» - М.: «ВАКО», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА СКАЗКА «

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТ...

Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию «Праздник сказки». Викторина по сказкам.

Данная образовательная деятельность   направлена на закрепление прочитанных сказок,  представления  детей о сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с ...

Конспект по развитию речи "Сказка за сказкой"

Продолжать способствовать формированию интереса к литературным произведениям....

Занятие по развитию речи Сказка Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка»

Развитие речи. Старшая группа .Сказка Джанни Родари "Большая морковка" сопоставительный анализ с русской народной сказкой "Репка"Задачи:  - учить чувствовать и понимать сходст...

ООД Речевое развитие "Русские сказки (мини- викторина). Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко" 29.03.2021

Мини-викторина па русским сказкам и чтение сказки про петушка , который подавился бобовым зернышком....