Интеграция пальчиковой гимнастики и лексических тем, рассчитанных на год во второй группе раннего развития
методическая разработка по развитию речи на тему
Эта работа может помочь воспитателю второй группы раннего развития в проведении пальчиковой гимнастики, соответствующей текущей лексической теме. Можно включать ее в утреннюю гимнастику, использовать как элемент занятий в группе или на улице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 185.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты.
О том, что движения пальцев тесно связано с речью, было известно давно. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, с незапамятных времен люди сопровождали слова песни и игры движениями пальцев ребенка, отсюда всем известные «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.
Так и исследования отечественных физиологов подтверждают, что развитие рук с развитием мозга тесно связаны. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой-Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другие было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает вести целенаправленную работу по коррекции речи. Была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
В. М. Бехтеров подтверждает влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.
На человечке Пенфилда (У.Г.Пенфилд, 1891-1976, канадский нейрохирург, составитель карты речевых зон мозга) показаны проекции всех частей тела в двигательной области головного мозга. Доказано, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
У многих современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше работать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое действие есть специальная машина. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Тренировку пальцев нужно начинать с детьми 6-7 месяцев. С 10 месяцев следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие.
Необходимо использовать родителям дома и воспитателям в детском саду в работе - это принцип системности- т.е. постепенный переход от простого к сложному. Работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Для того, чтобы овладеть определенными навыками в развитии моторики рук и работа была результативной в группе детского сада, для детей необходимо создать развивающую среду согласно с возрастными особенностями детей.
Как мы знаем, основная деятельность детей – это игра, как же игры помогут нам в развитии мелкой моторики:
-игры на развитие тактильного восприятия;
-игры с водой, самомассаж;
-игры на нанизывание;
-игры с пластилином;
-фольклорные пальчиковые игры;
-игры на выкладывание;
-игры с мозаикой.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Когда мы можем использовать пальчиковую гимнастику:
- во время досуга детей;
- на занятиях, на прогулке;
- разучивание стихов, потешек.
Уголок, в котором сосредоточены различные виды конструкторов, мозаика, матрешки, пирамидки и т.д.
Уголок художника: краски, пластилин, различные виды бумаги, цветные карандаши, трафареты.
Уголок театрализации: пальчиковый и кукольный театры.
Не менее важной является работа с родителями. Для них необходимо сделать папки-передвижки. В них представить лексические тему недели и соответствующую игру по развитию мелкой моторики.
Наш проект рассчитан на учебный год.
Что мы ожидаем:
- дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
На подготовительно этапе определяем темы, целей и задач, содержания проекта, предполагаем результата.
На основном - реализации проекта:
- составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
- подбор пальчиковой гимнастики;
- обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
- включение в комплексы утренней гимнастики.
- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
Мы обратим внимание на использование пальчиковой гимнастики как элемента утренней зарядки, интегрируем их с лексическими темами, рассчитанными на год во второй группе раннего развития.
I КВАРТАЛ | ||||||||
Тема (проект) месяца: «Мой маленький мир» (сентябрь)
| ||||||||
Период | Лексическая тема | Примерное содержание деятельности | Пальчиковая гимнастика | |||||
1-я неделя сентября | Давайте познакомимся | Знакомство детей с педагогами, друг с другом, с помещением группы. Мероприятия по адаптации детей к условиям ДОУ. Формирование представления о себе как о человеке (части тела, своё имя, свои возможности и Т.Д.) | Нос один и рот один, (находим нос, рот) Одна дана нам голова, (кладем руки на щеки и качаем головой) Но уха два и глаза два. (прикладываем руки к ушам, изображая уши; соединяе большой и указательный палец, прикладываем к глазам) Есть две брови и две щеки, (указательным пальцем проводим по бровям, надуваем щеки – лопаем их пальчиками) Есть две руки и две ноги. (хлопаем руками, топаем ногами) | |||||
2-я неделя сентября | ||||||||
3-я неделя сентября | Детский сад | Адаптация детей к условиям ДОУ, знакомство с детским садом: помещение и среда группы (личный шкафчик, кроватка, игрушки и т.д.), прогулочные площадки, содействие комфортному протеканию периода адаптации | Один, два, три. Четыре, пять. (сжимаем и разжимаем кулачки) Пошли пальчики гулять. Этот пальчик рыл песок. (загибаем пальчики) Этот делал пирожок. Этот с горки катался. Этот в траве валялся. Этот умницей был- Хорошо говорил. | |||||
4-я неделя сентября | ||||||||
Тема (проект) месяца: «Мир осени» (октябрь, ноябрь) | ||||||||
1 неделя октября | Мир осенней природы | Изменения в природе. Человек и осень. Организация всех видов детской деятельности вокруг темы изменений в природе (похолодало, пожелтели листья, идёт дождь и т.д.) и влиянии этих изменений на человека (одежда людей, собирают урожай и т.д.) | Пошли пальчики гулять. (стучим пальчиками по коленкам) Стали листья собирать: (поочредно соединяем пальчики, начиная с большого) Красный листик, желтый листик… А потом давай считать: (загибаем поочередно пальчики) Один, два, три, четыре. Пять! Сколько листиков собрали? (потягиваем ладошки вперед) Пять! С листьями осенними (поднимаем вверх руки, широко раздвинув пальцы –имитируем букет листьев) Будем мы играть. | |||||
2-3-я недели октября | Овощи. Фрукты. | Знакомство с внешними и характерными признаками | Мы капусту рубим рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз) Мы морковку трем, трем, (трем кулак о кулак) Мы капусту солим, солим, (имитируем посыпание солью) Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем пальцы в кулаки) Вот грибок какой, (левую ладонь ставят на кулак правой руки) Вот грибок большой, (меняют местами) Вот грибочек маленький, (ставят ладонь на мизинчик) Спит, как на завалинке, (обе ладошки под щечку) Шляпою качает, (качают головой) С ребятами играет. (хлопаю в ладоши) | |||||
Растения нашего края | Трава, цветы, деревья, грибы, ягоды. Знакомство с внешними и характерными признаками. | |||||||
4-я неделя октября - 1-я неделя ноября | Домашние животные и их детёныши | Знакомство с внешними и характерными признаками | Идет коза (показываем козу указательным и мизинцем) Идет коза бодатая. (показываем козу указательным и мизинцем) Ножками топ – топ, (Топаем ножками) Глазками хлоп – хлоп. (двумя руками имитируем хлопанье глазами) Кто каши не ест, (сомкнутыми ладонями имитируем отказ) Кто молока не пьет, Того забодает, забодает. (показываем козу и пугаем друг друга) | |||||
Дикие животные и их детёныши | Знакомство с внешними и характерными признаками | |||||||
2-я неделя ноября | Птицы. | Знакомство с внешними и характерными признаками | Сорока – белобока кашу варила, (Указательным пальцем води по ладошке) Детишек кормила, Этому дала, (по очереди загибаем пальцы) Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты воду не носил, (по очереди разгибаем пальца) Дрова не рубил, Каши не варил. Тебе ничего нет. | |||||
3-4-я недели ноября | Осенние праздники: «День матери» | Организация всех видов детской деятельности вокруг темы роли матери в жизни ребёнка | Хозяйка однажды с базара пришла, (указательными и средними пальцами имитируем ходьбу) Хозяйка с базара домой принесла (соединяем руки в большой овал) Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу….(загибаем по одному пальцу на обеих руках) Ох. (хлопок) | |||||
II KBАPTAЛ | ||||||||
Тема (проекта) месяца Новогодний карнавал | ||||||||
1-2я неделя декабря | Мир сказок | Знакомство с русскими народными сказками и сказочными персонажами. Подготовка к новогоднему празднику. | Мы на елке веселились, (ритмично хлопаем в ладоши) И плясали, и резвились. (стучим кулаками по ногам) После добрый Дед Мороз Нам подарочки принес. (шагаем указательным и средним пальцами) Дал большущие пакты, (руки соединяем в большой овал) В них все вкусные предметы: (гладим по животу) Конфеты в бумажках синих, (загибаем пальчики) Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, апельсин И один вкусный мандарин. | |||||
3- 4-я недели декабря | Новогодний праздник | Организация всех видов деятельности вокруг Новогоднего праздника. Знакомство с символами Нового года (елка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, снежинки). | ||||||
Тема (проект) месяца: «Мир зимы»(январь) | ||||||||
14 -31 января | Мир зимы | Организация всех видов деятельности вокруг тем: изменения в зимней природе; человек и зима, поведение птиц, лесных зверей зимой. | Сколько птиц в кормушке нашей. (кисти скрщены, ритмично сжимаем и разжимаем кулачки) Прилетело! Мы расскажем: (загибаем пальчики) Две синицы, воробей, Три вороны, пять голубей, Дятел в пестрых перышках! Всем хватило зернышек! (стучим указательным пальцем по ладошке) | |||||
Тема (проект) месяца: «Семья и дом» (февраль-март) | ||||||||
1 -2 я неделя февраля | Я и моя семья | Организация всех видов деятельности вокруг тем: образ Я (пол, возраст, имя); члены семьи. | Этот пальчик – дедушка, (загибаем по очереди пальчики) Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Это вся моя семья. (хлопаем в ладоши) | |||||
2-я - 3-я недели февраля | Мой дом. Мой город. | Знакомство с домом, предметами домашнего обихода (мебель, посуда). Знакомство с родным городом, его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника);с транспортом, профессиями (врач, продавец, полицейский) | На поляне дом стоит, (прямыми ладошками изображаем крышу дома) Ну а к дому путь закрыт. (ладоши развернуты к себу, касаются только средние пальцы) Мы ворота открываем, (разводим руки) В этот домик приглашаем. (прямыми ладошками – крышу) | |||||
4-я неделя февраля - 1-я неделя марта | Семейные праздники. | Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме и бабушке, подготовка к Женскому празднику | Хозяйка однажды с базара пришла, (указательными и средними пальцами имитируем ходьбу) Хозяйка с базара домой принесла (соединяем руки в большой овал) Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу….(загибаем по одному пальцу на обеих руках) Ох. (хлопок) | |||||
III КВАРТАЛ | ||||||||
Тема (проект) месяца: «Весна идёт» (март) | ||||||||
2-я неделя марта | Изменения в природе. | Выстраивание всех видов деятельности вокруг темы природных изменений: ярче светит солнце, тает снег, появились лужи, дождь. Расширение знаний о домашних животных и птицах. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. | Солнышко встало, утро настало. (ладони с растопыренными пальцами скрестить) Эй, братец, Федя – разбуди соседей. (двумя кулаками с поднятым большим пальцем сучим по ногам) Вставай, Большак. (соединяем большие пальцы) Вставай, Указка. (соединяем указательные) Вставай, Середка. (Соединяем средний) Вставай, Сиротка. (соединяем безымянный) Вставай, Митрошка. (соединяем мизинчики) Привет, ладошка! (хлопок) | |||||
3-я неделя марта | Человек и весна. | Привлечение внимания к красоте весенней природы. Формирование представлений об одежде и обуви людей весной. Формирование основ безопасного взаимодействия с природой (одеваться по погоде, не ходить по лужам, не ломать ветки и т.д.) | ||||||
Тема (проект) месяца: «Человек на планете Земля» (апрель-май) | ||||||||
1-я неделя апреля | Животные жарких стран | Организация всех видов деятельности вокруг темы знакомства с некоторыми животными жарких стран | - Где обедал воробей? (машем перекрещенными ладонями) В зоопарке у зверей. (ладошки – раскрывающаяся пасть) Пообедал он сперва (загибаем пальцы) За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем клевал пшена. Погостил у носорога. Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обед У мохнатого медведя. А зубастый крокодил (показываем пасть из ладошек) Чуть меня не проглотил. | |||||
2-я неделя апреля | Водный мир и его обитатели | Формировать представления у детей о простейших пресноводных водоёмах и их обитателей (рыбки, лягушки) | Щука хищная, зубастая, (ладошки- пасть щуки) Для лещей, плотвы опасная. Плывет, чем бы поживиться? (складываем ладшки лодочкой – имитируем движение рыб) Кто-то там в реке резвиться. | |||||
3-я неделя апреля | Земля - наш общий дом. | Организация всех видов деятельности вокруг тем: обитатели Земли (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые и т.д.), мир и дружба между людьми и т.д. | Здравствуй, солнце золотое! (кистями имитируем солнце, крутим ладошки) Здравствуй, небо голубое! (разводим руки, поднимая вверх) Здравствуй, вольный ветерок! (рисуем ладошками волны) Здравствуй, маленький дубок!(руки вверх, пальцы врозь) Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую! (руки перед собой в овал) | |||||
4-я неделя апреля | Труд взрослых Профессии. | Организация всех видов деятельности вокруг темы труда взрослых и трудовых действиях | Будем мы варить компот, (ладошку слегка сгибаем – кастрюлька, пальчиком размешиваем кампот- водим по ладошке) Фруктов нужно много вот: (соединяем руки в овал перед собой) Будем яблоки крошить, (загибаем пальчики) Груши будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. (снова размешиваем компот – водим пальчиком по ладони) Угостим весь садик, вот! | |||||
1-2-я недели мая | Солнечное детство | Организация всех видов деятельности вокруг темы весёлого, счастливого и мирного детства | Солнышко встало, утро настало. (ладони с растопыренными пальцами скрестить) Эй, братец, Федя – разбуди соседей. (двумя кулаками с поднятым большим пальцем сучим по ногам) Вставай, Большак. (соединяем большие пальцы) Вставай, Указка. (соединяем указательные) Вставай, Середка. (Соединяем средний) Вставай, Сиротка. (соединяем безымянный) Вставай, Митрошка. (соединяем мизинчики) Привет, ладошка! (хлопок) | |||||
Тема (проект) месяца: «Здравствуй, лето» (2-я половина мая) | ||||||||
3-я неделя мая | Лето. | Организация всех видов деятельности вокруг темы изменений в природе с наступлением лета, одежды человека ,его безопасного поведения, особенностей поведения животных, расширения знаний о цветах, насекомых, овощах, фруктах, ягодах. | Солнышко встало, утро настало. (ладони с растопыренными пальцами скрестить) Эй, братец, Федя – разбуди соседей. (двумя кулаками с поднятым большим пальцем сучим по ногам) Вставай, Большак. (соединяем большие пальцы) Вставай, Указка. (соединяем указательные) Вставай, Середка. (Соединяем средний) Вставай, Сиротка. (соединяем безымянный) Вставай, Митрошка. (соединяем мизинчики) Привет, ладошка! (хлопок) |
Анализируя проделанную работу:
-тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей,
-замечен положительный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики,
-возросла речевая активность детей.
Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволила добиться положительных результатов.
Литература:
1) Землянчинко М.В. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольника. – пермь:Меркурий, 2014 г.-с.169.
2)Землянчинко М.В., Ктергина Т.Д., Кузнецова Т.Д.// Проблемы и перспктивы развития образования: материлы 5 международной научной конференции. (Пермь, март 2014г.)-Пермь: Меркурии, 2014.
3) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
4) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
5) Краузе Е. Логопдия. 3-е изд. – Спб.: Корона, 2006.- 208с.
6) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
7) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
8) Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной деятельности ОО "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкальная деятельность) с детьми второй группы раннего развития "Весёлые музыканты"
Конспект музыкального занятия для детей 2-3 лет....
Конспект организованной образовательной деятельности по сенсорному развитию «Путешествие гномика» для детей второй группы раннего развития от 2-х до 3 лет
конспект занятия, направленного на сенсоное развитие детей раннего дошкольного возраста...
Педагогический проект ОО «Познавательное развитие» Тема: «Роль игрушки в период адаптации детей раннего возраста» возрастная группа: вторая группа раннего развития
Педагогический проект по познавательному развитию....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности
В картотеке представлены такие лексические темы как "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Лес. Грибы. Ягоды" и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр...
Конспект занятия речевого развития по лексической теме «Зима, зимние явления» во второй группе раннего возраста."
НЕ КОПИРУЕТСЯ...
Рабочая программа по речевому развитию для второй группы раннего развития
Цели Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия ...
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для второй группы раннего развития
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ:Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызы...